Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Красноярский базовый колледж им. Крутовского





Красноярский базовый колледж им. Крутовского

Лекции по медицинской психологии

3 курс план лекций

 

 

тема вид   литература
  Введение в медицинскую психологию. лекция 1 час  
  Патопсихология личности лекция 4 часа  
  Стресс и стрессовые расстройства лекция 1 час  
  Психосоматические расстройства лекция 1 час  
  Психология девиантного поведения лекция 1 час  
  Психогигиена и психопрофилактика лекция 1 час  
  Психотерапия и психокоррекция лекция 2 часа  
  Психология деятельности медицинского работника лекция 1 час  
  Медицинская этика и деонтология Лекция 1 час  

 

3 курс план семинарских занятий

Тема занятия Вопросы к занятию
  Введение в медицинскую психологию Психогигиена и психопрофилактика 1.Определение 2.Предмет, Задачи МП 3.Структура МП 4. Концепция психосоматики 5.Психогигиена – предмет,задачи, разделы Психопрофилактика – определение, задачи, виды  
  Патопсихология личности   1. Психопатология- определение, предмет,задачи Патопсихологические исследования 2.методики оценки психических функций 3.Практическая работа: проведение методик  
  Стресс и стрессовые расстройства Психосоматические расстройства Девиантное поведение Психотерапия и психокоррекция 1. Концепция психосоматики 2.Группы психосоматических расстройств 3.причины психосоматических расстройств 4.Лечение психосоматических расстройств 5.Девиантное поведение – понятие и виды 6 Психокоррекция определение, виды  
  Психология деятельности медицинского работника Медицинская этика и деонтология     Отношения медицинских работников. Раскрыть понятия, привести примеры Эффективное общение. Профилактика конфликтов. Психология сестринских манипуляций. Психология умирающих. Психологическая помощь персоналу.

Лекция №1 Введение в медицинскую психологию

Медицинская психология олицетворяет собой связь психологии с медициной

В зарубежной терминологии эту область психологии чаще всего называют клинической психологией.

В отечественной психологии прикладное значение клинической психологии определяется потребностями клиники – психиатрической, соматической и неврологической, что привело к формированию самостоятельных разделов клинической психологии: патопсихологии и нейропсихологии.

Мы будем трактовать медицинскую психологию как дисциплину, изучающую особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

 

Основные причины конфликтов, возникающие в ЛПУ – незнание медицинской психологии, неумение понять психологического пациента и его родственников. Каждый медик, будь то врач, фельдшер, медицинская сестра, должен быть не только профессиональным в своём деле, но и хорошим психологом, чутким, добрым, внимательным.

Профессия медицинской сестры является творческой. Медицинской сестре необходимо знать психологию своих пациентов их отношение к своему заболеванию и методам лечения. Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, процесс взаимодействия людей.

В труде медицинского работника - предметом

- орудием труда является человек

- и продуктом

При общении с пациентом медицинский персонал должен знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, кроме того необходимо учитывать возможные неврологические реакции (из за заболевания) пример: (в Толманова кинули костыль).

Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить

надо не только болезнь, но и больного». Древние врачи учили - Вначале вылечи душу, а потом тело.

Развитие медицинской психологии связанно с большими достижениями современной медицинской науки, и возникла она в результате союза медицины и психологии.

 

Предметом медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и системы отношений в медицинском учреждении.

Медицинская психология также изучает изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни.

Основоположник – древнегреческий учёный Аристотель. Большой вклад внёс В. Вунд – основавший в 1879г. в Лейпциге I экспериментально психологическую лабораторию.

В 20-х годах ХХ в. На развитие психологии оказали большое влияние идеи Э. Кречмера. Он и стал родоначальником медицинской психологии.

В зарубежной психологии и медицине Фрейд внёс большой вклад.

Таким образом медицинская психология как самостоятельная наука сформировалась в ХХ в.

В России основоположники - Сеченов И.М.

- Мудров М.Я

- Пирогов Н.И.

- Боткин С.М.

- Корсаков С.С.

- Бехтерев В.М.

Медицинская психология – сравнительно молодая дисциплина.

 

Основными задачами медицинской психологии является поддержание здоровой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегчение страданий пациентов. Работа с пациентами заключается не только в лечении физических недугов, но и умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях которые появляются как психические болезни.

Условно медицинскую психологию подразделяют на

- общую

- частную

Общая изучает:

1) Основные закономерности психологии больного

2) Психосоматические и соматопсихологические взаимоотношения (т.е.

факторы влияющие на болезнь)

3) Индивидуальные особенности человека (темперамент, характер,

личность) и их изменения в жизни.

4) Медицинскую деонтологию (медицинская тайна, медицинский долг,

медицинская этика)

5) Психогигиену и психопрофилактику

Частная изучает:

1) Особенности психологии конкретных пациентов при определённых

формах болезни.

2) Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургической

операции.

3) Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной

экспертизы.

 

Среди важных проблем медицинской психологии – выделяют взаимодействие психических, соматических, телесных и физиологических процессов.

Существенное место среди исследуемых медико психологических вопросов, занимают аспекты организации лечебной среды (стационары, санатории, поликлиники).

 

Основные проблемы медицинской психологии таковы:

• Анализ влияния психологических факторов на возникновение,

развитие и лечение болезней;

• Исследование влияния болезней на психику и поведение человека;

• Изучение проявлений и динамика нарушений психики при

различных заболеваниях;

• исследование влияния взаимоотношений пациента с мед.

персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.

 

Концепция психосоматики

Термин социопсихосоматика в переводе означает психо-душа

сома-тело

социо-общество

Социопсихосоматика – направление медицинской психологии, изучающие влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе.

В настоящее время ухудшение условий жизнедеятельности населения не только воздействует на здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции. В последние годы наблюдается резкое ухудшение показателей здоровья россиян – демографический кризис. смертность рождаемость.

 

На сегодняшний день много данных о влиянии психологических факторов на соматическую сферу человека. У истоков этого подхода стоит школа Гиппократа. (он трактовал болезнь, как расстройство отношений м/д субъектом и действием)

К большой психосоматике относят: БРОНХИАЛЬНУЮ АСТМУ, ГБ, ИБС, ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ДПК, ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ, НЕЙРОДЕРМАТИТ, НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХРОНИЧЕСКИЙ ПОЛИАРТРИТ.

К малой психосоматике относят: НЕВРОЗЫ

Особенностью нашего времени являются следующие факторы.

1) бурный научно-технический прогресс

2) огромный лавинообразный поток информации

3) насыщенность человеческих отношений

4) Стремительный темп жизни

5) Значительные изменения в экономической и политической жизни

общества

 

Всё это приводит к психоэмоциональным перенапряжениям человека, постоянному стрессу.

“На нервной почве” это словосочетание стало почти крылатым.

Мы его слышим дома, на работе, в транспорте, словом повсюду.

 

По утверждению ВОЗ – 45% всех заболеваний связанно со стрессом. Хотя на самом деле этот процент в 2 раза больше (научно доказано).

 

По медицинским данным – половина посетителей поликлиники

– практически здоровые люди, испытывающие эмоциональные перегрузки.

Например – ГБ – кризы зависят от

- обострение язвенной болезни эмоционального стресса.

 

Пример:

Ø невроз ожидания

Ø психогенный паралич

Ø психогенная депрессия

Ø психогенный ступор

Ø язвенная болезнь

Ø сильное потрясение (вызывает истерическую слепоту)

Ø эмоция страха сопровождаемая дрожанием тела (подкашиванием ног)

 

Под влиянием психогенных факторов могут происходить следующие нарушения в соматической сфере:

1) со стороны ЖКТ – тошнота, рвота, понос, запор, анорексия (потеря

аппетита)

2) со стороны органов дыхания – одышка, удушье, кашель

3) в сердечно сосудистой системе АД, тахикардия, брадикардия, боли

в сердце, нарушение сердечного ритма, потеря сознания, инфаркт, инсульт, психогенный обморок.

4) В мочеполовой системе – задержка мочи, недержание мочи, половая

холодность у женщин, импотенция у мужчин.

5) гормональное нарушение, нарушение менструального цикла,

отсутствие молока у кормящих женщин.

 

Соматогении – психические нарушения вызванные соматическим заболеванием.

пример: инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов (частая причина психических нарушений).

1) при заболевании сердца – наблюдается состояние страха, тревоги,

беспокойства.

2) при тиреотоксикозе – страх, вспыльчивость, плаксивость.

3) при инфекционном заболевании (особенно при ревматизме) могут

наблюдаться тяжёлые психические расстройства.

 

В отдельных случаях психогенные и соматогенные факторы могут быть комбинированными взаимно усиливая друг друга.

Психология пациентов при остром и хроническом заболевании с неясным исходом разная. Меняется в зависимости от течения болезни.

Иногда в период выздоровления человеческое сознание перестраивается. Происходит переосмысление ценностей.

С обратным развитием болезни психическая деятельность человека приходит в норму.

Хронические болезни меняют психику. К ним относятся онкологические болезни, заболевания сердечно сосудистой системы и …..

Чем неожиданней проявилась болезнь, тем сильнее ответ на неё психики заболевшего.

Но вот диагноз выставлен (особенно онкологический), врач и медицинская сестра должны по возможности от начала до исхода болезни скрывать от больного истинное его состояние, т.к. страх перед смертью может ускорить, утяжелить процесс, причинить моральные страдания.

 

Но в случае если врач знает, что болезнь излечима, то ничего не нужно скрывать, особенно если пациент категорически отказывается от радикального лечения.

Пациент вместе с мед-персоналом должен бороться с болезнью. С тяжело неизлечимо больными врачи, медицинские сёстры и окружающие должны вести себя предельно осторожны и корректны, чтобы не усугубить муки моральными страданиями (особенно касается санитарок).

Результаты многих исследований последних лет свидетельствует о нарастающих нагрузках на нервную систему и психику человека. По данным ВОЗ за ХХ в средний показатель распростативности нервно-психических заболеваний в расчёте на 1000 человек населения выросло более чем в 4-е раза. Увеличилось не только количество таких пациентов но и темпы роста этих расстройств. Раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 пациентов на 1000 человек, то в последнее десятилетие это уже 29-33 человека на 1000 человек. По данным мировой статистики в настоящее время

Ø расстройство личности составляют - 40%.

Ø неврозы – 47%

Ø эндогенные психозы 13% от общего числа нервно-психических

заболеваний.

Также отмечается заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. В нашей стране стойкое психическое расстройство регистрируется – 15% детей. По данным исследователей число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снизилось.

С 30% - в 1-3 классах до 16% - в 9-11 классах. Проблема психического здоровья личности в нашей стране развивалась многими учёными. Одним из них был Бехтерев. Он считал, что человек со своим индивидуальным психическим укладом способен управлять своим поведением и поступками. Необходимо этому только научиться.

Выводы

• Предмет медицинской психологии в настоящее время четко не определен.

• К основным проблемам медицинской психологии относятся влияние психосоматических и соматопсихических факторов на человека; особенности взаимодействия пациента с окружающей средой (с персоналом ЛПУ, родственниками, другими пациентами и т. д.); нарушения психики при различных заболеваниях.

• Методы исследования в медицинской психологии – наблюдение, беседа и экспериментально – психологических методик включает три этапа: сбор данных, их обработку и интерпретацию, вынесение диагностического и прогностического заключения.

• Основные направления медицинской психологии: клиническая

психология, включающая патопсихологию, соматопсихологию и нейропсихологию; психогигиена, психопрофилактика, психическая реабилитация, психотерапия, психофармакология, психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психология здоровья.

Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней или психосоматозов. Первоначально эти изменения носят функциональный, обратимый характер, т. е. характер психосоматических расстройств, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми.

 

 

Опросник М. Аннетт

Какой рукой вы предпочитаете кидать предметы? Какой рукой вы пишете? Какой рукой вы рисуете? Какой рукой вы играете в теннис? В какой руке держите ножницы? Какой рукой причесываетесь? Какой рукой бреетесь (красите губы)? В какой руке держите зубную щетку? В какой руке держите нож во время еды или при затачивании карандаша? В какой руке держите ложку во время еды? В какой руке держите молоток для забивания гвоздей? В какой руке держите отвертку?

Луриевские пробы

1. Переплетение пальцев. 2. Поза "Наполеона". 3. Руки за спиной. 4. Аплодирование. 5. Кулак на кулак. 6. Нога на ногу.

Зрительная асимметрия: 1. Ведущий глаз. 2. Прицеливание.

Слухоречевая асимметрия: Дихотическое прослушивание.

Двигательные функции

1. Кинестетический праксис:

а) праксис позы (воспроизведение позы пальцев) по зрительному образцу. Правая рука - О 1-2, О 1-4, 2-3, 2-5. Левая рука - О 1-2, О 1 - 4, 2 - 3, 2-5;

б) праксис позы по тактильному образцу. Правая рука - О 1-2, О 1-4, 2-3, 2-5. Левая рука - О 1-2, О 1 - 4, 2 - 3, 2-5;

в) перенос позы по тактильному образцу. Правая рука-левая рука (2-3, 2, 2-5). Левая рука-правая рука (2-3, 2, 2-5).

2. Кинетический (динамический) праксис (повторение заданной последовательности движений):

а) реципрокная координация;

б) ребро-кулак-ладонь; кулак-ребро-ладонь;

в) графические пробы;

г) оральный праксис (подуть, надуть щеки, оскал, высунуть язык, цоканье, щелканье языком...).

3. Пространственный праксис (повторение пространственно-ориентированных движений).

а) "голосование";

б) рука горизонтально перед грудью;

в) ладонь горизонтально под подбородком;

г) левая рука - правая щека;

д) правая рука - левое ухо;

е) левый кулак под правой ладонью ребром;

ж) правая рука - левое ухо, левая рука - правая щека.

Действия с воображаемыми предметами: Размешать чай. Зажечь спичку. Вдеть нитку в иголку.

Символические действия: Погрозить. Поманить. Отдать честь.

4. Конструктивный праксис (складывание из палочек по образцу, рисование по вербальному заданию, срисовывание объемных геометрических фигур).

Нарушения праксиса:

Акинетическая (психомоторная) апраксия обусловлена недостатком побуждения к движениям.

Амнестическая апраксия - нарушения произвольных движений при сохранении подражательных.

Идеаторная апраксия - невозможность наметить план последовательных действий, составляющих сложный двигательный акт при сохранении возможности их случайного выполнения.

Конструктивная апраксия - невозможность составления целого предмета из его частей.

Пространственная апраксия - нарушения ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении "правое - левое".

Схема тела

Исследование право-левой ориентировки (просят показать собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками).

Оценка пальцевого гнозиса по вербальной инструкции, называние пальцев.

Соматоагнозия (нарушения схемы тела) - нарушение узнавания частей собственного тела, оценки их состояния, расположения по отношению друг к другу.

Выделяют: анозогнозию гемиплегии, слепоты, глухоты, афазии, боли.

Аутотопагнозию - игнорирование половины тела или неузнавание его частей.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в реальном пространстве (узнавание своей палаты, места нахождения).

Пространственные отношения (предлагают нарисовать план своей комнаты с указанием расположения дверей, окон, мебели), частей света (по условной географической точке, поставленной экспериментатором на листе бумаги).

Узнавание времени на "слепом" циферблате, установка "стрелок" часов по вербальной инструкции.

Зрительный гнозис

1) Узнавание реальных предметов. 2) Узнавание реалистических изображений. 3) Узнавание наложенных друг на друга изображений предметов. 4) Узнавание изображений предметов с "недостающими" признаками, на "зашумленных рисунках" (перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера, конфликтные фигуры). 5) Узнавание букв. 6) Рассказ по сюжетным картинкам ("Прорубь", "Разбитое окно"). 7) Рассказ по серийным, сюжетным картинкам. 8) Идентификация и классификация цветов по оттенкам.

Лицевой гнозис - узнавание знакомых лиц, идентификация фотографий незнакомых лиц по заданному образцу, портретов писателей.

Нарушения зрительного гнозиса: предметная агнозия - затруднение узнавания отдельных предметов и их изображений при сохранном периферическом зрении. Тактильное опознание предметов не нарушается.

Прозопагнозия - агнозия на лица, неспособность узнавать знакомых людей, определять индивидуальную принадлежность человека по изображению, различать мужчин и женщин, особенности мимики. Редко нарушается способность узнавания собственного лица в зеркале.

Цветовая агнозия - нарушение классификации цветов, подбора одинаковых цветов и оттенков.

Симулътантная агнозия - нарушения возможности узнать и понять содержание сюжетных картинок при правильном опознавании отдельных объектов и деталей картинки.

Мнестические функции

Слухоречевая память:

а) Запоминание серии слов (до 4 предъявлений).

Примеры заданий:

рыба-печать-дрова-рука-дым-ком;

пузырь-краска-совок-нога-хлеб-шар;

звезда-нитка-песок-белка-пыль-шелк.

Нормативным является непосредственное полное воспроизведение слов с третьего раза, при сохранном порядке воспроизведения. После гетерогенной интерференции (другой деятельности в течение 10-20 мин) - отсроченное воспроизведение запоминаемых слов. При отсроченном воспроизведении допустимы 2 ошибки;

б) Запоминание двух серий слов (до 4 предъявлений).

Примеры заданий:

1) дом-лес-кот ночь-игла-пирог;

2) кит-меч-круг лед-флаг-тетрадь;

3) кран-столб-конь день-сосна-вода.

Нормативы эффективности выполнения теста такие же, как в пункте а). Обязательно удержание эталонного порядка слов.

в) Запоминание фраз.

В саду за высоким забором росли яблони // На опушке леса охотник убил волка.

г) Запоминание рассказов.

"Галка и голуби".

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Обелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Накормили. Но она не удержалась и закричала по галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те тоже ее не признали и выгнали.

Мораль?

Зрительная память

а) Запоминание 6 геометрических фигур.

Нормативы эффективности выполнения теста такие же, как при исследовании слухоречевой памяти. Обязательно удержание эталонного порядка фигур. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 30 мин без дополнительного предъявления эталона. При отсроченном воспроизведении допустимы 2 ошибки (забывание фигуры, ее неверное изображение, потеря порядка воспроизведения);

б) Запоминание 6 букв.

Примеры: ЕИРГКУ; ДЯВСРЛ; НЮБКИЪ; ОУЗТЩЧ;

в) Воспроизведение по памяти сложно организованных геометрических фигур (Тейлора, Рея - Остеррица).

Речевые функции

Стадия тревоги

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Стадия истощения

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Причины стресса

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

Терапия стресса

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

  • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
  • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
  • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
  • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Заключение

Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Психогигиена быта

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Нередко можно наблюдать, как психопатизированные и невропатизированные личности создают напряженную обстановку в коллективе, травмируют окружающих.

Люди, которые "все принимают слишком близко к сердцу", уделяют незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно оценивать происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Часто спокойную домашнюю атмосферу нарушают лица с психопатическими чертами, а также страдающие алкоголизмом. Они создают неврозную обстановку, порождают конфликты, что оказывает вредное влияние на окружающих и особенно на детей. Частое и длительное употребление алкоголя ослабляет защитные силы организма, приводит к развитию невротических реакций. Алкоголизм занимает особое место среди нервно-психических заболеваний. Злоупотребление спиртными напитками не сразу приобретает характер заболевания. Больной, постепенно становясь алкоголиком, зачастую не осознает серьезности своей болезни. Асоциальное поведение человека, злоупотребляющего спиртным, порождает неурядицы в семье, приводит к разводам, тяжелым материальным лишениям. К пьянству часто приводят недостаточная самодисциплина, отсутствие чувства долга перед семьей и обществом, неумение интересно организовать свое свободное время. Жены и дети алкоголиков живут в постоянном психическом напряжении и нередко расплачиваются за пристрастие к алкоголю мужа и отца нервно-психическими заболеваниями.

В связи с этим возникают две главные задачи, которые должны реализовать медицинские работники. Во-первых, личным примером показывать и пропагандировать здоровый образ жизни. Во-вторых, вести санитарно-гигиеническую пропаганду среди широких слоев населения. Необходимо постоянно, последовательно разъяснять общественности вред, приносимый не только алкоголем, но и курением. Настоятельно следует подчеркивать их вред для растущего организма, для женщин, особенно во время беременности и кормления, а также для физически ослабленных и больных людей.

Психогигиена семейной жизни

Семья представляет собой социальную группу, в которой закладываются основы личности, происходит ее начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и потому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует общей печати и связываются с проблемой стресса и недостаточной адаптацией человека к быстро меняющимся условиям внешней среды

Методы психогигиены включают в себя:

1. Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия» и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;

2. Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;

3. Информирование населения;

Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;

Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

 

 

Профилактика (греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный) Психопрофилактика направлена, в основном, на предупреждение развития психических расстройств, за счет предотвращения процесса заболевания путем его раннего диагностирования и лечения, предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие дивы болезни и инвалидизацию больных.

Задачами психопрофилактики являются:

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Различают три вида психопрофилактики: первичную, вторичную, третичную.

Первичная психопрофилактика включает систему мероприятий, предусматривающих изучение вредных воздействий на организм человека, его психического состояния и возможностей предупреждения психических и психогенных болезней. Указанные меры имеют целью повышение сопротивляемости психологически к негативным факторам среды и предупреждение самого факта возникновения болезни. В данном уровне профилактики решающее значение в охране здоровья трудящихся имеет совокупность социальных экономических условий, рациональная организация их служебной деятельности, быта, отдыха и т.д. При этом медицинская служба занимает не основные, а рекомендательные (консультативные) позиции. Особое значение имеет оценка и прогнозирование психического здоровья. Речь идет, во-первых, об определении вероятности развития психического расстройства и, во-вторых, об оценке качества психического функционирования и перспектив поведения пациентов в раз личных условиях их жизни и деятельности. Несомненно значим для решения вопроса о первичной психопрофилактике, предупреждения самого факта заболевания, является знание психологами клинических проявлений пограничных состояний, что позволит им проводить обоснованные, целенаправленные, индивидуальные профилактические мероприяти







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.