|
Личностные качества руководителя как предпосылка эффективного управления персоналом
Руководители с помощью методов управления влияют на процесс достижения поставленных перед организацией целей на всех его этапах – планирования, организации, мотивации и контроля. Условно управление можно разделить на две взаимосвязанные частини:управління деятельностью;управління людьми. Поскольку центральным фактором любой модели управления являются люди, то в ней можно выделить три аспекти:поведінку отдельных людей;поведінку людей в группах;поведінку руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Управление деятельностью включает ее планирование, постановку производственных заданий, систему учета выработанной продукции, контроль за выполнением заданий. Управление людьми связано с обеспечением сотрудничества между всеми членами организации, кадровой политикой, учебой, информированием, мотивацией работников. С точки зрения деятельности организации управления людьми означает попытку достичь максимальных результатов в их работе. Вместе с тем целью управления персоналом является достижение людьми их целей, в первую очередь тех, которые отвечают интересам организации. Управление осуществляется благодаря использованию разных методов, то есть совокупность способов (приемов) целеустремленного влияния руководителя на работников и группы с целью координации их действий. Среди методов управления выделяют административно предписывающие, экономические, социально психологические и воспитательные. Суть социально психологических методов заключается в использовании руководителем способов и приемов влияния на отдельных работников и коллектив в целом, выходя из знания психологии человека, ее специфических черт и индивидуальных особенностей отдельных работников.Следовательно, работа руководителя имеет значение не только с точки зрения результатов организации, но и из позиций личной жизни работников. Действия руководителя определяются тем, как он понимает свои функции и задаче, которая лежит в основе его решений.В деятельности руководителя тесно переплетаются функции администратора, организатора, специалиста, информационного центра, воспитателя. Во взаимоотношениях руководителя с работниками решающее значение имеет его авторитет. Авторитет руководителя - это общепризнанное неформальное влияние его на подчиненных, что базируется на знаниях, моральных качествах, опыте; это форма осуществления власти. Источниками авторитета руководителя является должностной статус и завоеван престиж. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования организации. Характерными чертами деятельности эффективного руководителя є:формулювання принципов деятельности для своих подчиненных и для всей организации;делегування значительной части ответственности другим;врахування требований конкретной ситуации;надання подчиненным возможности для самовыражения;заохочення подчиненных к постановке перед собой высоких целей;раціональне использование рабочего времени;потяг до самоусовершенствования;використання конструктивной критики относительно деятельности организации;розумний риск и ответственность.
Результативность деятельности руководителя зависит от таких факторов, как личностные качества, опыт работы на руководящей должности; образование в отрасли управления и желания работать руководителем. Для достижения успехов в управлении персоналом руководителю нужны соответствующие способности – как врожденные, так и приобретенные. Обязательными способностями является: - технические - способность профессионально, квалифицированно исполнять свои обязанности; - аналитические - способность идентифицировать ключевые факторы ситуации, их взаимодействие и определять те, которые заслуживают наибольшего внимания; - диагностические - способность определять проблемы организации и причины их возникновения; - концептуальные - способность осознавать причинно-следственные связки, возможности координации деятельности с целью достижения поставленных целей наиболее эффективными способами; - коммуникативные - способность воспринимать и оценивать людей, входить с ними в контакт, влиять на них и привлекать к себе. Существуют много классификаций качеств, необходимых руководителю. Приведем одну из них, которая учитывает семь групп качеств: § морально-этические (личная ответственность за порученное дело; честность и добросовестность; внимательное отношение к людям; принципиальность; умение воспринимать критику и быть самокритичным); § дисциплина и отношение к труду (трудолюбивость, дисциплинированность); § уровень знаний (образование, компетентность, эрудиция); § организационные способности (деловитость, инициативность, умение работать с подчиненными; умение четко и ясно выражать мысли; умение создавать команду; целенаправленность); § обеспечение эффективной системы управления (умение своевременно принимать решение, обеспечить контроль за их выполнением; умение быстро ориентироваться в ситуации, умения устроить конфликтные ситуации); § черты характера (уравновешенность, настойчивость, коммуникабельность, порядочность, скромность); § другие качества (здоровье, стаж работы, внешний имидж). Поскольку управление персоналом основывается на взаимоотношениях (формальных и неформальных) руководителя-лидера с подчиненными, то особенно высокие требования ставятся к его психологическим качествам. Такими качествами выступают: - атракція - способность привлекать к себе людей благодаря формированию у них в процессе общения позитивных эмоций; - честность, порядочность, правдивость, высокая требовательность к себе и подчиненных, ответственность; - справедливость, доброжелательность и уважение в отношениях с подчиненными, способность создавать в коллективе благоприятную атмосферу; - знание человеческой психологии и индивидуально личностных свойств подчиненных, методов эффективного влияния на них; - емпатія (сопереживание) - умение поставить себя на место другого, вникнуть в его проблемы, потребности, интересы, мотивы деятельности; - толерантность – умение в любых условиях оставаться выдержанным, терпеливым, вежливым относительно высказываний мыслей другими, рассудительным и не терять способность принимать умные решения; - решительность, настойчивость, способность к волевым действиям; - умение мыслить проблемно и перспективно, отличать реальные факты от субъективных мыслей; - высокий уровень эмоционально волевой сферы, психологическая стойкость и уравновешенность; - умение влиять на людей, убеждать их и добиваться взаимопонимания. Центральным моментом творческого управления персоналом, исходя из психологических аспектов управления, является способность руководителя положительно влиять на работников. Это значит, что его влияние обосновано, а подчиненные с пониманием выполняют распоряжение. Методами психологического влияния на подчиненных является внушение (уговаривание) и убеждение.Внушение (суггестия) – особенный вид целеустремленного, неаргументированного влияния на человека, когда информация ею воспринимается некритически, а согласие достигается благодаря готовым выводам.В отличие от внушения, убеждения как метод психологического влияния на подчиненных направлено на формирование у них взглядов и моральных критериев относительно выполнения своих обязанностей. Оно основывается на использовании руководителем логических доводов с целью формирования у подчиненных соответствующих выводов и согласия действовать адекватно актуальным задачам и потребностям деятельности. Основными способами убеждения является информирование, разъяснение и аргументация, в результате чего достигается понимание ценности целей и реальности их достижения. Важными психологическими предпосылками эффективного убеждения подчиненных является предоставление им возможности выражать свои мнения, принимать участие в обсуждении проблемы. Руководитель при этом не должен жать на подчиненных и руководствоваться в психологическом влиянии на них принципами целесообразности, научности, этической.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|