Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)





План

  1. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие языкового, слогового и фонематического анализа и синтеза.
  4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
  5. Устранения оптической дислексии и дисграфии.
  6. Профилактика нарушений чтения и письма. Анализ методик коррекции дисграфии и дислексии у детей.

 

Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)

В зависимости от нарушенного механизма вы­деляются различные виды нарушений чтения и письма. В процессе логопедической работы по кор­рекции определенного вида дислексии или дисграфии основной задачей логопедической работы яв­ляется коррекция нарушенного механизма, фор­мирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование опе­раций процесса чтения и письма.

Так, механизмом оптической дислексии и дисграфии у детей является несформированность зри­тельно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществ­ляется развитие зрительно-пространственных функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.

При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формирование навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

В процессе устранения аграмматической дислексии и дисграфии необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма.

Принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому)

Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии и дисграфии должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы)

В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. На ранних этапах онто­генеза функция осуществляется с участием различ­ных анализаторов, на основе полимодальных аф­ферентаций. Так, процесс дифференциации звуков вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль при дифференциации приобретает слуховая дифференциация. В связи с этим при недоразвитии дифференциации фонем первоначаль­но осуществляется опора на зрительное восприя­тие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы диффе­ренцируемых звуков.

Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранное звено нарушенной пси­хической функции. Так, при акустической дисгра­фии формирование слуховой дифференциации звуков необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других слу­чаях, когда нарушенной является кинестетическая дифференциация звуков, формирование дифферен­циации фонем осуществляется с опорой на слухо­вые, зрительные афферентации.

При акустической дисграфии основное внима­ние уделяется развитию слуховой дифференциации фонетически близких звуков речи.

В процессе устранения артикуляторно-акустической дисграфии основной задачей логопедической работы выступает автоматизация правильного произношения и кинестетическая дифференциация звуков речи.

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности

Процесс чтения и письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в струк­туре которой можно выделить определенные зве­нья, операции. У детей, страдающих нарушения­ми чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из опе­раций, б) несформированность нескольких опе­раций, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализа­ции целостной деятельности процесса чтения и письма.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра­фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм фонематического анализа. В связи с этим и направления логопедической работы будут дифференцироваться с учетом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования навыков чтения я письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами н тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.

Онтогенетический принцип

В процессе формирования функций, обеспечи­вающих овладение чтением и письмом, необходи­мо учитывать этапы и последовательность их фор­мирования в онтогенезе.

Так, в процессе коррекции аграмматической дис­лексии и дисграфии учитывается, в частности, пос­ледовательность формирования словоизменения в онтогенезе: дифференциация существительных единственного и множественного числа именитель­ного падежа, закрепление употребления форм ви­нительного, далее творительного, родительного, дательного падежей без предлогов, в дальнейшем уточнение в импрессивной и экспрессивной речи предложно-падежных конструкций.

При коррекции дисграфии на почве наруше­ния языкового анализа и синтеза формирование фонематического анализа осуществляется с уче­том онтогенетической последовательности появ­ления форм фонематического анализа. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и после­дний звук в слове, места звука (начало, середи­на, конец). В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность зву­ков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

 

В настоящее время является общепризнанным, что между не­доразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Дети с нерезко выраженным недоразвитием речи (тре­тий уровень) в массовой школе овладевают некоторыми навыками чтения и письма, но при этом у них возникает целый ряд специфических ошибок. Устранить эти ошибки, как правило, не удается в про­цессе обучения русскому языку в школе: требуется допол­нительная коррекционная работа, направленная на ликвидацию пробелов в развитии устной речи и связанных с ними недостатков чтения и письма.

Для устранения наруше­ний необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер в своих работах, посвященных проблеме преодоления патологии письменной речи у де­тей, подчеркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Такую работу обычно проводит логопед на школьных лого­педических пунктах в свободное от уроков время (3—4 раза в неделю).

Устранение недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях ведется одновременно. В основе занятий лежит развитие устной формы речи, накоп­ление детьми речевого опыта и разнообразных наблю­дении над языком. Учащиеся практически овладевают некоторыми закономерностями звуковой стороны речи, словообразования и грамматического строя. Одновре­менно проводятся упражнения в чтении и письме, во время которых дети сознательно используют разнообразный речевой материал.

2. Основные направления логопедической работы:

План

  1. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие языкового, слогового и фонематического анализа и синтеза.
  4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
  5. Устранения оптической дислексии и дисграфии.
  6. Профилактика нарушений чтения и письма. Анализ методик коррекции дисграфии и дислексии у детей.

 

Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)

В зависимости от нарушенного механизма вы­деляются различные виды нарушений чтения и письма. В процессе логопедической работы по кор­рекции определенного вида дислексии или дисграфии основной задачей логопедической работы яв­ляется коррекция нарушенного механизма, фор­мирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование опе­раций процесса чтения и письма.

Так, механизмом оптической дислексии и дисграфии у детей является несформированность зри­тельно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществ­ляется развитие зрительно-пространственных функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.

При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формирование навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

В процессе устранения аграмматической дислексии и дисграфии необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма.

Принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому)

Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии и дисграфии должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы)

В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. На ранних этапах онто­генеза функция осуществляется с участием различ­ных анализаторов, на основе полимодальных аф­ферентаций. Так, процесс дифференциации звуков вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль при дифференциации приобретает слуховая дифференциация. В связи с этим при недоразвитии дифференциации фонем первоначаль­но осуществляется опора на зрительное восприя­тие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы диффе­ренцируемых звуков.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.