Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Анализ товарооборота торговых предприятий





Тема 3. Анализ товарооборота торговых предприятий

1. Характеристика, значение, задачи анализа товарооборота.

2. Общий анализ товарооборота.

3. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота

4. Факторный анализ товарооборота.

 

Характеристика, значение, задачи анализа товарооборота

 

Товарооборот — один из важнейших показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом. Во внутрифирменном значении этот показатель отражает успех торгового предприятия, спрос покупателей на реализуемые товары. От товарооборот зависят все важнейшие финансово-экономические показатели, включая валовой доход, уровень издержек обращения, объем и эффективность использования товарных ресурсов, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.

В народно-хозяйственном значении товарооборот характеризует обеспеченность населения товарами. Рост продаж в наибольшей степени стимулирует развитие промышленности и определяет возможности ее дальнейшего развития. В этом смысле торговля является двигателем промышленности.

Товарооборотом называют объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени (п. 123 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля (Термины и определения)». Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64 стандарта «Торговля»). Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

В торговле товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.

Оптовый товарооборот — объем продажи товаров торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте (п. 125 стандарта «Торговля». Подробнее это понятие раскрыто в постановлении Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69, согласно которому оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Если товар продается покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то продавец осуществляет розничную торговлю (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет (постановление Росстата № 69).

Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям в оборот розничной торговли не включается.

Анализ розничного товарооборота имеет много общего с анализом оптового. Многие методики анализа оптового и розничного оборота, по сути, дублируют друг друга. Поэтому, чтобы не повторяться, рассмотрим методику оптового и розничного товарооборота, выделяя особенности каждого из видов оборота.

Основные задачи анализа товарооборота:

•изучение товарооборота в целом, по формам торговли, ассортименту и т.д.;

•изучение ритмичности, равномерности товарооборота и его динамики;

•определение тенденций изменения объемов продаж по составу, по подразделениям, видам и формам;

•идентификация и измерение факторов, влияющих на изменение объемов реализации, неиспользованных резервов для расширения торговли и увеличения товарооборота.

При анализе товарооборота на основании всех источников информации составляются аналитические таблицы, которые затем изучаются, по ним разрабатываются краткие выводы и даются рекомендации по увеличению продаж и повышению их эффективности.

 

Общий анализ товарооборота

Подобные ряды динамики и рассчитанные по ним показатели определяют при изучении товарооборота по классам, группам и видам товаров, организационным формам и методам продаж.

Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота

Изучение состава товарооборота — важный раздел экономического анализа. Здесь показатель товарооборота рассматривается по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, по товарной (ассортиментной) структуре, формам продвижения товаров, рынкам сбыта.

Анализ ритмичности продаж

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации товаров покупателям, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте и выручке, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы торговой фирмы снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов.

Изучение ритмичности — это оценка объема товарооборота за определенные отрезки времени. Существует несколько методов расчета ритмичности и равномерности продаж.

Наиболее простым способом ритмичность оценивают по коэффициенту ритмичности — отношению числа периодов, за которые план по объему товарооборота был выполнен, к общему числу периодов. Возможен также расчет отношения числа периодов, в течение которых объем товарооборота выше среднего, к общему числу периодов в динамическом ряду.

Например, если план выполнялся 8 месяцев в году, коэффициент ритмичности (Крит) будет равен:

Крит = 8: 12 = 0,67, или 67%.

Коэффициент ритмичности измеряется в долях единицы или процентах и принимает значение числами от 0 до 1. Чем ближе Крит к 1, тем ритмичнее осуществляются продажи, и наоборот, приближение коэффициента к нулю означает неритмичную работу торговой организации.

Коэффициент ритмичности изучают в динамике, а также в сравнении с аналогичным показателем других подразделений предприятия или других организаций, выявляют лучшие организации и подразделения по данному показателю, изучают их опыт.

Коэффициент равномерности продаж рассчитывают на основе среднего квадратического отклонения:

 

(7)

где: xi – процент реализации товаров за i-й период в отношении к итоговому объему продаж;

¯x - средний процент реализации;

n – число анализируемых периодов.

Равномерность при этом может исчисляться за любой период (5, 10, 15 и 30 дней) по всему обороту, отдельным покупателям, по отдельным товарам. Значения коэффициента равномерности колеблются в пределах от 0 до 100%. Чем ближе его значение к 100%, тем более равномерно осуществлялись продажи.

Значения коэффициентов равномерности продаж сравнивают в динамике, чтобы определить, как изменяется ритмичность продаж с течением времени, оценить наметившиеся тенденции. Сравнение по этому показателю проводят также между организациями или их подразделениями для определения лучших подразделений, изучения их опыта и выявления причин отставания худших подразделений в ритмичности продаж. Такими причинами могут быть неравномерность поставок, приводящая к дефициту предложения товаров, нарушение режимов торговли, неудовлетворительное размещение товаров, пропуски рабочего времени и др.

 

Тема 3. Анализ товарооборота торговых предприятий

1. Характеристика, значение, задачи анализа товарооборота.

2. Общий анализ товарооборота.

3. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота

4. Факторный анализ товарооборота.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.