Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.1. Научно-техническая революция и культура





Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX в., в течение XX столетия оформилась окончательно.
Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

Первая НТР. Развитие научно-технического прогресса шло волнообразно, переживая своего рода «приливы» и «отливы». Наиболее существенные и масштабные скачки вперед, в результате которых наука и производство претерпевали качественные преобразования, получили название научно-технических революций (НТР). Первая НТР в полной мере развернулась в 50—60-е гг., хотя в основе ее лежали научные открытия, сделанные значительно раньше. В процессе первой НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали человечеству первые поколения электронно-вычислительных машин (ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления НТР, которая, разумеется, охватывала и другие области, поскольку носила широкомасштабный, комплексный характер.
Результаты первой НТР были поистине ошеломляющими. Появились автоматические линии и автоматизированные системы управления производством; бурно развивалось производство синтетических материалов (синтетических смол, пластмасс, химических волокон и др.); в сельском хозяйстве произошла так называемая «зеленая революция» — благодаря применению пестицидов и гербицидов резко повысилась урожайность; началось строительство атомных электростанций; достижения в биологии и медицине позволили создать первые поколения антибиотиков, помогавших бороться со многими болезнями и побеждать их.
Но, пожалуй, наивысшим достижением первой НТР стало освоение космоса. В октябре 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в апреле 1961 г. был выведен на орбиту советский космический корабль с первым в истории человечества космонавтом — Юрием Гагариным. Затем в «космической гонке» больших успехов добились и США, в июле 1969 г. осуществившие высадку космонавтов на Луне, а позднее создавшие космические корабли многоразового использования. При этом обе сверхдержавы осуществляли не только научные исследования, но преследовали и военно-стратегические цели.
Именно в годы первой НТР стали стремительно расти престиж науки и ее роль в обществе. Быстро увеличивалось число ученых, в научные исследования вкладывались огромные средства. Многие в те годы верили, что научно-технический прогресс поистине всесилен и с его помощью можно решить любые проблемы. Казалось, наступала эра торжества человеческого разума и сбывались пророчества великого русского ученого В. И. Вернадского, который еще в 1944 г., в разгар второй мировой войны, создал теорию ноосферы, получившую мировое признание. Вернадский считал, что активное воздействие цивилизованного человечества на биосферу Земли на протяжении вот уже нескольких тысячелетий не могло пройти бесследно. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера трансформируется в качественно новое состояние — ноосферу (то есть сферу разума), и этот постоянно нарастающий процесс дает наиболее ощутимые результаты в XX в.
Интеграция науки и производства приносила двойственные результаты. С одной стороны, она позволила ускорить внедрение новых научных идей в практику. С другой стороны, наука, существующая в основном за счет государственного бюджета, стала терять свою независимость, все больше подчиняясь интересам производства и государственной власти, которая уже многократно использовала достижения человеческой мысли не только в мирных, но и в военных целях.

 

Вторая НТР. Вторая НТР, охватившая последнюю четверть XX в., носит иной характер. Ей, по прогнозам некоторых ученых, удастся преодолеть многие негативные последствия первой НТР, так как одной из важнейших задач является теперь сбережение природных ресурсов. Основные направления второй НТР — развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики. На этом этапе, как и в 50—60-е гг., на основе научных открытий происходит преобразование всех сфер производственной техники. Появились программируемые производства, гибкие производственные системы и системы автоматизированного проектирования, робототехника и т. д. Современная наука пытается овладеть новыми, поистине неисчерпаемыми источниками энергии: солнечной, ветровой, энергией морских и океанских приливов и отливов. Однако «энергетическая революция», в которой остро нуждается человечество, пока еще остается делом отдаленного будущего.
Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т. д.). Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые технологии — малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микроэлектроники дает возможность значительно уменьшить размеры машин и потребление энергии, удешевить продукцию.
В сельском хозяйстве на первый план постепенно (хотя и чересчур медленно) выдвигается производство экологически чистых продуктов. Очевидно, с течением времени будет сокращаться использование пестицидов, гербицидов и других химических удобрений. Разрабатываются новые технологии для получения программируемых урожаев. Но пока и эта важнейшая для человечества задача остается нерешенной.
Начинается эра промышленного освоения космоса. Выяснилось, что в космосе можно применять уникальные биотехнологии, выращивать кристаллы. Но если это пока является задачей завтрашнего дня, то без регулярно запускаемых Россией, США и другими странами специальных спутников уже невозможно представить современные системы связи.
Поистине революционные преобразования принесла в жизнь общества компьютерная техника. Первые компьютеры, появившиеся еще в середине века, были несовершенными и чрезвычайно громоздкими. Но в 80-е гг. начинается массовое производство компьютеров нового (пятого) поколения. Размеры персональных компьютеров становятся все меньше, спрос на них неуклонно возрастает. Компьютер, позволяющий любому человеку после несложной подготовки сохранять и обрабатывать огромный объем информации, совершает победоносное шествие по планете. Во многих странах (в том числе и в России) персональные компьютеры уже прочно вошли в быт населения наряду с холодильниками, телевизорами и прочей техникой.
Компьютеры, разумеется, активно применяются практически во всех областях производства, включая сельское хозяйство. С их помощью, в частности, совершенствуется программирование, что помогает неуклонно сводить к минимуму процент неоправданных решений: ведь электронный мозг может просчитывать самые различные варианты от начала и до конца.
Современное общество не случайно называют информационным. Это означает, что все стороны его жизни, все виды трудовой деятельности непосредственно связаны с новейшими видами связи (телекоммуникации, спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.), позволяющими в минимально короткий срок получать любую необходимую информацию. Новейшие информационные технологии используются, например, для маркетинговых исследований, для гибкого формирования цен и даже для анализа сложных социальных процессов.
Весьма значительными были к концу XX в. прорывы в области генетики и биотехнологии. Генная инженерия сегодня активно применяется в сельском хозяйстве и в медицине.
Успехи второй НТР, безусловно, огромны, и есть все основания считать, что с ее помощью будут решены по крайней мере некоторые из тех сложных проблем, которые принесла человечеству эпоха индустриальной цивилизации. Но в какой именно степени может измениться мир под влиянием научно-технического прогресса? Не принесет ли современный этап НТР какие-то новые, еще неизвестные нам отрицательные последствия? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.
Следует помнить, что на сегодняшний день все еще сохраняется опасность экологического и энергетического кризисов. А ведь эти кризисы, подобно мировым войнам, могут нанести сильнейший удар по индустриальной цивилизации, породившей их. Кроме того, научно-технический прогресс, разумеется, не распространяется по всем регионам мира равномерно. Благоприятные условия для его успешного развития существуют только в ведущих странах. Научно-технический прогресс самым тесным образом зависит от общего уровня социального и материального благополучия общества. Поэтому пока его плодами могут в полной мере пользоваться лишь жители наиболее развитых стран (и, разумеется, не все в равной степени), то есть примерно 10—12% населения нашей планеты.
Тенденции развитии культуры. В области изобразительного искусства дальнейшее развитие получили тенденции, зародившиеся в межвоенный период. В то же время в полотнах П. Пикассо, С. Дали и других художников нашли отражение новые реальности ядерного века, апокалиптические угрозы уничтожения, нависшие над человечеством.
От модернизма к постмодернизму. Большую популярность приобрел абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Оно, по мнению многих абстракционистов, отняло у живописи изобразительность, оставив ей лишь способность выражения внутреннего мира художника. Один из основателей стиля абстрактного экспрессионизма, Д. Поллок, стремился за счет сочетания стилей передать в абстрактной живописи динамику движения, чувства. В Манифесте Миланской группы абстракционистов (1956) утверждалось, что целью абстракционизма является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным.
Противовесом абстракционизму стал поп-арт (популярное искусство), возникший в США. Его основателем считается Р. Гамильтон, в 1956 г. создавший первую композицию в стиле поп-арта, который вскоре распространился в странах Европы. Согласно мнению приверженцев поп-арта, любой предмет мира вещей может потерять свое первоначальное, потребительское значение и приобрести художественные, эстетические качества. В поп-арте существует несколько направлений. Это оп-арт (художественно организованные оптические эффекты), эл-арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции), окр-арт (композиции, окружающие зрителя). Композиции поп-арта могут включать любые предметы: обрывки бумаги, проволоки, разбитые автомобили, мебель, продукты питания и т.д. В форме китча к поп-арту относятся также граффито, уличные надписи и рисунки на заборах, стенах туалетов.
Поп-арт можно толковать двояко: и как форму бунта художника против мира вещей, порабощающего человека, и как попытку раскрыть в этих вещах новые черты, отражающие их внутреннюю сущность, гуманную или антигуманную. Элементы поп-арта есть в творчестве современных приверженцев дадаистского направления.

В конце 1960-х гг. в Германии зародилось новое направление в изобразительном искусстве — гиперреализм (гамбургская группа «Зебра»). Характерная черта гиперреализма — фотографическая четкость изображения реальных предметов, как правило, «второй природы», городской среды и быта, сочетающихся с элементами фантастики, исключением из сюжета человека. В этот же период в США возникает течение минимализма, сочетающее отдельные элементы абстракционизма и поп-арта. Для него характерна тенденция к упрощению форм изобразительного искусства, двухмерности полотен.
Элементы поп-арта нашли несколько неожиданное применение в такой форме театрального искусства, как хеппенинг, являющейся гибридом живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959-х гг. в США как развлечение для артистической богемы, затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для этого стиля характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита, световых и звуковых эффектов в стиле поп-арта. В хеппенинге применяются также музыкальные эффекты, заимствованные из новых направлений в музыкальной культуре.
Это, в частности, сонористика (возникла в 1960 г.), родоначальником которой считается польский композитор К. Пенде-ревский. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиск источников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, щетками и молотком по деке и стенкам и так далее. Это алеаторика, ее основателем считается К. Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фортепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на освобождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведения, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.
Отсутствие логики, четкости в облике мира в наибольшей степени в музыкальном творчестве выразил пуантилизм, где большее значение придается паузам, чем звукам. Он близок к так называемому исчезающему искусству, отражающему зыбкость мира, иллюзорность его устоев. Его примерами выступают картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на разваливающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки.
Самоуничтожающееся творчество символизировало собой закат модернистского направления в искусстве и наступление современного этапа его развития, определяющегося как постмодернизм. Если модернистский стиль ориентирован на элиту, в целом строг к форме, то для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием.
Характерное для постмодернизма сочетание различных форм искусства наиболее полно проявляется в хеппенингах, начавших претендовать не только на растворение искусства в жизни, но и на изменение ее самой. Й. Бойс выдвинул идею социальной пластики, которая должна быть метафорой социальных проблем и преобразовывать общество.

Самостоятельная работа по Теме 3.1. Научно-техническая революция и культура.

Задание:

1. Прочтите текст и, пользуясь дополнительным материалом из Интернета, ответьте на вопрос: Как вы думаете, с какими предпосылками связано появление в середине XX века молодежных движений (субкультур)?

2. Пользуясь дополнительным материалом из Интернета (Википедия – W), заполните сетку таблицы.

Культура молодежного бунта. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность.
Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает формы эпатажа публики, который также становится частью массовой культуры. Парадокс молодежных движений — сперва битников, затем хиппи, рокеров и других, заключался в том, что если первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления», то очень скоро они становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли бизнесменам массовой культуры, шоу-бизнеса.
Тема молодежного бунта занимала большое место у многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Д. Сэлинджера, роман которого «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы; английского драматурга Д. Осборна, члена группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием, нередко в гротескной форме, поднимались многими писателями-фантастами, в частности Р. Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», К. Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей».

 

Культура молодежного бунта

 

Название молодежных субкультур Год и место возникновения Идеология Символика
Хиппи      
Байкеры (рокеры)      
Скинхэды      
панки      

 

 

Примечание: В столбце «Год и место возникновения» вы пишите год образования данной субкультуры, а также страну, в которой она возникла. Во втором столбце вы расписываете, во что верили, против чего протестовали представители данных молодежных движений. А в третьем столбце – символику, атрибутику, стиль одежды и т.д.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.