Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.





Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для проч­ности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и оскол­ки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.

В Донбассе найдено несколько стойбищ древней­ших людей. Все они располагаются в долинах рек недале­ко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Ред­кость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размыва­лись дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или слу­чайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиня­ных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Киро­ве Артемовского района. Все эти находки свидетельству­ют о редком, но равномерном заселении края.

Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и па­леоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками совре­менных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеоло­гические представления, обычай хоронить умерших соро­дичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охо­тились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим ору­жием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия из­готавливались с особой тщательно­стью. Скребла, ножи, остроконеч­ники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназнача­лось для разделывания туш убитых животных. Па­леоантропы умели изготавливать прими­тивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).

В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раско­пали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.

Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют так­же неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длитель­ный срок. Появляется искусство, религиозные представ­ления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).

В позднем палеолите окончательно формируется родо­вая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совмес­тное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите со­стоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, по­этому каждый человек зависел от других жителей посел­ка и не мог жить в одиночку.

В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оле­денения климат на территории нашего края напоминал климат со­временной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были раз­личными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.

Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых плас­тин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в на­конечники и другие инструменты. При получе­нии пластин образовыва­лись призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово со­хранилась древняя мастер­ская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление кос­тей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.

Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходи­мость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотовод­ства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называ­ют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) ре­волюцией.

Неолитическая революция – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пи­щевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю пере­стройку: складывается оседлость, развивается домостро­ительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основ­ном в лесной зоне) по-прежне­му занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили раз­витие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.

В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки име­ли острое или круглое дно, богато орнаментировались раз­личными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распро­странение в связи с земледелием, так как предназнача­лась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.

Неолитическое население Донбасса практиковало сме­шанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономи­кой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природ­ная среда.

В неолите формируются крупные племена, объединя­ющие несколько больших родов. Племена контролирова­ли территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедоб­ных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управ­лялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.

В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной тер­ритории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавли­вали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.

Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.

Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. За­легающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распро­странение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов за­ставляли древних мастеров осваивать новые место­рождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно об­рабатывались.

Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставля­лись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремне­вые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.

В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.

Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земле­делию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесосте­пи в энеолите обитали племена, экономика которых осно­вывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических посе­лениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найден­ным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.

Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основ­ное количество орудий труда по-прежнему изготавлива­ли из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.

Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском райо­не). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса на­селения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хоро­шо сложенными людьми. Они являлись индоевропейца­ми. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков мно­гих современных народов Евразии.

К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и су­ществовали на обширных просторах Левобережной Укра­ины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хо­зяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пас­тушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в ката­комбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скор­няков и др.

В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасал­ся вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жи­лищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших посел­ках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.