Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информация, кроме параметров, имеет следующие характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.





Объем информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте для принятия обоснованного решения. Он зависит от символьного объема (количество букв, знаков, символов), формы представления (текст, графики, формулы, звук), временного интервала на ее обработку, сложности информации или ее обработки, индивидуальных характеристик информанта и др.

Объем воспринимаемой информации имеет три уровня:

1) информационная избыточность, которая повышает качество решения, однако одновременно увеличиваются стоимость информации, время на обработку и принятие решения;

2) требуемый уровень;

3) недостаток информации (информационный голод) – затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска. Недостаток информации часто возникает из-за монополизации различных сведений, которая осуществляется путем засекречивания (обоснованного или необоснованного) части необходимых сведений или в связи со стремлением отдельных лиц монопольно обладать информацией для повышения их материального и социального статуса.

Достоверность информации т.е. не вызывающая сомнения, надежная информация во многом зависит от методики сбора, обработки, времени прохождения (своевременности, т.к. существует понятие «устаревшая информация»).

Ценность информации характеризуется уровнем затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Она имеет 4 уровня:

1) нулевой. Нулевая ценность имеет информация, повторяющая известные характеристики или предоставляющая ненужные характеристики;

2) средний (предполагается сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%. Консультационные центры по управлению, маркетинговые фирмы оказывают информационные услуги среднего уровня ценности;

3) высокий - предполагается сокращение уровня затрат более чем в 2 раза;

4) сверхвысокий, позволяющий сократить уровень затрат более чем в 10 раз.

Насыщенность информации это соотношение полезной и фоновой информации (включает шутки, материальное и моральное стимулирование, вспомогательную и вводную информацию, предупреждение о предстоящей информации). Последняя служит для настройки внимания, поднятия эмоционального уровня.

Открытость информации это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует 3 уровня открытости:

1) секретная – отражает глобальные потребности общества. Имеет ограничения на использование (например, об обороне);

2) конфиденциальная (для служебного пользования) – отражает интересы общества, потребности отдельных коллективов людей. Она имеет ограничения на использование;

3) публичная (открытая) – отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Она не имеет ограничений на использование. Предприятия, не имеющие военные заказы, не должны иметь секретную информацию.

Согласно ГК РФ, лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Все многообразие информации, необходимой для осуществления экономического анализа, предполагает ее систематизацию по ряду признаков с одновременным делением по видам.

 

Классификация необходимой для анализа информации

Признаки классификации Виды информации
Период времени, к которому относятся сведения Историческая Текущая Прогнозная
Отношения к этапам принятия маркетинговых решений Констатирующая Поясняющая Плановая Информация, используемая при контроле
Возможность численной оценки Количественная Качественная
Периодичность возникновения Постоянная Переменная Эпизодическая Разовая
Источники информации Первичная Вторичная
Направления движения информационных потоков Входящая; исходящая; информация внутреннего использования
Степень преобразования в управляющей системе Первичная (исходящая); промежуточная; итоговая
По значимости управленческих решений для которых нужна информация Информация стратегического характера, тактического характера, оперативная
В содержательном плане 1. Информации по объектам коммерческой деятельности: - о поставщиках; -производственных предприятиях; -торговых посредниках; -потребителях (предприятиях, потребителях, посредниках); 2)Информация по предметам коммерческой деятельности: - о продуктах; - об услугах;
По степени доступности 1) Секретная 2)Конфиденциальная (для ограниченного круга пользователей) 3) Открытая (доступная для всех пользователей)
По способу фиксирования 1) Устная 2)Документированная (на бумажных носителях, на машинных, электронных носителях);
По источникам возникновения 1)Нормативная - нормативно-правовая; нормативно-справочная (нормы и нормативы предприятия) 2)Учетно-аналитическая информация 3)Информация распорядительного характера
С позиции назначения 1) Основная информация (для коммерческой и маркетинговой деятельности); 2) Вспомогательная информация (сведения, регламентирующие формирование и движение информационных потоков)

 

Информационное обеспечение — процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.

Руководитель организации должен иметь информацию:

• о принятых целях деятельности организации;

• о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой на данном этапе деятельности;

• об основных событиях в макросреде, касающихся деятельности организации;

• о состоянии и изменениях, происходящих в микросреде;

• о состоянии организации на текущий момент и прогноз развития на период планирования;

• об основных предложениях по стратегическому партнерству и проведению хозяйственных операций.

Комплекс документов, содержащих эту информацию и ведущихся в организации для оценки состояния, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а также экспресс-информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии. Комплект периодичной информации содержит ежедневную, еженедельную и другую информацию. Ежедневная и еженедельная информация может освещать основные события в организации: выполнение договоров, положение на рынке, трудности и недостатки в работе организации, предложения по действиям организации на следующий день или на следующей неделе.

Структурированная информация, необходимая для обеспечения деятельности организации, образует информационное поле. Информационное поле организации подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее - формируется в рамках организации на основе данных о ее работе и процессах, протекающих внутри организации, внешнее - касается рыночной среды, внешних условий, в которых работает организация, включая контрагентов, конкурентов, государство и его политику, товарные и финансовые рынки и их субъекты, структуры и т.д.

Работа с информацией связана с одной из функций управления на предприятии – аналитической. Получить информацию отнюдь недостаточно. Важно то, как ею распорядиться, как преобразовать в тот вид и форму, в которой информация станет понятной и воспринимаемой. Поэтому важно выяснить является ли информационное обеспечение продуманным, учтена ли потребность в информации работников различных уровней управления, какая информация и в каком виде им предоставляется.

Необходимы знать, на основе каких принципов предоставляется информация. К основным принципам относят:

1) Адресность – это главный критерий. Форма и содержание информации всегда должна соответствовать тому уровню руководителя, которому она передается.

2) Непрерывность. Хорошая информационная работа проводится на постоянной основе. При наличии больших перерывов часть важной информации теряется, в результате чего степень риска работы предприятия возрастает.

3) Системность. Если информация выдается отдельными частями, разрозненными, получаемая разными людьми, то видение всех процессов, происходящих на предприятии и вне его, становится неправильным.

4) Неизменные параметры. Нельзя часто изменять параметры и форму представления информации, а если это делается (при острой необходимости), то следует довести до сведения суть этих изменений.

5) Наглядность. Любая информация должна быть хорошо представлена. Весьма показательны формы представления процессов в виде графиков, диаграмм, схем, наглядно показывающих качественные изменения. Табличная информация при этом дополняет наглядную количественным содержанием.

Информационное поле предприятия следует оценить следующим образом: (см.рис.1)

 

Информация, существующая где-либо, но пока не доступная предприятию Доступная информация
Информация, имеющаяся у предприятия, но неиспользуемая Используемая информация

Рис.1 Информационное поле предприятия

В каждую из составляющих поля следует включить реальную информацию, необходимую для проведения анализа. Используемая информация, к сожалению часто мала по объему (по разным причинам, к которым следует отнести неразумность организации работы, разобщенность и разрозненность информации и т.д.). К сожалению, всегда есть огромный массив бесполезной, устаревшей, неважной информации, которая загромождает ценную информацию, усложняя процесс выбора нужной. В результате анализа информационного поля необходимо определить, каким образом можно расширить область доступной и полезной информации.

Для эффективной работы организации необходимо знать и постоянно совершенствовать структуру информационного поля и работу с ним. Руководство организации при решении каждой задачи должно изучать потребность в информации и под задачу анализа разрабатывать структуру необходимой информации, постоянно определять, в какой информации предприятие испытывает недостаток, какая важная информация существует во внешней среде или внутри, неизвестная руководству, какую информацию необходимо получать и с какой периодичностью. Руководству необходимо также определять способ обработки информации, методы ее анализа, периодичность и форму вывода результатов анализа, определить круг лиц, занимающихся анализом, и тех, кто должен готовить решения, устанавливать способы и сроки их принятия.

Управление информационным процессом позволит создать эффективную систему управления организацией. Если информационный процесс неуправляем и система формируется непродуманно, она ориентирована только на нужды сегодняшнего дня. Используя неполноценную информацию, многие руководители стремятся принимать верные решения, часто пытаясь заменить информацию интуицией. Но для высокопрофессиональной работы необходимо не заменять, а дополнять одно другим.

Для формирования информационного поля необходим управленческий учет — интегрированная система информационно-аналитического обеспечения процессов управления бизнесом. Современные информационные системы и технологии являются важнейшим средством и инструментом управленческого учета. Управленческий учет базируется на плановой, нормативной, технологической, учетной и расчетно-аналитической информации.

Современные методы и системы управленческого учета и анализа позволяют компенсировать недостаток информации, создавать новую, не существующую в готовом виде информацию посредством специальных моделей аналитической обработки данных, прогнозирования, имитационного моделирования, экспериментирования, описательных сведений, накопленных практиками в области экономики и управления, опытных суждений и оценок специалистов в соответствующих областях, экспертов и методов экспертных оценок, экспертных систем. В качестве экспертов привлекают опытных, квалифицированных специалистов в той области знаний, которые требуются для проведения анализа и решения возникших задач. Среди экспертов могут быть специалисты данного предприятия или приглашенные извне. Важно, чтобы в исследуемый момент они непосредственно работали в области, относящейся к источнику информации.

В процессе автоматизации информационного обеспечения управления формируется совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Эта совокупность называется экономической информационной системой (ЭИС).

Система внутренней информации дает возможность аккумуляции и поиска необходимых сведений внутри самого предприятия. Такая информация возникает в результате деятельности предприятия и постоянно изменяется в связи с ней. Система внутренней информации должна быть направлена на полное отражение текущей деятельности и выдачу оперативных сведений, характеризующих состояние дел предприятия. Безусловно, выполнение такой ответственной задачи требует наличия автоматизированных систем сбора и предоставления данных, а также внедрения новейших информационных технологий и информационных сетей.

Среди источников внутренней информации необходимо выделить:

статистическую отчетность; бухгалтерскую отчетность; внутреннюю статистику; материалы ранее проведенных исследований; данные заявок, заказов, договоров; акты ревизий и проверок; поступающие сведения; различного рода справки, отчеты; оперативную и текущую информацию; деловую переписку и т.д.

Внутренняя информация облегчает руководителям и специалистам выработку и принятие управленческих решений, но обычно не используется в отрыве от других источников и видов информации, поскольку не содержит многих необходимых сведений.

Система внешней информации ориентирована на источники и методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде.

Сбор внешней информации предполагает накопление разнообразных сведений о:

* ситуации на различных рынках, особенно на тех, где работает или собирается работать предприятие;

* силах, действующих на рынке (существующие и потенциальные конкуренты, потребители, контактные аудитории и т.д.);

* состоянии и тенденциях развития факторов макросреды.

В системе внешней информации выделяются источники:

* общей информации;

* узкопрофильной информации.

Источниками общей информации могут быть:

книги общей экономической ориентации; периодические печатные издания общей экономической ориентации (газеты "Деловой мир", "Финансовые известия" и др.; журналы "Человек и экономика", "Дело", "Деловые люди". "Финансы, учет, аудит" и др.); статистические издания; справочники; телевидение, радио; рекламная деятельность массового характера; законодательные и нормативные акты, а также другие публикации государственной власти и управления; выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей; выступления государственных, политических и общественных деятелей и т.д.

К источникам узкопрофильной информации можно отнести:

публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий; отчеты, интервью руководителей и специалистов предприятий; узкоспециализированные периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени, коммерческие обзоры); книги, пособия, учебники и справочники; печатная реклама предприятий (каталоги, проспекты, буклеты и т.п.); специализированные выставки и ярмарки; посещение предприятий; сведения экономического, характера, распространяемые специализированными фирмами в форме печатной продукции или на машиночитаемых носителях информации; коммерческие базы и банки данных; каналы личной коммуникации (личные контакты с потребителями, обмен информацией с другими фирмами, посещение предприятий, наблюдения за товарами на выставках, ярмарках, в местах продажи и т.д.).

При выборе и анализе внешних источников информации следует учитывать, что необходимо знать положение не только на том рынке, где предприятие собирается работать, но и на других (в том числе и мировом) рынках по данному виду товаров. Кроме того, полезно иметь сведения о той стране, которая является лидером в научно-техническом прогрессе в той или иной отрасли.

Внешних источников информации очень много. Поэтому собрать все данные, относящиеся к сфере интересов предприятия, просто невозможно. Здесь необходимо исходить из того, что распределение информационных данных, как например по объему продаж, подчиняется эффекту Парето, т.е. 80% информации содержится в 20% источников. Следовательно, из большого объема источников необходимо выбрать самые ценные. А это, в свою очередь требует двойной оценки — как самих источников, так и содержащихся в них сведений.

При всей ценности внешней информации следует иметь в виду, что содержащиеся в ней сведения доступны практически всем и поэтому никому не дают существенных преимуществ. Это, так называемые, "жесткие" информационные сведения.

В большинстве случаев возможность получить информацию, которой нет у конкурентов, или обогнать их в ее получении, обеспечивает предприятию стратегические преимущества. Такие информационные данные называются «мягкими» или первичными.

 

На современном уровне информатизации бизнеса используют новейшие технические, технологические, программные средства в различных информационных системах экономических объектов. Таким образом формируется автоматизированная информационная система (АИС), которая представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, используемых при обработке информации для принятия управленческих решений.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.