Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОФП, СФП)





СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОФП, СФП)

 

Принципы физического воспитания

Обучение в процессе физического воспитания специально направлено на формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Наряду с этим осуществляется направленное воздействие на физическое развитие занимающихся, в результате которого происходит совершенствование форм и функций организма (повышение его функциональных возможностей, укрепления здоровья, улучшение телосложения). Данную сторону процесса физического воспитания можно обозначить, как «воспитание физических качеств» или «физическое воспитание в узком смысле».

Физическое воспитание органически связано с другими видами воспитания. Единство, взаимопроникновение всех видов воспитания – одна из коренных педагогических закономерностей.

Определенные стороны умственного, нравственного и эстетического воспитания настолько органично включены в процесс физического воспитания, что представляют нераздельное целое с ним.

Наряду с ними существуют принципы, выражающие главным образом методические закономерности обучения и воспитания в процессе физического воспитания. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успех любого педагогического процесса определяется помимо всего и тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитуемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения и воспитания, обуславливает глубокое совершенствование и творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности имеют, прежде всего, в основе принцип сознательности и активности.

Осмысленное отношения и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.

Исходным моментом сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация ее. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.

Преподаватель – тренер физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, постепенно подвести к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и защите Родины.

Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл заданий, выполняемых в процессе обучения и воспитания.

Принцип наглядности. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

Принцип систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ходе положений, касающихся, во-первых, регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом и, во-вторых, последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации определяют также как принцип учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий.

Принцип прогрессирования. Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Принцип постепенного повышения требований (динамичности). Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности, связанных с ними нагрузок.

Обучение движениям

Основная особенность обучения в процессе физического воспитания заключается в том, что оно направлено на овладение двигательными умениями, навыками и специальными знаниями.

Двигательное умение – приобретенная на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух разновидностей:

1. Умения осуществлять целостную двигательную деятельность;

2. Умения выполнять отдельные движения различной сложности.

Двигательные навыки. Многократное стереотипное повторение двигательного действия приводит к образованию навыка. Это происходит в тех случаях, когда при повторении не вносятся существенные изменения в структуру движений и выполняются в одних и тех же условиях.

Процесс обучения и особенности его этапов

Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы (ступени):

1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте.

2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.

С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи:

1. Сформулировать целостное представление о двигательном акте, основанное на понимании его сути.

2. Пополнить двигательный опыт занимающихся студентов теми элементами, которые нужны для освоения нового действия.

3. Добиться выполнения действия целиком.

4. Устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.

Дидактические задачи на втором этапе обучения:

1. Углубить понимание закономерностей изучаемых движений;

2. Добиться освоения и уточнения диалектики изучаемого действия;

3. Добиться четкого, свободного и слитного выполнения двигательного действия в целом.

Частные задачи третьего этапа обучения:

1. Закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с дальнейшим уточнением ее деталей;

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;

3. Обеспечить целесообразное применение усвоенного действия в различных внешних условиях и в соединениях с другими действиями;

4. Обеспечить совершенное владение двигательным действием при максимальных физических усилиях.

Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе, как видно из сказанного – органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств.

 

Совершенствование физических качеств

Физическая подготовка

Основные понятия. Термин «тренировка» неоднозначен. Этим словом, чаще всего обозначают процесс упражнения или приучения. Термин «спортивная тренировка» в широком смысле слова близок к понятию «подготовка спортсмена»: в узком смысле под «тренировкой» понимают тренировочное занятие. Подготовка спортсмена – направленное использование всей совокупности факторов, с помощью которых обеспечиваются готовность спортсмена к спортивным достижениям. Тренированность – это мера приспособления организма к пониженной работе, достигнутая путем тренировки.

 

Спортивная тренировка – это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов управления.

Понятие «тренированность»обычно связывают по преимуществу с биологическими приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности.

«Подготовленность» – понятие более емкое, чем «тренированность». «Подготовленность» спортсмена – это определенная степень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).

«Спортивная форма» – оптимальная готовность к спортивным достижениям, которая приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки.

Метод повторных усилий

Суть метода повторных усилий в том, что применяются непредельные (по величине) отягощения, но упражнение повторяется предельно возможное число раз.

Достоинствами метода повторных усилий являются:

1. Достижение большого объема выполненной работы вызывает большие сдвиги в обмене веществ; что в свою очередь приводит к активизации пластического обмена, росту, мышечной массы, гипертрофии мышц. Большая степень энергозатрат полезна в оздоровительном отношении;

2. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями дают больше возможностей для контроля и самоконтроля техники движений, поэтому этот метод особенно полезен для начинающих и малоквалифицированных спортсменов;

3. Травмоопасность непредельных отягощений существенно ниже, чем при использовании предельных и около предельных весов;

4. Эффективность развития силы (если те больше 35-40% от максимальной);

5. На более поздних этапах тренировки влияние величины избранных отягощений возрастает, а оптимальными являются «большие» (4-7 ПМ) и «умеренно большие» (8-12 ПМ) веса. Например, студент отжимается в упоре лежа с опорой руками о гимнастическую стенку. Как только его сила вырастет настолько, что он сможет выполнить это движение 10-12 раз, упражнение следует усложнить так, чтобы его можно было выполнить лишь 4-7 раз. В нашем примере это может быть отжимание на полу, далее при поднятых ногах (на гимнастической стенке), с отягощением и т.д., т.е. дозировка нагрузки осуществляется без особых затруднений.

Метод максимальных усилий

Прирост силы наиболее эффективен при использовании максимальных отягощений. Тренировка с околопредельными и предельными весами приводит к значительному росту результатов.

Следует определиться в толковании «предельный вес». Под «предельным весом» понимается предельный тренировочный вес, т.е. тот вес, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения.

Метод динамических усилий

Суть метода динамических усилий в том, что максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом включают скоростно-силовые упражнения, выполняемые с полной амплитудой движения.

Метод динамических усилий должен применяться в единстве с методами повторных и максимальных усилий: при этом указанные методы служат для повышения абсолютного уровня силовых возможностей; метод динамических усилий – для развития способностей к быстрому проявлению силы. При использовании только метода динамических усилий не удается существенно повысить максимальный уровень силы.

Метод изометрических усилий

Статические силовые упражнения имеют ряд достоинств и, прежде всего, то, что максимальное напряжение в мышцах можно сохранить сравнительно длительное время. Кроме того, занятия с использованием изометрических усилий требует мало времени, оборудование для них весьма простое. С помощью изометрических упражнений можно воздействовать практически на любые группы мышц.

 

7. Быстрота и ее развитие

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Выделяют три основные формы проявления быстроты:

1. Латентное время двигательной реакции;

2. Скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

3. Частота движений.

Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга.

Сочетание трех указанных форм определяют все случаи проявления быстроты. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивание, вынос бедра и др.) и темпа шагов. Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не названные элементарные формы проявления быстроты. Однако скорость в целостных сложно-координационных движениях зависит не только от уровня развития быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а та, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, а при детальном анализе наиболее показательны именно элементарные формы проявления быстроты.

 

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка представляет разностороннее воспитание физических способностей, которые не специфичны для избранного вида спорта, но развитие, которых прямо или косвенно влияет на успех спортивной деятельности.

Общая физическая подготовка создает основу для специальной подготовки – обеспечивает разностороннее развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, необходимое в качестве предпосылки и условия совершенствования в избранном виде спорта. В условиях ВУЗа общая физическая подготовка студента, особенно на первых ступенях спортивного совершенствования, связана с выполнением тестов физической подготовленности студентов.

Специальная физическая подготовка спортсмена есть процесс воспитания физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

В процессе общей и специальной физической подготовки студента необходимо использовать все средства физического воспитания: физические упражнения, естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения.

 

 

11. Спортивная тренировка, структура целостного процесса и отдельных сторон тренировочного процесса

Спортивная тренировка – это целостный процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности Спортивная тренировка включает: спортивно-техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), специальную психологическую и интеллектуальную подготовку.

Под технической подготовкой спортсмена принято понимать процесс обучения его спортивной технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки и доведения их до необходимой степени совершенства. В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта. Наряду с этим в процессе спортивной тренировки и в связи с ней проводится общая техническая подготовка. Ее основное значение пополнять фонд двигательных умений и навыков, полезных в жизни и в спортивной практике.

 

12. Целостное построение тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей. Методические основы

В спортивной тренировке (занятии) выделяют вводную подготовительную основную и заключительные части.

В занятии в целом и в каждой его части необходимо организовать не только активную деятельность студентов, но и отдых.

Во вводной части тренировки студенты узнают о задачах средствах и методов занятия решаются организационные вопросы.

В подготовительной части занятия осуществляется подготовка организма студентов и предстоящей мышечной деятельности. Эту часть занятия еще называют разминкой. Студенты, выполняя разнообразные упражнения с различной скоростью, амплитудой силой, продолжительностью, как бы массируют, разминают свое тело; опробуют состояние, рабочую готовность всех функций тонкость кинестезических ощущений, ясность двигательных представлений, которые необходимы для рационального выполнения основных упражнений данного занятия или соревнования.

Общая продолжительность разминки около 30-40 минут, из них на специальную часть приходится 15-20 минут.

В основной части занятия решается главная задача тренировки. Последовательность отдельных упражнений внутри основной части изменяется в зависимости от предмета спортивной специализации и главной задачи занятия.

Выполнять сложные по координации упражнения или разучивать новые движения следует в первой половине основной части занятия; упражнения, предъявляющие высокие требования к вегетативным функциям организма, во второй половине.

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОФП, СФП)

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.