Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела





Тема 1.1. Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом.

Лекция 1. Становление сестринского дела в России. Сестринское дело на современном этапе.

Содержание учебного материала:

1. Становление и развитие сестринского дела в России.

2. Организация ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

3. Организация общин сестер милосердия.

4. Деятельность сестер милосердия, во время военных действий. (Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская и др.).

5. Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.).

6. Создание и развитие Российского общества Красного Креста.

7. Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

8. I Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве (август 1917г.) Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

 

Каждая медицинская сестра должна знать историю развития сестринского дела. В отличие от Европы сестринский уход в России имеет светские корни. Организацией сестринских общин, больниц для неимущих, занимались женщины благородного происхождения и великие княгини (Ольга, Мария). В зарубежных странах уходом занимались в основном женщины низших слоев общества ("падшие женщины"). В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой. В настоящее время профессия медицинской сестры является малоуважаемой и малооплачиваемой.

 

I. В 988 -989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико- санитарной помощи человеку. По мнению историков, "сестринское дело как отдельная объективно существующая реальность зародилась в ранний христианский период.

 

Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? "Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу".

 

В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

считает, что становление светского сестринского дела проходило самобытным путём, без заметного влияния европейской медицины. Именно России принадлежит приоритет в формировании представления о сестринском уходе как особой форме медицинской деятельности, требующей специальной теоретической подготовки.

На Руси придворные врачи появились уже в X в. при киевских князьях. В основном это были монахи Киево-Печёрского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты. Место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть больницами. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси связано с именем княгини Ольги, которая организовала больницу, где за больными стали ухаживать женщины. В монастырях обучали искусству врачевания и медицинской культуре дочерей и вдов знатных людей. Больничные здания, как правило, размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали прачечные, бани, огороды, кладбища. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц. Неимущие за дни, проведенные на лечении в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе.

До татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переяславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыне, в Галицкой Руси и др.

Но богатые традиции народной медицины не были утрачены, продолжали распространяться рукописные произведения. В них давались советы по применению целебных трав, гигиене питания, по использованию бань. Из летописи мы знаем о Евпраксии, родившейся в 1108 г., внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящён вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики, профилактики некоторых болезней.

В 1551 г. на Стоглавом соборе впервые было высказано намерение открывать государственные больницы и богадельни, так как монастырские богадельни не могут «призреть и лечить всех желающих

Таким образом, в Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось в различных видах благотворительной деятельности, осуществлявшейся представительницами различных сословий.

Многие отечественные историки медицины (в их числе Л.Ф.Змеев, Н.Я.Новомбергский и другие) полагали, что первая (в современном понимании) больница, в которой лечили врачи, а обслуживали монахи, была построена в XVII веке в период "Смутного времени" (1612 - 1618) году при Троицком монастыре (Сергиев Посад).

B XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных (больницы). Большую по­мощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранат­ном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре.

Со вступлением на трон династии Романовых милосер­дием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные свет­ские феодалы. Так в 1650 году на терри­тории Андреевского монастыря был открыт приют для беднейших больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. Это, по-видимому, была первая городская больни­ца.

Стали появляться указы, касающиеся благотворитель­ности: 1670 год — о создании приказа для строения бога­делен; 1674 год— о том, что все богадельни, содержащиеся правительством, должны отныне содержаться за счет пат­риаршей казны. В царствование Алексея Михайловича государство впервые стало проявлять заботу об увечных престарелых воинах.

Благотворительность на Руси до конца XVII века оста­валась деятельностью угодной Богу и влекущей отпущение самых тяжких грехов. С конца XVII века больницами стал управлять патриарший приказ, а затем они перешли в ведение приказа аптекарского. В это же время за счет государственной казны в Москве строится больница для получивших тяжелые ранения на государственной службе. В том же указе монастырям предписывалось «лечить без­денежно» и «лекарства держать недорогие». При каждой больнице обязательно должны были находиться трое: «дохтур, аптекарь и лекарь».

В 1710 году Петр I издал указ, согласно которому престарелые, раненые, увечные офицеры и солдаты, не годные к военной службе, поме­щаются в московские богадельни.

С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были служить женщины, в обязанности которых входил и уход за больными детьми.

В связи с проведением Петром I реформ, создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), кото­рая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными.

В 1735 году вышел генеральный регламент о госпиталях, в котором определяется сфера деятельности женщин (мытье полов, стирка белья), количество работ­ниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.