Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.





Лекция 1

Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»

 

1 Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки.

2 Сущность экономики образования. Цель, предмет, задачи.

3 Системы образования в США, Франции, Японии.

4 Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

 

Мануэль Кастельс – концепция сетевого информационального общества, охватившего информациональностью все его структуры, включая экономику, культуру, политику, преступность, терроризм, обскурантизм и многое другое.

Если принять концепцию М. Кастельса, то экономику образования следует рассматривать в качестве элемента современного общества, на который оказывают влияние все названные выше элементы сети.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

 

Экономика – это область знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально и эффективно использовать ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.

Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.

Несколько определений экономики:

1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика - изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика - изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т.д.



Существуют и другие определения. В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т.е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика - это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются: позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дискриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках.

 

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е. исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, для экономики образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход),в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ.

Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Отрасль и сфера.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под сферой народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферой.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: 1) экономика дошкольного образования, 2) экономика общеобразовательной школы, 3) экономика профтехобразования, 4) экономика среднего специального образования, 5) экономика высшего и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

 

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д. Экономика образования как наука, может быть, поэтому, определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования.

По мнению В.А. Жамина - одного из основоположников отечественной экономики образования: «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

 

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

- систематизация знаний об образовании;

- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг. Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

 

Что производится в образовании?

 

Образовательные услуги.

 

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"?

Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования.

В качестве предмета экономической теории обычно называют экономические отношения в обществе. Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе, отвечающая на вопросы:

- что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;

- как функционирует экономическая система, как взаимодействуют ее элементы в процессе функционирования, и какое влияние оказывает на состояние системы принятие экономических решений;

• как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой.

Объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.

Предметеё можно определить так: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них. Она исследует и выявляет особенности действия экономических закономерностей и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

● критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

● необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;

● источники внебюджетного финансирования;

● Государственную политику стимулирования инвесторов образования;

● рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;

● методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

 

В частности, одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы более детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования... Экономика образования... исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования.“

Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования.

К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных её звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися.

Но уже в 60-70-е годы двадцатого века, проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки - экономики образования, когда она стала рассматривать специфическое действие экономических законов в сфере образования.

В числе главных проблем, стоявших перед экономикой образования периода начального ее формирования, было совершенствование методологии и методов планирования системы образования в целом и ее отдельных звеньев; сбалансированность планов подготовки и распределения специалистов, обоснование соотношения между направлениями и формами образования, отвечающими потребностям директивно-плановой экономики; определение общественно необходимых затрат на образование.

Болонский процесс.

В 1999 году в Болонье 29 странами было подписано соглашение, целью которого стала интеграция стран Европы в рамках экономической, политической и культурной интеграции стран Евросоюза. Ставился ряд задач, среди которых: обмен студентами, унификация терминологии, выработка общих критериев качества образования, создание образовательной общеевропейской системы доступного образования, превосходящей американскую и др. Многое сделать в полной мере не удалось: образование не удалось сделать дешёвым, не удалось сблизить национальные системы образования (показателен пример Соединённого Королевства). В 2003 году РФ присоединилась к болонскому процессу, что нанесло системе её образования трудно поправимый ущерб.

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг как одна из моделей построения управления предполагает изучение чужой практики с целью сопоставить с ней свою. Это сопоставление, по мнению авторов подхода, позволяет сделать вывод об эффективности сравниваемой деятельности по отношению к аналогичной деятельности в других организациях. В результате такого сравнения может быть сформулирована цель – повысить эффективность своей деятельности ”по образцу“.

Исходя из основных положений бенчмаркинга, объектом подхода может быть не только организация в целом, но и ее отдельные элементы: структурные подразделения, отдельные процессы или их элементы. Следовательно, можно подходить к построению или совершенствованию управления образованием на основе поиска, изучения и применения опыта аналогичной деятельности в других организациях или сферах.

 

Отношения собственности

Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образования выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса

 

С начала 90-х годов появился ряд коллективных и частных учебных заведений в качестве альтернативы государственным. Теперь это получило законодательное закрепление.

По своим организационно-правовым формам образовательные организации могут быть: 1) государственными, 2) муниципальными и 3) негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

 

Собственность – это общественно-производственные отношения людей по поводу присвоения экономических благ: средств производства и его результатов.В этих отношениях различают объект присвоения, или то, что присваивается, и субъект – кто это присваивает. Объектом присвоения школьного коллектива, например. Обязательно должен быть земельный участок, на котором находится здание. Другие сооружения, пришкольный участок, парты, столы, доски, учебные наглядные пособия и т.д. – то есть всё то, без чего нельзя вести нормальную учебно-воспитательную работу.

 

Чем же тогда владеет и распоряжается непосредственно образовательное учреждение? Ему принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими (гражданами) и юридическими (предприятиями и организациями) лицами в форме дара. Пожертвования или по завещанию. Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющимся результатом его деятельности; на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретённые на эти доходы объекты собственности.

 

 

Лекция 1

Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»

 

1 Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки.

2 Сущность экономики образования. Цель, предмет, задачи.

3 Системы образования в США, Франции, Японии.

4 Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

 

Мануэль Кастельс – концепция сетевого информационального общества, охватившего информациональностью все его структуры, включая экономику, культуру, политику, преступность, терроризм, обскурантизм и многое другое.

Если принять концепцию М. Кастельса, то экономику образования следует рассматривать в качестве элемента современного общества, на который оказывают влияние все названные выше элементы сети.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

 

Экономика – это область знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально и эффективно использовать ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.

Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.

Несколько определений экономики:

1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика - изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика - изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т.д.

Существуют и другие определения. В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т.е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика - это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются: позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дискриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках.

 

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е. исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, для экономики образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход),в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ.

Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Отрасль и сфера.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под сферой народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферой.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: 1) экономика дошкольного образования, 2) экономика общеобразовательной школы, 3) экономика профтехобразования, 4) экономика среднего специального образования, 5) экономика высшего и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

 

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д. Экономика образования как наука, может быть, поэтому, определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования.

По мнению В.А. Жамина - одного из основоположников отечественной экономики образования: «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

 

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

- систематизация знаний об образовании;

- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг. Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

 

Что производится в образовании?

 

Образовательные услуги.

 

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.