Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Технологии, виды деятельности





Тема 3. Содержание и технологии речевого развития детей

(учет возрастных особенностей, РППС, содержание, инновационные

Технологии, виды деятельности

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

•владение речью как средством общения и культуры;

•обогащение активного словаря;

•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•развитие речевого творчества;

•развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

•формирование звуковой аналитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте.

Целью педагогической деятельностипо развитию речи в ДОО являетсясистематическая, планомерная работа над ее содержанием, последовательностью, осознанным выбором у ребенка речевых и языковых средств, правильностью произношения ребенком звуков и слов родногоязыка. В соответствии с ФГОС ДО педагогическая работа с детьми должнастроится в соответствиис принципами развивающего обучения, цель которого — развитиеребенка. Должно быть обеспечено единствовоспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Направления (задачи) работы ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста:

-Обогащение речи детей через восприятие ребѐнком речи воспитателя в разнообразных бытовых и учебных ситуациях.

-Развитие диалогической речи и монологических высказываний.

-Поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы.

- Помогать ребѐнку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником

Понятие связной речи. Виды связной речи

Каждый педагог в своей деятельности преследует цель –научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать, содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна, —это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Связная речь характеризуетсяналичием четырех основных групп связей:

логические —отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

функционально-стилевые — отнесенность речи к партнерам общения;

психологические —отнесенность речи к сферам общения;

грамматические —отнесенность речи к структуре языка.

Речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Основная функция связной речи –коммуникативная.

Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.

Связная речь является ситуативной или контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли.

Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной формой языкового общения, представлена обменом высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой –сообщение о каких-либо фактах действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко) Монологическая речь (высказывания одного человека, не перебиваемые достаточно долго репликами других людей) требует предварительной подготовки. Она значительно развѐрнута и грамматически оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Содержание и организация работы по развитию монологической речи.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой –сообщение о каких-либо фактах действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко).

Овладение связной монологической речью –одна из главных задачречевого развития ребенка.

Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:

- описание (мир в статике),

- повествование (события в движении и во времени),

- рассуждение (установление причинно-следственных связей

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы связного высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание –это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему.

Повествование –это сюжет, развертывающий во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования –передавать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Рассуждение –это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей.

Начало игры.

Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Завершение игры.

Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра

Тема 3. Содержание и технологии речевого развития детей

(учет возрастных особенностей, РППС, содержание, инновационные

технологии, виды деятельности

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

•владение речью как средством общения и культуры;

•обогащение активного словаря;

•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•развитие речевого творчества;

•развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

•формирование звуковой аналитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте.

Целью педагогической деятельностипо развитию речи в ДОО являетсясистематическая, планомерная работа над ее содержанием, последовательностью, осознанным выбором у ребенка речевых и языковых средств, правильностью произношения ребенком звуков и слов родногоязыка. В соответствии с ФГОС ДО педагогическая работа с детьми должнастроится в соответствиис принципами развивающего обучения, цель которого — развитиеребенка. Должно быть обеспечено единствовоспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Направления (задачи) работы ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста:

-Обогащение речи детей через восприятие ребѐнком речи воспитателя в разнообразных бытовых и учебных ситуациях.

-Развитие диалогической речи и монологических высказываний.

-Поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы.

- Помогать ребѐнку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.