Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Провозглашение независимости Республики Казахстан. Принятие государственных символов





В процессе обретения независимости Казахстан прошел несколько исторических этапов:

I этап – с сентября 1989 г. по апрель 1990 г. Он охватывает период от введения института высшего должностного лица республики – Председателя Верховного Совета КазССР, до учреждения института Президента как главы государства. Этот период характеризуется углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, обусловленных половинчатыми хозяйственными реформами и нерешительными действиями союзного руководства в сфере внутриполитических свобод. В условиях стремительного развала государственной власти и экономики СССР закономерным стало введение в 1990 году президентского правления в Казахской ССР, способствующего стабилизации политической и экономической жизни республики.

II этап – с 25 октября 1990 г. по 8 декабря 1991 г. Он охватывает период от провозглашения Декларации «О государственном суверенитете КазССР» до Беловежского соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией, т.е. распада СССР. Историческим шагом в процессе становления независимости Казахстана стало принятие Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете КазССР». Декларация дала возможность республике выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Для данного этапа характерны бурный рост национального самосознания народов, радикализация деятельности различных политичсских партий, общественных организаций и движений во всех союзных республиках бывшего СССР.

В начале 90-х годов в Республике Казахстан после обрстения суверенитета первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества – необходимо было определить характер иовой государственности, сутью которой является соответствие всех элементов государства признакам независимого государства.

1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахстана. Им был избран Н.А.Назарбаев.

10 декабря 1991 г. Верховным Советом принят «Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан».

III этап – от 16 декабря 1991 г. до конца 1992 г. 16 декабря 1991 года Верховный Совет РК принял исторический документ – Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», которым Казахстан провозглашался независимым, демократическим, правовым государством, обладающим верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяющим и проводящим свою внутреннюю и внешнюю политику. Данный закон стал важным этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы, как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др.

Данный период ознаменовался установлением единого казахстанского гражданства. 20 декабря 1991 г. был принят «Закон о гражданстве Республики Казахстан». 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Мы получили возможность быть причастными к мировым делам и обшечеловеческим проблемам.

4 июня 1992 г. были утверждены государственные символы РК: Государственный Флаг, Герб Казахстана, в декабре - его Государственный Гимн.

Автором Государственного флага является художник Шакен Ниязбеков. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым помещён парящий орёл. Вдоль древка расположена полоска национального орнамента.

Авторы герба – архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Валиханов. Сердцевина герба – шанырак, под ним название государства «Казахстан». На верхней части герба изображена пятиконечная звезда. По бокам – летящие тулпары. Основной фон герба, как и флага, голубой, золотистого цвета мифические крылатые кони, шанырак, звезда.

Авторами текста первого Государственного Гимна РК были известные поэты страны Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

6 января 2006 года на совместном заседании Палат Парламента РК депутаты приняли новый Государственный Гимн РК. В его основу была положена песня знаменитого композитора Шамши Калдаякова «Менің Қазақстаным», авторами текста этого гимна наряду с известным поэтом Жумекеном Нажимеденовым стал Президент страны Н.А.Назарбаев, внесший свои изменения в первоначальный текст вышеуказанной песни.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов, а в декабре 1992 г. состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационалыюго согласия и политической стабильности внутри государства.

Итак, Республика стала независимым государством, получила реальные условия для всестороннего саморазвития. Государство приобретает статус независимости лишь тогда, когда оно экономически и политически самостоятсльно проводит свою независимую внутреннюю и внешнюю политику.

IV этап начинается с 28 января 1993 г. и завершается 30 августа 1995 г. Это один из важных этапов в становлении демократической государственности Казахстана. 28 января 1993 года была принята первая Конституция независимого Казахстана. Но два года ее действия показали ее несоответствие складывающимся реалиям, данная Конституция не предусматривала действенного механизма по разрешению конфликтных ситуаций между ветвями власти, что непосредственно отразилось на последующем политико-конституционном развитии РК. Проведение экономических преобразований, равно как и политических, социальных тормозилось слабой законодательной базой, несовершенством судебной системы.

С 30 августа 1995 года начинается новый этап в государственном строительстве РК. Именно в этот день была принята вторая Конституция Республики Казахстан. Данная Конституция заложила фундаментальные основы новой государственности, сформировала единую государственную власть, способную регулировать и направлять общественное развитие. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом. Действующая Конституция – одна из основных достижений нашего общества, и именно она служит одним из главных стабилизирующих факторов в период реформ. На основе новой Конституции 9-го декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории РК. Верхняя палата – Сенат, нижняя – Мажилис.

В мае 2007 г. Парламентом РК был внесен ряд важных изменений и дополнений в Конституцию страны. В частности, значительно расширились полномочия обеих Палат Парламента по вопросам утверждения членов Правительства и руководителей силовых структур, а также судебных органов. Парламенту были переданы также функции контроля за деятельностью Правительства и отдельных его членов. При этом численность депутатов Парламента увеличилась до 154, из них 47 сенаторов и 107 мажилисменов. При этом 98 депутатов Мажилиса ныне избираются от политических партий по партийным спискам, 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Половина избираемых депутатов Сената преизбирается каждые три года. 15 депутатов Сената на назчаются Президентом Республики с уетом необходмости обеспечения преставительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Теперь остановимся на некоторых особенностях выборов депутатов Мажилиса РК, имевших место в различных созывах в период независимости страны.

 

Первый созыв

Первые выборы в Мажилис Парламента РК состоялись 9 декабря 1995 года. Только обретшая свою независимость страна приняла новую Конституцию Республики Казахстан определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, а партия, представленная в Мажилис, была всего одна – республиканская политическая партия «Отан» под председательством Нурсултана Назарбаева.

Второй созыв

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В результате нововведений выборы отличились высоким политическим накалом и альтернативностью, стимулируя процесс создания политических партий парламентского типа. В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное, на тот период для Казахстана, количество кандидатов – в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис парламента избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – республиканскую политическую партию «Отан», Гражданскую партию Казахстана, Аграрную партию Казахстана и Коммунистическую партию Казахстана (не путать с Коммунистической народной партией, которая прошла государственную регистрацию только в 2004 году), преодолевшие семипроцентный барьер.

Первым секретарем Центрального комитета Гражданской партии Казахстана был Азат Перуашев. Председателем Аграрной партии выступал Ромин Мадинов. Коммунистическая партия Казахстана была правопреемницей республиканской компартии в составе КПСС, ее первым секретарем был Газиз Алдамжаров. Депутатское большинство осталось за республиканской политической партией «Отан» – 27 представителей в Мажилисе парламенте.

Третий созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис парламента было избрано 77 депутатов.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ», Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1, Демократической партией Казахстана – 1 депутат.

На выборах в Мажилис Парламента Казахстана 2004 года Аграрная партия Казахстана создала блок с названием «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) с Гражданской партией Казахстана. По итогам выборов блок набрал 7,07%, по партийному списку от блока в Мажилис третьего созыва был избран депутат Ромин Мадинов.

Республиканская партия «Асар» Была основана 25 октября 2003 года на основе Общественного объединения «Асар». По итогам выборов в Мажилис партия набрала по партийному списку 541 239 (11,38 %) голосов избирателей, депутатом по партийному списку стала Дарига Назарбаева.

Демократическая партия «Ак жол» образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана. На выборах в Мажилис парламент партия получила 12,04 % голосов.

Четвертый созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу.+

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия «Нур Отан», депутаты от которой занимали все 98 мест в Мажилисе парламента.

22 декабря 2006 года на Х внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-демократическую партию «Нур Отан».

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис парламента: партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «Нур Отан» в Мажилисе парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) прошла государственную регистрацию 21 июня 2004 года и с тех пор трижды принимала участие в выборах в Мажилис парламент. В итоге на выборах 2012 года КНПК набрала 7,19 % и смогла пройти в парламент.



 

Шестой созыв

Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

По партийным спискам избраны от партии «Нур Отан» – 84 депутата, от Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, от Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «Нур Отан» представлены в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. также высокопрофессиональные экономисты, юристы и политологи.

Так, депутатское кресло заняли заместитель министра юстиции РК Бакытжан Абдраим, советник акима Астаны Михаил Чирков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев, вице-министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров и известный телеведущий, директор стратегического планирования телеканала «КТК» Артур Платонов и др.

От прежней парламентской команды ДПК «Ак жол» в новом Мажилисе присутствовуют 3 депутата, среди которых лидер парламентской фракции «Ак жол» в предыдущем созыве Азат Перуашев.

Коммунисты в меньшей степени обновили состав своей фракции, в VI созыве 4 представителя предыдущего созыва, включая руководителя фракции Владислава Косарева.

Согласно списку Ассамблеи народа Казахстана, в новом созыве работают 3 депутата Мажилиса предыдущего созыва – Роман Ким, Ахмет Мурадов и Юрий Тимощенко. Депутатские мандаты получили президент АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» Сауытбек Абдрахманов, заместитель министра внутренних дел Владимир Божко, а также руководители ряда этнокультурных объединений и общественные деятели из разных регионов Казахстана.

 

10 декабря 1997 г. цроизошел перенос столицы из г.Алматы в г.Акмолу, который 6 мая 1998 года переименован в г.Астану.

Разработка развития Казахстана как суверенного государства. Государство приобретает статус независимости лишь тогда, когда оно экономически и политически самостоятельно, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику цивилизованно, с достоинством, без рабской зависимости от различных коньюктурных соображений. Основные направления развития независимого Казахстана изложены в работах Н.А. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана», Какие это цели и направления? Вот основные из них:

- обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;

- формирование социальной рыночной экономики, сочетающей

- государственные и негосударственные формы собственности;

- построение общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния своих граждан;

- углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике;

- развитие этнической самобытности и сохранение национально культурного многообразия Казахстана;

- формирование достойного имиджа Казахстана в мировом сообществе на основе соблюдения свобод и прав человека, обретение прочных позиций в мировой экономике;

- преобразование государственного устройства Казахстана в демократическую республику президентского правления.

На решение этих задач была направлена вся последующая деятельность Президента и правительства.

2. Экономика республики в 90-е годы. Достижения и проблемы.

Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.

В «наследство» от Казахской ССР Республике Казахстан достались тяжелейшие экологические проблемы. Это, в первую очередь Арал и Семипалатинский полигон. В экономике республики абсолютно преобладала сырьевая направленность - 97 % вывоза составляло сырьё и полуфабрикат.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей - формирование социальной рыночной экономики, с сочетанием разных форм собственности; введение национальной валюты и обеспечение её внутренней, а затем и внешней конвертируемости; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

Президентом были отмечены факторы, как способствующие, так и препятствующие реализации социально - экономических задач.

Это, с одной стороны: широкий спектр полезных ископаемых; большие площади сельхозугодий и пашни; наличие достаточного производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях; богатый арсенал научных открытий, идей и изобретений.

С другой: сырьевая направленность экономики; экологическая загрязненность многих регионов; отставание инфраструктуры; отсутствие новых технологий.

В области экономических реформ Казахстан в начале следовал за Россией. В 1992 г. проведена либерализация цен, которая принесла с собой огромные негативные явления. Ценовой беспредел нанес большой ущерб реформе, стал одной из основных причин небывалого спада производства, глубокого экономического кризиса, ускорил обнищание населения.

Важным звеном в экономической реформе было преобразование государственной собственности. Был принят Закон о разгосударствлении и приватизации госимущества.

15 ноября 1993 г. была введена в обращение национальная валюта Казахстана – тенге.

Переход к рыночным методам хозяйствования привел страну на рубеже 1993/1994 гг. к тяжелейшему экономическому кризису. В таких условиях правительство приняло программу, ориентированную на жесткую антиинфляционную политику.

В результате этих мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. Для сравнения: в 1993 г. - 2263%, в 1994 г. - 1259%, в 1996 г. - 60%, в 1997 г. - 30 %; некоторые оживления в отдельных отраслях промышленности; увеличились объемы инвестиции в основной капитал. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил в огромных масштабах бедность и безработицу.

С 1997 г. наблюдаются серьезные позитивные изменения в стране. На их основе по инициативе Н.А.Назарбаева был разработан стратегический курс развития государства «Казахстан-2030». В программе «Казахстан-2030» дается подробный анализ современного положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», раскрываются такие долгосрочные приоритетные цели, как (1) национальная безопасность; (2) внутриполитическая стабильность и консолидация общества; (3) экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; (4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; (5) энергетические ресурсы; (6) инфрастуктура, в особенности транспорт и связь; (7) профессиональное государство, ограниченное до основных функций. Эти приоритеты дают возможность осуществить полномасштабное, комплексное и системное развите страны.

За годы независимости достигнуты важнейшие успехи во всех направлениях жизни республики. Перспективы дальнейшего развития республики были определены Посланием Президента РК в декабре 2012 года, которым был обнародован очередной документ исторической важности «Казахстан – 2050».

3. Становление демократического и правового государства.

Процесс обретения государственности в Казахстане носил мирный эволюционный характер, это было отличительной чертой казахстанского варианта суверенизации. В начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического общества. Необходимо было определить характер новой государственности, сутью которой является соответствие всех элементов политической власти признакам независимого государства.

Поэтому ключевым направлением во внутренней политике государства стала разработка и всенародное обсуждение текста первой Конституции Республики Казахстан.

Конституция - это основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан. Через два года она уже не соответствовала складывающимся реалиям. Проведение экономических преобразований, равно как и политических, социальных, тормозилось слабой законодательной базой, несовершенством судебной системы. Появилась объективная необходимость усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни. К тому же, в модель государственного устройства было заложено противоречие между новой президентской формой правления и старой системой Советов.

Вторая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, 98 статей.

Конституция заложила фундаментальные основы новой государственности, сформировала единую государственную власть, способную регулировать и направлять общественное развитие. Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 г. были внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию. Эти изменения коснулись разделов «Президент», «Парламент» и «Правительство».

Итак, в начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического устройства общества. Ныне достигнуты значительные успехи в этом направлении. Создано общество, где проводятся свободные выборы, реально действуют 9 политических партий, 2,5 тысячи неправительственных организаций, 80 % газет и журналов, телерадиоканалов являются негосударственными. Нормально живут и взаимодействуют сотни разных религиозных общин. Созданы профессиональный двухпалатный Парламент и независимая судебная система.

4. Казахстан полноправный член мирового сообщества. Для того, чтобы утвердить республику независимым государством, иметь возможность сконцентрироваться на внутренних проблемах требовалось найти свое место в мире, стать страной, признанной всем мировым сообществом.

В первую очередь нужно было решать следующие проблемы:

- показать, что на самом деле представляет наше государство;

- обеспечить не только международное признание Казахстана, но и его
безопасность, территориальную целостность;

- включиться в мирохозяйственные экономические связи.

После распада СССР на смену силовому противостоянию двух систем пришел многополюсный мир.

Географически наша страна оказалась между влиятельными геополитическими центрами: Россией, Китаем и мусульманским миром. Кроме того, находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан испытывает влияние и более отдаленных географических центров. Это во многом определило содержание внешней политики страны. В то же время такое положение дает и потенциальные стратегические преимущества.

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Как было уже отмечено, в марте 1992 г. был принят в ООН. Казахстан присоединился к Договору СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия. Это позволило существенно усилить гарантии безопасности. В течение 1994-1995 гг. все ядерные державы – Великобритания, США, Франция, Китай, Россия предоставили Казахстану совместные всеобъемлющие гарантии безопасности.

Расширяется деятельность казахстанских представителей в организациях ООН. Казахстан стал членом Комитета по информации, Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами.

Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.

Значимость членства в региональных организациях подчеркивают участие республики в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии.

В июне 1994 г. Президентом Н. А. Назарбаевым разработана концепция «О формировании Евразийского союза государств». В соответствии с этой концепцией ЕАС является объединением равноправных суверенных и независимых государств.

Важным направлением внешней политики является гуманитарное и культурное сотрудничество с соответствующими международными институтами, в первую очередь с ЮНЕСКО (вступил в 1992 г.), является членом ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения и др.

География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Республику Казахстан признало более 190 государств, со 139 из них установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 35 посольств Казахстана, 4 дипломатических миссий, 14 генеральных консульств, 6 консульств. В Астане и Алматы функционируют 40 иностранных посольств и миссий, 16 представительств международных и национальных организаций, заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Принят Закон о дипломатической службе, открыта Академия дипломатической службы.

Казахстан состоялся как суверенное и независимое государство, стал полноправным членом мирового сообщества, его неотъемлемой частью.

Основные направления внешней политики республики. В своей внешней политике Казахстан стал учитывать те изменения, которые происходят в мире. В настоящее время это угроза международного терроризма и экстремизма, что требует принятия мер по укреплению национальной безопасности. Поэтому одним из важнейших направлений внешней политики является обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности страны.

Продолжается работа по реализации имеющихся договоренностей. Одним из приоритетных стратегических направлений внешней политики остается наращивание сотрудничества с государствами СНГ на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга.

В первую очередь это отношения с Россией. Казахстанско-Российские отношения являются одним из самых мощных факторов политической и экономической стабильности на значительной части Евразийского пространства, вносят весомый вклад в обеспечение глобальной стабильности и безопасности.

Стратегическое значение на региональном уровне имеет дальнейшее расширение сотрудничества с: центрально-азиатским и государствами, прежде всего с Узбекистаном и Киргизией.

Одними из важнейших наших партнеров из числа Дальнего Зарубежья остаются США, Германия, Франция.

Расширяются экономические, культурные, политические связи со странами тихоокеанского региона - Китаем, Японией, Кореей.

Отношения со странами Ближнего и Среднего Востока также являются важнейшим направлением внешней политики государства. Это, прежде всего Турция, Иран, Саудовская Аравия.

 

Первый созыв

Первые выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан состоялись 9 декабря 1995 года. Только обретшая свою независимость страна приняла новую Конституцию Республики Казахстан определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, а партия, представленная в Мажилис, была всего одна — республиканская политическая партия «Отан» под председательством Нурсултана Назарбаева.

Второй созыв

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В результате нововведений выборы отличились высоким политическим накалом и альтернативностью, стимулируя процесс создания политических партий парламентского типа. В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное, на тот период для Казахстана, количество кандидатов — в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис парламента избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – республиканскую политическую партию «Отан», Гражданскую партию Казахстана, Аграрную партию Казахстана и Коммунистическую партию Казахстана (не путать с Коммунистической народной партией, которая прошла государственную регистрацию только в 2004 году), преодолевшие семипроцентный барьер.

Первым секретарем Центрального комитета Гражданской партии Казахстана был Азат Перуашев. Председателем Аграрной партии выступал Ромин Мадинов. Коммунистическая партия Казахстана была правопреемницей республиканской компартии в составе КПСС, ее первым секретарем был Газиз Алдамжаров. Депутатское большинство осталось за республиканской политической партией «Отан» — 27 представителей в Мажилисе парламенте.

Третий созыв

Выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис парламента было избрано 77 депутатов.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ», Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1, Демократической партией Казахстана – 1 депутат.

На выборах в Мажилис парламента Казахстана 2004 года Аграрная партия Казахстана создала блок с названием «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) с Гражданской партией Казахстана. По итогам выборов блок набрал 7,07%, по партийному списку от блока в Мажилис третьего созыва был избран депутат Ромин Мадинов.

Республиканская партия «Асар» Была основана 25 октября 2003 года на основе Общественного объединения «Асар». По итогам выборов в Мажилис партия набрала по партийному списку 541 239 (11,38 %) голосов избирателей, депутатом по партийному списку стала Дарига Назарбаева.

Демократическая партия «Ак жол» образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана. На выборах в Мажилис парламент партия получила 12,04 % голосов.

Четвертый созыв

Выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу.+

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия «Нур Отан», депутаты от которой занимали все 98 мест в Мажилисе парламента.

22 декабря 2006 года на Х внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-демократическую партию «Нур Отан».

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис парламента: партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «Нур Отан» в Мажилисе парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) прошла государственную регистрацию 21 июня 2004 года и с тех пор трижды принимала участие в выборах в Мажилис парламент. В итоге на выборах 2012 года КНПК набрала 7,19 % и смогла пройти в парламент.



 

Шестой созыв сформирован

 

Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

На заседании ЦИК принято постановление о регистрации вновь избранных депутатов Мажилиса.

– В соответствии со статьями 12, 45, 46 и 98 Конституционного закона «О выборах в Респуб­лике Казахстан» Центральная избирательная комиссия постановляет: первое – зарегистрировать депутатов Мажилиса Парламента РК VI созыва, – озвучил документ на заседании председатель ЦИК Куандык Турганкулов. – По партийному списку партии «Нур Отан» – 84 депутата, по партийному списку Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, по партийному списку Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «Нур Отан» будут представлять в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. Среди «новых лиц» – ряд представителей предпринимательского сектора, сотрудников госорганов и национальных компаний, СМИ, а также высокопрофессиональные экономисты, юрист<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.