Федеративное устройство России
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеративное устройство России





Федеративное устройство России

(§§12 - 13. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление государства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты федерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна противоречить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конституциями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.



Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые закреплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа равноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является принцип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборона и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

(§§14 - 15. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение".С.131 – 132)

«Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последова-тельно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам чело-века); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека — механизмов защиты, как говорят юристы. Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета — изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»). Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

(§20. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Уголовно-правовые отношения – это регулируемые законом общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством. К объектам уголовно-правовых отношений принадлежат ценности общества: личность ее права и свободы; собственность; общественный порядок и общественная безопасность; окружающая среда; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества. Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются лица, совершившие преступные деяния, и государство в лице правоохранительных органов и суда. Одна из особенностей УК РФ в том, что он выступает единственным источником уголовного права. В Особенной части Кодекса отдельные виды преступлений квалифицированы по различным группам: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества. Другая особенность УК РФ — по форме он является Федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию России, включая сушу, территориальные воды, воздушное пространство. По общему правилу за преступления, совершенные на территории России, несут ответственность граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Следующая особенность УК РФ в том, что по виду систематизации он относится к кодексу, включающему обширную совокупность норм, которые объединяются в группы — институты. Важнейшими институтами уголовного права являются преступление, необходимая оборона, наказание и др.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Итак, преступление всегда деяние (действие или бездействие). Признаками преступления, как следует из определения, являются также общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность — это существенный вред или угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. Общественная опасность — главный признак преступления, позволяющий отличать его от других правонарушений.

Противоправность означает, что только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ. Деяние признается преступлением, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосто-рожности. Эти уже известные вам формы вины имеют разновидности: умысел — прямой и косвенный и неосторожность — легкомыслие и небрежность. Наказуемость как признак преступления означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание. Необходимая оборона — это правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападавшему. Согласно статье 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами. Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Поэтому в определении говорится о правомерной необходимой обороне. Каковы же условия ее правомерности? Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства, причем оно должно быть реальным, а не мнимым. Во-вторых, вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение. Если пострадают другие люди, то содеянное может рассматриваться как умышленное или неосторожное преступление. В-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Правовым последствием преступления является, как вы уже знаете, уголовная ответственность. Суть ее в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, во-вторых, наказывает его. Уголовное наказание — это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Цель наказания не в том, чтобы унизить человеческое достоинство, причинить физические страдания осужденному, а в том, чтобы исправить и перевоспитать его, восстановить социальную справедливость. При установлении наказания учитывается множество факторов. В числе смягчающих обстоятельств — явка с повинной, содействие раскрытию преступления и другие, а отягчающих — неоднократность преступлений, совершение преступления в группе лиц, т. е. соучастников, и пр. УК РФ содержит главу «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не испол-нилось 18 лет.

По общему правилу несовершеннолетние несут уголовную ответственность с 16 лет. Однако в Уголовном кодексе названы отдельные преступления, за которые ответ-ственность наступает с 14 лет. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятся тяжкие преступления против личности: умышленное убийство или причине-ние тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Вторую группу составляют имущественные преступ-ления: кража, грабеж, разбой, вымогательство, завладение транспортным средством без цели хищения. Третья группа — преступления против общественной безопасности и общественного порядка: терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, захват заложника, приведение в негодность транспортных средств, хищение наркотических средств, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.

Несовершеннолетним может быть назначено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком не свыше 10 лет (исключена смертная казнь и пожизненное лишение свободы) либо к ним могут быть применены меры воспитательного воздействия.

К мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение; передача под надзор родителей либо специализированного государственного органа; возложение обя-занности загладить причиненный вред. Более строгой мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению. Суть ее — запрещение посещать определенные места (например, дискотеки), отсутствовать дома после определенного времени суток (скажем, с 21 часа до 6 часов), выезжать в другую местность и пр.

В случае неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия она отменяется, и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.

 

 

 

Федеративное устройство России

(§§12 - 13. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление государства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты федерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна противоречить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конституциями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые закреплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа равноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является принцип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборона и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.