Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение. Сущность и методологические основы управления организацией





Введение. Сущность и методологические основы управления организацией

Понятие, предмет, метод и категории теории управления

 

Понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как взаимозаменяемые. Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации. Именно отделение управленческой работы от производственной привело в возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента.

Теория управления — это наука, изучающая:

· процессы управления в социально-экономических системах;
содержание и форму управленческих отношений, законы и закономерности их возникновения и развития;

· принципы эффективного управления.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей.

Предмет теории управления — область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование.

Составными элементами предмета теории управления выступают:

- сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

- механизм управления разными системами социально-экономического организма;

- механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т. д.);

- приемы, техника и методика процесса управления;

- структурные элементы системы управления;

- общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;

- основные категории, используемые в управленческих науках.

Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Каждая наука оперирует своими специфическими категориями, и теория управления не исключение из этого правила.

Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции, процесс управления.

Методология теории управления

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Методология теории управления — это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов с целью обеспечения эффективного развития организации.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология — как это необходимо делать?

Методология теории управления представляет собой систему методов, используемых при познании управленческих процессов.

Среди них можно выделить следующие методы:

1. всеобщий диалектико-материалистический (эволюционное и революционное развитие управленческих отношений с точки зрения их взаимодействия с окружающей политической, социальной средой);

2. общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, интуиции);

3.системный (комплексное изучение объекта, исследующий социальное явление в виде социальной системы);

Системный подход рассматривает любую фирму, производственное предприятие, организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д.

Основные требования к использованию системного подхода:
• выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

•определение составных элементов системы;
• рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;

• анализ функций элементов по отношению к системе;

• выявление системообразующих связей;

•определение механизма функционирования системы.
4. специальные (статистические, математические, социологические, психологические) и др.

Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация — это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

Цели теории управления можно сформулировать следующим образом:

- изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

-определение основных тенденций развития управленческих процессов;

- построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

- формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

познавательную; оценочную; прикладную;прогностическую; образовательно-воспитательную; идеологическую.

 

Второй период (1917—1990 гг.)

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

В середине 1980-х годов стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии», т.е быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней», одним из разработчиков которой был Г. Явлинский.

Третий период (с 1991 г. по настоящее время) Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента.

В этот период сформировались новые принципы управления:

Разнообразие современных моделей менеджмента.

Новая управленческая парадигма, т.е современная система взглядов на управление сложилась в 70 – 80 гг. XX столетия.

Авторами новой парадигмы являются Р. Уотерман, Т.Питерс, И.Ансофф, П. Друккер и др.

Основные положения: предприятие – открытая система; организации следует ориентироваться на качество продукции и услуг; ситуационный подход к управлению; главный источник прибыли – люди; мотивация работников и адекватный стиль руководства.

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90–е годы новые принципы управления. Главное в них – внимание на человека как ключевой ресурс организации.

Основные виды управления.

 

Существует множество классификаций управления. Рассмотрим одну
из них, использующую в качестве критерия степень участия человека
в реализации управленческих воздействий.

В соответствии с ней выделяют 4 вида управления:

техническими; эргастическими; организационными системами; природными системами.

Организационные системы — это социальные системы: группы, коллективы, общество в целом.

Выделяют следующие виды управления организационными системами:

прямое управление — директивное (приказное) управление.

координацию. Она обеспечивает согласованность действий различных самостоятельных, автономных элементов организационной системы.

Основные виды управления:

по степени сосредоточения власти:

•централизованное
частично централизованное;

•децентрализованное;

по характеру взаимодействия системы с окружающей средой.

•в конфликтной ситуации;

в неконфликтной;

в зависимости от объектов управления:

•внутреннее;

•внешнее;

по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем:

•стратегическое;
•тактическое (оперативное);

по характеру причинно-следственных отношений:

•стохастическое;

• детерминированное;

по способу воздействия на ситуацию:

•ресурсораспределительное;
•конфигурационное;
•маргинальное;
•смешанное;

по с оотношению скорости решений и появления новых воздействий внешней
среды:

•постсобытийное;

•упреждающее;
по уровню использования организационно-распорядительных методов:

•прямое;

•косвенное;

•смешанное;

по отношению к использованию целей как инструмента управления:

• программно-целевое (программа плюс отклонения от нее);

• функциональное (цели не формулируются, а только рациональное выполнение функций, исходя из их назначения);

требуемой кратности управленческих воздействий:

• многошаговое;

• одношаговое;

по частоте появления проблем:

• уникальное;

• повторяющееся;

в зависимости от характера ситуации:

• хорошо формализуемое;

• слабо формализуемое;

• неформализуемое.

 

Требования к управлению

 

- устойчивость;

- оперативность;

- гибкость;

- непрерывность;

- эффективность.


Задачи и функции менеджера

 

Слово «менеджер» имеет несколько значений:

- наемный профессиональный управляющий;

- специалист по управлению производством;

- предприниматель в профессиональном спорте.

Менеджер - наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в организации. В то же время менеджер может быть и совладельцем своего предприятия, иметь его акции.

Менеджеры играют в организации множество различных ролей, из которых можно выделить три ключевые.

Во - первых, это роль по принятию решения.

Во-вторых, это информационная роль.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя.

Власть и влияние

 

Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей в действия другого человека.

Баланс власти — это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Согласно классификации Дж. Фрэнча и Б. Рэйвена имеется 5 главных форм власти:

Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности.

Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной.

Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания.

Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с харизматической личностью. Харизма (от греч.— милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти.

Внешняя среда организации

Внешняя среда — это комплекс факторов, не подвластных ее руководству и оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия.

Потребители

Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Конкуренты.

Законы и государственные органы.

Профсоюзы.

Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия.

Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты.

Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.).

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности — важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечествен ных, так и зарубежных.

Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цв ета кожи, молодежи, людям преклонного возраста.

Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т. д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

Культура организации

 

Организационная культура – это оказывающая влияние на отдельных сотрудников и целые группы система принятых в организации: ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации.

Носителями организационной культуры являются люди

При создании или изменении существующей организационной культуры не­обходимо добиться полного понимания и усвоения ценностей работниками организации и обеспечить различное проявление организационных ценностей в рамках организации.

Организационная структура

И управленческое решение

Планирование как функция управления

 

Важнейшей функцией управления считают планирование. Планирование — непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность.

В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.

 

Управленческие решения

 

Управленческое решение

 

Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

-обоснованность;

-своевременность;

-комплексность подхода;

-законность;

-четкая формулировка задач;

-посильность исполнения;

-преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.

Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

Первая стадия — уяснение проблемы

Вторая стадия — составление плана решения

Третья стадия — выполнение решения

Т.о. управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

 

Виды и модели коммуникаций

 

По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом:

организационные коммуникации:

-внешние (коммуникации организации с внешней средой);

-внутренние (между подразделениями и уровнями управления), горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления);

-вертикальные (между уровнями управления),

- по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю), по восходящей линии (от исполнителя к руководителю);

к числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся: устная, письменная и электронная формы передачи информации.

межличностные коммуникации:

формальные,
неформальные.

Классификация коммуникационных сообщений:

1. По соотношению функций коммуникационного процесса условно выделяются сообщения:

побудительные

По типу отношений между участниками различают:

межличностные, публичные, массовые коммуникации.
3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)

Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

Модели коммуникаций.

1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. В этой модели нет места обратной связи, т. е. коммуникация понимается как одностороннее движение.

Источник →Канал связи →Получатель

2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. В рамках такой модели вводятся циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.

Источник → Канал связи → Получатель

Получатель ← Канал связи ← Источник

3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных и циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации.

Источник ↔ Канал связи ↔ Получатель

 

Сущность кадровой политики

 

КП – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующихся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом.

Основным содержанием КП является:

1. обеспечение организации рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор, найм, высвобождение работников, а также анализ текучести кадров;

2. развитие работников (профориентация, переподготовка, проведение аттестаций и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе);

3. совершенствование организации, совершенствование стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты.

Цели КП:

1. выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области, соблюдение положений законов о труде, соблюдение типовых правил внутреннего распорядка;

2. бесперебойное и качественное обеспечение организации необходимым числом работников соответствующей профессии и квалификации;

3. рациональное использование кадрового состава;

4. формирование и поддержание работоспособности дружных производственных коллективов;

5. развитие внутрипроизводственной демократии;

6. разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров, повышение квалификации работников;

7. разработка теории управления персоналом.

 

Групповая динамика

 

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. Эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные, социально-психологические.

Работа группы зависит от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений членов группы, Группа — это одно целое, от структуры которого зависит поведение его членов. Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое оказывают влияние следующие факторы:

‒ мотивации (то, чего ждут члены группы);

‒ структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов
группы и ее подгрупп);

‒ сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым);

‒ ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;

‒ представление о цели (четкое или нечеткое) группы;

‒ ответственность за результаты работы;

‒ свобода деятельности (как условие успеха группы),

В организациях действуют два основных типа групп:

- формальные группы

- неформальные группы, возникающие стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми и являющиеся спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неформальные группы, существующие в рамках организации, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним.

Лидерство и руководство

 

Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию.

 

Таблица 1 — Различие в функциях лидера и руководителя на предприятии

Наименование функции Лидер Руководитель
Объект управления Неофициальные межличностные отношения Официальные отношения в группе
Субъект управления Элемент микросреды Выявляется стихийно на эмоциональном уровне Элемент макросреды Назначается или избирается
Характер функционирования Характеризуется стабильностью Характеризуется стабильностью
Методы влияния Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано на авторитете Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов группы
Характеристика процесса принятия решения Более прост и непосредственен, но связан с деятельностью группы Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами
Среда деятельности Малая группа, в которой выбирают лидера Малая группа и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют

Самоменеджмент

 

Управление карьерой

 

Карьера – это субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и самоудовлетворения трудом, поступательное движение по карьерной лестнице, улучшение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, необходимо дать четкие ответы на такие вопросы, как:

• Каких целей вы хотите достичь?

•Согласуются ли они между собой?

• Существует ли так называемая высшая цель и определен промежуточные цели на пути к главной?

• Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Управление своим временем

Исследования показывают, что большинство руководителей испытывают недостаток рабочего времени.

«Расточителями» времени являются: стремление сделать все сразу; неумение оценить время; откладывание дел со дня на день;
отсутствие организованности; неумение слушать, неспособность
говорить «нет»; внезапные решения; неподчинение приказам;
наши личные качества.

Правила, способствующие рациональному использовать рабочее время:

1. Периодический анализ использования рабочего времени.

2. Ведение дневника руководителем,

3. Предварительное ежедневное планирование рабочего дня

4. Эластичность распределения рабочего времени. Под этим термином понимается обязательное выделение резерва времени для исполнения непредвиденных работ, а также работ, затраты времени па которые установить сложно. Рекомендуется иметь резерв времени не менее 30% от длительности рабочего дня.

5. Ранжирование в распределении рабочего времени. Оно предусматривает установление приоритетов, т.е. очередности работ в зависимости от их важности как с точки зрения текущего момента, так и с позиций перспективного развития объекта управления.

б. Делегирование функций в нижестоящие звенья, т.е. передача в них всех работ, которые могут быть исполнены там с неменьшим успехом. Около 30% вопросов, которые в настоящее время решаются начальниками цехов, могут быть переданы нижестоящим руководителям.

7. Выполнение сходных по характеру работ без перерыва, т.е. в заранее установленный период. Это позволяет сократить затраты времени за счет сокращения «периода врабатываемости».

8. Своевременная корректировка плана распределения рабочего времени, если возникли какие-либо непредвиденные ситуации. Корректировка должна сопровождаться извещением других должностных лиц, связанных с руководителем совместными работами.

9. Сведение к минимуму затрат времени на систематически повторяющиеся функции управления (проведение оперативных совещаний, выдача заданий и т.п.).
10. Тщательная подготовка собраний и совещаний с обязательным установлением сроков их начала и конца, контролем соблюдения этих сроков.

 

Эффективность управления

 

Введение. Сущность и методологические основы управления организацией







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.