Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культовая архитектура и мемориальные сооружения





Падение полисного патриотизма и растущее внимание к частной жизни в IV в. до н. э. приводят к тому, что храмы богам — покровителям рабовладельческого города-государства — теряют ведущее место. Их архитектура поражает не столько лаконичностью и впечатляющей силой архитектурных образов, сколько противопоставлением подтянутого, подчас суховатого внешнего облика богато отделанному интерьеру, насыщенному декором.

Одновременно получают значительное развитие всякого рода памятники и надгробные сооружения, впервые получающие монументальные решения.

 

Храм Артемиды в Эфесе

Считался одним из "семи чудес света". Строителем Артемисиона, представлявшего собой грандиозный диптер, был архитектор Хейрократ.

 

Храм Афины в Приене

Построен ок. 335 г. до н. э.. Архитектор Пифей.

Длина храма 37,2 м, ширина 19,55 м. Он был построен из мрамора и представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонах по 6, а на продольных — по 11 колонн.

Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефного наоса и опистодома. Пронаос, так же как и опистодом, был двухколонный, обрамленный с боков антами. Но глубина пронаоса была больше, чем опистодома, и превышала половину глубины наоса, вытянувшись почти на три боковых интерколумния.

 

" Львиная гробница " в Книде

Монументальный надгробный памятник, сооруженный над могилой павших во время сражения близ Книда в 394 г. до н. э. На массивном цоколе возвышалась замкнутая постройка, окруженная дорическими полуколоннами. Выше поднималась ступенчатая пирамида, увенчанная статуей лежащего льва, высеченного из пентелийского мрамора. Внутри помещалась ульевидная надгробная камера.

 

Мавзолей в Галикарнасе

Гробница карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии (около 353 г. до н. э.). Архитекторы Пифей и Сатир, скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар.

Здание представляло собой в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66 х 77,5 м. Первый, цокольный, этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз. Потолок помещения нижнего яруса поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического ордера.

Над первым этажом Мавзолея возвышалась ионическая колоннада второго яруса. В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны второго яруса поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами.

За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей. Потолок помещения опирался на 15 коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, что и столбы первого этажа.

Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Пирамиду венчали колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней — квадриге.

У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников.

Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и пафосом борьбы.

В Мавзолее совмещались элементы всех трех ордеров Древней Греции. Применение ступенчатой пирамиды было свойственно архитектуре Востока, а высокий цокольный этаж был характерен для надгробных сооружений Малой Азии. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий.

Мавзолей был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV в.

 

Памятник Лисикрата

Сооружен одним из богатых афинских граждан в память победы на дионисийских празднествах 335—334 гг. до н. э. хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорегические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу.

По существу, это лишь постамент под полученный в виде приза треножник. Постройка состоит из квадратного в плане цоколя и украшенного шестью коринфскими полуколоннами цилиндра. Слегка конусообразная, покрытая черепицей и украшенная антефиксами кровля была увенчана пышным акротерием, на котором был водружен треножник. Капители и все венчание памятника разработаны чрезвычайно богато. Антаблемент трехчастный и совмещает скульптурный фриз с зубчиками под карнизной плитой.

Цилиндр, полый внутри, образован колоннами, несущими перекрытие (капители колонн с внутренней стороны не разработаны), и заполнением, представляющим самостоятельную, лишь притесанную к колоннам кладку. Вся крыша памятника вместе с карнизом состоит из одного большого камня, обработанного изнутри в виде свода.

Гражданская архитектура

Если в V в. до н. э. греческая архитектура выражала себя прежде всего в культовых сооружениях, то столетие спустя их сменили выдающиеся постройки светского характера (открытые каменные театры, одейоны, палестры, гимнасии и стадионы, гостиницы, общежития, в проектировании которых принимали участие ведущие архитекторы IV в. до н. э. - Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир и др.

К этому времени относятся первые каменные греческие театры: театр Диониса на афинском Акрополе (ок. 330 г. до н. э.), театр в Сиракузах и театр в Эпидавре.

Общественные здания

Продолжается строительство появившихся в предшествовавшие периоды общественных сооружений. Большое развитие получила архитектура театров.

 

Греческий театр

Возникновение театральных зданий в Древней Греции тесно связано с культом бога виноделия - Диониса. Игрища в честь Диониса стали ядром, из которого выросла греческая драма, потребовавшая специальных театральных сооружений. Первые театральные сооружения в Греции носили временный характер. Постоянные театры появились в V в. до н.э.

Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них собиралась вся гражданская община.

Основными элементами театров были полукруглая нижняя площадка с алтарем (орхестра), по которой двигался хор, здание для переодевания актеров (скена) и места для зрителей (театрон), располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую акустику и видимость.

В первых рядах театрона находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан - проэдрии.

Орхестра, служившая местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами.

Сценические постройки в V-IV вв. до н.э. были в большинстве своем деревянные. Каменными их стали делать лишь в III в. до н.э. Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм - подпорных стенок, которыми завершался театрон.

Во второй половине IV в. до н.э. появился проскений - невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, или иногда ряд столбов (колонн), поставленных на низком стилобате с отступом от передней стены скены и соединенных с ней деревянными горизонтальными перекрытиями. Высота проскения была от 2,5 до 3,5 м и перекрытие было на одном уровне с основным этажом скены. Это перекрытие (логейон) было, начиная с середины II в. до н.э., основным местом действия актеров. В IV же в. до н.э. на орхестре выступал и хор, и актеры, а проскений был для них фоном. Логейон же служил сценой лишь в исключительных случаях.

Театры имели ряд приспособлений. Это были и вышки, с которых говорили боги во время представления, и подъемные машины, позволявшие богам «летать» над скеной и орхестрой и др. Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. Иногда по бокам скены располагались периакты - треугольные вращающиеся призмы, на сторонах которых изображались особые декорации (пинаки).

 

Театр Диониса в Афинах

Получил монументальное оформление в IV в. до н. э. Расположенный на неровных скалах южного склона Акрополя театрон, вмещавший около 17 тыс. человек, имел неправильную общую форму плана, хотя ряды зрителей — всего 78 рядов — были расположены по окружности. Театрон имел два кольцевых прохода, верхний из которых находился на 22,5 м выше уровня орхестры. Высота ступенчатых мест для зрителей была невелика — всего 0,33 м, поскольку сиденья были рассчитаны на укладку подушек. В подступенке имелось углубление для ног. Ширина каждого уступа составляла 0,85 м. Ступени лестниц имели общую высоту, равную высоте сидений 0,33 м, но проступям придавался небольшой наклон, так что у наружного края ступени имели в высоту всего 0,22 м.

Первый ряд мест, предназначавшийся для почетный граждан, состоял из мраморных кресел. В центре их выделялось богато украшенное кресло жреца Диониса, располагавшееся напротив алтаря, помещавшегося в центре орхестры. Диаметр орхестры составлял 19,61 м. За нею помещалась скена. Ее длина была 46,5 м, а ширина 6,4 м; пол лишь на одну ступень возвышался над уровнем орхестры.

Одновременно с театром в V в. до н. э. была сооружена и примыкавшая к нему позади скены стоя, обращенная портиком к святилищу Диониса и служившая также в качестве фойе для зрителей. Театр Диониса, особенно его сценическая часть, был сильно переделан в эллинистическую и римскую эпохи.

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

Процесс разложения греческих городов-государств был ускорен завоеванием Греции македонским царем Филиппом в 338 г. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла её культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Возникает ряд эллинистических государств. Это были: царство Селевкидов, включавшее почти всю Переднюю Азию, царство Птоломеев, объединившее Египет с Киренаикой и южной Сирией, Македонское, Пергамское, Вифинское, Понтийское и Бактрийское царства в Малой Азии на побережьях Эгейского, Черного и Каспийского морей.

Все новообразовавшиеся грековосточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей. Восточные эллинистические государства соединяли в себе черты экономики и общественных отношений, присущих древневосточным централизованным деспотиям, с новыми формами экономики и общественных отношений, зародившихся после крушения общественного строя классического греческого полиса.

Расцвет эллинистических государств и эллинистической культуры относится к III и II вв. до н. э., но, уже начиная со II в. и кончая 30 г. до н. э., когда Египет был присоединен к Риму, эллинистические державы одна за другой становятся жертвами римской агрессии.

 

Градостроительство

Основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Только в последние годы царствования Александра Македонского по его приказу было создано около 70 городов, а после его смерти диадохом Селевком – 75. Строительство ряда новых городов диктовалось необходимостью создания широкой сети торговых и военных опорных пунктов для освоения новых территорий и обеспечения торговых путей на эллинистическом Переднем Востоке. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывавших торговые города империи.

Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принцип целесообразности ставился на первое место и порой исключал перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города.

Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Начиная с середины II в. до н.э. начинается юридическая реорганизация градостроительства, повсеместно вводятся регулирующие градостроительные нормы и правила. Требованиям нового градостроительства наилучшим образом отвечала регулярная система планировки, построенная по принципу перпендикулярно-осевой сетки жилых кварталов и улиц. Внешне «гипподамова планировка» сохраняется, однако ее содержание принципиально меняется. Прежде всего, жилая застройка делится на зоны колонизаторов и туземцев, жилые кварталы обособляются. Дворцы удаляются на обособленные территории. С ростом городов возникла необходимость дифференцировать по функциям общественные центры, появились административные центры, торговые, культурные, зрелищные, спортивные. Единая агора распадается на ряд рынков, которые уходят из центра города к въездам и гаваням. Культовые сооружения расползаются по городу, многие становятся принадлежащими отдельным внутригородским сообществам. Театры и стадионы уходят на малозастроенные и озелененные территории. В результате возникает два центра, как и в городе классической эпохи, но других по содержанию: вместо акрополя и агоры появляются правительственный и гражданский центры.

Прямизна иногда широких, 4-10 метров, улиц (Пергам, Приена), пересечение их под прямым углом, расположение в центре особенно важных общественных и культовых зданий – все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности сельского населения и в расчёте на перспективное развитие города обносились дополнительным многокилометровым кольцом крепостных стен, охватывая территорию, значительно превышающую застройку. Стены крепостей, сооружаемые обычно из каменных блоков, достигали 2,5—4 м толщины и имели башни на своих выступах и въездных воротах.

Городское благоустройство достигло значительной высоты. Улицы расширились и были разделены на главные и второстепенные. Имелись мостовые с тротуарами и проезжей частью, водопроводы с глиняными или свинцовыми трубами, очистные коллекторы и водостоки, выложенные камнем и перекрытые плитами.

Появились дифференцированные рынки и общественные уборные.

Были разработаны принципы парковой архитектуры. Парки эллинистических городов украшались фонтанами, бассейнами, декоративной скульптурой, гротами, портиками, беседками и т. п.

 

Александрия Египетская

Основана Александром Македонским в 332-331 гг. до н.э. в дельте Нила. На протяжении почти трех веков она была столицей Птолемеевской династии, которой отошел Египет после смерти Александра. Один из самых крупных городов эллинизма, во времена расцвета насчитывал по разным подсчетам от 500 до 700 тысяч человек.

Планировка города принадлежит архитектору Дейнократу. Город был разделен двумя широкими пересекающимися под прямым углом улицами шириной около 30 м на четыре больших района. Регулярная планировка и мощение улиц были выбраны из гигиенических соображений (проветривание северными ветрами). Расположенный напротив города остров Фарос имел дамбу, связывающую его с городом, на нем располагался Фаросский маяк.

Город был многонациональным, отдельные народы жили в своих кварталах. Центральную часть занимали македонцы. Здесь же располагались главные здания, наиболее известными были Мусейон (центр наук и искусств) с библиотекой, царский дворец и храм. Ближе к морю размещались главная агора и театр. По всему городу располагались храмы различных божеств, в основном греческих и египетских. Главная улица города западно–восточного направления протянулась на более чем 7 км и на всем протяжении имела колоннады. В городе было много парков, наиболее известны из которых: сад при Мусейоне, священная роща при Декастерионе (суд), парк Панейон с искусственным холмом, откуда хорошо обозревался весь город.

 

Милет

Один из древнейших греческих городов на юго–западном побережье Малой Азии, известен с XI в. до н.э., к VIII веку до н.э. превратился в крупный торговый город–порт. В период расцвета в городе жило свыше 100 тысяч жителей, город был крупным культурным центром Ионии.

После разрушения и сожжения города персами в 479 г. до н.э. началось его восстановление. Планировку города приписывают архитектору Гипподаму.

Отличительными чертами градостроительной структуры города являются: регулярная структура застройки соединенная со свободной планировкой крепостных стен, следующих рельефу; четкое зонирование на три жилых района; развитый городской центр, соединяющий все жилые районы; вписанность общественных зданий в общую сетку плана; гармоничные пропорции кварталов (7:6, 7:4).

У города было две гавани. Военная гавань (Львиная бухта) получила наклонное мраморное мощение, экседру с тремя выгнутыми лавками и Г–образную дорическую галерею. В Театральной бухте находился крупнейший античный театр на 25 тыс. зрителей и 200–метровый стадион, трибуны которого конструктивно были связаны с крепостными стенами.

Агоры города имели специализацию. На северной агоре торговали ювелирными изделиями и другими ценными и небольшими товарами, на центральной агоре торговали всем остальным товаром, кроме зерна, которым торговали на специальном рынке.

В центре города размещались различные учебные, общественные, спортивные здания и храмы. В городе не было акрополя. Это было связано с тем, что в 7 км от города находился город Дидимы – главный культовый центр Милета с самым большим на побережье Малой Азии храмом Аполлона. Дорога к нему из Милета была 4,8 м ширины и вымощена плитами 100х125 см. На всем протяжении этой дороги были устроены места отдыха (растортеры) и поставлены памятные стелы и гробницы.

Город имел мощение улиц, водопровод и канализацию.

Городские крепостные стены при толщине 11 м стены имели боевые башни на каждом выступе. Протяженность стен 11,2 км. В юго-восточной части стены находились городские ворота, фланкированные двумя башнями и перекрытые цилиндрическим сводом.

 

 

Приена

Была заложена во 2-й половине IV в. до н. э. Небольшой город, расположенный на крутом склоне горы, верхняя часть его примыкала к скале. В нем проживало около 4-5 тысяч жителей, и некоторое время стоял царский гарнизон. Город имел крепостные стены, окружавшие территорию значительно большую, чем занимала застройка. Главный вход в город был расположен с востока и представлял собой ворота, перекрытые клинчатой аркой с двумя сторожевыми башнями по бокам. Сама застройка шла на 3-х террасах, перепад между которыми составлял около 100 м. Из-за сильного уклона направленных с севера на юг улиц в верхней и нижней частях города они во многих случаях имели вид малоудобных для движения сплошных лестниц. Уличная сеть делила городскую застройку на небольшие кварталы. Главная улица города шла в восточно–западном направлении, имела ширину 7 м и была вымощена светлым камнем. Все остальные улицы были шириной до 4,4 м, и были либо высечены в скале, либо имели мощение и подпорные стены.

В центре города находились агора (75,6 х 46,3 м), отдельный мясной и рыбный рынок, святилище Зевса, «священная» стоя (11,8 х 115 м), которая была преддверием зала заседаний городского совета, архивом города, служила для городских празднеств и пиршеств.

Выше располагались храм Афины, булевтерий, пританей и гимнасий. Еще выше размещался традиционный для полисов театр. Агора была богато украшена многообразными статуями, стелами, скамьями, жертвенниками и водоемами. Входы на агору перекрывались арками.

На самой нижней террасе размещались нижний гимнасий и стадион. На вершине горы, на акрополе находилась сторожевая площадка вместо традиционных храмовых построек. Благоустройство городка было одним из самых лучших на Востоке. Водозабор разместился высоко в горах, до акрополя вода шла по трапециевидным каналам, затем по глиняным трубам, в скальных каналах перекрытых плитами, к трем цистернам–отстойникам. Далее она протекала по трубопроводам к отдельным зданиям. В Приене были умывальники, ванные, ванны для ног при входе в дом, колодцы, бассейны, источники.

 

Пергам

Столица Пергамского царства. Город получил наивысшее развитие в III–II веках до н.э. Город был основан в 3 км от моря на вершине горы и соединен дорогой с морским портом. В городе находилась Пергамская библиотека, содержавшая более 200 тысяч свитков.

В городе не было регулярной планировки, он живописно спускался по относительно пологим южным и юго–восточным склонам горы. Расположение общественного центра на террасах акрополя обусловило его своеобразную композицию. Сооружения группировались на постепенно повышающихся с юга на север террасах. На верхней террасе находились военные арсеналы, казармы; несколько ниже были расположены дворцы пергамских царей, библиотека и святилище Афины, еще ниже — терраса большого алтаря Зевса и, наконец, на самой близкой к городу относительно невысокой террасе был расположен Верхний рынок. Вершина угла треугольника, образованного естественным рельефом скалы и подпорными стенами акрополя, была занята театром, вмещавшим около 14 тыс. человек. У его подножия простиралась огромная (250 м длины) терраса с портиками прогулочных галерей.

Входившие в состав Пергамского акрополя дворцы монархов определили его построение как укрепленной царской резиденции. Этим объясняются некоторые особенности в построении комплекса: отделение общественных сооружений от культовых и дворцовых, замкнутость и обособленность ансамбля акрополя от жилой застройки. В отличие от замкнутых комплексов акрополя огромный театр открыт к городу и хорошо связан с ним парадными входами. Расположение театрального здания и его большие размеры предопределили его значение как центра композиции.

В городе была одна главная улица, которая, извиваясь по рельефу, соединяла наиболее значимые сооружения.

Жилая зона нижнего города была полностью подчинена рельефу. В ней находились свой центр – агора, около которой располагались святилище Деметры и гимнасий, расположенный на 3 террасах. Инженерное благоустройство города находилось на очень высоком уровне. В Пергаме были наиболее развитые конструкции подпорных стен, террас и лестниц. Имелась сложная водопроводная система, доходящая до каждого дома, общегородская система канализации и система отвода дождевых вод, общественные уборные и другие общегородские системы.

В этой царской резиденции воедино сплелись традиции Востока и Запада. Живописные ансамбли как бы выросшие из скал созданы под влиянием Эллады. Обособление царского, культового и жилого районов, а также развитость коммунального хозяйства города и пышность в декоративном обрамлении храмовых комплексов – влияние Востока.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.