|
Оценка состояния организации, системы внутреннего контроля и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
Важное место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные процедуры в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации. Контрольные процедуры осуществляются на организации с целью эффективного управления, основой которого является контроль выполнения всеми сотрудниками экономического субъекта своих обязанностей. Внутрихозяйственный контроль – это единство органов контроля, объектов контроля и форм его реализации. Таким образом, при проведении аудиторской проверки аудитор должен ознакомиться с системой внутреннего контроля в аудите. При этом следует иметь ввиду, что система внутреннего контроля в аудите – это совокупность организованной структуры, методик и процедур, принятых руководством заказчика в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного заказчика надзор и проверку:
1) соблюдения требований законодательства;
2) точности и полноты документации бухгалтерского учета;
3) своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
4) предотвращения ошибок и искажений;
5) исполнения приказов и распоряжений руководства;
6) обеспечения сохранности имущества заказчика.
В ходе аудиторской проверки аудитор должен убедиться, что система организации внутрихозяйственного контроля достаточно отражает хозяйственную деятельность заказчика.
Структуру внутрихозяйственного контроля в ГП “Беларусьторг” можно представить следующим образом:
| | Органы внутрихозяйственного контроля ГП “Беларусьторг”
| |
Ревизионная комиссия (ревизор)
| |
Рисунок 3.1 – Структура внутрихозяйственного контроля в ГП “Беларусьторг”
Примечание – Источник: собственная разработка
По форме организации внутрихозяйственный контроль представлен отделами и службами, функционирующими на организации. К ним относятся: ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов (их контрольные функции не являются основными, а выполняются в виде самоконтроля или определяются специфическими задачами этих служб).
Для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности ГП “Беларусьторг”, его филиалов и представительств Общим Собранием Участников из числа Участников ГП “Беларусьторг” или третьих лиц в порядке, определяемом в соответствии с законодательством Республики Беларусь, избирается Ревизор сроком на один год. Ревизору в период осуществления им своих обязанностей по решению Общего Собрания Участников может выплачиваться вознаграждение либо могут компенсироваться расходы, связанные с исполнением Ревизором своих обязанностей. Ревизор в соответствии с действующим законодательством проводит:
- ежегодную ревизию по результатам финансовой и хозяйственной деятельности ГП “Беларусьторг” за отчетный год в срок не позднее трех месяцев со дня окончания финансового года;
- ревизии и проверки по решению органов управления ГП “Беларусьторг”, в установленные ими сроки.
Ревизору должны быть представлены по его требованию для проведения проверок все материалы, бухгалтерские, финансовые и иные документы, исчерпывающие пояснения директора ГП “Беларусьторг” и иных работников в устной или письменной форме. Ревизор по результатам проведения проверки или ревизии составляет заключение.
Под внутренним аудитом понимается организованная субъектом хозяйствования, действующая в интересах учредителей, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим субъектом хозяйствования. Функции внутреннего аудита могут выполнять ревизионные комиссии, ревизоры, аудиторы, состоящие в штате, и внешние аудиторы, привлекаемые для проверки.
Поскольку согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в компетенцию главного бухгалтера входят: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации, составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, ответственность за состояние внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности ГП “Беларусьторг” возложен на главного бухгалтера.
Аудиторская деятельность (аудит) – это осуществляемая в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными правовыми актами предпринимательская деятельность аудиторов, работающих самостоятельно, и аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.
Аудитор – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период. Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказания различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.
Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета Законодательству Республики Беларусь.
Аудиторские проверки проводятся на договорной основе сотрудниками аудиторских фирм либо отдельными аудиторами – предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия такой деятельностью.
Для оценки состояния системы бухгалтерского учета в ГП “Беларусьторг” аудиторской организацией был использован специально разработанный тест (таблица 3.1), после проведения которого было установлено, что система бухгалтерского учета в организации надежна на 90 %. Это свидетельствует об эффективности системы бухгалтерского учета и о том, что почти все участки бухгалтерского учета можно проверять более выборочно.
Планирование и организация проведения аудита учета товарных операций
ГП “Беларусьторг” обратилось в аудиторскую организацию с предложением о проведении аудиторской проверки. Получив письменное предложение, аудиторская организация изучила учредительные документы», виды деятельности, учетную политику ГП “Беларусьторг”, ознакомилась с отчетностью организации и ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и ее работы за исследуемый период. В результате аудиторская организация направила ГП “Беларусьторг” письмо-обязательство (приложение Л) с целью подтверждения правильности понимания ею условий предстоящего договора, тем самым подтвердив согласие на проведение аудита, понимание поставленной задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.
Далее началась подготовка к заключению договора оказания аудиторских услуг, для чего аудитор выехал в организацию для преддоговорного обследования (беседы с руководством и ознакомления с документацией), также главным бухгалтером ГП “Беларусьторг” был заполнен преддоговорной тест-запрос. После получения аудитором всей необходимой информации на данном этапе с ГП “Беларусьторг” был заключен договор оказания аудиторских услуг (приложение М).
На следующем этапе для получения предварительных сведений о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на оптовом организации ГП “Беларусьторг” был использован комплекс специально разработанных тестов (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Анализ тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета товаров на ГП “Беларусьторг”
| | Содержание вопроса или объекта исследования
| Варианты ответа
| Уровень оценки
| | да
| нет
| | низкий
| средний
| высокий
| |
|
|
|
|
|
| | Внутренний контроль
| | Имеется ли в организации служба внутреннего контроля и положение о ее работе?
| +
|
|
|
| +
| | Имеется ли служба аудита, ревизионной комиссии и постоянно действующей инвентаризационной комиссии?
| +
| +
|
| +
|
| | Имеется ли учетная политика?
| +
|
|
|
| +
| | Имеются ли отдельные должности кладовщика и грузчика?
|
| +
| +
|
|
| | Заключнеы ли договора о материальной ответственности с материально-ответственными людьми?
| +
|
|
|
| +
| | Отражен ли в учетной политике метод оценки товаров?
| +
|
|
|
| +
| | Ведется ли количественно-суммовой учет товаров на складе?
| +
|
|
|
| +
| | Проводится ли обязательная инветаризация товаров?
| +
|
|
|
| +
| | Проводится ли внезапная инвентаризация товаров?
|
| +
| +
|
|
| | Проводится ли проверка полноты и своевременности оприходования и списания с материально-ответственных лиц товаров?
| +
|
|
| +
|
| | Сличаются ли первичные данные о продаже товаров с данными отчета о движении ценностей?
| +
|
|
| +
|
| | Система учета
| | Ведется ли учет договоров с поставщиками и покупателями?
| +
|
|
|
| +
| | Произведена ли классификация товаров на соответствующие группы для их учета?
| +
|
|
|
| +
| | Выбраны ли методы оценки и учета товаров на счетах в учетной политике?
| +
|
|
|
| +
| | Соблюдается ли порядок документирования хозяйственных операций по движению товаров
| +
|
|
|
| +
| | Соблюдается ли порядок отражения операций по движению товаров в регистрах учелта?
| +
|
|
|
| +
| | Организован ли аналитический учет товаров на должном уровне?
| +
|
|
|
| +
| | Даются ли бухгалтерские отчеты о движении товаров согласно графику документооборота?
| +
|
|
| +
|
| | Выделяется ли НДС отдельной строкой в расчетных, плвтежных и товарных документах?
| +
|
|
|
| +
| | Сверяются ли даннные синтетического и аналитического учета систематически?
| +
|
|
|
| +
| | Всего:
|
|
|
|
|
| | Надежность системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета
| 18/20*100=90%
| 2/20*100=10%
| 4/20*100=20%
| 14/20*100=70%
| | Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| |
В результате проведения тестирования было выявлено, что система бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации надежна на 90 %. В организации ГП “Беларусьторг” имеется служба внутреннего контроля и положение о ее работе (приложение Н), а также служба аудита, ревизионной комиссии, однако отсутствует постоянно действующая инвентаризационная комиссия. О надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля также свидетельствует то, что в учетной политике отражен метод оценки товаров, ведется количественно-суммовой учет товаров на складе, сличаются первичные данные о продаже товаров с данными отчета о движении ценностей, ведется учет договоров с поставщиками и покупателями, организован аналитический учет товаров на должном уровне, сравниваются данные синтетического и аналитического учета систематически.
О недостатках системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля свидетельствует то, что из-за отсутствия графика документооборота невозможно установить вовремя ли сдаются бухгалтерские отчеты о движении товаров, не проводится внезапная инвентаризация товаров, а только обязательная, не имеется постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
После выяснения аудитором состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля был составлен план аудиторской проверки товарных операций (приложение П), в котором был определен период проведения аудита (с 10.01.2012 г. по 31.01.2012 г.), проверяемый период – 2011 год, состав аудиторской группы – 3 человека и ее руководитель. Также был определен объем аудита, срок проведения каждого вида планируемых работ и исполнители этих работ.
Далее на основе плана аудита была составлена программа аудита товарных операций (приложение Р), в которой был определен перечень аудиторских процедур для получения необходимых документов, подтверждающих законность и правильность отражения в учете товарных операций.
На этом же этапе аудиторской организацией был определен уровень аудиторского риска – 1,3566 %. При оценке аудиторского риска и его компонентов (риска средств контроля, риска необнаружения и внутрихозяйственного риска) использовалась процентная оценка на основании тест-анкеты.
Аудиторский риск зависит от ряда факторов, приведенных в таблице 3.2. Факторы 1-13 влияют на внутрихозяйственный риск, фактор 14 – на риск средств контроля, факторы 15-18 – на риск необнаружения.
Таблица 3.2 - Анализ факторов, оказывающих влияние на существенность бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторский риск на ГП “Беларусьторг”
| Факторы
| Варианты оценки
| низкий
| средний
| высокий
| Внешние факторы
| 1. Характеристика и состояние отрасли, к которой относится аудируемое лицо (оптовой торговли)
| Отрасль традиционная, состояние стабильное
|
|
| 2. Стабильность законодательства
|
| Подвергалось изменеиям незадолго до проверяемого периода
|
| Факторы, характеризующие деятельность аудируемого лица
| 3. Вид и специфика деятельности аудируемого лица
|
| Торговля, посреднические услуги
|
| 4. Масштаб деятельности аудируемого лица
|
| Средний
|
| 5. Финансовое положение аудируемого лица
| Надежное, устойчивое
|
|
| Внутренние факторы
| 6. Скилонность руководства аудируемого лица к риску
| Руководство консервативно
|
|
| 7. Качество менеджмента
| Высокое
|
|
| 8. Опыт и квалификация бухгалтерского персонала
| Достаточное
|
|
| 9. Загруженность бухгалтерского персонала
| Бухгалтерский персонал в меру загружен и имеет время на повышение квалификации
|
|
| 10. Текучесть управленческих кадров
| Директор, главный бухгалтер, работники бухгалтерии работают в течении ряда лет
|
|
| 11. Давление на бухгалтерский персонал со стороны руководства
| Отсутствуют
|
|
| 12. Наличие сложных, нестандартных, неоднозначно толкуемых хозяйственных операций
| Отсутствуют
|
|
| 13. Организация бухгалтерского учета и документооборота у аудируемого лица
| Хорошо отлаженная
|
|
| 14. Организация внутреннего контроля
|
| Внутренний контроль организован, но недостаточно налажен
|
| Факторы, зависящие от аудиторской организации
| 15. Информированность аудиторской организации об аудируемом лице
|
|
| Первичный аудит
| 16. Наличие проверок контролирующих органов за предыдущие периоды
|
|
| Не проверялись
| 17. Опыт и квалификация аудиторов, принимающих участие в проверке
| Высокие
|
|
| 18. Планируемый объем проверяемой документации (планируемый объем выборки)
| Увеличенный
|
|
| Всего:
|
|
|
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Риск средств контроля зависит от надежности системы внутреннего контроля. Высокой надежности системы внутреннего контроля соответствует низкий риск контроля, средней надежности – средний риск, а низкой надежности – высокий риск средств контроля. Надежность системы внутреннего контроля в целом оценивается в процентах, исходя из оценок ее составных частей (системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля). Для оценки составляющих системы внутреннего контроля использованы данные таблицы 3.3, 3.4, 3.5.
Таблица 3.3 - Оценка надежности системы бухгалтерского учета на ГП “Беларусьторг”
| Факторы
| Оценки факторов (0-10 баллов)
| Примечания
| Форма бухгалтерского учета
|
| Соответствует установленным требованиям
| Автоматизация учета
|
| Полная
| Ограничен ли доступ к файлам бухгалтерского учета, защищены ли файлы от внесения несанкционированных изменений
|
| Да
| Уровень организации бухгалтерской службы
|
| Высокий
| Квалификация и опыт работников бухгалтерии
|
| Достаточно высокие
| Аудируемое лицо выписывает специальную литературу
|
| Выписывает постоянно
| Организация документооборота
|
| Отсутствует утвержденный график документооборота
| Соответствие учетной политики требованиям инструкций по бухгалтерскому учету
|
| Соответствует
| Порядок документирования хозяйственных операций
|
| Практически не содержит существенных отклонений от требований законодательства
| Обеспечен ли учет и сохранность бланков строгой отчетности
|
| Обеспечен
| Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
|
| Соответствует требованиям законодательства
| Ведение регистров бухгалтерского учета
|
| Соответствует требованиям законодательства
| Порядок отражения операций в регистрах учета
|
| Практически не содержит существенных отклонений от требований законодательства
| Порядок составления бухгалтерской отчетности
|
| Соответствует требованиям законодательства
| Итого оценок:
|
|
| Итоговая оценка надежности системы бухгалтерского учета:
| 95%
| 133/140*100 = 95 %
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| | Таблица 3.4 - Оценка надежности контрольной среды на ГП “Беларусьторг”
| | Факторы
| Оценка факторов (0-10 баллов)
| Примечания
| | Стиль и основные принципы управления
| | Отношение руководства к предпринимательскому риску
|
| Осторожность руководства
| | Отношение руководства к бухгалтерскому учету и отчетности
|
| Понимание их роли
| | Приоритетность для руководства системы внутреннего контроля
|
| Средняя
| | Готовность руководства к исправлению ошибок и нарушений
|
| Понимание необходимости и принятие соответствующих мер
| | Выполнение рекомендаций аудиторов
|
| Своевременное и четко организованное
| | Итоговая оценка
|
|
| | Организационная структура
| | Соответствие организационной структуры масштабам хозяйственной деятельности
|
| Полное
| | Органищзационное закрепление функций внутреннего контроля
|
| Частично предусмотрено
| | Распределение полномочий по санкционированию операций
|
| Определяются руководством в каждом случае
| | Итоговая оценка
|
|
| | Распределение ответственности и полномочий
| | Наличие должностных инструкций
|
| Разработаны
| | Распределение полномочий сотрудников, отвечающих за хранение, списание и учет активов
|
| Полномочия распределены
| | Установление ответственности за совершение нарушений
|
| Установлена
| | Итоговая оценка
|
|
| | Кадровая политика
| | Наличие в организованной структуре кадровой службы
|
| Кадровые вопросы отнесены к компетентности других служб
| | Подбор кадров
|
| В зависимости от конкретных потребностей
| | Наличие системы обучения, повышения квалификации кадров
|
| Имеются элементы подобной системы
| | Квалификация и опыт персонала
|
| Высокие
| | Понимание персоналом своих обязанностей и ответственности
|
| Хорошее понимание
| | Загруженность персонала бухгалтерии
|
| Разумная
| | Давление на бухгалтерский персонал со стороны руководства
|
| Отсутствует
| | Текучесть управленческих кадров
|
| Низкая (директор, главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии работают в течение ряда лет)
| | Итоговая оценка
|
|
| | Использование бухгалтерской отчетности для целей управления
| | Ведение управленческого учета
|
| Установлена система управленческого учета и внутренней отчетности
| | Установление внутренних нормативных показателей и контроль за их выполнением
|
| Нормативные показатели устанавливаются нерегулярно или частично
| | Осуществление анализа причин отклонений фактических показателей от нормативных
|
| Осуществляется нерегулярно
| | Итоговая оценка
|
|
| | Соблюдение требований законодательства
| | Свидетельства несоблюдения требований нормативных правовых актов
|
| Отсутствуют
| | Итоговая оценка
|
|
| | Итого оценок
|
|
| | Итоговая оценка надежности контрольной среды
| 80%
| 183/230*100 = 80 %
| | Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| | Таблица 3.5 - Оценка средств контроля на ГП “Беларусьторг”
| | Содержание вопроса или объекта исследования
| Варианты ответов и их оценка
| | да (10 баллов)/ нет (0 баллов)
| | Средства контроля, обеспечивающие выполнение всех хозяйственных операций только с разрешения руководства
| | 1. Утверждены руководителем:
|
| | планы капитальных вложений
|
| | штатное расписание
|
| | положение о премировании
|
| | 2. Все договоры подписываются руководителем
|
| | 3. Все договоры заключаются с участием юриста
|
| | 4. Все договоры завизированы юристом
|
| | 5. Финансовые вложения производятся только с разрешения руководства
|
| | 6. Установлен перечень документов, которые не могут быть приняты к исполнению без визы руководителя
|
| | 7. Годовая отчетность:
|
| | рассматривается и утверждается в соответствии с требованиями законодательства
|
| | размеры отчислений в фонды определены учетной политикой
|
| | расходы за счет чистой прибыли определены учетной политикой
|
| | Средства контроля, обеспечивающие правильность отражения операций в учете аудируемого лица
| | 8. Наличие графика документооборота, утвержденного приказом руководителя
|
| | 9. Определен порядок продвижения документов по службам
|
| | 10. Определены службы, ответственные за оформление и передачу документов в бухгалтерию
|
| | 11. Установлены сроки представления документов в бухгалтерию
|
| | 12. В бухгалтерии имеются оюразцы подписей лиц, имеющих право:
|
| | затребовать материальные ценности со склада
|
| | разрешить отпуск материальных ценностей со склада
|
| | 13. Распорядительными документами возложен на конкретных исполнителей контроль за:
|
| | правильностью приемки, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей
|
| | правильностью оформления и составления первичных учетных документов в соответствии с выполняемыми операциями
|
| | отражением в договорах и соблюдением юридических и правовых норм договорных обязательств
|
| | отражением в договорах и соблюдением финансово-экономических обязательств сторон
|
| | сроками оплаты счетов с целью избежания штрафных санкций за нарушение договорных обязательств
|
| | 14. Корреспонденция счетов проверяется главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом с целью контроля за полнотой отражения в учете всех существенных хозяйственных операций и соответствия бухгалтерских проводок законодательству
|
| | 15. Проводятся проверки:
|
| | тождественности показателей бухгалтерской отчетности данным Главной книги перед сдачей отчетности
|
| | тождественности данных Главной книги данным синтетического и аналитического учета
|
| | 16. Проводилась ли аудиторская проверка в предшествующие годы
|
| | 17. Проводились ли проверки налоговыми органами
|
| | Средства контроля, обеспечивающие доступ к активам только с разрешения руководства
| | 18. Определен круг лиц, имеющих право получения денежных средств на иные расходы, и сроки представления отчетов по их расходованию
|
| | 19. С материально ответственным лицом заключен договор о материальной ответственности:
|
| | с кассиром
|
| | с кладовщиком
|
| | с экспедитором
|
| | с бухгалтером
|
| | 20. Получение и отпуск товарно-материальных ценностей производится только на основании доверенностей
|
| | 21. Организованы хранение и сохранность товарно-материальных ценностей, денежных средств:
|
| | имеется склад с оборудованными местами хранения товарно-материальных ценностей
|
| | склад охраняется илиоснащен охранной сигнализацией
|
| | денежные средства и бланки строгой отчетности хранятся в сейфах, в специально оборудованных помещениях и доступ к ним ограничен
|
| | 22. На складах имеются образцы подписей лиц, имеющих право затребовать отпуск товано-материальных ценностей
|
| | Средства контроля, обеспечивающие соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов
| | 23. Утвержден график проведения инвентаризаций:
|
| | сроки проведения инвентаризаций
|
| | случаи, когда проводится внеплановая инвентаризация
|
| | 24. В соответствии с установленными сроками проведены инвентаризации:
|
| | склада на предмет фактического наличия товарно-материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных
|
| | основных средств
|
| | нематериальных активов
|
| | материальных запасов
|
| | задолженностей за отгруженные товары
|
| | кредитов, заемных средств
|
| | финансовых вложений
|
| | бланков строгой отчетности
|
| | 25. Инвентаризация проводится:
|
| | постоянно действующей комиссией
|
| | специально создаваемой рабочей группой
|
| | проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации
|
| | рассматриваются руководством результаты инвентаризации
|
| | Итого оценок:
|
| | Итоговая оценка надежности:
| 410/500*100 = 82 %
| | Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| | | | | | | |
Таблица 3.6 - Оценка внутрихозяйственного риска на ГП “Беларусьторг”
| Факторы
| Оценка факторов
| Примечания
| Внешние факторы
| Характеристика и состояние отрасли, к которой относится аудируемое лицо (оптовой торговли)
|
| Отрасль традиционная, состояние стабильное
| Стабильность законодательства
|
| Подвергалось изменеиям незадолго до проверяемого периода
| Факторы, характеризующие деятельность аудируемого лица
| Вид и специфика деятельности аудируемого лица
|
| Торговля, посреднические услуги
| Масштаб деятельности аудируемого лица
|
| Средний
| Финансовое положение аудируемого лица
|
| Надежное, устойчивое
| Внутренние факторы (заполняются по данным приложения В, Г)
| Стиль и основные принципы управления
|
| Высокая оценка
| Кадровая политика
|
| Высокая оценка
| Организация (надежность) системы бухгалтерского учета
|
| Высокая оценка
| Итого оценок
|
|
| Итоговая оценка внутрихозяйственного риска
| 21%
| 100-(63/80*100) = 21 %
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| Система бухгалтерского учета в ГП “Беларусьторг” надежна на 95 % (таблица 3.3), средства контроля надежны на 82 % (таблица 3.4), а контрольная среда надежна на 80 % (таблица 3.5). Таким образом, исходя из полученных оценок, можно установить, что итоговая оценка риска средств контроля равна 17 % (таблица 3.6).
Внутрихозяйственный риск зависит от внешних, внутренних факторов и факторов, характеризующих деятельность аудируемого лица. Так как надежная, отлаженная, хорошо организованная система бухгалтерского учета с низким внутрихозяйственным риском одновременно является надежной контрольной средой, обеспечивающей низкий риск средств контроля, то внутренние факторы 6-13 (таблица 3.2) практически совпадают с факторами, рассматриваемыми в ходе оценки надежности системы внутреннего контроля. Поэтому при оценке внутрихозяйственного риска изучению могут быть подвергнуты внешние факторы и факторы, характеризующие деятельность аудируемого лица. Результаты оценки внутрихозяйственного риска равны 21 % и оформлены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Оценка риска средств контроля на ГП “Беларусьторг”
| Составляющие системы внутреннего куонтроля
| Оценки факторов
| Полученная сумма баллов
| Итоговая сумма баллов
| Система бухгалтерского учета
|
|
| Контрольная среда
|
|
| Средства контроля
|
|
| Итого оценок:
|
|
| Итоговая оценка риска средств контроля
| 100-(726/870*100) = 17 %
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
| Таким образом, работа по первичной оценке надежности системы внутреннего контроля, а также по оценке рисков осуществляется практически одновременно.
Риск необнаружения может быть оценен как низкий, средний или высокий, исходя из того к какой оценке относятся факторы 15-18 таблицы 3.2. При этом, такие факторы как информируемость аудиторской организации об аудируемом лице или опыт и квалификация аудиторов, принимающих участие в проверке, влияют на риск детальных тестов (составляющая риска необнаружения), а риск выборки (другая составляющая риска необнаружения) зависит от планируемого объема выборки. Согласно данным таблицы 3.8, оценка риска необнаружения равна 38 %.
Таблица 3.8 - Оценка риска необнаружения на ГП “Беларусьторг”
| Факторы
| Оценка факторов
| Примечания
| Информированность аудиторской организации об аудируемом лице
|
| Первичный аудит
| Наличие проверок контролирующих органов за предыдущие периоды
|
| Не проверялись
| Опыт и квалификация аудиторов, принимающих участие в проверке
|
| Высокие
| Планируемый объем проверяемой документации (планируемый объем выборки)
|
| Увеличенный
| Применение аналитических процедур в качестве процедур проверки по существу
|
| Незначительное
| Преобладающее применение аудиторских процедур, исходная информация для которых получена из
|
| Смешанных источников
| Итого оценок
|
|
| Итоговая оценка риска необнаружения
| 38%
| 100-(37/60*100) = 38 %
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
|
Оценив величины внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и риска необнаружения можно дать оценку аудиторского риска. Аудиторский риск равен 1,3566 % (17 % х 21% х 38%) (таблица 3.9).
Таблица 3.9 - Оценка уровня аудиторского риска для ГП “Беларусьторг”
| Компоненты аудиторского риска
| Значение
| Риск средств контроля
| 17%
| Внутрихозяйственный риск
| 21%
| Риск необнаружения
| 38%
| Уровень аудиторского риска
| 1,3566%
| Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
|
Так
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|