Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ОБЩЕЙ И АРБИТРАЖНОЙ





Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ОБЩЕЙ И АРБИТРАЖНОЙ

ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В

ИНСТАНЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

 

Тема N 17. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

 

Суд надзорной инстанции является экстраординарной, исключительной проверочной судебной инстанцией, поскольку предметом его проверки выступают не законность и обоснованность судебных актов, как это имеет место в судах апелляционной и кассационной инстанции, а обстоятельства экстраординарного, исключительного характера: нарушение оспариваемым судебным актом прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными формами права, нарушение публичных интересов, а также нарушение нижестоящими судами единообразия в применении и толковании норм материального и процессуального права. То есть специальным полномочием суда надзорной инстанции, которым не обладают нижестоящие судебные инстанции, является обеспечение единства судебной практики посредством выработки правовых позиций, закрепляемых в постановлениях суда надзорной инстанции по конкретным делам.

 

Единственным судом надзорной инстанции выступает Президиум Верховного Суда Российской Федерации, проверяющий исчерпывающий перечень вступивших в законную силу судебных актов, который указан в процессуальном законе:

 

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных и других приравненных к ним судов, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

3) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном, кассационном порядке.

 

При этом судебные акты мировых судей не подлежат проверке в порядке надзора в силу незначительности категорий дел, рассматриваемых мировыми судьями.

 

Порядок рассмотрения надзорной жалобы, представления является двухступенчатым: сначала жалобу на предмет соответствия формальным и содержательным требованиям проверяет единолично судья Верховного Суда Российской Федерации, после чего при ее соответствии законным требованиям надзорная жалоба, представление передаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.

В судебном заседании Президиума жалоба рассматривается по имеющимся в деле материалам, лица, участвующие в деле и явившиеся в суд, вправе дать устные объяснения по существу надзорной жалобы и дела. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

 

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 17

 

Схема N 1. Понятие надзора. Порядок подачи надзорной жалобы

 

 

Схема N 2. Требования к надзорной жалобе, представлению

 

 

Схема N 3. Возвращение надзорной жалобы, надзорного

представления без рассмотрения по существу

 

 

Схема N 4. Порядок рассмотрения надзорной жалобы,

надзорного представления

 

 

Схема N 5. Сроки рассмотрения надзорной жалобы,

представления

 

 

Схема N 6. Основания проверки судебных актов в порядке

надзора

 

 

Схема N 7. Содержание постановления Президиума Верховного

Суда РФ

 

 

Схема N 8. Полномочия суда надзорной инстанции

 

 

Схема N 9. Полномочия суда надзорной инстанции

 

 

Тема N 18. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ЗАКОННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СУДАМИ

 

Третейская форма защиты прав и законных интересов является одной из внесудебных форм разрешения споров участников гражданского и экономического оборота, осуществляемой специальными органами - третейскими судами.

 

Правовое регулирование деятельности третейских судов в общих параметрах осуществляет Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

 

Третейский суд представляет собой орган внесудебной негосударственной юрисдикции, полномочный на разрешение гражданских и экономических дел на основании соглашения сторон, являющийся постоянно действующим или образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Постоянно действующие третейские суды обладают следующими признаками:

1) образовываются организациями - юридическими лицами;

2) имеют положение и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Третейские суды рассматривают любые споры, возникающие из гражданских, экономических правоотношений, компетенция которого определяется и конкретизируется третейским соглашением, под которым понимается договор сторон о передаче на рассмотрение третейского суда потенциального или уже возникшего спора в связи с конкретным правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер или нет. В то же время существуют ограничения по категориям дел, которые третейские суды рассматривать не вправе. К таким делам относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, дела о несостоятельности (банкротстве), а также споры в сфере недвижимого имущества, поскольку регистрация прав на него осуществляется компетентными органами государственной власти.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора.

Принципы третейского разбирательства схожи с принципами гражданского и арбитражного процесса, однако дополнительным принципом выступает принцип конфиденциальности третейского разбирательства, а именно: неразглашения по ходатайству сторон любых сведений, ставших известными третейскому суду в ходе разбирательства. Место третейского разбирательства определяется соглашением сторон. В остальном Закон о третейских судах в общих чертах устанавливает процедуру третейского разбирательства, аналогичную процедуре судебного разбирательства судами общей и арбитражной юрисдикции. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда, а также прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Третейским судьей может быть физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Если третейский судья рассматривает спор единолично, то он должен иметь высшее юридическое образование, а при коллегиальном рассмотрении спора высшее юридическое образование должен иметь председательствующий третейский судья. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания или назначения третейских судей. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным и определяется сторонами, а по общему правилу спор рассматривают три третейских судьи.

Государственные суды наделены полномочиями по взаимодействию с третейскими судами в двух формах: по принятию определений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов в случае, если одна из сторон добровольно не исполняет такое решение, а также по контролю за законностью процедуры третейского разбирательства в форме рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов.

 

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 22

 

Схема N 1. Третейская форма защиты. Третейские суды

 

 

Схема N 2. Компетенция третейского суда

 

 

Схема N 3. Порядок проведения третейского разбирательства

 

 

Схема N 4. Этапы третейского разбирательства

 

 

Схема N 5. Прекращение третейского разбирательства

 

 

Схема N 6. Исполнение решения третейского суда

 

 

Схема N 7. Основания отказа в выдаче исполнительного листа

 

 

Схема N 8. Оспаривание решения третейского суда

 

 

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ОБЩЕЙ И АРБИТРАЖНОЙ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.