Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Архитектура периода ранней классики





Храм Зевса в Олимпии

Классический дорический периптер (арх. Либон из Элиды, 468—456 гг. до н. э.) в северозападной части Пелопоннеса, построенный в честь победы над персами. Размеры 27,68 х 64,12 м по стилобату, с пронаосом, наосом и опистодомом, не соединенным с целлой. Целла разделена на три нефа двухъярусными колоннадами. Над боковыми нефами располагались галереи, по которым можно было приблизиться к статуе сидящего Зевса, установленной в глубине помещения. Высота колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов. Колонны состояли из 14 барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами.

Ко входу в храм вели дополнительные ступени и пологий пандус. Храм был построен из очень твердого местного известняка-ракушечника и покрыт слоем мраморной штукатурки. Кровельная черепица, скульптура фасада высечены из мрамора. Общая суровость внешнего облика храма чуть сглаживалась раскраской.

Большая часть скульптурного убранства храма была сосредоточена на фронтонах. На западном фронтоне высечен рельеф, изображающий битву греков с кентаврами, а на восточном - иллюстация к мифу о Пелопсе и Эйномае.

За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими двенадцать подвигов Геракла. Скульптурное убранство храма настраивает верующих на героический лад, вселяя уверенность, возвеличивая их. Этой же цели способствует и «героический» масштаб колонн, не подавляющий человека, а возвеличивающий его. Лестница, ведущая на второй ярус колоннад, давала возможность человеку вступить на уровень героя и увидеть голову Зевса не снизу вверх, а на равных (на уровне глаз). Но при этом, даже человеку-герою не следует забывать, что Зевс представлен сидящим, и он имеет потенциальную возможность встать и показать огромную пропасть между человеком-героем и Богом.

 

Архитектура периода высокой классики

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь и расположенные на нем постройки архаического периода были полностью разгромлены персами в 480–479 гг. до н. э. На его месте возвели новый акрополь. Ансамбль Акрополя должен был увековечить память о героической победе греческих государств над персами и воплотить идею гегемонии Афин как передового общественно-политического и культурного центра всей Греции. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля и создал важнейшие из его скульптур. Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла. Легкие сдвижки (ось Пропилей и Афины Промахос), непараллельности (Парфенон и Эрехтейон) и неперпендикулярности (Парфенон и Большой алтарь) в размещении основных объектов придают комплексу характер живого организма, усиливают перспективы восприятия (например, вид от Пропилей на Большой алтарь и др.) и формируют необходимые впечатления.

Афинский акрополь расположен на известняковом холме, возвышающемся над равниной на 156 м, над подступающей к нему застройкой на 60 м, и имеет около 300 м длины и около 150 м ширины. У холма обрывистые, в античные времена, дополнительно укрепленные склоны, доступные только с западной стороны.

Ансамбль Афинского акрополя включает:

Пропилеи – парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (арх. Мнесикл 437–432 гг. до н. э.). Они полностью сооружены из белого мрамора и отличаются необычайной тщательностью строительных работ и тонкостью выполнения деталей. Основу сооружения составляли портики, расположенные по обе стороны проема в ограде святилища. Крыша Пропилеев покрыта мраморной черепицей.

Наружный и внутренний фасады Пропилеев представляют собой величественные шестиколонные дорические портики простильного типа. Вместо одного входа в Пропилеях устроено 5 проемов, средний из которых значительно расширен по отношению к боковым; он был рассчитан на всадников верхом и жертвенных животных, которых приводили на Акрополь во время празднеств. Западный портик Пропилеев, обращенный в город, глубже и сложнее по композиции, чем восточный. Он сооружен на субструкциях (от лат. – «основание», дополнительные архитектурные конструкции, поддерживающие снизу ту или иную часть архитектурного сооружения) и стоит на верхней площадке четырехступенчатой лестницы.

Восточный портик поставлен на уровне западного края площадки Акрополя. Разница в уровне пола между портиками составляет 1,43 м, поэтому внутри Пропилеев в боковых проходах устроены пять крупных ступеней (0,27-0,32 м), а в центральном нефе – пандус (для удобства проезда всадников). Ступени Пропилеев сделаны специально высокими, чтобы человек, поднимаясь по ним, преодолевая их высоту, поднимался в духе своем, преодолевал себя.

В противоположность сдержанному наружному облику Пропилеев, их внутренняя архитектура носила праздничный, нарядный характер. Шесть стройных (отношение высоты к диаметру 1:10) ионических колонн поддерживали мраморный кессонированный потолок. Потолок был окрашен в синий цвет, на котором нарисованы золотые звезды.

Центральная часть Пропилеев сопровождается двумя крыльями, представляющими собой храмы в антах, обращенными к главной оси здания небольшими трехколонными портиками. Скромные размеры крыльев были призваны подчеркнуть значимость и монументальность главного входа. Северное крыло Пропилеев более развитое, там находилась Пинакотека (от «pinax» - «доска», «картина» и «theke» - «хранилище», помещение для хранения живописных произведений - приношений богам).

Парфенон – главный храм Афины-Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447–438 гг. до н. э., заканчивался отделкой до 432 г. до н. э.). Руководил постройкой скульптор Фидий, строили зодчие Иктини Калликрат.

Размеры по стилобату 30,89 х 69,54 м. В Парфеноне 8 рядов по 17 колонн высотой 10,5 м. Оба торца завершены шестиколонными простильными портиками. Дорические колонны наделяют храм особой монументальностью и мужественной красотой.

Храм в плане состоит из двух помещений, разделенных глухой стеной: обширная целла с культовой статуей и самостоятельное западное помещение, которое служило сокровищницей. Главное помещение Парфенона с тремя нефами имело продольные двухъярусные колоннады, соединенные вдоль задней стены целлы с третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи П-образный в плане обход. Ширина центрального пространства целлы составляла 19 м, пролет между колоннадами – около 10 м.

Под конструкцией Парфенона расположен специальный фундамент, который помогает амортизировать подземные толчки во время землетрясений. Колонны Парфенона не параллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются не параллельны. В этом и заключался гений архитекторов – со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно.

Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины из золота и слоновой кости, стоящей в полный рост, высотой 12 м. Один из двух мраморных фризов, 160-метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян (фриз-зоофор с изображением 365 антропоморфных фигур, множеством животных).

Храм, сложенный из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и создавала фон, на котором отчетливо выделялись скульптурные украшения. Фризы Парфенона покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю.

Две тысячи лет простоял Парфенон, не подвластный ни времени, ни природной стихии. Христиане использовали его как церковь, турки-мусульмане – как мечеть.

В 1687 г., когда Венецианская республика воевала с турками, Акрополь был превращен в турецкую крепость, а в Парфеноне устроен пороховой склад. Ранним утром город проснулся от страшного взрыва. Шальное венецианское ядро пробило крышу Парфенона, и великое творение человеческого гения в считанные секунды превратилось в руины. Этот день и поныне считается в Греции днем национального траура.

Статуя Афины-Воительницы (Промахос) работы Фидия, возвышалась на высоком пьедестале лицом ко входу, господствуя над всей западной частью ансамбля.

Храм Ники Аптерос (Бескрылой победы), небольшой ионический четырехколонный амфипростиль поставленный несколько впереди Пропилеи на высокой скале (Пиргосе) (арх. Калликрат, окончание строительства 421 г. до н.э.). Стены Пиргоса служили афинянам местом вывешивания трофеев. Таким образом, Пиргос вместе c храмом Ники Аптерос играли важную роль в создании общего идейно-художественного образа ансамбля Акрополя как памятника победы греков над персами.

Размеры храма 5,4 х 8,14 м по стилобату. Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом, украшенным рельефами. Перед храмом располагался алтарь Ники.

Целла храма Ники не имеет ни опистодома, ни пронаоса. Торцы ее продольных стен обработаны в виде антов. С восточной стороны находились два узких каменных столба, поставленных между антами, к которым крепилась решетка, закрывавшая доступ в неглубокую целлу.

Храм Ники дает пример трехчастного варианта ионического антаблемента: архитрав, расчлененный на три фасции, непрерывный скульптурный фриз и карниз без зубчиков. На барельефах фриза представлены сцены битвы греков с персидской конницей. На восточной стороне изображены наблюдающие битву олимпийские боги.

Ионические капители колонн храма Ники близки по своему типу капителям Пропилеев.

В храме отсутствуют курватуры. Наблюдается склонность к дорике. Пропорции колонн, высота которых составляет 7,85 диаметра, несколько тяжеловаты для ионического ордера. Такое утяжеление пропорций храма было изначально продумано с целью создания единой масштабности при сопоставлении храма Ники с Пропилеями и комплексом Акрополя в целом.

Эрехтейон – храм, расположенный против Парфенона с северной стороны (421–401 гг. до н. э.). Храм посвящен Эрехтею (легендарному афинскому царю, рожденному Богиней Земли Геей от семени Гефеста, которому покровительствовала сама Афина), Афине и Посейдону. Храм был воздвигнут на том месте, где, по преданию, проходил спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Площадка, отведенная под храм, была связана с рядом реликвий. В-первых, именно здесь, по преданию, находился царский дворец Эрехтея. Во-вторых, возле Эрехтейона, в саду Пандросы, растет олива, посаженная, огласно мифу, Афиной. В-третьих, в полу Эрехтейона остался след трезубца Посейдона.

Особенностью Эрехтейона являлась его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка, пространственная композиция его помещений и трех портиков, расположенных на разных уровнях.

Основной объем храма с размерами по стилобату 11,63 х 23,5 м был вытянут с востока на запад и завершался с восточной стороны неглубоким шестиколонным ионическим портиком. Высота ионических колонн здесь равна 9,52 диаметра (6,56 м) при интерколумнии 2,05 диаметра. С западной стороны храм имел высокий цоколь над которым поднимались четыре колонны в антах. Промежутки между колоннами были забраны решетками (в римские времена решетки были заменены каменной кладкой. Высота колонн и антов западного фасада 5,61 м. Высота цоколя 4,8 м. Крыша двухскатная, крытая мраморной черепицей, на восточной и западной стороне - фронтоны.

У его западного конца имелись еще два портика: обращенный к югу маленький портик кариатид и выходящий на север глубокий ионический портик, имевший четыре колонны по фронту и еще две колонны, поставленные позади угловых.

Помимо ионических колонн, храм украшали скульптуры кариатид (высотой 2,1 м) – девушек, торжественно поддерживающих карниз. Таким образом, кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производили на зрителя и эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела.

На всех стенах Эрехтейона, за исключением западной, под трехчастным антаблементом тянется широкая полоса орнамента из пальметт и лилий (анфемий).

Фриз Эрехтейона был выполнен из темного (фиолетово-черного) мраморовидного известняка, на фоне которого подчеркивались отдельно высеченные из белого мрамора и прикрепленные скульптуры.

Внутреннее пространство храма разделялось поперечной стеной. Восточная часть (меньшая) являлась святилищем Афины. Двери в этой части храма были всегда закрыты, для освещения помещения прорезаны два окна. Западная часть храма являлась собственно храмом Посейдона. Она разделялась на несколько помещений: не доходившая до потолка стенка отделяла вытянутый с севера на юг пронаос. Такой же высоты стенка разделяла две примыкавшие к пронаосу с востока комнаты. Под полом целлы находилась крипта, в которой жил священный змей Эрехтоний. Под полом пронаоса находился колодец соленой воды, появившийся, по преданию, от удара Посейдона трезубцем о скалу.

Благодаря перепадам в уровне местности северный и западный фасады храма расположены почти на 3 м ниже южного и восточного фасадов. В результате по северному фасаду вся гладкая часть стены получила высокий цоколь.

В Эрехтейоне было мало раскрашенных элементов. Вместо этого применялась полихромия различных материалов (камень разных цветов). Широко использовалась позолота орнаментированных частей.

Эрехтейон выполнен целиком из мрамора, отличается точностью кладки и совершенством исполнения. В композиционном отношении в нем развиваются те же принципы свободного гармонического равновесия, свойственные всему Акрополю. Но в соответствии с изменившимися общественными идеалами и вкусами Эрехтейону не были приданы монументальность и героический масштаб. Формы Эрехтейона легки, изящны, разнообразны и отличаются богатой деталировкой. Благодаря этому Эрехтейон, несмотря на скромные размеры по сравнению с Парфеноном, не теряется рядом с ним, но сохраняет свое особое место в ансамбле Акрополя.

Гефестейон

Храм Гефеста около агоры. Храм выполнен целиком из мрамора в дорическом ордере и имеет 13,72 х 31,77 м по стилобату, число колонн — 6х13. Целла имеет пронаос, наос и опистодом..

Гефестейон был построен вскоре после завершения Парфенона и во многом является подражанием ему. Однако он весьма далек от мощи художественного образа и от композиционного совершенства Парфенона. Механическое повторение композиционной схемы Парфенона и ряда ее деталей не могло, естественно, дать того же художественного эффекта. Так, например, пропорции внешнего ордера Парфенона, почти точно повторенные в Гефестейоне применительно к ордеру другого (меньшего) размера, обусловили совсем иной масштабный характер сооружения, а П-образная в плане внутренняя колоннада лишь затеснила целлу Гефестейона и оказалась настолько близко расположенной к стенам помещения, что потеряла тектоническую убедительность.

Своеобразной композиционной особенностью Гефестейона явился прием, выделивший обе торцовые части пространства птерона. Антовые портики пронаоса и опистодома были завершены антаблементом, состоявшим из архитрава и скульптурного фриза, продолженным до пересечения с антаблементом наружной колоннады.

В Гефестейоне прием выделения восточного портика, обращенного в сторону агоры, был еще усилен скульптурными метопами, которые были установлены не только на восточном фасаде, но и в прилегающих к нему двух крайних пролетах боковых фасадов (по четыре метопы с каждой стороны).

 

Телестерион в Элевсине

Это крытый зал собраний, предназначенный для мистерий, связанных с культом богини земледелия Деметры (арх. Иктин). Характер этих церемоний требовал закрытого помещения.

Телестерион в плане представлял собой почти правильный квадрат, с западной стороны примыкавший к скале, в которой была высечена терраса на уровне половины высоты здания. С трех других сторон Телестерион окружался колоннадой. По обоим концам террасы, в скале, были высечены две лестницы, соединявшие ее с уровнем стилобата в единый широкий обход вокруг всего здания.

Внутри Телестериона, по периметру его стен, было восемь рядов узких ступеней, частью высеченных в скале. На них стояли зрители мистериального действа, происходившего в центре здания. Внутри помещения, несколько расширенного в сторону скалы, были установлены 42 колонны (6 х 7). Прогоны и прочие элементы перекрытия были из дерева. Двухъярусные колоннады несли крышу и галереи, расположенные над местами для зрителей; на эти галереи можно было попасть через террасу с западной стороны Телестериона.

Кровля Телестериона была двускатной со световым отверстием посредине. Расположенная под этим отверстием центральная часть зала, в которой происходила важнейшая часть мистерий, могла закрываться от зрителей занавесами.

Гражданская архитектура

Общественные здания

Для каждого сооружения характерны типовые и индивидуальные черты. Средство придания индивидуальности – ордер, малейшее изменение пропорций, размеров интерколумниев меняло характер сооружения.

Появляются первые открытые каменные театры, одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний.

 

Жилище

Ядром жилого дома являлся прямоугольный двор, занимавший 1/5—1/10 общей площади дома. Он обычно был сдвинут к югу от середины дома, часто непосредственно примыкая к его южной стене, тогда как жилые помещения размещались на севере. Дома имели сложную планировку, состоящую из двух частей. Первая — мужская часть (андрон) - служила для встреч и бесед и была наиболее парадной. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть (гинекей) - также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов.

Важным помещением дома являлся ойкос, представляющий собой комнату с главным очагом. Для удаления дыма часть ойкоса отделялась высокой стеной, доведенной до самой кровли дома так, что получавшаяся благодаря этому узкая комнатка служила дымоходом. В двухэтажных домах она поднималась на всю их высоту без междуэтажного перекрытия. Под потолком, в стене, отделявшей основное пространство ойкоса от дымохода, устраивался проем, сквозь который дым от большого очага вытягивался наружу.

Вход в дом вел с улицы, как правило, непосредственно во внутренний дворик.

Греческий дом имел 1-2 этажа. Устраивался крытый проход – пастада, на которые выходили главные жилые помещения. Во многих случаях пастада шла не только вдоль северной стороны двора, но с двух, трех и даже четырех его сторон. В последнем случае дворик превращался в перистиль. Все двери и окна обычно выходили во двор, внешние стены дома были глухими. Комнаты, расположенные на северной стороне двора и открывавшиеся проёмами в сторону юга, были защищены от палящих лучей летнего солнца глубокой тенью пастады, тогда как зимой лучи солнца, стоявшего ниже, проникали глубже.

Для перекрытий применялось дерево, для кровли — черепица (для двускатной крыши) или плоская земляная кровля. Стены штукатурились и расписывались, полы украшались мозаикой.

 

Гг. до н. э.

 

Нарастал «кризис полиса»: рос внутриполисный антагонизм между бедными и богатыми; распространение рабства не давало свободному, но бедному гражданину возможности найти работу по найму, единственным средством существования оставалось ведение войны (поэтому нередко греческие наёмники воевали и в армии персов). Частые междоусобные войны ещё более ослабляли полисы. Наступает упадок патриотических отношений. В конце концов 395 года до н. э. вспыхнула Коринфская война, в результате которой Персия навязала грекам унизительный Анталкидов мир, за выполнением которого должна была следить Спарта. Таким образом, она становилась главным врагом, для борьбы со Спартой был создан Второй афинский морской союз. Хотя Фивы побеждают Спарту при Левктрах, попытка Афин навязать свою волю приводит к новой Союзнической войне, и союз распадается.

В период слабости греческих полисов начинает своё возвышение Македония. Царь Филипп II Македонский последовательно завоевывает Фессалию, Фокиду, Халкиду и Фракию. Антимакедонская коалиция потерпела сокрушительное поражение в битве при Херонее 338 года до н. э. К 337 году до н. э. был создан Коринфский союз греческих государств во главе с Македонией, везде были введены македонские гарнизоны и установлены олигархические режимы.

Композиционные приёмы

Величие и строгость в архитектуре сменились на интимность, героика на утонченное изящество. Стали применяться сложные композиционные решения планировки. Применяется эффектое противопоставление контрастных форм. Архитектурный декор становится изобильным и живописным.

Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и появившемуся еще в V в. до н. э. коринфскому ордеру (впервые применён Иктином в 430 г. в интерьере храма Аполлона в Бассах).

Одновременное применение различных ордеров развивается во всех областях Греции, и сочетание их в одной композиции свидетельствует о принципиально новом отношении к ордерной системе. Заметные изменения происходят в трактовке архитектурных форм дорического ордера. Очертания деталей становятся суше, антаблемент более легким, триглифы выступают из плоскости архитрава и приобретают более декоративный характер, энтазис колонн уменьшается. Начинают применяться пилястры и полуколонны.

Одна из характерных черт зодчества данного периода — интерес к деталям. Скульптурная отделка архитектурных элементов приобретает большое значение.

Характерна все возрастающая свобода в применении традиционных форм, а вместе с тем индивидуализация архитектурных образов сооружений. Более того, становится возможным говорить об индивидуальном творческом почерке мастеров.

Однако, несмотря на крупные достижения в архитектуре данного периода, характерным для нее является общее измельчание идейного содержания.

 

Коринфский ордер

Его колонны легче и изящнее ионических колонн (пропорции до 1:12), у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта. Коринфский ордер ассоциировался с прекрасным и юным телом молодой девушки.

Храмы возводят рядом с общественными сооружениями на агоре. Храмы уже не занимают исключительного положения, как в период ранней и высокой классики.

Повышается интерес к деталям архитектуры и их отделке. Характерна все возрастающая свобода в применении традиционных форм с одновременной индивидуализацией архитектурного образа каждого сооружения.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.