Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции и принципы медицинского права





Изучение медицинского права как отрасли российского пра­ва невозможно без анализа его функций и принципов.

Основная цель медицинского права заключается в регули­ровании многочисленных и разнообразных по содержанию отно­шений в сфере здравоохранения.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем ре­шения ряда задач, среди которых можно выделить:

создание условий для эффективного функционирования
здравоохранения;

обеспечение научно обоснованной системы организации и управления здравоохранением в России;

правовое обеспечение реформирования здравоохране­ния РФ;

установление правовым путем прав и обязанностей, юри­дической ответственности субъектов медицинского права;

обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;

создание гарантий при реализации принадлежащих им прав и свобод;

обеспечение действия конституционных, межотраслевых и отраслевых принципов и режима законности при осуществле­нии всех видов медицинской деятельности (медицинская помощь, принудительные меры и т. д.);

разработка оптимальных правовых режимов регулирова­ния отдельных видов и направлений медицинской деятельности;

обеспечение стабильности рассматриваемых обществен­ных отношений.

Задачи медицинского права реализуются посредством про­ведения государственной политики в рассматриваемой сфере об­щественных отношений, которая осуществляется в виде правотвор­чества (принятие соответствующих законодательных и иных нор­мативных актов) и правоприменения и правовой охраны.

Под функциями медицинского правапонимают основные направления правового воздействия на рассматриваемые обще­ственные отношения. Функции медицинского (здравоохранитель­ного) права отражают природу и роль общественных отношений, возникающих в сфере здравоохранения.

Обычно выделяют две функции любой отрасли права. Они же будут характерны и для медицинского права.

Регулятивная функция медицинского права выражается в воздействии на общественные отношения посредством установ­ления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий и компетенции субъектов здравоохранительных правоотношений. Эта функция проявляется не только в сфере установления матери­ально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отдельных отношений в здравоохранении, а также отдельных видов медицинской деятельности. Например, право­выми нормами устанавливаются понятие и категории (виды) вра­чебных и иных медицинских должностей, их обязанности, проце­дура допуска к занятию отдельными видами медицинской деятель­ности и отстранения от выполнения определенных работ (оказа­ния услуг). Порядок привлечения врача в качестве эксперта или специалиста для дачи заключения, а также оказания помощи в проведении процессуальных действий прямо урегулирован нор­мами процессуальных кодексов (ГПК, УПК).



Охранительная функция проявляется в воздействии меди­цинского права на субъекты общественных отношений, побужда­ющем их соблюдать установленные правовые нормы. При реали­зации охранительной функции может быть использовано государ­ственное принуждение (гражданско-правовое, административное, уголовное, дисциплинарное), применены меры юридической от­ветственности, восстановительные санкции и т. д.

Рассмотрение медицинского права как отрасли права пред­полагает и анализ его принципов.

В теории под принципами права обычно понимают «основ­ные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса фор­мирования, развития и функционирования права». Такие начала присущи как праву в целом, так и отдельным отраслям, институ­там. Правовые принципы отражают существо содержания, соци­альную направленность и особенности правового регулирования. Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, правильно приме­нять конкретные правовые нормы.

Принципы права также учитываются и при обнаружении пробелов в законодательстве. Это обстоятельство имеет особо важ­ное значение, так как, по преимуществу, дозволительный характер правового регулирования предполагает возможность появле­ния правоотношений, которые не урегулированы правовыми нор­мами. Их оформление, оценка и разрешение возможных конфлик­тных ситуаций, возможны на основе общих принципов медицин­ского права.

Принципы - это объективные свойства права, которые ко­ренятся в его содержании. Принципы права оказывают как пря­мое воздействие на общественные отношения, подлежащие уре­гулированию, так и опосредованное, когда определяют примене­ние конкретных норм, дополняя содержание их гипотез.

Таким образом, принципы права во многом детерминирова­ны происходящими в обществе процессами, т.е. носят объектив­ный характер. Задача же отраслевой науки состоит в выявлении зарождающихся принципов, их изучении и систематизации.

Вместе с тем и сами принципы играют роль ориентиров в формировании и поступательном развитии права. Так, определен­ная правовая идея, пройдя тернистый путь развития, может транс­формироваться в правовой принцип, а он, в свою очередь, претво­риться в норму права.

Принципы права нередко получают прямое закрепление в нормах права. После такого закрепления они становятся нормами - принципами.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

 

В соответствии со ст. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

 

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

 

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

 

.Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

 

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

 

Приоритет охраны здоровья детей

 

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

 

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

 

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

 

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

 

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Доступность и качество медицинской помощи

 

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

 

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

 

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

 

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Соблюдение врачебной тайны

 

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем есть принципы, не получающие прямого закрепления в определенных нормах. Тогда формулировка право­вого принципа растворяется во множестве норм. В таких случаях речь идет о принципах, «выводимых» из отдельных норм или их совокупности.

В теории права также принято делить принципы права на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также свойствен­ные отдельным правовым институтам.

Общеправовые принципы распространяются на всю систе­му права. К ним относят принципы: социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности, единства юридических прав и обязанностей.

Межотраслевые правовые принципы свойственны двум бло­кам правового регулирования: частному и публичному.

Этих принципов гораздо больше. К ним можно отнести прин­цип состязательности, диспозитивности (возможность распоряжаться средствами защиты), автономии воли и другие.

Однако использование одного состава принципов различ­ными отраслями права еще не означает, что содержание каждого принципа, их проявление в конкретной отрасли права идентично. В каждой группе общественных отношений они определенным образом преобразуются, получают определенную специфику, ха­рактерную этой группе общественных отношений.

Как и общеправовые принципы, межотраслевые принципы распространяются на широкий круг общественных отношений. В каждой отдельной группе общественных отношений и отрасли права или группе отраслей межотраслевые принципы получают свое развитие и приобретают определенную специфику.

Отраслевые принципы права распространяют свое действие на конкретные отрасли права – гражданское, административное, трудовое и другие.

Отраслевые принципы медицинского права еще только пред­стоит выявить и сформулировать. Отмеченные нами ранее прин­ципы, во многом, являются неспецифичными, а именно – разви­вают и детализируют общеправовые и межотраслевые принципы.

Одним из важнейших принципов медицинского права, на наш взгляд, должен стать принцип паритета (гармонизации) ин­тересов субъектов здравоохранительных правоотношений. Это обусловлено тем, что одним из центральных вопросов дальней­шего совершенствования законодательства о здравоохранении, имеющим концептуальное значение для реформирования всей системы имеющихся правоотношений, является вопрос об опти­мальном соотношении частных интересов конкретных пациентов (клиентов) с интересами групп (жителей населенного пункта, ре­гиона и т. п.), и, в конечном итоге, с отдельными публичными ин­тересами. Также к отраслевым принципам медицинского права относятся : принципы доверительности отношений, принцип самоопределения пациента

Принципы правовых институтов. Известно, что в рамках отрасли права образуются обособленные правовые институты, регулирующие определенную разновидность общественных от­ношений. Например, в гражданском праве обособляется институт возмещения вреда. Связано это наличием выраженной специфи­ки данного института: фактическое неравенство потерпевшего и причинителя вреда. Следствие - появление ряда норм внутри ин­ститута, направленных на защиту «слабой» стороны (презумпция вины причинителя вреда, изменение общего порядка бремени до­казывания обстоятельств по делу и т. д.). Принципом этого инсти­тута является полное возмещение вреда потерпевшему.

В медицинском праве обособляется целый ряд институтов, что должно привести в дальнейшем к разработке данных принципов.

 

 

3. Медицинское право как наука и учебная дисциплина

Понятие медицинского права многозначно. Прежде всего, этим термином мы обозначаем соответствующую отрасль права, т. е. совокупность правовых норм (право в объективном смысле), регулирующих здравоохранительные и тесно связанные с ними правоотношения. В этом аспекте медицинское право рассматри­вается как одна из формирующихся составных частей правовой системы России. От здравоохранительного права как системы норм следует отличать понятие законодательства о здравоохранении, которое нередко смешивается или отождествляется с медицинс­ким правом.

Вместе с тем исследование проблемы системы медицинс­кого права и системы законодательства о здравоохранении име­ет немаловажное значение, как для самой отрасли медицинско­го права, так и для системы права в целом. Без построения сис­темы права нельзя правильно построить и систему отраслевого законодательства.

Система отрасли права складывается в результате опосре­дования нормами права фактически существующих здравоохра­нительных правоотношений. Следовательно, система обусловле­на характером, спецификой и взаимными связями тех обществен­ных отношений, которые складываются в реальной жизни.

Предметом науки медицинского права является действую­щее законодательство и практика его применения, история его развития, опыт развития и практика применения законодательства о здравоохранении в зарубежных правопорядках.

Наука медицинского права призвана изучать и совершенство­вать понятие здравоохранительного права, его место в правовой системе России и зарубежных странах, систему и содержание ин­ститутов и отдельных норм медицинского права, их роль в фактически складывающихся правоотношениях между участниками рассматриваемых общественных отношений и эффективность их применения. Для достижения этих целей и реализации поставлен­ных задач в науке медицинского права могут использоваться как общенаучные, так и частные методы познания.

Наиболее широко в науке медицинского права, на наш взгляд, должны использоваться методы философского характера, метод комплексного анализа, метод сравнительного правоведения, метод системного анали­за, социологические и психологические методы и приемы.

Выработанные наукой медицинского права понятия, поло­жения и выводы должны стать теоретической базой для создания новых правовых норм, регулирующих здравоохранительные правоотношения, т. е. правотворчества, а сам этот процесс также становится предметом изучения зарождающейся науки.

Таким образом, наука медицинского права может представлять собой систематизированную совокупность знаний о регули­ровании общественных отношений в сфере здравоохранения:

· свойствах и закономерностях его функционирования и развития;

· способах достижения его эффективности;

· средствах и приемах получения знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования медицинского права и законо­дательства о здравоохранении.

Медицинское право как наука есть совокупность правовых знаний, накапливаемых в результате специальных научных иссле­дований и обобщения медицинской практики. Получаемые науч­ные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, ком­ментариях, рекомендациях законодателю. В материализованной форме они могут находить закрепление в формулировках право­вых норм, конструкциях законодательных актов, в научных тру­дах и монографиях. Верность тех или иных выводов и предложе­ний подтверждается или отвергается правоприменительной прак­тикой. Иногда идеи, отвергнутые первоначально, возвращаются вновь и получают свое логическое развитие в связи с изменивши­мися условиями общественного развития.

Наука медицинского права взаимодействует с другими об­щественными науками, занимая среди них определенное место. Прежде всего, она органично связана с правовыми науками.

В первую очередь, медицинское право опирается на ряд фун­даментальных понятий и категорий, разработанных теорией пра­ва и государства. Речь идет о предмете и методе правового регули­рования, правоотношении, понятии юридической ответственнос­ти. История права и государства обогащает медицинское право знаниями о происхождении и развитии общественных отношений в сфере здравоохранения и становлении отдельных институтов. Далее, наука медицинского права тесно связана с рядом отрасле­вых правовых наук, изучающих частноправовую и публично-правовую сферы, – с конституционным, гражданским, семейным, тру­довым, предпринимательским, административным, финансовым, уголовным правом, а также процессуальными отраслями права (гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным пра­вом). Предметы этих наук обязательно соприкасаются со сферой регулирования медицинского права.

Наука медицинского права также немыслима без связи с другими общественными науками, в том числе философией, со­циологией, политологией, историей, экономической теорией. Так, философы и социологи разрабатывают и « внедряют» категори­альный аппарат, решают теоретические и прикладные аспекты взаимодействия в системе « пациент – медицинский корпус», изу­чают философские проблемы медицины: проблемы жизни и смерти, отчужденности, суицидов и т. д. Историческая наука обогащает медицинское право знаниями о становлении и разви­тии отдельных направлений медицинской деятельности и про­блемах, стоявших на их пути в определенные периоды развития государства и общества.

Наконец, медицинское право активно использует выводы и материалы медицинских и биологических наук о физическом, пси­хическом, социальном, репродуктивном здоровье человека и населения, проблемах, возникающих при разработке, внедрении и проведении различного рода манипуляций, операций, клиничес­ких испытаний и т. п. В то же время, заимствование не освобожда­ет от необходимости разработки собственных подходов к изуче­нию правовой действительности. Зарождающаяся наука медицин­ского права и другие науки должны взаимно обогащать друг дру­га, способствовать более эффективному и скорому достижению стоящих перед ними задач. Взаимодействие с другими науками и заимствование медицинским правом ранее полученных результа­тов – это основа, база для новых самостоятельных исследований и выводов, которые медицинское право должно провести и обо­сновать применительно к своим объектам.

Система медицинского права, которая должна включать в себя, как и любая отрасль права, Общую и Особенную части. Общая часть может быть построена традиционно: понятие, задачи, предмет, методы, принципы и источники медицинского права, медицинское право как наука и учебная дисциплина; основания и формы медицинских действий; договоры; юридическая ответственность и ее основания. Таким образом, она включает в себя развивающуюся совокупность общих медицинских правовых норм. Медицинский характер этих норм определяется спецификой медицинской деятельности и, в конечном счете, особенностями медицинских правоотношений.

Особенная часть включает правовые основы организации, финансирования и информационного обеспечения медицинской деятельности, лечебной деятельности, медицинских и биомедицинских исследований, смежных видов деятельности, отдельных видов медицинских вмешательств и процедур, в частности психиатрической помощи, трансплантации и донорства, а также проблемы эвтаназии, вмешательства в репродуктивную функцию, оборота лекарственных средств, иной медицинской продукции, санитарно-противоэпидемиологической деятельности и т.п.

Медицинское право России как учебная дисциплина имеет своим предметом изучения формирующуюся одноименную науку, законодательство о здравоохранении, причем как действующее (по преимуществу), так и предшествующее, а также законодательство о здравоохранении в зарубежных правовых системах.

Объектом изучения являются также различные правовые и философские концепции, правовые взгляды, исторические фак­ты. В предмет изучения входит правотворческая и правопримени­тельная деятельность в этой сфере.

Курс медицинского права впервые стал преподаваться в сте­нах медицинских вузов, так как знание права и строгое соблюде­ние его основ исключительно важны и необходимы в профессии работника здравоохранения. Выпускники медицинских учебных заведе­ний должны иметь хотя бы минимум юридических знаний для квалифицированного и добросовестного выполнения своих обязанностей.Одновременно медицинским работникам необходи­мо знать, какие правовые последствия влекут или могут повлечь их действия (или бездействие). Только юридические знания дадут врачу возможность обеспечить нормальную работу учреждения здравоохранения, предотвратить действия, наносящие вред здо­ровью и жизни людей нашего общества».

Система учебной дисциплины основывается на делении все­го учебного материала на крупные разделы (блоки), подлежащие изучению в строгой последовательности.

 

4. Международное медицинское право

 

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные договоры, а также ратифицированные РФ конвенции и реко­мендации международных организаций являются частью рос­сийской правовой системы, основанной на принципе примата международного права, которое, по мнению некоторых спе­циалистов, делится на отрасли. В числе прочих выделяют и международное здравоохранительное (гуманитарное) пра­во. Этот термин в теории международного права появился в 1953 г., когда VI сессия Всемирной ассамблеи здравоохране­ния по инициативе правительства Бельгии приняла резолю­цию № 6.40, в которой предложила организовать изучение проблем международного медицинского права.

Международное медицинское пра­во может определяться как совокупность международно-правовых норм, регулиру­ющих отношения между субъектами международного права по вопросам охраны здоровья людей и в мирное, и военное время. Это подотрасль международного права, и главная ее задача заключается в разработке и конвенционном закрепле­нии правовых норм, которые бы наиболее быстро и эффективно способствовали улучшению здоровья всего населения на­шей планеты, были направлены на практическое осуществле­ние целей, задач и основных принципов ВОЗ.

Право на здоровье, как одно из основных прав человека впервые нашло свое юридическое закрепление в международно-правовых актах по окончанию Второй Мировой Войны. В Уставе (Конституции 1946 г.) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было определено, что целью данной организации является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (ст.1). При этом под здоровьем понималось «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирной Организацией Здравоохранения особо подчеркивается глубокая взаимосвязь между здравоохранением и правами человека.

Международные правовые документы ООН, защищая гарантированное право на здоровье и равный доступ к медицинским услугам, посвящены защите отдельных субъектов права, например, «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Декларация прав ребенка» (1989 г.).

В сфере международного медицинского права реализуют­ся как общие принципы международного права (мирное сосу­ществование, невмешательство во внутренние дела суверен­ных государств и др.), так и специальные, к числу которых предложено относить следующие:

1) право на здоровье — одно из основных прав человека; все народы мира и каждый человек в отдельности имеют равное право не только на охрану существующего уровня здоровья, но и на максимальное его улучшение;

2) достижения любого государства в области улучшения охраны здоровья представляют ценность для всех государств и народов Земли;

3) забота о состоянии здоровья населения в каждой стране ложит­ся на правительство данной страны, которое обязано принимать соответствующие меры социального, правового, организацион­ного характера;

4) борьба против распространения болезней является обязанно­стью всех государств мира; особая ответственность возлагается на них в деле борьбы против распространения инфекционных болезней;

5) недопустимость осуществления преступных биологических и меди­цинских экспериментов на человеке;

6) врач имеет право и обязан соблюдать врачебную тайну, которая должна уважаться законом, должностными лицами и отдельны­ми гражданами;

7) здоровье матери и ребенка является фактором первостепенной важности, и ему должно быть уделено особое внимание.

История развития международно-правовых норм в области охраны здоровья граждан включает несколько этапов. Первы­ми правовыми нормами, направленными на охрану здоровья людей, были нормы внутригосударственного права, связанные с попытками поставить преграду на пути распространения эпидемий инфекционных болезней. Международно-правовые нормы появились позднее, и возникновение их стало объек­тивной необходимостью, поскольку отдельные государства не в состоянии были вести эффективную борьбу против эпидемий. В те времена в качестве основного средства скромного арсенала борьбы с эпидемиями применялась изоляция.

К XIV в. в большинстве стран Европы применяли 40-днев­ную изоляцию, получившую название карантин (от латинс­кого слова «каранта», т. е. 40 дней). Причем предпочтение этому сроку изоляции было отдано не по естественнонаучным причинам, а под давлением церкви, т. к. согласно христианс­кому вероучению Христос в течение 40 дней находился в изоляции в пустыне. Постепенно в европейских странах ста­ли создаваться специальные санитарные органы — напри­мер, в 1348 г. в Венеции был создан санитарный совет, в 1448 г. преобразованный в Санитарное бюро (это временные органы, действовавшие в период эпидемий), а в 1485 г. уже появился постоянный магистрат здравоохранения, получив­ший в 1504 г. право карать смертью лиц, нарушающих уста­новленные правила карантина.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.