Усиление международных позиций США в результате Второй мировой войны
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Усиление международных позиций США в результате Второй мировой войны





Усиление международных позиций США в результате Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны США оказались самой могущественной страной капиталистического мира, его экономическим центром и бесспорным военно-политическим лидером. К середине 40-х гг. XX века они обладали экономической гегемонией – удельный вес США в промышленном производстве мира (без учета СССР) составлял в 1938 г. – 40%; в 1948 г. – 55%. После 1945 г. стоимость производимой промышленной продукции США достигала 2/3 стоимости промышленной продукции всех капиталистических стран. К этому времени США сосредоточили у себя 73% мирового золотого запаса. Вооруженные силы США в 1945 г. насчитывали 12 млн человек, размещенных на 2300 базах по всему миру. В монопольном распоряжении американских военных имелось атомное оружие. За годы второй мировой войны в США сформировался мощный военно-промышленный комплекс. Выгодное геополитическое расположение США в мире, особая ситуация, сложившаяся в поствоенный период привели к опоре американской элиты на военную силу при проведении глобального внешнеполитического курса. Отталкиваясь от экономического первенства и военного потенциала страны, правительство США, возглавляемое президентом Гарри Трумэном, стремится свое политическое влияние использовать: во-первых, для стабилизации мировой политической системы, во-вторых, для установления руководящего положения США в послевоенном мире – идея «Pax Americana» – «Мир по-американски». Среди факторов, препятствующих этой цели, можно назвать существование Советского Союза, международные позиции которого после второй мировой войны значительно укрепились; формирование лагеря социалистических государств; усиление национального освободительного движения и др. Пересмотр курса по отношению к СССР начался в США сразу же по окончании военных действий по разгрому сил мирового фашизма. Свидетельством этого послужила речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне (США), в которой отставной премьер-министр Великобритании призвал создать англо-американский военный союз для борьбы с «мировым коммунизмом», что означало начало «холодной войны». Инструментами внешнеполитической стратегии обеспечения американского превосходства в мире стали:



- монополия на ядерное оружие;

- экономическое и технологическое лидерство США после второй мировой войны;

- политика «сдерживания коммунизма».

Доктрина «сдерживания коммунизма», ставшая основой внешнеполитического курса администрации Г.Трумэна, была предложена советником посольства США в Москве Джорджем Кеннаном в феврале 1946 г. Она гласила, что США должны «противопоставить русским неизменную противодействующую силу в любом пункте, где они проявляют тенденцию к покушению на интересы стабильности и миролюбия». Кеннан считал главным элементом политики США по отношению к СССР после Второй мировой войны «длительное, терпеливое, твердое и бдительное» сдерживание русских экспансионистских тенденций.

Прямым выражением этого внешнеполитического курса на противостояние США – СССР стала «доктрина Трумэна», провозглашенная американским президентом 12 марта 1947 г. Под предлогом оказания экстренной помощи Греции и Турции в борьбе против коммунистической угрозы США в одностороннем порядке заявили о своем праве на вмешательство во внутренние дела любой страны мира в случае возникновения опасности для существования капиталистических порядков. Идея «сдерживания» социализма и «доктрина Трумэна» были направлены на оправдание послевоенного внешнеполитического курса США. Эти внешнеполитические декларации будут практически воплощены в плане экономической помощи европейским странам американского госсекретаря Джорджа Маршалла (июнь 1947 г.). С помощью «плана Маршалла» Соединенные Штаты стремились:

а) способствовать восстановлению экономики стран Западной Европы с целью укрепления в них основ рыночной экономики; б) уменьшить возросшее в этом регионе после Второй мировой войны политическое влияние компартий и СССР; в) утвердить политическую гегемонию США; г) с помощью экономической помощи подготовить почву для военно-политического союза.

На осуществление этих целей в течение 1948 – 1952 гг. (время действия «плана Маршалла») США потратили 17 млрд долларов. Программа экономической помощи Западной Европе была прологом для заключения военно-политического союза – 4 апреля 1949 г. создан блок НАТО.

К итогам усиления международных позиций США в результате второй мировой войны можно отнести: политику «сдерживания» коммунизма (в наиболее концентрированном виде она отражена в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла») и возрождение «блоковой дипломатии». В истории США после Второй мировой войны дальнейшим практическим воплощением идеи «сдерживания коммунизма» станет гонка вооружений, создание военных блоков под эгидой США (НАТО, СЕАТО, СЕНТО), создание сети военных баз вокруг границ СССР и др.

Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции.

Несколько вводных слов.

Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурными темпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из пятнадцати стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.

Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность и суверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается “Единая Европа”. В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.

Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции.Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

 

Усиление международных позиций США в результате Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны США оказались самой могущественной страной капиталистического мира, его экономическим центром и бесспорным военно-политическим лидером. К середине 40-х гг. XX века они обладали экономической гегемонией – удельный вес США в промышленном производстве мира (без учета СССР) составлял в 1938 г. – 40%; в 1948 г. – 55%. После 1945 г. стоимость производимой промышленной продукции США достигала 2/3 стоимости промышленной продукции всех капиталистических стран. К этому времени США сосредоточили у себя 73% мирового золотого запаса. Вооруженные силы США в 1945 г. насчитывали 12 млн человек, размещенных на 2300 базах по всему миру. В монопольном распоряжении американских военных имелось атомное оружие. За годы второй мировой войны в США сформировался мощный военно-промышленный комплекс. Выгодное геополитическое расположение США в мире, особая ситуация, сложившаяся в поствоенный период привели к опоре американской элиты на военную силу при проведении глобального внешнеполитического курса. Отталкиваясь от экономического первенства и военного потенциала страны, правительство США, возглавляемое президентом Гарри Трумэном, стремится свое политическое влияние использовать: во-первых, для стабилизации мировой политической системы, во-вторых, для установления руководящего положения США в послевоенном мире – идея «Pax Americana» – «Мир по-американски». Среди факторов, препятствующих этой цели, можно назвать существование Советского Союза, международные позиции которого после второй мировой войны значительно укрепились; формирование лагеря социалистических государств; усиление национального освободительного движения и др. Пересмотр курса по отношению к СССР начался в США сразу же по окончании военных действий по разгрому сил мирового фашизма. Свидетельством этого послужила речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне (США), в которой отставной премьер-министр Великобритании призвал создать англо-американский военный союз для борьбы с «мировым коммунизмом», что означало начало «холодной войны». Инструментами внешнеполитической стратегии обеспечения американского превосходства в мире стали:

- монополия на ядерное оружие;

- экономическое и технологическое лидерство США после второй мировой войны;

- политика «сдерживания коммунизма».

Доктрина «сдерживания коммунизма», ставшая основой внешнеполитического курса администрации Г.Трумэна, была предложена советником посольства США в Москве Джорджем Кеннаном в феврале 1946 г. Она гласила, что США должны «противопоставить русским неизменную противодействующую силу в любом пункте, где они проявляют тенденцию к покушению на интересы стабильности и миролюбия». Кеннан считал главным элементом политики США по отношению к СССР после Второй мировой войны «длительное, терпеливое, твердое и бдительное» сдерживание русских экспансионистских тенденций.

Прямым выражением этого внешнеполитического курса на противостояние США – СССР стала «доктрина Трумэна», провозглашенная американским президентом 12 марта 1947 г. Под предлогом оказания экстренной помощи Греции и Турции в борьбе против коммунистической угрозы США в одностороннем порядке заявили о своем праве на вмешательство во внутренние дела любой страны мира в случае возникновения опасности для существования капиталистических порядков. Идея «сдерживания» социализма и «доктрина Трумэна» были направлены на оправдание послевоенного внешнеполитического курса США. Эти внешнеполитические декларации будут практически воплощены в плане экономической помощи европейским странам американского госсекретаря Джорджа Маршалла (июнь 1947 г.). С помощью «плана Маршалла» Соединенные Штаты стремились:

а) способствовать восстановлению экономики стран Западной Европы с целью укрепления в них основ рыночной экономики; б) уменьшить возросшее в этом регионе после Второй мировой войны политическое влияние компартий и СССР; в) утвердить политическую гегемонию США; г) с помощью экономической помощи подготовить почву для военно-политического союза.

На осуществление этих целей в течение 1948 – 1952 гг. (время действия «плана Маршалла») США потратили 17 млрд долларов. Программа экономической помощи Западной Европе была прологом для заключения военно-политического союза – 4 апреля 1949 г. создан блок НАТО.

К итогам усиления международных позиций США в результате второй мировой войны можно отнести: политику «сдерживания» коммунизма (в наиболее концентрированном виде она отражена в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла») и возрождение «блоковой дипломатии». В истории США после Второй мировой войны дальнейшим практическим воплощением идеи «сдерживания коммунизма» станет гонка вооружений, создание военных блоков под эгидой США (НАТО, СЕАТО, СЕНТО), создание сети военных баз вокруг границ СССР и др.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.