Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, Предмет, метод и система медицинского права





Цель механизма правового регулирования - обеспечение бес­препятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения.

Существенное значение для понимания сущности правово­го регулирования тех или иных общественных отношений имеет его предмет или сфера правового регулирования.

Сфера правового регулирования постоянно изменяется, при­чем, с различной скоростью. Зависит этот процесс от стабильнос­ти общества и его институтов.

Условно можно выделить следующие стадии правового регулирования:

· стадия «осознания» необходимости правового регулирования;

· стадия «внедрения» правовых норм, регулирующих общественные отношения;

· стадия «воздействия реализации правовых норм.

В первой стадии государство и общество приходят к выво­ду о необходимости изменения, запрета и/или контроля развива­ющихся правоотношений, в связи, с чем наступает энергичный процесс создания правовых норм.

Для второй стадии характерно осуществление очерченных правовыми нормами правомочий в установленных пределах.

Последней стадией достигается цель правового регулиро­вания.

Соответственно этим стадиям выделяют и элементы пра­вового регулирования: нормы права, возникающие на основе дей­ствующих норм правоотношения, акты реализации юридических прав и обязанностей.

Эффективность правового регулирования общественных отношений оценивают по результатам воздействия норм на скла­дывающиеся общественные отношения (результаты практического воплощения норм в жизнь).

Правоотношения возникающие в сфере медицинского права можно назвать здравоохранительными. Здравоохранительными отношениями являются обществен­ные отношения, основным объектом которых является жизнь и здоровье человека, в частности, их сохранение, поддержание и укрепление. Специфический характер и содержание этих отношений, а также их роль и значение в строящемся правовом государстве предопределяют объективную заинтересованность в их самостоятельном правовом регулировании.

К здравоохранительным относятся:

1. общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья:

· при оказании медицинской помощи;

· при организации лечебно-диагностического процесса;

· при проведении медико-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

К отношениям, тесно связанным со здравоохранительными, и поэтому входящими в сферу данного отраслевого регулирования относятся общественные отношения закрепляющие:

2. организацию системы здравоохранения и управлению здравоохранением,

3. организацию обязательного и добровольного медицинского страхования,

4. проведение лицензирования и аккредитации медицинских учреждений,

5. экспертизу качества медицинской помощи,

6. правовое регулирование фармацевтической деятельности и сферы обращения лекарственных средств,

7. правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности,

8. правовое положение работников здравоохранения

9. юридическую ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Данный перечень регулируемых правом общественных отношений, обуславливает предмет и систему медицинского права.

Вопрос о предмете правового регулирования рассматривае­мых правоотношений тесно связан с выяснением того, что собой представляют здравоохранительные отношения, каково их содер­жание, каков круг охватываемых отношений.

В специальной литературе существуют различные точки зрения о правовой природе отношений между пациентами (боль­ными) и медицинскими хозяйствующими субъектами (а также медицинскими работниками) по поводу врачевания. В то же вре­мя решение данного вопроса имеет существенное значение для правового положения пациента, прав, обязанностей и юридичес­кой ответственности сторон.

1. Одни авторы считают, что система здравоохранения как со­циальная система является объектом правового регулирования, «сердцевину которого составляют нормы конституционного пра­ва». Эта позиция аргументируется тем, что права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются консти­туционными. Несомненно, данные права граждан закреплены на конституционном уровне, что свидетельствует об их значи­мости для общества и государства. Однако институты охраны здоровья и медико-социальной помощи являются комплексны­ми, как большинство правовых институтов российского права. Они охватывают нормы права, закрепляющие (нормы консти­туционного права), регулирующие и защищающие принадлеж­ность данных благ конкретным лицам (нормы гражданского, административного, уголовного, экологического и других от­раслей права).

2. Другие авторы полагают, что эти отношения имеют админи­стративно-правовую природу, т.е. носят публичный характер, и только при причинении материального вреда пациенту могут возникать гражданско-правовые отношения по возмещению ущер­ба пациенту. Данная позиция аргументируется тем, что рассматриваемые отношения являются реализацией особой государственной функ­ции - охраной здоровья населения. Она подкреплялась ссылками на действовавшее законодательство: в Основах законодательства о здравоохранении 1969 г. преобладали административно-право­вые нормы. Данное положение получило свое развитие у сто­ронников теории административного договора, к особенностям которого они относили: неравноправие участников правоотноше­ний; регулирование отношений по поводу оказания медицинской помощи населению органами государственного управления, рас­смотрение возникающих споров в административном порядке и наличие административной ответственности. Связано это с тем, что в советской правовой доктрине значение частных интересов, как и всего частного права, было сведено к минимуму. Полное обобществление средств производства, выступающее экономичес­ким основанием опубличивания, с одной стороны, и патернализм государства во всех сферах общественной жизни, с другой сторо­ны, являются основой существовавшей системы. Считалось, что в этой системе личные интересы граждан должны подчиняться кол­лективным интересам, а те в свою очередь – интересам общена­родным. Иными словами, общественный интерес является при­оритетным.

Такой подход показал свою несостоятельность. Чрезмерная зарегламентированность деятельности хозяйствующих субъектов, централизованное управление, ограничение активности граждан и создание видимости самостоятельности привели к глубокому социально-экономическому кризису. Преодолеть негативные тен­денции в общественном развитии можно было, только начав про­цесс реформирования основ организации государства, хозяйственной деятельности и социальной сферы. Однако стремительное разрушение механизмов, существовавших десятки лет, и внедре­ние отдельных правовых моделей, заимствованных из различных правовых систем (романо-германской и системы общего права) без учета российских реалий и менталитета подавляющего боль­шинства населения, повлекло за собой печальные последствия. Была предпринята попытка практически полностью отказаться от государственного регулирования экономики и, частично, социаль­ной сферы. Расчет на саморегулируемость общества привел к ги­пертрофии частных интересов, происходящей на фоне неразвито­сти институтов частного права и отсутствии демократических тра­диций. Все это привело к отторжению населением целого рада начинаний, идущих и навязываемых им «сверху».

В настоящее врем административно-правовые отношений имеют место, в первую очередь, в процессе управления здравоохранением, между органами исполнительной власти. Большинство из них носит вертикальный характер: например, между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральным Правительством по поводу выполнения тех или иных федераль­ных целевых программ; между органом здравоохранения субъекта РФ и органами исполнительной и законодательной власти в субъектах РФ. Довольно часты также правоотношения вертикального типа между Минздравсоцразвития РФ и федеральны­ми министерствами и ведомствами, что обусловлено наделе­нием первого надведомственными полномочиями.

В ряде случаев могут возникать административные правоотношения не по вертикали, а по горизонтали: например, прове­дение совместных мероприятий на всероссийском и (или) регио­нальном уровне.

Таким образом, современные реалии обуславливают, с од­ной стороны, необходимость защиты публичных интересов, а с другой – дальнейшее развитие частноправовых отношений, защиту интересов личности в цивилизованных формах.

Во-первых, и публичное и частное право являются хотя и различными, но частями единой правовой системы, основанной на действующей Конституции РФ.

Во-вторых, нормы частного и публичного права воздейству­ют на одни и те же объекты и, нередко, опираются на одинаковые фактические составы (юридические факты).

В-третьих, в целях обеспечения условий устойчивого функционирования гражданского оборота необходимо определить правовое положение его участников, их правосубъектность и пре­делы действия, что также обуславливает публичный характер ряда гражданско-правовых норм.

Согласно Конституции России, права и свободы челове­ка и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень осно­ваний для ограничения гражданских прав, установленный в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, является исчерпывающим. Они же продублированы в п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Таким образом, баланс интересов - частного и публичного - поможет предотвратить или, по крайней мере, сгладить возника­ющие социальные конфликты в обществе, более адекватно регу­лировать как имущественные, так и личные неимущественные права, законные интересы субъектов рассматриваемых обществен­ных отношений.

Представляется возможным сделать вывод, что и между услугодателем в лице медицинской организации (ЛПУ) и пациен­том возникают частноправовые отношения по своей сути, но, в ряде случаев, отягощенные «публичным элементом». Иными сло­вами, теория административного договора не может применяться к отношениям по оказанию медицинской помощи гражданам. Данная позиция, на наш взгляд, находит отражение не только в доктрине, но и в действующем законодательстве. Ныне действую­щие Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. - это комплексный акт, содержащий нормы различных отраслей пра­ва. С одной стороны, в него входят нормы, регулирующие админис­тративно-правовые отношения между органами управления здра­воохранением и лечебными учреждениями, с другой стороны, - нор­мы, регламентирующие особенности правового положения пациен­та, которые никак нельзя назвать административно-правовыми. Важ­но также разграничить функции органов государственного управления здравоохранением и функции лечебно-профилактического уч­реждения. Анализ имеющихся функций органов управления и ле­чебных учреждений показывает, что по отношению к гражданам (пациентам) они свои властные полномочия практически полнос­тью утратили. Следует также отметить, что Основы законодатель­ства об охране здоровья граждан принимались в переходный пери­од, до принятия и введения в действие первой и второй частей Граж­данского кодекса РФ. Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, хотя прямо и не предусмотренных законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих их. Наличие данной нормы также предполагает признание отношений по враче­ванию гражданско-правовыми. С принятием части второй ГК РФ медицинские услуги получили свое окончательное закрепление в качестве сделок гражданско-правового характера. Согласно ч. 2 ст. 779 ГК РФ: «Правила настоящей главы применяются к догово­рам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторс­ких, консультационных, информационных услуг…». Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик, т.е. равные субъекты. Кроме того, договор возмездного оказания медицинских услуг является публичным.

Гражданин при необходимости получения медицинской помощи обращается в регистратуру поликлиники или приемный покой больницы, где он информируется об условиях оказания услуг (по полису обязательного или добровольного ме­дицинского страхования или путем непосредственной оплаты), времени приема отдельных специалистов, порядке и правилах работы клиники. Договор возмездного оказания услуг распространяется на большинство отношений по медицинскому обслуживанию. Од­нако существуют жизненные обстоятельства, когда гражданин не может выразить свою волю в какой-либо форме вследствие внезапного заболевания или травмы (бессознательное состояние). В этом случае обязанность по оказанию экстренной медицинс­кой помощи возникает в силу закона (публичный элемент). Если же пациент пришел в сознание, то все дальнейшие отношения по поводу здоровья гражданина и проведения медицинских ма­нипуляций складываются в соответствии с его волеизъявлени­ем. Иногда медицинская помощь оказывается независимо или помимо воли лица (ст. 34 Основ законодательства об охране здо­ровья граждан), что является проявлением публичных начал в правовом регулировании (защита интересов общества и государ­ства). Ясно, что в этих условиях о равенстве сторон и заключе­нии ими сделки речи быть не может.

Таким образом, правовое регулирование общественных от­ношений по охране здоровья граждан и медицинской помощи обеспечивается нормами различных отраслей права: конститу­ционным, гражданским, административным, уголовным, семей­ным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным правом и другими.

Отметим также, что целый ряд понятий и правовых катего­рий, имеющихся в специальных законодательных актах о здраво­охранении, не содержится и не используется ни гражданским, ни административным правом (например, система здравоохранения, пациент, врач, медицинское вмешательство, медико-социальная помощь, социально-значимые заболевания и другие).

Отмеченные ранее факты вызвали среди ученых дискус­сию об определении содержания так называемого «медицинского права» (врачебного, здравоохранительного) как правово­го образования.

В свое время было высказано мнение, что вра­чебное право – это отрасль законодательства, состоящая из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодатель­ства и норм, регулирующих общественное положение врача.

Другая точка зрения гласит, что ме­дицинское право «является подотраслью права социального обеспечения.

Во-первых, не будучи легализованной отраслью права, де-факто медицинское право уже существует; во-вторых, отсутствие медицинского права в качестве правового института тормозит развитие практики правоприменения.

Под медицинским правом или правом об охране здоровья понимается также система норм, регулирующих орга­низационные, имущественные, личные отношения, возникаю­щие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

Другая научная позиция под медицинским правом понимает совокуп­ность нормативных актов, регулирующих отношения между гражданином и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ), между пациентом и медицинским работником в сфере организа­ции, а также прав, обязанностей и ответственности в связи с проведением диагностических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий.

Некоторые юристы считают право здравоохранения комп­лексной отраслью права, ядром которой являются отношения по медицинскому обслуживанию .

Есть мнение о том, что необоснованными и упрощенными являются все вышеперечисленные подходы к решению этой проблемы - как отнесение медицинских отношений целиком к предмету той или иной традиционной отрасли права (админист­ративному или гражданскому), так и конструирование новой от­расли - медицинского права..

В настоящее время в юридической науке имеется научная позиция о том, что отрасли права - это не просто зоны юридическо­го регулирования, не система норм, объединенных «по пред­мету», а своеобразные подразделения, реально существующие в самом содержании права. Причем именно юридические особенности или особые режимы регулирования определенных общественных отношений являются сердцевиной рассматри­ваемого явления.

Под юридическим режимом понимают особую систему ре­гулятивного воздействия, которая характеризуется следующими чертами: особым порядком формирования содержания прав и обя­занностей; наличием единых принципов правового регулирова­ния; особым порядком осуществления правомочий; спецификой санкций и способов их реализации.

Отраслевой режим характеризуется следующими компо­нентами:

• наличием общих принципов и положений, пронизываю­щих содержание данной отрасли;

• наличием специфических средств и приемов регули­рования.

Отраслевые методы (императивный или диспозитивный) в каждой отрасли в сочетании со всей совокупностью способов пра­вового воздействия (дозволения, запреты, позитивные обзывания) получают своеобразное выражение. Это также отражается на пра­вовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений - од­ной из главных черт каждой отрасли с позиций применяемого метода и механизма регулирования.

Необходимо также отметить, что в связи с качественны­ми изменениями законодательства меняется соотношение норм публичного и частного права, регулирующих медицинскую деятельность, в пользу последнего. При этом не исчезло и не могло исчезнуть публично-правовое регулирование рассматри­ваемых правоотношений и деятельности медицинских органи­заций, хотя его содержание и характер претерпели значитель­ные изменения.

 

Многогранность предмета медицинского (здравоохраннительного) права подразумевает, что в Предмет медицинского права можно включить:

в широком смысле:

· общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органов и учреждений здравоохранения по поводу выполнения возложен­ных на них государством и обществом задач.

· общественные отношения, направленные на охрану естественной способности человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность.

В узком смысле:

· организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

· отношения, складывающиеся в сфере здравоохранения (охраны здоровья населения) между медицинской организацией (учреждением) и (или) медицинским работником, с одной стороны, и пациентом - с другой, по поводу здоровья последнего.

А поскольку осуществить второй блок общественных отношений невозможно без реализации первого, то можно прийти к выводу, что в предмет медицинского (здравоохранительного) права включаются общественные отношения, между различными субъектами, в частности, между медицинской организацией (учреждением) и (или) медицинским работником, с одной стороны, и пациентом - с другой, по поводу здоровья последнего, направленные на охрану естественной способности человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность, которые возникают в процессе функционирования органов и учреждений здравоохранения по поводу выполнения возложен­ных на них государством и обществом задач при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что медицин­ское право представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан, в про­цессе построения, функционирования и развития сферы здравоохранения, в том числе в процессе регулирования медицинской деятельности.

Медицинское право может быть выделено в самостоятель­ную отрасль права по следующим основаниям:

наличие общественной потребности и государственного
интереса в самостоятельном правовом регулировании такой значимой для каждого человека, общества и государства отрасли, каковым является здравоохранение;

• наличие самостоятельного предмета правового регули­рования; потребность в особом методе правового регулирования (особом сочетании методов);

• наличие и/или потребность в специальных источниках права;

• наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права.

Часть из этих оснований уже рассматривалась, осталь­ные будут исследованы далее.

Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Как мы отмечали, медицинское право, с одной стороны, - часть частного права, поскольку отношения между услугодателем (медицинской организацией) и потребителем (пациентом) регу­лируются нормами частного права. С другой стороны, - часть публичного права, так как на ряд субъектов медицинского права возлагаются задачи и функции государства или делегированные государством.

Метод правового регулирования представляет собой сово­купность приемов, способов воздействия правовых норм и пра­вил на конкретные общественные отношения. В теории права, как отмечалось, выделяют два основных метода правового регулиро­вания - императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и другие) и частным (гражданским, семейным и др.).

Императивный метод - это метод властных предписаний, он характерен, прежде всего, для властных отношений. Примени­тельно к медицинской деятельности - это правоотношения по по­воду выполнения властных предписаний медицинскими органи­зациями, направленными на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой (лицен­зирование, стандартизация, сертификация) и др.

Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской де­ятельности - это правоотношения, возникающие между субъек­тами по поводу оказания медицинских услуг и некоторые другие.

Медицинское право использует оба основных метода правово­го регулирования, да это и понятно, так как посредством приме­нения различных методов правового регулирования право прояв­ляет (осуществляет) свою социально-политическую роль регуля­тора общественных отношений.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: может ли в настоящих условиях гражданско-правовой инструментарий или инструментарий иной отрасли права решить имеющиеся задачи, не прибегая к «конструированию» новой отрасли права?

Здесь будет уместным привести точку зрения согласно которой по условиям, характеру и предмету меди­цинскую помощь невозможно поставить в один ряд с «обычны­ми» услугами, которые предоставляют гражданам предприятия торговли или бытового обслуживания. В противном случае такие высшие нематериальные блага как жизнь и здоровье человека, вольно или невольно уравниваются с благами материальными - предметами повседневного обихода, домашней утварью и т. п.. Жизнь и здоровье - это естественные и непреходящие ценности.

Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку на иерархической лестнице ценностей и в системе категорий человеческого бытия - среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастья жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельнос­ти. Эти ценности не могут быть сравнимы с имущественными интересами, которые меркнут и не представляют никакой ценнос­ти для их обладателя при утрате им жизни или значительном по­вреждении здоровья.

Отмечено, что отношения между медиками и пациентами не всегда могут входить в составную часть гражданского права. Многогранная деятельность медика тем бо­лее выходит за рамки области охраны здоровья граждан, социаль­ного или административного права.

Таким образом, в качестве самостоятельного фактора появ­ляется особый объект правового регулирования - комплекс лич­ных неимущественных прав (в первую очередь - жизнь и здоро­вье), которые, несмотря на продолжающиеся дискуссии ученых и непоследовательность законодателя, не могут быть системно уре­гулированы посредством гражданско-правовых норм в силу спе­цифики самих этих прав, а также особенностей связи «объект (лич­ные неимущественные права, не связанные с имущественными) - субъект (медицинская организация, медицинский работник)».

Организационно-управленческие отношения «власть-подчи­нение» рассматриваются постольку, поскольку это необхо­димо для защиты интересов личности, в отдельных случаях - на­селения (общества) - реализации права на жизнь, здоровье и дру­гих конституционных прав и свобод. Государство создает предпо­сылки и условия для их реализации посредством прямых и косвенных методов управления. Не противоречат данной позиции и возможность принудительного лечения, наблюдения, освидетель­ствования и т. п. на основании норм ряда федеральных законов, так как эти мероприятия осуществляются, в первую очередь, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (групп лиц, общества).

Нельзя не учитывать тот факт, что превращение «пограничных» институтов в новую отрасль права, возможно, только тогда, «... когда этот институт приобретает определенную «критическую массу». В результате у него появится необходимая сумма новых свойств, касающихся предмета, методов, принципов и механизма правово­го регулирования, наличие которых позволяет констатировать, что перед нами новая отрасль права.

При всей комплексности и многогранности здравоохране­ния и медицинской деятельности как социально-правового явле­ния, бесспорным остается положение, согласно которому эффек­тивное воздействие на любой процесс, на правоотношения, воз­никающие в социуме, возможно только при консолидации различ­ных знаний, методов, приемов различных юридических и неюри­дических наук.

Медицинское право заимствует знания, приемы, методы, отдельные категории и положения из различных областей челове­ческого знания:

юридических наук (конституционного, гражданского, се­мейного, предпринимательского, административного, финансово­го, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процес­суального права и других);

медицинских наук (социальной медицины, организации здравоохранения, судебной медицины и судебной психиатрии, от­дельных клинических дисциплин);

гуманитарных наук (философии, экономики, политоло­гии, истории, социологии, психологии);

• других.

Следовательно, масштабность, комплексность и значи­мость рассматриваемых общественных отношений, регулиру­емых нормами медицинского права, позволяют говорить о том, что оно может претендовать на звание самостоятельной отрас­ли права.

Процесс специализации является объективным результатом развития общественных отношений. Движение это, однако, неравномерно и противоречиво, но именно оно уст­раняет монизм в системе общественного развития, единообразие в структуре социальных отношений. Истоки правовой специали­зации кроются в общественном разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в системе «личность - общество - государство».

Цель специализации и выделения самостоятельной отрас­ли права - наиболее полно, с учетом специфики отношений, охва­тить особенности, новизну и динамику социальных преобразова­ний в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состоя­ние. Различные позиции убеждают в «праве на жизнь» медицинского (здравоох­ранительного) права как самостоятельной отрасли права.

Будучи системным образованием медицинское право (как отрасль права), включает в себя ряд подотраслей и институтов права. К ним относят: институт прав граждан на охрану здоровья, пациентское право, институт медицинского страхования, институт лекарственного обеспечения граждан РФ, институт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, институт медицинской экспертизы, институт контроля качества медицинской помощи, институт медицинских и биомедицинских исследований, институт психиатрической помощи, институт трансплантации, институт донорства, институт принудительных мер медицинского характера и т.п.

 

Медицинское право как отрасль права — это совокупность норм, установленных или санкционированных государством или международными организациями, регулирующих обще­ственные отношения в сфере здравоохранения и медицинской деятельности.

Медицинское право как комплексная отрасль законодательства – это комплексная отрасль законодательства состоящая из нормативно –правовых актов и иных источников права, закрепляющих регулирование обще­ственных отношений в сфере здравоохранения и медицинской деятельности.

Медицинское право как наука — это наука о пра­вовом регулировании здравоохранения, медицинской деятель­ности, предметом которой является медицинское право как отрасль права. Она разрабатывает цель, задачи, понятия, при­нципы, изучает соответствующие нормы.

Медицинское право как учебная дисциплина — это сово­купность правовых знаний о медицинском праве как отрасли права, отрасли законодательства и как науки.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.