Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х - 1980-х годах





Нарастание консервативных тенденций. Л. И. Брежнев. После отстранения Н. С. Хрущева от руководства партией и государством лидером страны стал Л. И. Брежнев. Он выдвинулся на партийную работу в условиях массовой чистки 30-х гг., став секретарем обкома партии. В годы войны Брежнев был начальником политотдела армии, политуправления фронта, затем руководил областными и республиканскими партийными организациями. В начале 60-х гг. он стал формальным главой государства (Председателем Президиума Верховного Совета СССР). По своим личным качествам Брежнев был общительным, доброжелательным и отзывчивым человеком. Он вполне мог пойти навстречу тем, кто просил его о помощи и поддержке. Любил прогулки на свежем воздухе, плавание. Был страстным охотником и автолюбителем. С интересом смотрел кинофильмы, особенно о войне. Брежнев не был ни выдающимся теоретиком, ни блестящим организатором и сам понимал это. Главным в политической оценке своей личности он считал то, что учитывал психологию людей и умел подбирать кадры. В тоталитарной системе эти качества для лидера были определяющими. Позже, с возрастом, Брежнев утратил чувство реальности, стал подвержен откровенной лести, как ребенок радовался многочисленным наградам и премиям, которые искренне воспринимал как всенародную оценку его трудов. В итоге к концу жизни Брежнев был награжден 122 орденами и медалями, в том числе 4 раза Золотой Звездой Героя Советского Союза, Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, 8 орденами Ленина, полководческим орденом "Победа" и т.д. В условиях нарастающей болезни все больше дел передоверял своим ближайшим сподвижникам - Ю. В. Андропову, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинову. От его имени все чаще вершились даже такие дела, которых он не одобрял и не поддерживал.
18-летнее правление Брежнева стало "золотым веком" для партийно-государственной номенклатуры. Партийный аппарат устал от многочисленных реорганизаций эпохи Хрущева и потому с радостью воспринял главный лозунг Брежнева - "обеспечить стабильность кадров". На деле это означало консервацию не только политических структур, но и по­жизненное занятие номенклатурных постов. Пышным цветом расцвела коррупция среди государственных чиновников.
Вскоре "стабильность кадров" привела к тому, что средний возраст высших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Началось их физическое "вымирание" - в период между XXVI и XXVII съездами КПСС (1981-1986 гг.) умерли три Генеральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК из 22). Не случайно одиннадцатую пятилетку назвали "пятилеткой пышных похорон", а аббревиатура СССР в фольклоре стала расшифровываться как "Страна Самых Старых Руководителей".
Наметилась и негласная "реабилитация" Сталина. Официально никто не отменял решений XX и XXII съездов КПСС, но упоминания о них теперь не связывались с осуждением "культа личности".
Усиление партийного контроля. Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, XXIII съезде КПСС в 1966 г. были отменены все изменения в Уставе, внесенные Хрущевым для ослабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания в партийной должности. На XXIV съезде в 1971 г. было решено расширить круг учреждений и организаций, в которых партийные комитеты обладали правом контролировать деятельность администрации.
Парткомы министерств и ведомств получали право вмешиваться в вопросы государственного управления. Расширены были и привилегии номенклатуры, позволявшие ее представителям даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслуживание, дачи. Особое значение, в условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промышленности, имело снабжение ответственных работников. На 80 руб. в "столовой лечебного питания" семья представителя номенклатурной верхушки могла питаться в течение месяца разными деликатесами (балыком, колбасами, сырами, икрой, кондитерскими изделиями), о которых давно забыли простые граждане.
Росла и численность работников партийно-государственного аппарата, увеличивалось количество различных учреждений. Если в 1965 г., при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе управления было занято 18 млн. человек - практически каждый седьмой трудящийся.

Возрастание роли военно-промышленного комплекса. С середины 60-х гг. руководство страны поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядерного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших боевых систем. В этих условиях еще более выросли роль и влияние армейского командования и руководства военного производства.
Апогеем процесса сращивания государственной и военно-промышленной элиты стало назначение в 1976 г. министром обороны члена Политбюро Д. Ф. Устинова, возглавлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. - всю оборонную промышленность. Глава армии впервые в истории страны из простого исполнителя решений политического руководства превратился в участника разработки и принятия самих этих решений. Результаты стали очевидны довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США, и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков (у стран НАТО - 22 тыс.). Атомных подводных лодок у Советского Союза было в 3 раза больше, бомбардировщиков стратегического назначения - в 2, орудий и минометов - в 7 раз. Советскими автоматами Калашникова оказались вооружены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в валовом национальном продукте СССР в отдельные годы достигала 30%.
Заметно возросла и роль КГБ - не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не случайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.
Концепция "развитого социализма". Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о каком "построении коммунизма к 1980 году" не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как о длительной перспективе.
Новая концепция пришла на смену программе "построения коммунизма" уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о создании в стране "развитого социалистического общества". Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строительства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об однородности построенного в стране общества, окончательном решении национального вопроса, отсутствии реальных противоречий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больше быть не может. Закрепление этой концепции произошло в новой конституции страны.
Конституция СССР 1977 года. Каждый советский лидер стремился разработать собственную конституцию. Не был исключением и Брежнев. 7 октября 1977 г. была принята четвертая за 60 лет конституция страны. В преамбуле нового Основного закона говорилось о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество, формулировались его черты в экономике, политической, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Содержался и вывод о советском народе как новой общности людей. Статья шестая официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Были подчеркнуты и доминирующие позиции Центра в отношениях с республиками.
В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: право на труд, на бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после утверждения конституции Верховный Совет принял соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих важных прав. Были значительно расширены возможности общественных организаций: профсоюзы и комсомол получили право вносить законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти.
Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были внесены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения подписанного в Хельсинки в 1975 г. Советским Союзом вместе с другими европейскими странами, с участием США и Канады, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому, что многие права, записанные в новой конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.