Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы.





Существуют различные признаки классификации научно- исследовательских работ.

1. По видам связи научно-исследовательских работ (НИР) с обще­ственным производством они разделяются следующим образом: исследо­вания, направленные на создание новых машин, конструкций или процес­сов, которые используются для повышения эффективности производства, и НИР, повышающие уровень производственных отношений. К последним можно отнести работы, повышающие уровень организации производства без создания новых средств труда, а также теоретические работы в области гуманитарных, общественных и других наук. Они могут использоваться при совершенствовании общественных отношений, а также для повыше­ния уровня духовной жизни людей.

2. НИР классифицируются по степени важности исследований для народного хозяйства. Они делятся на выполняемые по государственному плану, по плану отдельных министерств и ведомств и по инициативе науч­но-исследовательских институтов или частных фирм.

3. В зависимости от источников финансирования НИР также делят­ся на госбюджетные, которые финансируются из средств государственного бюджета, и хоздоговорные работы, которые финансируются по договорам с частными фирмами и предприятиями.

4. По длительности НИР делятся на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные НИР выполняются в течение нескольких лет, а краткосроч­ные – обычно в течение одного года.

5. НИР классифицируются по целевому назначению на четыре вида: фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

Фундаментальные исследования – это научная деятельность, направленная на получение новых знаний, на создание новых принципов. Их целью является более глубокое познание законов природы и расшире­ние знаний общества.



Прикладные исследования выполняются с целью создания новых ме­тодов, на базе которых ведутся разработки по созданию новых машин, оборудования и материалов, а также способов производства и организации работ и т.д. Прикладные исследования должны удовлетворять потребность в развитии конкретных отраслей промышленности. Они направлены на применение результатов фундаментальных исследований для решения практических задач.

Поисковые исследования направлены на определение перспективно­сти работы по конкретной теме, на поиски путей и методов решения науч­ных проблем.

Разработки направлены на преобразование теоретических или при­кладных исследований в технические приложения. Конечной целью разработок является подготовка материалов для внедрения. Поэтому они не предназначены для проведения новых научных исследований.

При проведении научных исследований используются определенные способы, приемы, операции, правила и средства. Они разрабатываются ис­ходя из особенностей и закономерностей изучаемых явлений и объектов.

Понятие метод в об­щем случае означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает знание того, каким образом, в какой последовательности человек должен совершать те или иные действия, чтобы решить определенные задачи.

Научный метод – это совокупность способов получения новых знаний о явлениях действительности; система принципов, требований и правил, необходимых для достижения цели и задач научных исследований. Осознанное применение научно обоснованных методов является важным условием высокой эффективности и достоверности научно-исследовательской деятельности. Однако нельзя забывать, что методы са­ми по себе, без их правильного и целесообразного использования, не га­рантируют успешности научных исследований. Не могут методы также заменить и способность исследователя к творчеству, к интуитивному по­знанию, способность делать выводы и предсказания. Тем не менее иссле­дователь, владеющий соответствующими методами, хорошо знающий возможности и область их применения, с меньшими затратами и быстрее достигнет поставленной цели.

Естественным следствием развития науки является развитая система методов. Количество разрабатываемых методов познания постоянно уве­личивается. Постепенно в науке сформировалась область знания, занима­ющаяся изучением методов и закономерностей познавательной деятельно­сти человека, которую называют методологией.

Методология (греч. – дословно «учение о методах») – это учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности. Одной из главных задач методологии является изучение сущности, проис­хождения, эффективности и других характеристик существующих методов познания, а также разработка и обоснование новых.

Различают общую и частные методологии. Первая относится к обла­сти философии и анализирует общие для всех наук методы. Она включает концепции, направления и системы научного познания, которые имеют универсальный характер и используются для исследовательской деятель­ности в различных отраслях науки. Каждая отрасль науки имеет и свою, частную методологию – учение о принципах, формах и способах познания объектов этой науки.

Для правильного выбора методов исследования необходимо знать их классификацию. Принято разделять все методы научных исследований по степени их общности и широте применения на всеобщие, общенаучные и частные.

Всеобщими методами являются общечеловеческие, общефилософ­ские методы познания, которых в истории известно два: диалектический и метафизический.

Метафизический метод соответствовал низкому уровню развития науки. Он рассматривает все объекты, явления вне их взаимной связи и развития как нечто законченное и неизменное.

Диалектический метод имеет важное методологическое значение для современной науки. Это метод познания действительности в ее противоре­чивости, целостности и развитии. Он основан на трех законах диалектики: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изме­нений в качественные; отрицания отрицания. При проведении научных ис­следований диалектический метод рекомендует исходить из следующих принципов: объективности, всесторонности, конкретности, историзма, противоречивости, системности.

Общенаучные методы используются во всех областях науки, имеют широкий спектр применения. Однако они могут иметь отличительные осо­бенности, специфику своего проявления в отдельных науках и применяют­ся не на всех этапах процесса познания.

В основу классификации общенаучных методов положено понятие уровня научного познания. Различают два уровня научного познания: эм­пирический и теоретический. Это связанно с тем, что исследователь может получать знания опытным (эмпирическим) путем и путем сложных логи­ческих операций, т.е. теоретически. Эмпирический уровень научного по­знания характеризуется преобладанием непосредственного контакта с объ­ектом познания, чувственным восприятием. Теоретический уровень по­знания связан в основном с мыслительной деятельностью и характерен от­сутствием непосредственного практического взаимодействия с объектом. Соответственно существуют общенаучные методы исследований, которые используются только на эмпирическом уровне познания, и методы, приме­няемые только на теоретическом уровне. Кроме того, есть группа методов, которые используются на обоих уровнях. Их называют общелогическими методами.

Методами эмпирических исследований являются наблюдение, опи­сание, сравнение, измерение, эксперимент.

К методам теоретических исследований относятся абстрагирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический метод, гипотетический метод.

Общелогические методы исследований – это анализ, синтез, индук­ция, дедукция, аналогия, моделирование, системный подход.

Частные методы разрабатываются и используются в рамках той или иной отрасли науки. Они обладают специфическими особенностями, зави­сящими от объекта и условий познания.

Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований.

Эмпирические научные исследования в первую очередь связаны с процессом получения, накопления, систематизации и первичной обработки исходного фактического материала. Исследуемый объект отражается в ос­новном со стороны своих внешних связей и проявлений, а познавательные действия осуществляются в чувственно-предметной форме при непосред­ственном взаимодействии человека с изучаемыми предметами и явления­ми. Изучение свойств, связей, проявлений и отношений объекта исследо­ваний выполняется с помощью наблюдений, описаний, сравнений, измере­ний и экспериментов.

Наблюдение является исходным методом эмпирических исследова­ний, основанным на восприятии при помощи органов чувств. Оно позволя­ет получить определенную первичную информацию об объекте исследова­ний для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования.

Научным наблюдением называют целенаправленное, планомерное, систематическое, активное восприятие изучаемого объекта, связанное с решением конкретной научной задачи.

Основными познавательными функциями метода наблюдения явля­ются регистрация фактов, накопление эмпирической информации об изу­чаемом объекте, предварительная классификация зафиксированных фак­тов, проверка гипотез и теорий.

По способу проведения различают непосредственные, опосредован­ные и косвенные наблюдения. При непосредственных наблюдениях ин­формацию получают только при помощи органов чувств. Опосредованное наблюдение проводится с использованием каких-либо технических средств. Наблюдение не самих исследуемых объектов, а их видимых проявлений или результатов воздействия на другие объекты называется косвенным наблюдением.

Наблюдение может быть направленно на описание качественных ха­рактеристик объекта или проводится с целью установления его количе­ственных параметров.

Недостатки метода наблюдения обусловлены наличием субъектив­ного фактора. Личные особенности исследователя, его ожидания, интере­сы, настроение, оценки и интерпретация фактов могут существенно повли­ять на результаты наблюдения.

Завершающим этапом, познавательным итогом наблюдения является описание.

Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксирова­нии полученных в результате наблюдения сведений об объекте с помощью принятых в науке средств и систем обозначений. Описание позволяет чув­ственную информацию перевести на язык терминов, понятий, знаков, цифр, графиков, схем, рисунков, т.е. в форму, удобную для дальнейшего обобщения, классификации, систематизации.

Описания могут быть количественными и качественными, непосред­ственными и опосредованными. Научная ценность описания обусловлена достоверностью и адекватностью отображения исследуемого объекта. В связи с этим к научному описанию предъявляются требования объектив­ности, точности, однозначности и полноты.

Широкое применение на эмпирическом уровне исследований полу­чили методы сравнения и измерения. Они являются универсальными ме­тодами познания.

Сравнение позволяет сопоставить свойства или стороны изучаемых предметов и явлений, установить сходство и различия между ними. Необ­ходимо отметить, что в ходе научного сравнения сопоставляются не про­извольные, а наиболее важные, существенные признаки и характеристики объектов. Кроме того, между сравниваемыми объектами должна суще­ствовать определенная объективная общность, так как сравнивать несрав­нимые вещи не имеет смысла.

Сравнение объектов можно проводить непосредственно или опосре­дованно через сравнение с другими объектами. Сравнению подлежат каче­ственные признаки или количественные характеристики изучаемых объек­тов. Если количественные характеристики объектов сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, то такое срав­нение называется измерением.

Измерение – это метод научного исследования, заключающийся в
определении количественных характеристик изучаемого объекта с помо­щью специальных технических устройств путем сравнения данной вели­
чины с определенным ее значением, принятым за эталон сравнения. В ка­честве эталонов сравнения используются единицы измерения, позволяю­щие численно выразить результаты измерения и подвергнуть их математи­ческой обработке. Существует множество единиц измерения, соответствующих множеству физических величин, свойств, сторон и свя­зей исследуемых объектов, подлежащих измерению.

В соответствии с характером зависимости измеряемого парамет­ра от времени различают статические и динамические измерения. К статическим относятся измерения величин, остающихся постоянными во времени. Измерения называются динамическими, если измеряемая величи­на меняется во времени.

В зависимости от способа получения результата измерения могут быть прямыми и косвенными. Прямое измерение позволяет получить ис­комое значение измеряемой величины путем ее непосредственного срав­нения с эталоном. В косвенных измерениях искомая величина определяется с использованием известной математической зависимости этой величины от других величин, полученных прямым измерением.

Важной стороной измерения как метода исследований является про­блема точности и объективности получаемых результатов. Решение этой проблемы зависит от правильного, научно обоснованного соотно­шения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. Объективными факторами являются наличие в изучаемом объекте устой­чивых количественных характеристик, степень совершенства и возможно­сти измерительных приборов, объективные условия проведения измере­ний. К субъективным факторам относятся выбор методики проведения и организация процесса измерения, уровень подготовленности, квалифика­ция и способности исследователя, его умения использовать измерительные приборы и правильно истолковывать полученные результаты.

Наблюдения, описания, сравнения и измерения играют важную роль в научных исследованиях, но они не предполагают активного вмешатель­ства исследователя в изучаемые процессы и явления. Дальнейшее развитие науки связано с дополнением рассмотренных методов более активным ме­тодом – экспериментом.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод науч­ных исследований, основанный на активном и целенаправленном вмеша­тельстве исследователя в процесс познания путем создания искусственных управляемых и контролируемых условий изучения объекта исследований.

Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирических иссле­дований, включающий в себя наблюдение, описание, сравнение и измере­ние, но обладающий рядом важных, присущих только ему особенностей и преимуществ. При эксперименте могут создаваться специальные условия, которые позволяют выявить те или иные свойства, стороны, связи объекта исследований или изучать его в «чистом виде», устраняя или изолируя мешающие, второстепенные, побочные, усложняющие факторы. Важным достоинством эксперимента является его многократная воспроизводи­мость, повторяемость по желанию исследователя для получения достовер­ных результатов. Изучая какой-либо процесс, экспериментатор имеет воз­можность активно вмешиваться, влиять на его протекание, вносить необ­ходимые изменения.

Имеется множество классификаций экспериментов по разным при­знакам. В зависимости от характера исследуемого объекта эксперименты могут быть физические, химические, биологические, психологические и т.д.

По основной цели и характеру решаемых задач эксперименты под­разделяют на измерительные, исследовательские, поисковые, проверочные, контрольные и др.

В зависимости от области научного знания, в которой проводится эксперимент, различают фундаментальные и прикладные естественно­научные, промышленные, социальные, экономические и другие экспери­менты.

Исходя из различия получаемых результатов и методики проведения можно рассматривать качественные и количественные эксперименты. Ка­чественные эксперименты позволяют выявить влияние тех или иных фак­торов на исследуемый объект без установления точных количественных соотношений и зависимостей.

Эксперимент может быть прямой, если проводится непосредственно с изучаемым объектом, или модельный, если используется модель, заме­няющая объект. Также различают полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях, и лабораторный эксперимент, выполняемый в ис­кусственных условиях.

Методы теоретических исследований

Теоретические научные исследования путем рациональной обработ­ки данных эмпирических исследований, глубокого анализа научных фак­тов позволяют отразить изучаемые объекты со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигать их сущность и законы существования. В основе развития любой науки лежит процесс перехода от чувственно-эмпирических конкретных представлений и фактов к фор­мированию системы абстрактных, теоретических понятий, категорий, принципов, законов. Процесс получения теоретических знаний связан с переходом от конкретного к абстрактному, чтобы затем на основе сформу­лированных научных абстракций уже на более высоком уровне вернуться к изучению конкретного. При этом широко используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический и гипотетический методы.

Абстрагирование (от лат. abstraction – выделение, отвлечение или отделение) заключается в мысленном отвлечении от несущественных, вто­ростепенных свойств, сторон или особенностей изучаемого объекта с од­новременным выделением существенных, важных для исследователя сто­рон, свойств, связей этого объекта. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств или сторон изучаемого объекта, которые реально, отдельно от него, сами по себе не существуют. Однако это позволяет превратить эти отдельные стороны, свойства или состояния в самостоятельный объект ис­следований. Одна из основных функций абстрагирования состоит в выде­лении общих свойств, признаков, сторон некоторого множества объектов с целью дальнейшего обобщения и образования понятий и категорий.

Идеализация – это специфический вид абстрагирования, заключающийся в предельном отвлечении от реальных свойств изучаемого объекта с одновременным внесением определенных изменений, наделением объекта особыми свойствами в соответствии с целями исследований. Идеализация есть мысленное формирование представлений о несуществующих или не­осуществимых в действительности объектах, которые, тем не менее, име­ют прообразы в реальном мире.

Использование метода идеализации эффективно и целесообразно в тех случаях, когда, во-первых, позволяет существенно упростить сложные реальные объекты и тем самым дает возможность применить к ним мате­матические методы исследований; во-вторых, когда необходимо облегчить изучение объекта путем исключения тех его свойств, сторон, связей, кото­рые затемняют существо протекающих в нем процессов, но не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Общая направленность теоретического познания характеризуется переходом от менее содержательного знания к более содержательному, все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Формирование научных абстракций не может быть конечной целью науч­ных исследований, а является только средством более разностороннего и глубокого познания конкретного. Поэтому дальнейшее накопление и раз­витие знаний связано с процессом восхождения от абстрактного к конкретному. Метод восхождения от абстрактного к конкретному исполь­зуется при построении различных теорий как в естественных, так и в об­щественных науках. Знание о конкретном, полученное на этом этапе науч­ных исследований, будет качественно отличаться от знания, которое име­лось на этапе эмпирических исследований.

Формализация – это метод, заключающийся в отображении содер­жательного знания в специальном знаково-символическом виде, с помо­щью которого происходит мысленное отвлечение от конкретного содер­жания изучаемых объектов и обобщение их на основе сходства формы. При формализации рассуждения и мысли об объектах, их свойствах и от­ношениях заменяются оперированием со знаками (формулами). Таким об­разом создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной обла­сти, позволяющая выявить структуру различных явлений, не рассматривая их качественные характеристики.

Метод формализации связан с построением формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка. Такими языками яв­ляются символические языки математики, логики, химии, программирова­ния и других точных наук. Основным достоинством формализации являет­ся то, что над формулами этих языков можно выполнять операции, полу­чать из них новые формулы и соотношения и, следовательно, проводить исследования какого-либо объекта только формальным путем без непо­средственного обращения к этому объекту.

Важная роль формализации состоит в обеспечении однозначности, краткости, строгости и экономичности записи научной информации.

Аксиоматический метод - это метод построения научной теории, основанный на исходных очевидных положениях, истинность которых не требуется доказывать в рамках данной системы знания. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Все остальные утверждения этой теории выводятся из аксиом логическим путем, посредством доказа­тельств. При этом к аксиомам и выводимым из них следствиям предъяв­ляются требования независимости, полноты и непротиворечивости. Ис­ходные аксиомы и понятия образуют базис теории.

Большая познавательная ценность аксиоматизации научных теорий обусловлена тем, что проблема истинности положений теории решается логически строго и эффективно как проблема их доказуемости. Из истин­ных, проверенных практикой аксиом исследователь получает в качестве следствий новые истинные положения теории при условии, что соблюдены все правила доказательств.

Гипотетический метод - это метод научного познания, основан­ный на создании системы логически связанных между собой гипотез, из которых выводятся законы, принципы, теории. Гипотеза составляет мето­дологическую основу, теоретическое предвидение, суть теоретических ис­следований. Она должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диа­лектики и естествознания.

Гипотетический метод включает следующие этапы:

• ознакомление с эмпирическим материалом, его творческий анализ и формулирование целей и задач исследования;

• выдвижение и формулирование рабочей гипотезы;

• выведение из гипотезы следствий, развивающих существующие теоретические представления или предполагающих новое теоре­тическое решение;

• экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Гипотетический метод является основным, наиболее распространен­ным в прикладных науках и представляется как сложный комплексный ме­тод исследований.

Общелогические методы исследований

Общелогические методы и приемы исследований являются самыми распространенными в научной деятельности. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный под­ход.

Анализ - метод научных исследований, который состоит в мыслен­ном или реальном разделении, расчленении объекта исследования на со­ставные части с целью изучения его структуры, состава, свойств, связей и т.п. Он позволяет проникать в сущность объекта исследования путем изу­чения его составных элементов и выявления наиболее существенных из них. Анализ как логический прием используется во всех научных исследо­ваниях, но составляет его первый этап, так как для постижения объекта во всей полноте недостаточно изучения лишь его составных частей. Для изу­чения объекта как единого целого необходимо метод анализа дополнить другим методом – синтезом.

Синтез – метод научных исследований, представляющий собой мысленное соединение составных частей изучаемого объекта, разделенных в результате анализа, с целью дальнейшего изучения этого объекта как единого целого. Синтез позволяет установить роль и место элементов, ча­стей изучаемого объекта, их взаимосвязь и взаимозависимость, понять то существенное, общее, что связывает части в единое целое. При этом синтез – это не произвольное, механическое соединение элементов целого, а по­лучение совершенно нового, диалектически единого образования.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей,

так как являются двумя сторонами взаимосвязанного и взаимообусловлен­ного аналитико-синтетического процесса познания. Эти методы исследо­ваний получают свою конкретизацию в каждой отрасли науки и могут превращаться в специальные методы, например математический, химиче­ский, социальный анализ, органический синтез и т.п. Некоторые этапы научных исследований являются преимущественно аналитическими или синтетическими.

Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) есть метод ис­следований, основывающийся на формально-логическом умозаключении, ведущем от частных посылок, фактов к общему утверждению, обобщению, выводу. В индукции мысль исследователя идет от единичного, частного через особенное к общему и всеобщему. Обнаруживая сходные свойства, черты или признаки у многих объектов некоторого класса, исследователь приходит к выводу о принадлежности этих признаков всем объектам дан­ного класса. Поскольку знание о частных фактах всегда неполно, индук­тивные выводы и заключения всегда имеют вероятностный характер и рас­сматриваются как гипотеза.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) есть метод исследований,

основывающийся на умозаключении, ведущем от знания общего к част­ным, единичным выводам. Он позволяет с помощью анализа, изучения общих положений и фактов делать частные, конкретные выводы, из зна­ния общих свойств всего класса объектов вывести знания о единичном объекте этого класса. Если в качестве общей посылки выступает новая научная идея, некоторая гипотеза, то дедукция может явиться отправной точкой для появления новой теории. Важное свойство дедукции заключа­ется в том, что если исходные посылки дедуктивного умозаключения ис­тинны и логически правильно связаны, то и частные выводы будут истинными.

Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сход­стве, подобии некоторых сторон, свойств, признаков различных объектов, вследствие чего знания об уже известных объектах переносятся на другие, похожие на них. Вывод по аналогии можно представить как перенос ин­формации об одном хорошо изученном объекте на другой, менее изучен­ный объект на основании выявленного между ними подобия, сходства. Метод аналогии дает правильные выводы с высокой степенью вероятно­сти, если выполняются следующие условия: подобие объектов установлено по важнейшим и существенным признакам, свойствам, количество кото­рых достаточно велико; взаимная связь между сравниваемыми показате­лями должна быть тесной и глубокой; были учтены не только схожесть между объектами, но и различия между ними.

Метод аналогии в широком понимании составляет основу моделиро­вания.

Моделирование – метод научных исследований, заключающийся в том, что объект исследования заменяется специально созданным аналогом – моделью, с помощью которой производится изучение свойств, сторон, связей, качеств, параметров исходного объекта. Между оригиналом и мо­делью должно существовать определенное подобие, сходство тех парамет­ров, которые интересуют исследователя, например подобие структуры, функций, физических характеристик или алгоритмов поведения.

Различают несколько видов моделирования в зависимости от вида используемых в исследованиях моделей.

Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и объектом исследования. На основе воспроизведения в модели физических свойств и процессов, присущих оригиналу, изучают и делают выводы о явлениях, происходящих в естественных условиях.

Мысленное моделирование состоит в мысленном представлении во­ображаемых моделей объектов исследований. Особым видом моделирова­ния является мысленный эксперимент.

Символическое моделирование связано с условно-знаковым пред­ставлением параметров и сторон исследуемого объекта. Знаковые модели позволяют раскрыть такие связи и отношения объекта, которые невозмож­но обнаружить другими способами. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные графические представления – схемы, чертежи, графики, номограммы и т.п. Важнейшей и особой разновидностью симво­лического моделирования является математическое моделирование.

Численное моделирование на компьютере основывается на ранее со­зданной математической модели объекта исследований или на алгоритме его функционирования, реализованном в виде компьютерной программы. Численное моделирование особенно важно там, где необходим большой объем вычислений, где не совсем ясна физическая картина изучаемого процесса, не познан его внутренний механизм.

Системный подход представляет собой совокупность методологи­ческих принципов и способов исследования, основанных на рассмотрении и раскрытии изучаемых объектов как систем.

Система (от греч. целое, составленное из частей) – это общенаучное понятие, выражающее множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с окружающей средой, которые обра­зуют определенную целостность, единство изучаемого объекта. Различают материальные и абстрактные системы, природные и искусственные, от­крытые и закрытые, статические и динамические, а также самоорганизую­щиеся системы.

Принцип системной целостности является основным принципом си­стемного подхода. Он означает, что вся природа, в том числе и общество, рассматривается как большая, сложная, единая система, состоящая из под­систем, которые при определенных условиях выступают в качестве отно­сительно самостоятельных систем.

Системный подход направляет исследователя на выявление целост­ности изучаемого объекта и обеспечивающих ее механизмов, на установ­ление многообразных видов связей и взаимодействий сложного развиваю­щегося объекта и объединение их в единую теоретическую картину.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.