ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ





АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Древняя Греция, Эллада — античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V—IV вв. до н. э. — период, получивший в её истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной человеческой цивилизации.

80% территории Греции занимают горы (высшая точка страны – гора Олимп, 2911 м). Греция делится горами на многочисленные небольшие равнины, но располагает лишь немногими обширными речными долинами, пригодными для пашенного земледелия.

Отдельные территории (Аркадия и Северо-запад Греции) долгое время использовались в основном для скотоводства. Средиземноморский климат способствовал выращиванию винограда и олив. Наличие железа, меди, серебра, свинца, глины, мрамора и т.д., а также наличие древесины создавали предпосылки для развития ремесел и судостроения. Сильно изрезанная береговая линия образовывала многочисленные естественные гавани, что способствовало каботажному судоходству. Зачастую, жителям различных поселений было проще общаться между собой по морю, чем по суше. Берег моря стал основной коммуникацией между общинами. Все это способствовало образованию мелких, независимых государств еще в догреческий период.

С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима.



 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1.Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.).

Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

 

2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.).

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

 

3.Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).

- 480-400 гг. – период расцвета (классический период).

После победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельческая демократия, а вместе с нею — искусство и архитектура.

- 400-330 гг.

Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

 

4. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.).

Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

 

 

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД

 

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Этот период известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле. В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

До IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. Важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии.

Градостроительство

Местоположение городов определялось главным образом соображениями экономическими и фортификационными. Во многих случаях города располагались на скалистых возвышенностях. В городах этого периода появилось разделение на укрепленный верхний город (акрополь) и нижний город, не имевший городских стен. В нижнем городе появилась общинная площадь – агора.

 

Строительные материалы и техника

Древнейшие постройки имели в плане круглую, овальную или узкую шпилькообразную форму, завершавшуюся криволинейной аспидой, что свидетельствует о неумении, во-первых, надежно выкладывать прямые углы, а во-вторых, перекрывать широкие пролеты.

Появление каркаса, укреплявшего постройку, обусловило переход к прямоугольным в плане зданиям. Основным типом построек стал мегарон (др.греч. μέγαρον – большой зал) – прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены (антами), а спереди столбами.

Фундаменты и нижнюю часть стен жилых домов и храмов делали из грубого камня. Стены были глинобитными или имели деревянный каркас с заполнением из кирпича сырца и обмазывались глиной, которая применялась и в качестве связующего раствора. Отдельные деревянные опоры устанавливались на каменных плитах. Каменные стены, сложенные из плитняка или колотого камня на глиняном растворе, были редкостью.

Помещения перекрывались кровлей из тростника или прутьев, плоской глинобитной в Малой Азии и на Крите или же скатной в Северной Греции и Пелопоннесе. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица.

Постепенно конструкция крыши и потолочное перекрытие, ранее совмещенные, отделились друг от друга. Появились стропила и чердачное помещение, выражением которого на торцах здания стал треугольник фронтона. Основание фронтона обозначали торцы балок перекрытия портиков, выступавшие на переднем и заднем фасаде из глинобитного поля стены.

 

Жилище и дворцовая архитектура

Главным организующим элементом жилой усадьбы и дворца был двор (ауле). Во дворе размещались хозяйственные постройки. Усадьба включала и обнесенный оградой плодовый сад и огород. Главное, парадное помещение дома — мегарон — открывалось во двор через продомос и портик. Потолок в мегароне поддерживали две или четыре колонны. Между ними находился очаг, над которым в потолке устраивалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма. В комплекс усадьбы входили баня, теплая купальня, различные кладовые.

 

Святилища и храмы

По представлению эллинов местопребыванием их богов служили определенные стихии (море, облака) и на земле: вершины гор и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения; еще позднее появились храмы.

На первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил для жертвоприношений. В помещении храма помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм. Святилище стали обносить оградой, образуя теменос — священный участок.

К концу периода в культовых постройках стал применяться открытый портик. Появились зачатки наружной колоннады, со всех четырех сторон окружающей ядро храма. Устройство наружной колоннады и навеса вокруг храма первоначально вызывалось чисто практическими целями — необходимостью защитить недолговечные сырцовые стены от косого дождя, укрыть собравшихся от солнца или непогоды; под навесом наружной колоннады.

Т.о. в храма исчезла односторонняя фасадность, появились пространственная связь с окружающей природой и возможности пластического и всестороннего восприятия здания. Наконец, было достигнуто впечатление значительно большего объема всего здания в целом.

 

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

Наступление железного века имело огромное значение — металл стал дешёвым и доступным, что способствовало постепенному росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению её зависимости от родовой организации. Отделение ремесел от земледелия обозначило переход к обмену, производству для рынка, в результате чего активно развиваются города. Поэтому в период VIII—VI веков до н. э. происходит становление полисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 полисов. Экономически необходимым становится создание колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.

На VII—VI века до н. э. приходится расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. В самой Греции Дельфы и Олимпия приобрели значение общегреческих центров. Греческая торговля фактически стала международной. В Грецию ввозились рабы, сырье, предметы роскоши, а также продукты питания.

В VI веке до н. э. разворачивается борьба демоса против аристократии, в руках которой была сосредоточена земля, заложены основы афинской демократии. Однако сопротивление аристократии было настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников.

В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса. В то же время в олигархической Спарте, на Крите и в Аргосе сохранились черты родового строя, в общинах Этолии, Акарнании и Фокиде — натуральное хозяйство. На фоне такого многообразия греческие города начинают соперничество, возникает Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой.

 

Градостроительство

Сформировался административно–политический тип нового градостроительного образования – полиса.

Полис представлял собой особую форму экономической, социальной и политической организации. Его основой было объединение свободных частных землевладельцев и ремесленников, имеющих частную собственность. Они обладали основными гражданскими правами в управлении полисом. Частичными правами наделялись свободные граждане других полисов и других стран, проживавшие в данном городе.

К территории полиса относилось основное поселение–город, сельскохозяйственная округа с деревнями и другие территории (месторождения полезных ископаемых, гавани за пределами городских стен и т.д.). Размеры полисов были различными – от 75 км2 до 8400 км2.

Структура города состояла из культового центра на акрополе, общегородского центра (агоры) у подножия акрополя, первоначально стихийной жилой застройки и городских стен, окружающих город. Ремесленники каждой профессии селились отдельными группами (слободами). Во многих полисах внутри городских стен имелось небольшое количество сельскохозяйственных земель.

Акрополь частично сохранял свое фортификационное значение. Агора служила рыночной площадью, местом общения и общих собраний всех полноправных граждан полиса. Жилая застройка отличалась значительной плотностью, соседние дома часто имели общие стены. Несмотря на это, к жилищам обычно примыкал небольшой участок с плодовым садом и огородом; в ремесленных слободах непосредственно при доме устраивались мастерские.

Большая часть полисов начала политику колонизации, были разработаны правила размещения новых городов. Прежде всего, это близость удобной морской бухты, наличие чистой питьевой воды и плодородных земель, благоприятные условия для обороны города, а также благоприятный режим ветров и возможность естественного поверхностного стока дождевых вод.

 

Дельфы

Святилище, основанное в VI в. до н.э.. Оно расположилось на отрогах Парнаса (согласно мифологии места обитания крылатого коня Пегаса).

По легенде место для Дельф выбрал Зевс, желая поместить город в центре ойкумены. Греческие географы на своих картах всегда помещали город в центре. В целле главного храма святилища – храма Аполлона хранился камень с декоративной резьбой – Омфал (греч. – «пуп»), который был культовым объектом всего эллинского мира, считался центром Земли.

Священный участок располагался на крутом склоне горы, имел очень живописную планировку, террасами спускавшуюся вдоль холма. В центре находился храм Аполлона. На верхней террасе холма был амфитеатр на 5000 зрителей, небольшие храмы других божеств и верхняя стоя (торговая галерея). Рядом с храмом Аполлона располагалась большая средняя стоя. На нижних террасах размещались казначейство, нижняя стоя и дарохранительницы почти от всех основных полисов. С 582 г. до н.э. каждые три года рядом с Дельфами проводились панэллинские игры, на которых соревновались музыканты.

 

Олимпия

Город и святилище Зевса в Элиде. Согласно легенде, святилище основал Геракл в честь своего отца Зевса, он же организовал Олимпийские игры в его честь. Из региональных культовых игр, длившихся один день, они превратились во всегреческие игры, шедшие пять дней. В это время прекращались войны, и большое количество греков приезжало в Олимпию.

Это небольшой греческий полис, отличительной чертой которого являлось наличие значительного количества крупных общественных сооружений и отсутствие акрополя. На вершине горы Кронос стоял один храм, у подножия горы расположился нижний город, где располагалась небольшая агора со священной рощей (Алтисом). Алтис являлся святилищем. В его центре размещался алтарь Зевса, вокруг алтаря располагались основные сооружения святилища. В северной части у подножия Кроноса располагались храмы–сокровищницы греческих полисов, рядом – храм Геры и храм Метроон (храм матери богов).

С востока священный участок замыкал портик Эхо. Вокруг Алтиса располагались в живописном порядке: большой стадион на 40 тыс. зрителей, булевтерий, гостиница для знатных гостей, мастерская, палестра и гимнасий, пританей и другие сооружения.

 

Композиционные приёмы

В VII в. до н. э. сформировалась система ордеров, включающая дорический и ионический ордера. Коринфский ордер получил развитие лишь с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры, но впервые оформился в конце V в. до н. э (классический период).

Дорический и ионический стили возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части, позднее формы были переведены, с небольшими изменениями, в камень. В каменных постройках многие конструктивные части превратились в декоративные элементы, воспроизводившиеся по традиционной схеме, но в новом материале. Камень в ионической архитектуре начали применять раньше, чем в дорической.

 

Ордер (лат. ordo – «порядок») — цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания; закрепленная традицией переработка стоечно-балочной конструкции в камне.

Ордерные принципы помогали:

1.созданию тектонического нарастания сложности построения.

2 созданию ясного архитектурного образа.

3 выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов.

4 разумной организации пространства.

Ордер – это порядок, логика, ясность, разумность и соразмерность отдельных частей и целого здания. Порядок для древних греков ассоциировался с красотой и гармонией. А высочайшим примером красоты и гармонии было человеческое тело. Именно с пропорциями человеческого тела соотносили греки все свои замечательные постройки.

Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов:

1. Трехступенчатый стереобат (основание) — цокольная часть храма;

2. Колонна (несущая опора), состоящая из:

- основание (база),

- ствол (фуст) - в целях устойчивости сужается кверху, может быть обработан каннелюрами (вертикальными желобками),

- капитель - создаёт более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн;

В большинстве случаев колонна покрыта каннелюрами. Эти желобки делались для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени.

3. Антаблемент (несомая конструкция, перекрывающая часть сооружения); делится на:

- архитрав (несущая балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия),

- фриз - в дорическом ордере чередуются плиты с вертикальными врезами - триглифами и промежутки - метопы, иногда украшенные барельефами, в ионическом ордере фриз представляет собой ленточную композицию,

- карниз - нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершает композицию.

Выше антаблемента — треугольный фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

Греки придавали огромное значение пропорциям отдельных частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. Горизонтали имели лёгкую выпуклость – курватуру, интерколумний делался по краям меньше, чем в центре, крайние колонны были чуть толще и наклонены вовнутрь, ствол колонны имел энтазис – утолщение в колонне на 1/3 высоты колонны, которое устраняет оптическую вогнутость ствола.

Дорический ордер

Древнейший греческий ордер, сложился у дорийских племен. Он был мужественным, простым и мощным. Отличаелся тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Дорическая колонна прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею.

Модулем в ордере является диаметр колонны. Отношение нижнего диаметра ствола дорической колонны к высоте 1:5 – 1:6. Количество каннелюр на колонне 16—20. Колонна дорического ордера не имеет базы.

Капители дорического ордера состоит из округлой подушки - эхина и квадратной каменной плиты - абаки. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны врезами гипотрахелиона (1-4 горизонтальными рельефными полосками). Нижняя часть эхина обычно украшалась профилированными поясками – ремешками (от 1 до 5).

Архитрав представляет собой гладкую балку. Сверху она завершалась тенией – небольшой полочкой. Фриз состоял из триглифов и метоп. Метопы были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще одна полочка, регула. Нижняя поверхность регулы была обработана 6 каплями – гуттами.

На каждый интерколумний приходится по 2 метопы и 2 триглифа. При этом триглифы располагаются над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Греческие зодчие неизменно придерживались этой схемы, которая осложнялась только по углам постройки. Здесь зодчий сталкивался с «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах метрически четкое и тектонически осмысленное решение, необходимо, чтобы крайние триглифы на каждой стороне сооружения касались своею гранью крайнего триглифа соседнего фасада и, следовательно, были поставлены на углу антаблемента. Величину смещения триглифа греческие зодчие обычно старались, незаметно распределить между несколькими ближайшими к углам метопами, а для того чтобы избежать заметного нарушения метра расстановки триглифов, стали сужать крайние, а иногда и следующие за ними интерколумнии. Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовал и наклон угловой (а иногда и соседних) колонны.

Карниз своей выступающей частью нависает над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза – выносная плита, по верху которой часто тянулся водосточный желоб - сима. Сима образовывалась крайними черепицами кровли.

Храмы имели двускатную кровлю и закрывались фронтоном. Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV в. до н. э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы, которая завершалась у нижних углов водометами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струею била вода. Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения).

Карнизы продольных сторон храма в тех случаях, когда сима над ними отсутствовала, часто увенчивались антефиксами — вертикальными лобовыми черепицами.

Дорический ордер соотносился с мужским телом, сильным, атлетически сложенным.

Курос – тип статуи, увековечивающей атлета-победителя на спортивных играх. Эта скульптура характерна для материковой Греции и дорического ордера.

 

Ионический ордер

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии, населенной ионическими племенами. По сравнению с дорическим, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Создателем этого ордера считают малоазийца Феодора из Самоса. Прототипом капители ионического ордера послужила эолийская капитель.

Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание называется «подий».

Отношение нижнего диаметра колонны к ее высоте в ионическом ордере составляет 1:8 – 1:9. Количество каннелюр на колонне 24, причём они врезаны в неё гораздо глубже, отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Утонение колонны от основания до капители незначительное, энтазис зачастую отсутствует.

Колонны делятся на три части: база, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. База нередко покоилась на прямоугольной плите (плинте).

Ионическая капитель состоит из нескольких элементов:

- прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом;

- подушки с волютами (архитектурных деталей в виде спиралевидного завитка с глазком, розеттой в центре); волюты, или завитки подушки образуют по бокам капители два вала, называемые балюстрами;

- эхина; обычно украшался поясом ов или иоников. Овы (лат. «ovum» - «яйцо») – орнаментальный мотив, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиком и чередующихся с обращенными остриём вниз стрельчатыми листьями.

Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в плане, благодаря чему ее конструктивная роль приближалась к роли подбалки. К концу VI в. до н. э. ионическая канитель в плане уже приближается к квадрату.

Антаблемент основного (малоазииского) варианта ионического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков («сухариков», дентикул) и ов, выполняющий функцию фриза в антаблементе. Кровля ионического малоазийского храма – плоская.

Антаблемент аттического варианта ионического ордера отличается от малоазииского менее сложной базой, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и наличием фронтона.

Антаблемент аттического ионического ордера состоит из трех частей:

- архитрав - гладкая плита, разделенная на три части – фасции, слегка нависающие друг над другом (иногда оставался гладким, без членений на фасции);

- фриз, украшенный лентой барельефа (греч. – зоофор);

- карниз.

Иногда колонны ионического ордера заменялись антропоморфными фигурами, складки одежды которых напоминали каннелюры колонн (кариатиды).

Ионический ордер соотносился с женским телом, стройным и изящным.

Кора (кариатида) – скульптура девушки (женщины), была характерна азиатской культуре и связана с ионическим ордером.

 

Обломы

Обломы – элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных тяг и наличников.

В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов:

1) полочка (плинт) или (в случае больших размеров) плита;

2) полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми);

3) "дорический ястребиный клюв" или слезник;

4) гусек (дорический киматий) (греч. «кима» - волна) — прямой и обратный (облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если он расширяется книзу);

5) каблучок (лесбийский киматий)— прямой и обратный;

6) выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности;

7) скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми;

8) астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой.

Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом; гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом); астрагал — бусами (жемчужником).

Полихромия

Обладая естественным цветом камня, храмы нередко получали дополнительные цвета за счет раскраски ряда архитектурных элементов.

Постройки из пористого камня обычно затирались сверху тонким слоем известковой или мраморной штукатурки и оживлялись покраской. Колонны, архитравы и фасадная плоскость карнизной плиты оставались светлыми или чуть тонировались для уменьшения блеска, а элементы ордерного декора оживлялись раскраской.

Синей краской окрашивались триглифы, регулы и мутулы. Красной краской окрашивались основные плоскости метоп и тимпана, нижние поверхности тении и карнизной плиты, а также ремешки, разделявшие ствол колонны и капитель.

Применялись и другие цвета – черный, желтый, темно-коричневый и позолота для выделения отдельных деталей (например, гутт), декора, украшавшего некоторые профили, а также для подцветки скульптурных фигур во фронтонах и на метопах (например, складок одежды).

Покраска производилась методом энкаустики, т. е. восковыми красками, наносившимися в горячем виде на поверхность соответствующих частей здания. Воск пропитывал поры камня, при этом сохранялся естественный рисунок поверхности каменных блоков окрашенных элементов.

 

Культовая архитектура

Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма — открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. Храмы Греции являлись не только вместилищем статуи бога — покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, составлявшей предмет гордости граждан и как бы воплощавшей чувство объединявшего их полисного патриотизма. Храмы строились, как правило, на акрополях, а также (особенно при отсутствии в городе акрополя) на священных участках рядом с агорой.

Греческие храмы устроены наподобие жилищ, но более изящные и богатые. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа микенского мегарона.

Складываются основные типы греческих храмов.

1. «Храм в антах» - простейший и древнейший тип архаического храма. Название храм получил от выступающих вперед стен портика – антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане. На фасаде между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Такой тип храма был рассчитан на восприятие с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений.

2. Простиль - на фасаде размещены четыре колонны, т. е. простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

3. Амфипростиль - колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу.

4. Периптер - получил наибольшее распространение в греческой архитектуре периптер, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Состоит из храма, обнесённого со всех сторон колоннадой.

5. Псевдопериптер - все или большая часть интерколумниев наружной колоннады полностью закрыта стеной, из которой колонны выступают лишь наполовину своего диаметра, становясь полуколоннами.

6. Диптер - тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн.

7. Псевдодиптер – второй (внутренний) ряд колонн отсутствовал, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.

8. Толос – круглое здание, состоящее из колоннады и закрытого помещения. Был распространён на Крите, в Греции, в Дельфах и на западном побережье Малой Азии.

9. Моноптер- круглый тип храма или здания общественного назначения, состоящий из одной колоннады и перекрытия над ней (перекрытие обычно было коническим).

Древнегреческий храм всегда возводили на мощном ступенчатом основании и перекрывали деревянной пологой двускатной кровлей. Масштаб интерьера храма был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи божества.

 

Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы называют портиком. Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли наос(секос, целла), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом в наос служил пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков – стенами, торцы которых обработаны в виде антов. Позади целлы или в глубине ее часто устраивался адитон («недоступный», «священный») – помещение, сообщающееся с наосом. С другой стороны относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название опистодом (от греч. «описто» - «позади»). Опистодом был отделен от наоса глухой стеной.

Колоннада, окружавшая храм, называлась птерон (греч. – «крыло») или перистасис («пери» - вокруг, «стасис» - состояние, стоящий).

Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью с востока на запад. Вход в наос устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца. Вход в герооны — храмы, посвященные обожествленным героям, был обращен на запад — в сторону «царства теней»

 

Храм Геры в Олимпии

Дорический периптер (конец VIII-VI вв. до н.э.). Имел размеры18,75х50 м по стилобату. Построен на двухступенчатом основании, на высоком цоколе, сложен из известняка-ракушечника с применением кирпича-сырца. Снаружи стены храма были оштукатурены.

Наос храма Геры разделен на три нефа двумя рядами колонн, по 8 колонн в ряд. Первоначально стены наоса поддерживались своего рода поперечными стенками, напоминающими контрфорсы. Эти выступы, с одной стороны, принимали распор стены, а, с другой стороны, поддерживали кровлю и потолок. В образовавшихся нишах хранилась храмовая утварь и приношения. Расстановка колонн в храме Геры отличается регулярностью. Внутренние и наружные колоннады храма расположены на общих осях.

Антаблемент храма Геры был деревянным, впоследствии он был частично заменен на каменный. Метопы фриза представляли собой керамические плиты, украшенные росписью.

 

Храм Артемиды в Эфесе

Архитекторы Феодор из Самоса, Херсифрон и его сын Матаген из Кносса; начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.). Диптер ионического ордера размерами 109,2х55,1 м по стилобату. Вход в храм располагался с западной стороны. Внутренние помещения храма состояли из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн (8 колонн по 4 колонны в ряду), обширной трехнефной целлы, которая сообщалась специальной дверью с четырехколонным опистодомом.

Колонны храма Артемиды в Эфесе были мраморными. Известняковые стены храма, сложенные с применением раствора, имели мраморную облицовку. Передние ряды колонн, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами. Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами, характерными для колонн дорического ордера.

 

Гражданская архитектура

Общественные здания

Появляется целый ряд типов зданий, потребность в которых была обусловлена формами государственной и частной жизни эллинов. Впервые в истории получают широкое распространение здания общественного назначения:

- булевтерии – дома для собрания совета городской общины;

- пританеи – дом для официальных приемов и торжественных трапез;

- симпосии - дома общественных трапез с питием вина;

- лесхи – здание для собраний, собеседований, клуб;

- стои – длиннае галереи-портики для отдыха, для деловых встреч и торговли; стои в святилищах предназначались для отдыха паломников и для хранения приношений;

- театры – места, где устраивались общественные представления;

- стадии (стадионы) – места для проведения различных соревнований, в первую очередь, по легкой атлетике;

- ипподромы – сооружения для конных состязаний;

- палестры – гимнастические школы, огороженные длинными портиками участки для физической тренировки молодежи;

- гимнасии – воспитательно-образовательные учреждения, сочетали элементы общеобразовательного курса (музыка, литература, философия) с интенсивным курсом физической подготовки

Общественные сооружения свободно размещались вокруг агоры.

 

Жилище

Планировка жилого дома в основном развивала черты, сложившиеся к концу предшествующего периода, сохраняя тот же состав помещений и их группировку. Вход в дом обычно был через продомос, который вёл с улицы к небольшому, обычно незамощённому внутреннему дворику. Во двор обязательно выходила затененная лоджия, а часто и портики по одной или двум его сторонам, куда открывались помещения. Нововведением было появление вторых этажей (по крайней мере, над частью дома), которые настолько часто нависали над улицей, что вскоре потребовались законодательные ограни









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.