Статья 17. Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Статья 17. Информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено





К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:

1. информация о частной жизни физического лица и персональные данные;

2. сведения, составляющие государственные секреты;

3. информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;

4. информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

5. иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес - охрана информационных ре­сурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. госу­дарственных секретов);

2) коммерческий интерес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для по­лучения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав - неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а так­же неимущественные права, не связанные с имуществом.

Кроме этого, классифицирующим признаком является способ охраны указанных интересов. Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к необходимой информации — «засекречивания» (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями — «контроль оборота информации» (когда охраняется форма).

Режим ограниченного доступа также можно разделить на 2 вида:

-режим конфиденциальной информации

-режим информации, отнесенной к государственной тайне.



1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческая тайна — это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

· имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

· к ней нет свободного доступа;

· обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обла­дают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового предста­вителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рек­ламы и объема продаж, другим негативным последствиям.

Второй признак коммерческой тайны тесно связан с пер­вым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании.

То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.

Также необходимо помнить, что существует утвержденный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне»). К ним относятся следующие сведения:

— учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности и составе работающих, их зара­ботной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Третий признак коммерческой тайны — организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

К организационным мерам можно отнести установление с помощью Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670, или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т.д.;

б) банковская тайна.

Это самостоятельный вид тайны, и в отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую очередь фактором их неизвестности, неизвестность сведений в режиме банковской тайны не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой разновидности тайны.

Банковская тайнасведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению (ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь);

в) персональные данные.

Необходимо отметить существование такого понятия, как «персональные данные». Данное понятие обозначено в Указе Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», где одной из целей государственной политики в области информатизации указывается защита персональных данных.

Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах.

Практически охрана персональных данных осуществляется в рамках профессиональных тайн, а также путем ограничения их свободного оборота в администра­тивном порядке. Так, информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро), в свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

Правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Для всех видов юридически значимых действий с персональными данными должен быть присущ принцип единства их целевого назначения, который означает, что персональные данные хранятся, используются и передаются только для достижения тех целей, ради которых они собирались.

Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

На стадии сбора должно соблюдаться правило, согласно которому персональные данные, за исключение случаев, предусмотренных законодательством, должны быть получены от лица, к которому они относятся.

Хранение информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

Передача персональных данных в настоящее время широко распространенное явление, и в связи с этим проблема нормативного закрепления порядка распространения сведений персонального характера весьма актуальна. Очевидно, что передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.

 

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам:

Государственные секреты подразделяются на две категории:

1) государственная тайна;

2) служебная тайна.

Государственная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

Основными принципами отнесения сведений к госу­дарственным секретам являются:

1) законность;

2) безопасность личности, общества и государства;

3) обоснованность;

4) соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств.

Соблюдение принципа законности предполагает отнесение этих сведений к государственным секретам в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХИ «О государственных секретах» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству.

Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается в принятии решения об их включении в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений.

Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государствен­ные секреты.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.