Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Речевая ситуация и ее компоненты





Коммуникативная ситуация –сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое общение; положение дел, сопровождающее коммуникацию

Компоненты:

1) Цели и интенции

2) Характер коммуникации (межличностная, групповая, массовая)

3) Статусная роль каждого участника (возраст, пол, национальность, социальный статус)

4) Позиционные роли в системе социальных отношений

5) Публичность/приватность общения

6) Место и время протекания речевого акта

7) Продолжительность речевого акта

8) Контактное или дистантное общение, канал передачи

9)Коммуникативная установка (заинтересованность в результате, настроенность на понимание и склонность к определенной тематике)

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль (основы, признаки, сфера использования)

Стиль -(греч. stylos - палочка для письма) - организованное функциональное единство языковых средств и их комбинаций, обслуживающее определенную сферу общественной деятельности.

  Сфера применения Жанры Стилеобразующие черты Языковые средства
Разговорный        
Научный        
Офиц-деловой        
Публицист.        
Художеств.        

 

Разговорный стиль

Сфера применения: повседневно-бытовое общение; сфера неофициальных отношений на производстве, в учреждениях, общественных организациях и т.д.

Жанровые разновидности: в устной форме - в повседневном непринужденном общении людей в неофициальной обстановке, в неподготовленных, спонтанных выступлениях и т.д; в письменной форме - в частных письмах и записках, дневниках. Стилизованная разговорная речь используется в художественной литературе.

Стилеобразующие черты:

1) непринужденность, спонтанность;

2) диалогический характер;

3) эмоционально-экспрессивная окрашенность, оценочность;

4) конкретность содержания;

5) ситуативность.

Общая характеристика

Разговорная речь характеризуется меньшей степенью регламентации, она обусловлена ситуацией общения и характером взаимоотношений собеседников.

Разговорной речи свойственна экономия речевых средств, тенденция к сокращению речи, что продиктовано условиями устного непосредственного общения. Поэтому для нее характерно использование типизированных, стандартных синтаксических конструкций, речевых клише, готовых словесных формул.

Часть информации здесь может быть передана невербальными способами коммуникации: мимикой, жестами, интонацией.

В то же время для разговорной речи характерна определенная избыточность (повторы, контекстуальные синонимы, вставные конструкции) как следствие ее спонтанности и неподготовленности. Неподготовленность проявляется и в отсутствии предварительного отбора языковых средств. Спонтанность мешает использованию сложных синтаксических конструкций.



Особую роль здесь играют: интонация, логическое ударение, паузы, ритм, темп речи, мелодика. "Они восполняет то, что недосказано" [Плещенко 1999].

Разговорная речь служит не только коммуникативным целям, она является также средством самовыражения говорящего. Это проявляется в таких качествах разговорной речи, как экспрессивность, эмоциональность, образность, выразительность. Данные свойства сближают разговорную и художественную речь. Характерно включение всех пластов лексики - как книжной или стилистически нейтральной, так и грубо-просторечной или жаргонной, например, сленга.

Средства:

На фонетическом уровне: неполное, иногда неотчетливое произношение звуков; стяжение слогов, слов в результате быстрого темпа речи (Здрасъте, Лексей Михалыч, че, када, ваще); вариативность ударения (дОговор, средствА, ножницАми)

На словообразовательном уровне: использование суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности (холодина, жарища, животище, худющий), повторов слов (еле-еле, большой-пребольшой). Тенденция к экономии языковых средств в текстах разговорного стиля проявляется в том, что словосочетание может заменяться одним словом (сгущенка — сгущенное молоко, тушенка — тушеное мясо, маршрутка — маршрутное такси) и в образовании новых слов путем усечения (маг — магнитофон, препод — преподаватель, видео — видеомагнитофон, нал — наличные деньги, напряг — напряжение)

На лексическом уровне: разговорные слова и обороты (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать, распустить слюни; дать по шее; языком чесать; черта с два; черт возьми и др.), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово). Часто имеют стилистически сниженную окраску (шутливую, шутливо-ласковую, а также ироническую, фамильярную).

К ним примыкают по функционально-стилевым и собственно стилистическим свойствам многие фразеологизированные выражения, особенно пословично-поговорочного типа: голод не тетка; после дождичка в четверг; семь пятниц на неделе; семеро одного не ждут и т.д.

Разговорные фразеологизмы все чаще употребляются в некоторых стилях книжной речи, например в публицистике, в языке художественной литературы, как одно из средств речевой характеристики персонажей.

На морфологическом уровне: преобладание глаголов над существительными, частое употребление личных местоимений, частиц (же, ну, вот, ведь), использованием междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду), употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется), наличием особых звательных форм (Саш! Жень!), а также неизменяемых форм (настроение так себе), отсутствие причастий, деепричастий и кратких форм прилагательных (студент, отсутствовавший на паре – студент, который отсутствовал на паре).

На синтаксическом уровне: употребление неполных (Я в магазин; Вам кофе или чаю?), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?), побудительных предложений (Давай скорей!), свободном порядке слов (К Центральному рынку как пройти?), в особых сказуемых (А она опять плясать; он сидит читает; знать не знает), пропуске в главной части сложноподчиненного предложения соотносительного слова (Положи, где взяла; ср.: Положи туда, откуда взяла), в употреблении вводных, вставных конструкций (Я, наверно, не приду; Зойка придет (она моя сестра двоюродная)), междометий (Надо же!).

По подсчетам ученых, бессоюзные и сложносочиненные предложения преобладают в разговорных текстах над сложноподчиненными (сложноподчиненные предложения в разговорных текстах составляют 10 %, в текстах других стилей — 30 %). Но самыми распространенными являются простые предложения, длина которых в среднем колеблется от 5 до 9 слов.

Научный стиль

Сфера применения: различные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные), области высоких технологий и производства.

Жанровые разновидности: в научных статьях, тезисах докладов, монографиях, учебниках и учебных пособиях, в диссертациях (магистерских, кандидатских, докторских), в рефератах, в выпускных квалификационных и курсовых работах студентов и т.п.

Стилеобразующие черты:

1) научная тематика;

2) смысловая точность, однозначность выражения мысли;

3) объективность изложения;

4) стремление к обобщению, к абстрактности;

5) подчеркнутая логичность речи;

6) информативная насыщенность.

Общая характеристика:

Научный стиль предназначен для обозначения научных понятий, хранения и передачи научной информации. Мышление здесь носит в основном отвлеченный и логический характер. Открытая логичность (термин А.Н.Васильевой) проявляется в отношении содержания, в котором репрезентируется логика генезиса, эволюция объекта - от простого к сложному, от старого (свершившегося, полученного) к новому (получаемому), логика познавательной деятельности - от очевидного к скрытому и т.д.

Подсистема научного стиля включает в себя языковые единицы как с книжной функционально-стилевой окраской, так и стилистически нейтральные, характерные для всех стилей русского литературного языка. Эмоциональность и экспрессивность в определенной степени может быть характерна отдельным научным текстам, например, полемического и научно-популярного характера, а также устной речи. Однако использование подобных коннотаций и любых образных средств носит факультативный характер.

Разновидности: научно-популярный, научно-публицистический (публикации в средствах массовой информации на научные темы), научно-технический (стандартизированные описания технических достижений или технологических процессов), учебно-научный (научная информация учебно-методического характера).

Средства:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.