Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личностные качества руководителя как предпосылка эффективного управления персоналом





 

Руководители с помощью методов управления влияют на процесс достижения поставленных перед организацией целей на всех его этапах – планирования, организации, мотивации и контроля. Условно управление можно разделить на две взаимосвязанные частини:управління деятельностью;управління людьми.

Поскольку центральным фактором любой модели управления являются люди, то в ней можно выделить три аспекти:поведінку отдельных людей;поведінку людей в группах;поведінку руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Управление деятельностью включает ее планирование, постановку производственных заданий, систему учета выработанной продукции, контроль за выполнением заданий.

Управление людьми связано с обеспечением сотрудничества между всеми членами организации, кадровой политикой, учебой, информированием, мотивацией работников. С точки зрения деятельности организации управления людьми означает попытку достичь максимальных результатов в их работе. Вместе с тем целью управления персоналом является достижение людьми их целей, в первую очередь тех, которые отвечают интересам организации.

Управление осуществляется благодаря использованию разных методов, то есть совокупность способов (приемов) целеустремленного влияния руководителя на работников и группы с целью координации их действий. Среди методов управления выделяют административно предписывающие, экономические, социально психологические и воспитательные.

Суть социально психологических методов заключается в использовании руководителем способов и приемов влияния на отдельных работников и коллектив в целом, выходя из знания психологии человека, ее специфических черт и индивидуальных особенностей отдельных работников.Следовательно, работа руководителя имеет значение не только с точки зрения результатов организации, но и из позиций личной жизни работников.

Действия руководителя определяются тем, как он понимает свои функции и задаче, которая лежит в основе его решений.В деятельности руководителя тесно переплетаются функции администратора, организатора, специалиста, информационного центра, воспитателя.

Во взаимоотношениях руководителя с работниками решающее значение имеет его авторитет. Авторитет руководителя - это общепризнанное неформальное влияние его на подчиненных, что базируется на знаниях, моральных качествах, опыте; это форма осуществления власти. Источниками авторитета руководителя является должностной статус и завоеван престиж. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования организации.

Характерными чертами деятельности эффективного руководителя є:формулювання принципов деятельности для своих подчиненных и для всей организации;делегування значительной части ответственности другим;врахування требований конкретной ситуации;надання подчиненным возможности для самовыражения;заохочення подчиненных к постановке перед собой высоких целей;раціональне использование рабочего времени;потяг до самоусовершенствования;використання конструктивной критики относительно деятельности организации;розумний риск и ответственность.

 

Результативность деятельности руководителя зависит от таких факторов, как личностные качества, опыт работы на руководящей должности; образование в отрасли управления и желания работать руководителем.

Для достижения успехов в управлении персоналом руководителю нужны соответствующие способности – как врожденные, так и приобретенные. Обязательными способностями является:

- технические - способность профессионально, квалифицированно исполнять свои обязанности;

- аналитические - способность идентифицировать ключевые факторы ситуации, их взаимодействие и определять те, которые заслуживают наибольшего внимания;

- диагностические - способность определять проблемы организации и причины их возникновения;

- концептуальные - способность осознавать причинно-следственные связки, возможности координации деятельности с целью достижения поставленных целей наиболее эффективными способами;

- коммуникативные - способность воспринимать и оценивать людей, входить с ними в контакт, влиять на них и привлекать к себе.

Существуют много классификаций качеств, необходимых руководителю. Приведем одну из них, которая учитывает семь групп качеств:

§ морально-этические (личная ответственность за порученное дело; честность и добросовестность; внимательное отношение к людям; принципиальность; умение воспринимать критику и быть самокритичным);

§ дисциплина и отношение к труду (трудолюбивость, дисциплинированность);

§ уровень знаний (образование, компетентность, эрудиция);

§ организационные способности (деловитость, инициативность, умение работать с подчиненными; умение четко и ясно выражать мысли; умение создавать команду; целенаправленность);

§ обеспечение эффективной системы управления (умение своевременно принимать решение, обеспечить контроль за их выполнением; умение быстро ориентироваться в ситуации, умения устроить конфликтные ситуации);

§ черты характера (уравновешенность, настойчивость, коммуникабельность, порядочность, скромность);

§ другие качества (здоровье, стаж работы, внешний имидж).

Поскольку управление персоналом основывается на взаимоотношениях (формальных и неформальных) руководителя-лидера с подчиненными, то особенно высокие требования ставятся к его психологическим качествам. Такими качествами выступают:

- атракція - способность привлекать к себе людей благодаря формированию у них в процессе общения позитивных эмоций;

- честность, порядочность, правдивость, высокая требовательность к себе и подчиненных, ответственность;

- справедливость, доброжелательность и уважение в отношениях с подчиненными, способность создавать в коллективе благоприятную атмосферу;

- знание человеческой психологии и индивидуально личностных свойств подчиненных, методов эффективного влияния на них;

- емпатія (сопереживание) - умение поставить себя на место другого, вникнуть в его проблемы, потребности, интересы, мотивы деятельности;

- толерантность – умение в любых условиях оставаться выдержанным, терпеливым, вежливым относительно высказываний мыслей другими, рассудительным и не терять способность принимать умные решения;

- решительность, настойчивость, способность к волевым действиям;

- умение мыслить проблемно и перспективно, отличать реальные факты от субъективных мыслей;

- высокий уровень эмоционально волевой сферы, психологическая стойкость и уравновешенность;

- умение влиять на людей, убеждать их и добиваться взаимопонимания.

Центральным моментом творческого управления персоналом, исходя из психологических аспектов управления, является способность руководителя положительно влиять на работников. Это значит, что его влияние обосновано, а подчиненные с пониманием выполняют распоряжение.

Методами психологического влияния на подчиненных является внушение (уговаривание) и убеждение.Внушение (суггестия) – особенный вид целеустремленного, неаргументированного влияния на человека, когда информация ею воспринимается некритически, а согласие достигается благодаря готовым выводам.В отличие от внушения, убеждения как метод психологического влияния на подчиненных направлено на формирование у них взглядов и моральных критериев относительно выполнения своих обязанностей. Оно основывается на использовании руководителем логических доводов с целью формирования у подчиненных соответствующих выводов и согласия действовать адекватно актуальным задачам и потребностям деятельности.

Основными способами убеждения является информирование, разъяснение и аргументация, в результате чего достигается понимание ценности целей и реальности их достижения. Важными психологическими предпосылками эффективного убеждения подчиненных является предоставление им возможности выражать свои мнения, принимать участие в обсуждении проблемы. Руководитель при этом не должен жать на подчиненных и руководствоваться в психологическом влиянии на них принципами целесообразности, научности, этической.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.