Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономика предприятия и другие экономические науки





Предмет курса

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и будут предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса побудет возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.

Экономика предприятия и другие экономические науки

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой — через рынок сбыта, по϶ᴛᴏму и экономика предприятия должна исследовать отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При ϶ᴛᴏм она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с позиции интересов отдельного предприятия.

 

Содержание курса

Основными объектами изучения экономики предприятия будут:

  • производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;
  • организация процесса управления предприятием;
  • выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;
  • формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;
  • материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;
  • техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;
  • формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;
  • финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;
  • инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;
  • подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;
  • внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др.

Организация - это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей.

Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и т.п. трудовые формирования. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности различных организаций, у них существует несколько общих признаков:

  1. Наличие конечных целей или по крайней мере одной цели у совместно работающих людей;
  2. Существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений, выраженных через организационную структуру* и культуру поведения;
  3. Постоянное взаимодействие с внешней средой;
  4. Использование всех видов ресурсов для достижения целей организации.

Виды организаций



По критерию формализации различают формальные* и неформальные* организации. Приведенные выше определения "организации" справедливы для формальной организации.

Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; сюда входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы.

Неформальные организации - это группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. И хотя у них нет официального руководителя (назначенного или выбранного), неформальные организации очень важны и существуют во всех формальных организациях, за исключением, может быть, очень маленьких. Они работают без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют в качестве основной своей цели достижение определенной прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это способствует достижению целей, ради которых они созданы.

Общие характеристики организацийВсе сложные организации являются не только группами людей, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделения. Эти общие характеристики позволяют понять, почему, чтобы достичь успеха, организацией нужно управлять.

Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ограниченных ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией - это люди (человеческие ресурсы), деньги, материалы, технология и информация.

Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами.

Термин "внешняя среда" включает потребителей, поставщиков, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, технику и технологию, международное окружение и другие составляющие.

Миссия организации.* организация формируется как целостная система с установления общей цели организации, выражающей причину ее существования. Обычно она обозначается понятием "миссия". Миссия трактуется как утверждение, раскрывающее смысл существования организации.

В качестве примера можно привести формулировку миссии компании "Автоваза" - как предоставление людям транспорта, доступного по цене.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремление в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие методы будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, так как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организационных путей и направлений развития и в конечном счете приведет к неэффективной работе.

Примеры формулировки миссии: акционерное общество, государственное предприятие - деятельность направлена на производство конкурентоспособной продукции, сохранение и развитие научно-технического потенциала общества, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохранение и защита окружающей среды. Инвестиционная компания - инвестирование капитала в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста.

 

Жизненный цикл организации.Жизненный цикл организации подобен жизни человека. И не случайно некоторые авторы при рассмотрении стадий развития организации называют такие этапы, как рождение, детство, отрочество и т.д. Как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и либо обновляются и процветают, либо, прекращают свое существование.

Производственная функция

Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.

Ресурсно-спросовая функция

Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.

Финансово-инвестиционная

Генерация финансовых потоков, в т.ч. связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.

Градообразующая

Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.

Познавательная

Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих знаний.

Образовательная

Стоит сказать - получение отдельными работниками и коллективами производственных (в т.ч. технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.

Воспитательная

Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.

Институциональная

Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.

Информационно-сигнальная

Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.

Консолидирующая функция

Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.

Классификация предприятий

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным признакам.

I. По количественным:

Группировка предприятий по мощностипроизводственного потенциала. При этом используются следующие показатели:

  • численность персонала;
  • стоимостный объём выпуска продукции;
  • стоимость средств производства.

 

В соответствии с этими критериями выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек, до 400 млн. руб.)
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек)
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

II.По качественным:

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

  • тип собственности (частные, государственные, муниципальные и смешанные);

· характер и содержание экономической деятельности: производственные, торговые, финансовые и т. п. (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенный в РФ с 1.01.2003 г., построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе).Промышленностьтрадиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающаяи перерабатывающаяпромышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

  • ассортимент выпускаемой продукции (узкоспециальные, многопрофильные, комбинированные). Узкоспециализированнымисчитаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильнымотносят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированныепредприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

· по принадлежности капитала;

По принадлежности капитала и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, по контролю над предприятием выделяютнациональные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал кᴏᴛᴏᴩых принадлежит предпринимателям ϲʙᴏей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранными называют предприятия, капитал кᴏᴛᴏᴩых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал кᴏᴛᴏᴩых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на базе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — ϶ᴛᴏ одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называютсясовместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания будет осуществление совместной предпринимательской деятельности.

  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

1. По организационно-правовой форме в соответствии с ГК РФ (табл. 1).

- хозяйственное товарищество (полное и на вере)

- хозяйственное общество (ООО, акционерное общество (открытое и закрытое), дочернее, зависимое);

- производственный кооператив (артель);

- унитарное (государственное и муниципальное предприятие)

· основанное на праве хозяйственного ведения

· основанное на праве оперативного управления имуществом.

 

Таблица 1 - Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Организационно-правовая форма Виды Определение, характерные черты и свойства
Хозяйственное товарищество -полное товарищество -товарищество на вере (коммандитное) Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складского капитала; единые и единственные собственники своего имущества, несущие неограниченную субсидиарную ответственность по обязательствам общества
Хозяйственное общество -акционерное (открытое и закрытое) - с ограниченной ответственностью -с дополнительной ответственностью - дочернее - зависимое Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определённого минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов, единые и единственные собственники своего имущества
Производственный кооператив (артель)   Добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Унитарное государственное и муниципальное предприятие - на праве хозяйственного ведения - на праве оперативного управления (федеральные казенные заводы) Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

 

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведениямогут быть трёх типов:

1. Федеральное государственное унитарное предприятиеФГУП

2. Государственное унитарное предприятиеГУП (субъекта федерации)

3. Муниципальное унитарное предприятиеМУП (муниципального образования) – Пермгорэлектротранс, Пермводоканал, Благо, Пермские аптеки, Доверие (почта).

Унитарные предприятия на праве оперативного управления – казённые предприятия (ФКП, ГКП, МКП).

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть создано в случаях:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

Казенное предприятие может быть создано в случаях:
то же самое плюс:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной законом исключительно для казенных предприятий.

Федера́льное казённое предприя́тие (ФКП) — в Российской Федерации унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Решение о создании, реорганизации и ликвидации ФКП принимает Правительство Российской Федерации. Также Правительство утверждает устав ФКП, являющийся его учредительным документом. По гражданскому законодательству РФ государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП при недостаточности его имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены «Правила создания и регулирования деятельности федеральных казённых предприятий», а также дополнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в части утверждения сметы доходов и расходов ФКП.

Распоряжение имуществом, принадлежащим на праве ХВ, возможно с согласия собственника (учредителя) данного имущества (государство или муниципалитет).

Пределы распоряжения обладателями ОУ на имущество варьируется от полного запрета до распоряжения с согласия собственника. Если идет полный запрет на распоряжение, то он, как правило, касается закрепленного (переданного собственником) имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Сферы деятельности унитарных предприятий

  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ»
  • ФГУП «Охрана»
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“»
  • ФГУП «Почта России»
  • ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»
  • ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»
  • ФГУП «Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук»
  • ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"
  • ГУП «НИИМосстрой»
  • ГУП «Мосгортранс»

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, отличаются от унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, объемом имущественных прав и хозяйственной самостоятельности. Казенные предприятия имеют более узкий объем правоспособности по сравнению с государственными и муниципальными предприятиями.

Деятельность государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, характеризуется тем, что:
они распоряжаются закрепленным за ними недвижимым имуществом с согласия собственника;
собственник не вправе изымать имущество, находящееся в их хозяйственном ведении;
они имеют уставной фонд, формируемый собственником;
собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;
собственник имущества государственного или муниципального предприятия не несет ответственности по его обязательствам;
они действуют в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой деятельности;
собственник утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и осуществляет контроль за их выполнением;
они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии определенных финансовых показателях деятельности.

Деятельность казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:
они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;
собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенными предприятиями заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
казенное предприятие не имеет уставного фонда;
казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;
собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия.

Таким образом, государственные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, имеют больше прав, чем предприятия, действующие на праве оперативного управления. Первые имеют свой уставной фонд, они распоряжаются имуществом, которое собственник не имеет право изымать.

Собственник не может также определять порядок распределения доходов, он имеет только право на получение части прибыли.

Что касается предприятий, действующих на праве оперативного управления, то они почти целиком зависят от собственника, который может изымать имущество, который определяет, что производить и каким образом распределять доходы.
Некоторые экономисты и хозяйственные практики объясняют такое различие несовпадением целей, для которых создаются государственные предприятия на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения.

 

Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.

Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О производственных кооперативах»[1], а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2].

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива. Также следует помнить, что все члены производственного кооператива несут ответственность по долгам предприятия своим личным имуществом.

Единственным учредительным документом производственного кооператива является Устав.

Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого взноса в неденежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком.

Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.

Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.

Регистрацию производственных кооперативов осуществляют налоговые органы. Налоговым органам необходимо сообщить информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооператива — физических лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из ЕГРЮЛ об участниках — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооператива, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общую, упрощённую), точный адрес местонахождения кооператива.

В качестве адреса местонахождения может выступать арендованное либо собственное нежилое помещение или место жительства руководителя.

В зависимости от характера деятельности различают:

· Производственный кооператив;

· Производственный сельскохозяйственный кооператив.

Цели создания холдингов

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

· создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков;

· диверсификация бизнеса - способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

· оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

· создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;

· обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

· возможности разрабатывать новые виды продукции и вводить инновации в технологические процессы;

· оптимизация налогообложения (в рамках законодательства);

· защита от неконтролируемой скупки контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры.

Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). Акционерные компании, управляемые государственными холдингами, действуют на рынке в соответствии с теми же законодательными нормами, что и частные корпорации.

В современных условиях на передний план выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные, при которых государство участвует в акционерном капитале частных фирм.

Корнер – форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.

Консорциум – временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

Союз – это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.

Ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Франчайза (франц. Франчиза – льгота, привилегия) – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

Финансово-промышленные группы – объединение предприятий, во главе которых становятся один или несколько банков, которые управляют капиталом этих предприятий и контролируют различные сферы их деятельности. При этом предприятия, входящие в состав финансовой группы не теряют свою экономическую и юридическую самостоятельность.

Цели объединениясостоят в обеспечении благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач. Для российских предпринимателей такие объединения в настоящее время особенно важны, т.к. способствуют вхождению в мировую экономическую систему, ускоренному достижению необходимого уровня конкурентоспособности.

Основными целями объединения предприятий в корпорации являются:

– увеличение рыночной доли.

– повышение качества товаров.

– снижение издержек по сравнению с конкурентами.

– расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности.

– укрепление репутации перед потребителями.

– повышение качества обслуживания.

– расширение применения инноваций.

– укрепление конкурентных позиций на международном уровне.

– рост доходов.

– рост дивидендов

– увеличение доходов на инвестируемый капитал.

– повышение кредитного и облигационного рейтингов.

– рост потоков наличности.

– повышение курсов акций.

– улучшение и оптимизация структуры источников доходов.

 

Объединения предприятий

Отметим тот факт - что в современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Стоит сказать, для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.