Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ошибки по отношению к аргументам





Нарушение требование достоверности, истинности и доказанности аргументов приводит к двум ошибкам.

Основное заблуждение – принятие за истину ложного аргумента. Причины - использование несуществующего факта; ссылка на событие, которого не было в действительности; указание на несуществующих очевидцев и т.п.

Предвосхищение основания - в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения, опираются на слухи, мнения, предположения. Такие доводы лишь предвосхищают, но не устанавливают истину.

Нарушение правила автономности истинности аргументов (независимости аргумента от тезиса) приводит к ошибке круг в обосновании («порочный круг»), доказательство в этом случае не выполняет своей функции, ибо при обосновании истинности тезиса косвенно используется сам тезис.

Отклонения от требований достаточности аргументов неуместны ни в ту, ни в другую сторону, и приводят к ошибке

слишком широкое или поспешное обобщение, когда пытаются обосновать отдельными фактами широкий тезис.Причина неубедительных обобщений в недостаточном анализе фактического материала, отбирают лишь достоверно установленные, наиболее убедительные факты. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда дает положительные результаты. Наилучший принцип убедительного рассуждения: «лучше меньше, да лучше » - факты и положения тщательно взвешивать и отбирать. Достаточность аргументов расценивают не в смысле их количества, а с учетом их весомости.

Кроме этих ошибок можно выделить: «ложный аргумент», «ложное основание», «слишком широкое доказательство», «слишком узкое доказательство» «не следует, не вытекает», «довод к человеку», «довод к силе», «довод к публике», «кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает» и т. п.

Ошибки в способе доказательства

Ошибки в демонстрации заключаются в отсутствии логической связи между аргументами и тезисом. В тех случаях, когда для обоснования своей мысли оратор цитирует источники, приводит факты - создается впечатление, что речь его достаточно аргументирована, но на самом деле, исходные положения – аргументы - логически не связаны с тезисом. Отсутствие связи между ними называют ошибкой «мнимого следования», которая возникает при несоответствии между логическим статусом посылок, в которых представлены аргументы, и логическим статусом суждения, содержащего тезис.

Логический переход от узкой области к более широкой области, когда в аргументах, описывают свойства вида явлений, а в тезисе неосновательно говорится о свойствах всего рода, хотя не все признаки вида являются родовыми.

Переход от сказанного с условием к сказанному, безусловно. Аргументы, которые считаются истинными при известных условиях, оратор выражает в форме условных суждений. «В» признается истинным, при условии истинности «А», но в процессе аргументации об этом условии забывают и приходят к выводу, что принятые аргументы с необходимостью обосновывают тезис, который формулируется в безусловной форме.

Переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. Мнимым будет следование, если, опираясь на проблематичные, пусть даже вероятные доводы, пытаются обосновать достоверный тезис.

В общем виде несоответствие между аргументами и тезисом в случае мнимого следования проявляется в том, что логически слабыми аргументами (узкими, условными, относительными или проблематичными)пытаются обосновать логически более сильный тезис (широкий, безусловный, безотносительный или достоверный).

Ошибка мнимого следования имеет место в уловках, когда для обоснования тезиса приводятлогически не связанные с тезисом аргументы:

а) аргумент к силе - вместо логического обоснования тезиса прибегают к принуждению - физическому, экономическому, морально-политическому и другим видам воздействия;

б) аргумент к невежеству - использование неосведомленности слушателей и навязывание им мнений, не находящих объективного подтверждения, противоречащих науке;

в) аргумент к выгоде - агитируют за принятие тезиса, так как это выгодно в политическом или экономическом отношении;

г) аргумент к здравому смыслу - апелляция к обыденному сознаниювместо реального обоснования, понятие здравого смысла относительное, нередко оно оказывается обманчивым;

д) аргумент к состраданию - когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию;

е) аргумент к верности - вместо обоснования тезиса, склоняют к его принятию в силу верности, привязанности;

ж) аргумент к авторитету - ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет;

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам, обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения.

 

3.2. ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

Логика вопросов и ответов

Развитие знаний - переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход состоит из этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации, 3) конструирование ответа на вопрос.

Вопрос - это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение базисного знания.Любой вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Неполнота исходной информации в вопросе выделяются операторами: «кто», «что», «когда», «почему», «как» и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.

Ответ - новое суждение, уточняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.Полученное в ответе знание, расширяет либо уточняет исходную информацию, и служит базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники.

Виды вопросов

По различным основаниям выделяют множество типов

вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

«К-вопросы» - восполняющие

Это вопросы с операторами «кто», «когда», «что», «где» и пр. Они делятся на простые, с одним оператором, и сложные, сочетающие несколько операторов: «Кто, где, когда и как..?». сложные «к-вопросы» всегда можно разбить на простые. Ответы – направлены на поиск недостающей информации.

«Ли-вопросы» - уточняющие

Эти вопросы делятся на простые безусловные – «верно ли, что» и простые условные – «верно ли, что если…то» и сложные: конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные. Ответы на них могут быть «да» и «нет».

Логически корректные и некорректные вопросы

Вопрос явно или неявно включает определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания влияет на логический статус вопроса, определяет правильность или неправильность его постановки.

Корректный, правильно поставленный вопрос, тотпредпосылка, которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

Некорректный, неправильно поставленный вопрос, это вопрос с ложным или противоречивым базисом.

Пример: «Какой вид энергии использует вечный двигатель?». Прежде чем выяснять вид энергии, следует установить факт возможности создания вечных двигателей.

Провокационный - неправильно поставленный вопрос, умышленно используемый с целью запутать отвечающего.

Пример: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?»

Такой вопрос древнегреческой софистики предполагает при любом ответ на него - и «да», и «нет» признание, что он бил своего отца.

Простые и сложные вопросы

Простые вопросы - это такие, которые не включают в качестве составных частей других вопросов.

Сложные вопросы – это такие, которые включают в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы делятся на:

а) соединительные - это два и более простых вопроса, связанные союзом «и».

Схема соединительного «ли-вопроса»:

(Р L Q?),

т.е. «верно ли р и верно ли q?».

Пример: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схемы соединительного «к-вопроса»:

( Qi L Qz)(p)?,

т.е. «где и когда имело места р » - конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова.

Пример: «Где и когда состоялось решающее сражение Второй мировой войны?»;

б) разделительные - это два и более простых вопроса, связанных союзом «или».

Схема разделительного «ли-вопроса»:

(Р v Q)?, т.е. «верно ли р или верно ли q».

Пример: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»

Схемы разделительного «к-вопроса»:

(Qi v Qz)(p)?, т.е. «где или когда имело место р?».

Пример: «Где или когда было Бородинское сражение?»

Q (p v q)? т.е. «Q относится к р или q?».

Пример: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?»

в) смешанный - это объединение соединительных и разделительных вопросов.

Схема смешанного «ли-вопроса»:

((p L q) v (т L п)?), т.е. «верно ли р и q или т и п?»,

дизъюнктивный вопрос, включает два конъюнктивных сочетания.

Пример: «Верно ли, что хорошо быть бедным и здоровым или богатым, но больным?».

Схема смешанного «к-вопроса»:

Qi (p v q) L Qz (m v n)),

т.е. «где могут быть обнаружены р или q и когда появятся т или п?».

Вопросы по существу темы, и не по существу темы

Вопрос по существу темы - прямо или косвенно связан с обсуждаемой темой, ответ, на который уточняет либо дополняет исходную информацию.Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. Оценка вопроса как релевантного - не формально-структурная, а информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.

Вопрос не по существу темы - не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме.Обычно такие вопросы кажутся связанными чисто внешне с поставленной проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов уводит дискуссию в сторону от основной идеи. Их используют с целью затянуть дискуссию. В рационально организованной дискуссии такие вопросы не принимаются к обсуждению. Стороны вправе не отвечать на них.

Виды ответов

Ответы по существу и не по существу

Ответ по существу вопроса – такой ответ, содержание и структура которого строиться в соответствии с поставленным вопросом. Только в этом случае он расценивается релевантным,ответом по существу поставленного вопроса и выполняющим основное назначение - уточнять новую информацию.

Не по существу вопроса - ответ хотя и истинный, но содержательно не связанный с вопросом суждения и он обычно исключается из рассмотрения. Появление таких ответов в дискуссии - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но пытается как-то отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

Истинные и ложные ответы

Истинный - ответ правильно, адекватно отражающий действительность.

Ложный - ответ, в котором выраженное суждение неверно, неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы

Прямые ответы взяты непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которых не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.

Пример: прямой ответ на «к-вопрос» «В каком году закончилась ВОВ?» суждение: «ВОВ закончилась в 1945 году». Прямой ответом на «ли-вопрос» «Является ли огурец фруктом?» суждение: «Нет, огурец не является фруктом».

Косвенные ответы получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и получить нужную информацию можно лишь выводным путем.

Пример: на вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

Отвечающий располагает дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

Краткие и развернутые ответы

Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».

Развернутые - это ответы, в которых повторяются все элементы вопроса.

Пример: на вопрос «Был ли Петр I основателем СПб?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий - «Да»; развернутый - «Да, Петр I был основателем СПб». Отрицательные ответы: краткий - «Нет»; развернутый - «Нет, Петр I не был основателем СПб».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; развернутые – на сложные.

Полные и неполные ответы

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса.

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

Точные и неточные ответы

Под точностью и определенностью понимают логическую, т.е. понятийно-структурную характеристику вопроса.Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, в разумном использовании вопросов.

Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия используются в «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты.

Пример: «Продолжаешь ли ты носить рога?»

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.