ШколА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ШколА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА





ШколА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Машунин Ю. К.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В

ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Лекции. Практика

 

Учебно-методическое пособие

 

Владивосток

Издательство ДВФУ


ББК 65.290-2

Т 93

 

Машунин Ю. К. Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении. (Лекции. Практика).Учеб. пособие / Ю. К.Машунин. -Владивосток: ДВФУ, 2015. 145 с.

Представлены теоретические основы стратегического менеджмента. В первой части представлена методика разработки стратегии развития для каждого вида деятельности региона на основе статистических данных и экспертных оценок. Во второй части рассмотрена практика формирования и реализации стратегии в Государственном и муниципальном управлении на основе анализа внутренней и внешней среды. Представлена методология моделирования стратегического плана развития региона с учетом межотраслевого баланса и использованием методов векторной оптимизации.

Пособие предназначено студентов 2 курса магистратуры специальности: 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», для аспирантов и специалистов занимающимися проблемами стратегического менеджмента в регионе, муниципальном образовании.

 

 

©Ю.К.Машунин 2015

©ДВФУ, 2015

 

 


Оглавление

 

Введение.. 5

ЧАСТЬ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (ЛЕКЦИИ) 7

1. Введение в дисциплину «Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении». 7

1.1. Процесс управления в организационной системе. 7

1.2. Организация управления регионом и законодательная база.. 17

1.2.1. Схема организации управления регионом.. 17



1.2.2. Регион – Объект управления. 19

5.3.3. Воспроизводственные процессы в регионе. 21

1.2.4. Регион – Субъект управления. 22

1.3. Определение стратегии, стратегической зоны хозяйствования. 25

2. Теоретические основы стратегического менеджмента в государственном и муниципальном управлении (ГМУ) 28

2.1. Правовые основы стратегического планирования. 28

2.2. "О государственном стратегическом планировании" (Проект Федерального закона (ФЗ)) 30

2.2.1. Предмет регулирования, термины и понятия ФЗ. 30

2.2.2. Цели, задачи и результаты социально-экономического развития. 31

2.2.3. Документы государственного прогнозирования. 34

2.2.4. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ... 36

3. Методика выбора стратегии развития для каждого вида экономической деятельности (ВЭД) региона.. 44

3.1. Процесс стратегического управления в ГМУ.. 44

3.2. Подготовка и анализ отчетно-статистической информации.. 47

3.2.1. Система статистических показателей в стратегическом планировании. 47

3.2.2. Стратегическая сегментация рынка. 49

3.2.3. Подготовка исходных данных (Анализ внутренней среды) 50

3.2.4. Анализ внешней среды региона. 50

3.3. Прогноз развития региона по основным экономическим показателям.. 53

3.4. Формирование миссии и постановка целей развития региона. 54

3.5. Выбор стратегий (анализ стратегических альтернатив) 54

3.5.1. Характеристика матрицы "Дженерал-электрик-Мак Кинзи". 54

3.5.2. Методика оценки привлекательности ВЭД региона. 55

3.6. Конкурентный статус ВЭД.. 56

3.6.1. Общая характеристика конкурентного статуса ВЭД.. 56

3.6.2. Оценка уровня стратегических капиталовложений. 56

3.6.3. Определение будущей эффективности действующей стратегии. 58

3.6.4. Оценка потенциала региона. 59

3.6.5. Оценка конкурентного статуса региона. 61

3.7. Стратегии развития предприятия (Стратегические альтернативы) 61

3.7.1. Базовые конкурентные стратегии. 61

3.7.2. Фирменные конкурентные стратегии, используемые для развития ВЭД в регионе. 62

3.7.3. Техника анализа диверсифицированных компаний. 63

3.8. Выбор стратегии.. 65

3.8.1. Характеристики фирмы на основе матрицы Дженерал электрик – Мак Кинзи". 65

3.8.2. Стратегии лидера. 65

3.8.3. Стратегии для растущих фирм.. 67

3.8.4. Стратегии для компаний со слабой рыночной позицией. 69

3.8.5. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли. 70

4. Выводы к выбору стратегии по методики Ансоффа.. 71

5. Формирование портфеля ВЭД региона (Матрица баланса жизненных циклов) 73

6. Моделирование инвестиционных процессов в экономике региона.. 76

6.1. Проблемы моделирования развития региональной экономики.. 76

6.2. Модель развития региональной экономики в рамках инвестиционного процесса 77

6.2.1. Математическая модель (стандартная) региональной экономики в векторной постановке. 77

6.2.2. Построение модели региональной экономики в рамках инвестиционного процесса. 85

6.3. Построение динамической модели региональной экономики.. 90

6.4. Численная модель развития региональной экономики.. 93

6.4.1. Построение численной модели региональной экономики. 93

6.4.2. Методология моделирования развития региональной экономики. 97

ЧАСТЬ 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (ПРАКТИКА) 108

Методика «Разработка стратегии развития региона» (на тестовом примере) 108

1. Подготовка и анализ отчетно-статистической информации.. 108

1.1. Выделение (сегментация) видов экономической деятельности (ВЭД) в экономике региона. 108

1.2. Подготовка исходных данных (анализ внутренней среды) 109

1.3. Анализ внешней среды региона. 117

2. Прогноз развития региона по основным экономическим показателям.. 119

2.1. Экстраполяция тенденций спроса (валового выпуска региона) 119

2.2. Экстраполяция затрат (капитальных вложений) 124

2.3. Экстраполяция прибыли видов экономической деятельности. 128

2.4. Экстраполяция рентабельности ВЭД.. 132

3. Общая оценка привлекательности ВЭД.. 133

4. Определение конкурентного статуса ВЭД региона.. 134

5. Выбор стратегии.. 140

6. Формирование портфеля ВЭД региона.. 141

Структура курсовой работы: «Анализ внешней среды и разработка стратегии развития фирмы» 144

Структура выпускной квалификационной работы... 145

 


Введение

 

Одним из перспективных направлений развития экономики государства, региона и муниципального образования в настоящее время является стратегический менеджмент, который создает методологическую основу разработки процесса набора и выбора управленческих решений, ориентированных на разработку приоритетных стратегий поведения организационной системы и их реализации в течении планируемого периода времени.

Основная роль в стратегическом менеджменте принадлежит проблеме выбора стратегий развития и стратегическому планированию для их реализации. Цель стратегического планирования состоит в реализации наиболее перспективные направлений развития экономики, обеспечивающей рост и процветание государства, региона и муниципального образования. Стратегическое планирование является составной частью (функцией) общего понятия - стратегического менеджмента (управления). Однако на пути создания эффективной системы стратегического управления социально-экономическим развитием организационной системы (к которой относится государство, регион и муниципальное образование) существует ряд проблем. Во-первых, теоретические проблемы, связанные с недостаточной научной разработанностью теории стратегического менеджмента, прежде всего методологических основ реализации стратегии развития организационной системы, во-вторых, организационные проблемы, отражающие взаимосвязь развития экономики (отрасли, фирмы) и административных органов управления региона, муниципального образования, доходная часть бюджета которых зависит от развития экономики (налоговых поступлений). Важность решения обозначенных проблем определяет актуальность направленности данной работы.

Цель учебного пособиясостоит в исследовании и разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по проблемам и методам разработки стратегии, по совершенствованию системы стратегического управления социально-экономическим развитием государственного и муниципального образования, реализации разработанного стратегического плана, а также факторам, способствующим повышению эффективности организации управления.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· дать теоретические основы функционирования процесса стратегического управления государства, региона и муниципального образования, в т. ч. прогнозирования, планирования, принятия решения, учета, контроля, анализа и регулирования;

· показать теоретические основы разработки и реализации стратегии развития государства, региона и муниципального образования по направлениям и видам экономической деятельности;

· представить методику и практические рекомендации по разработке стратегии и по совершенствованию системы стратегического управления социально-экономическим развитием государственного и муниципального образования

· дать основы математического моделирования и принятие стратегических управленческих решений развития отрасли (видов деятельности) внутри государства, региона и муниципального образования, модель которых построены на основе методов векторной оптимизации

В практической части работы на тестовых примерах показаны как:

· проводить обследование и дать стратегический (системный) анализ функционирования отдельных объектов экономики и рынка (отрасли) в целом;

· разрабатывать концепцию стратегии развития государства, региона и муниципального образования, осуществлять оценку диверсифицированного портфеля отраслей с использованием матричного анализа;

· разрабатывать программу стратегических изменений в государстве, регионе и муниципальном образовании, в том числе в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ;

· решать задачи стратегического планирования и принимать управленческие решения по их реализации в условиях определенности и неопределенности.

Объектом исследования является регион, муниципальное образование как социально-экономическая система.

Предметом исследования являются методы и технология стратегического управления (и прежде всего стратегического планирования) развитием территории, а также социально-экономические отношения, возникающие в процессе организации и функционирования организационной системы управления.

В работе использовались положения и концепции, представленные в работах российских и зарубежных ученых, а также правовые акты РФ, данные, опубликованные в периодических изданиях.

Цели, задачи и практические рекомендации определили структуру работы. Учебное пособие разделено на две части лекции и практика.

Лекционная часть включает: общие понятия, связанные с разработкой стратегии, теоретические основы стратегического менеджмента в государственном и муниципальном управлении (ГМУ), процесс стратегического управления и реализация стратегического плана социально-экономического развития государственного и муниципального образования.

Практическая часть представляет методику построения стратегии развития организационной системы и включает следующие этапы работ: подготовка и анализ отчетно-статистической информации. (Система статистических показателей в стратегическом планировании. Стратегическая сегментация рынка в регионе, муниципальном образовании); подготовку исходных данных (анализ внутренней среды); анализ внешней среды региона; прогноз развития региона по основным экономическим показателям.; выбор стратегий (анализ стратегических альтернатив); оценка привлекательности и конкурентного статуса региона; построение модели социально-экономического развития региона и муниципального образования и оценки эффективности выбранной стратегии; процесс управления реализацией стратегии социально-экономического развития государства, региона и муниципального образования.

Регион – Объект управления

 

Регион, как объект управления, включает в себя три крупных взаимосвязанных блока: природная среда, население, экономика. Рассмотрим систему показателей, характеризующих экономику региона по этим блокам.

Региональный блок – "Природная среда" описывается показателями, характеризующих природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, площадь населения на единицу площади и прочие показатели. (Ресурсы – RX, см. рис. 1.3). Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно-добывающей промышленности, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и сельского хозяйства. Требования блока "Природная среда", предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды.

Региональный блок – "Население" характеризуется показателями определяющими:

численность и структуру населения, трудовые ресурсы;

рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.;

среднюю заработную плата. (Трудовые ресурсы – Z1, см. рис.1.3).

Требования блока "Население", предъявляемые к управлению состоят в повышении, в росте перечисленных выше показателей.

Региональный блок "Экономика" в большой степени зависит от организации региональной экономической системы и включает в себя производство, движение материальных, финансовых и информационных потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, объединенных в отрасли, домашними хозяйствами и государственными учреждениями.

· Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки - рынок материальных ресурсов (AX)- производство товаров, услуг в регионе (X) – их воспроизводство - реализация рынке товаров и услуг (AX+Y) - их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона.

· Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки - рынок товаров и услуг (Z) - финансы региона (накопление) - оплата за материальные (A′X) и трудовые ресурсы (Z1), налоги государству (Z2), проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям - получение прибыли (Z4). В совокупности это движение формирует финансовые рынки.

Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион.

Требования блока "Экономика", предъявляемые к управлению, весьма сложны и не однозначны. Это связано с тем, что налоговые поступления зависят от производственной деятельности всех предприятий (фирм) региона, цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, уменьшения налоговых отчислений). Их меньше всего интересуют всевозможные теоретические разработки, например, «нанотехнологии», отдача от которых будет через десять-пятнадцать лет. А ведь этим определяется научный и экономический потенциал государства и региона как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен: а) разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона; б) содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [48], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета.

 

 

Регион – Субъект управления

 

Регион, как субъект управления включает в себя с сопутствующей информацией семь функциональных блоков: прогнозирования, планирования, принятия решений, учета, контроля, анализа и регулирования, которые в соответствии с теорией управления, формируют контур планирования и контроля. Все перечисленные функции управления действуют в соответствии с законодательной базе, реализованного в бюджетном кодексе РФ. Место и взаимосвязь функциональных блоков показаны на рис. 1.3.

Контур планирования или контур прямого управления представляет собой последовательность функций: прогнозирования, планирования, принятия решений (по плану) и регулирования, т. е. решает задачу планирования развития региона на определенный период (год - три и т.п.) и включает в себя финансовый план и бюджет региона. При прогнозировании развития экономики региона используется статистическая информация о состоянии экономики региона за прошедший и текущий период . Результатом прогнозирования является состояние экономики региона на будущий период, которое используется в финансовом плане. Именно на этом этап осуществляется моделирование развития региона на будущий период. Результатом такого моделирования должны быть объемы видов продукции, выпускаемой в регионе: X(t)={xj(t), j= }, на соответствующие периоды планирования t=1, 2,…,Т, которые используются для оценки налоговых поступлений на будущий период: Z2(t)={zj2(t), j= }. При формировании бюджета используются данные о состоянии бюджета региона за прошедшие и текущие периоды ‚, рис. 1.3.

Контур контроля. Последовательность функций учета, контроля, анализа, принятия решений (по контролю) и регулирования представляет собой контур контроля, т. е. решает задачу реализации (исполнения) плана (бюджета) развития региона на соответствующий период. В рамках контроля осуществляется, как правило, финансовый контроль. В дополнение к нему хотелось бы, чтобы осуществлялся и экономический контроль, хотя бы в области инвестиций - этот вопрос поднимается во многих выступлениях.

Контур планирования и контроля в рамках региона предназначен для описания последовательности действий при реализации целей социального и экономического развития региона. В целом, представленная схема организации управления показывает необходимость моделирования развития экономики региона и оценки с её помощью тех финансовых вложений, которые возникают как на уровне фирмы-отрасли, так и на уровне региона, государства.

В законодательном плане функция планирования представлена в бюджетной системе РФ, а в организационном плане реализуется в рамках бюджетного процесса.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в соответствии с бюджетной классификацией.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных поступлений являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и зачисляются на соответствующие счета.

Виды доходов бюджетов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы, подлежащие зачислению в федеральный, краевой и муниципальный бюджет, включают налоги и сборы, которые в соответствии со статьями 50, 56 БК РФ [7].

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс в соответствии со 48 статьей закона Приморского края (з. ПК) [14] включает в себя следующие этапы:

· первый этап - прогнозирование социально-экономического развития и определение основных направлений бюджетно-финансовой политики и разработка среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период (май - июль текущего года);

· второй этап - формирование проекта краевого бюджета на очередной финансовый год, документов и материалов, представляемых одновременно с проектом краевого бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона (июль - август текущего года) и внесение в Законодательное Собрание проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год;

· третий этап - рассмотрение и утверждение проекта закона ПК о краевом бюджете на очередной финансовый год (сентябрь - декабрь текущего года);

· четвертый этап - исполнение краевого бюджета (январь - декабрь очередного финансового года);

· пятый этап - завершение операций по исполнению краевого бюджета, составление и представление отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год для проведения внешней проверки контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания, проведение внешней проверки отчета об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания (январь - 15 апреля года, следующего за отчетным);

· шестой этап - подготовка и представление контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания заключения на отчет об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год (16 апреля - 1 июня года, следующего за отчетным);

· седьмой этап - представление проекта закона Приморского края об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год на рассмотрение и утверждение Законодательного Собрания (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным);

· восьмой этап - рассмотрение и утверждение проекта закона ПК об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год Законодательным Собранием (1 июня - октябрь года, следующего за отчетным).

Органы государственной власти Приморского края осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса в целях обеспечения единства экономической и бюджетной политики, проводимой в Приморском крае. В реализации бюджетного процесса участвует администрация края и бюджетные организации, которые в совокупности называются участниками бюджетного процесса. Действия каждого участника бюджетного процесса определяется его полномочиями – статьи 50-56 з. ПК [14].

 

Цикл спроса

 


 

 

T1 (Технология 1)

 

1. Зарождение 2. Ускорение 3. Замедление 4. Зрелость 5. Затухание Время

(E) роста (G1) роста (G2) (M) (D)

Рис. 1.1. Модель жизненного цикла

Цикл спроса можно разделить на несколько различных периодов:

1. Зарождение (E) - это период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой при производстве нового продукта.

2. Ускорение роста (G1) - период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.

3. Замедление роста (G2) - период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.

4. Зрелость (M) - период, когда насыщение спроса достигнуто и имеются избыточные мощности.

5. Затухание (D) - снижение объема спроса (иногда до нуля).

Выбор позиции в конкуренции. Распределив различные направления деятельности фирмы по отдельным ВЭД необходимо определить их (ВЭД) позиции в конкуренции. Наиболее наглядным и распространенным в практике бизнеса является матричный метод определения позиции фирмы - отдельного бизнеса в конкурентной борьбе. Помимо прочего этот метод является инструментом для выбора стратегии бизнеса, а стандартные рекомендации, дающиеся разработчиками стратегических матриц можно считать основополагающими для принятия конкретного стратегического решения.

Существует достаточное число стратегических моделей (матриц); например: матрицы BCG; GE/McKinsey; модели Shell/DPM; Hofer/Schendel; ADL/LC. Построенные в виде таблиц эти матрицы представляют собой своеобразное отображение позиции конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, каждая из которых представляет собой шкалу показателей. Показатель одной оси отражает привлекательность внешней среды организации, а по другой оси определяется положение компании/бизнеса по отношению к конкурентам: (рост спроса/относительная доля рынка; степень развития рынка/ эффективность бизнеса относительно конкурентов и т.д.).

За основу для дальнейшего моделирования стратегии развития возьмем матрицу GE/McKinsey - Дженерал-электрик-Мак Кинзи ("Дж-Мк ").

 

 

Методика построения и выбора стратегии развития предприятия.

Методика построения стратегии развития предприятия по Ансоффу [1, 26] на основе матрицы "Дж-Мк "включает четыре этапа:

1 этап. Подготовка исходных данных. Статистические данные для формирования стратегии представлены в приложении.

2 этап. Стратегическая сегментация рынка. Здесь осуществляется процесс выделения (распознавания) стратегических зон хозяйствования (ВЭД) фирмы.

3 этап. Выбор стратегии по каждой ВЭД.

Процесс выбора стратегии развития фирмы на основе матрицы "Дж-Мк " по каждой стратегической зоне хозяйствования в том числе:

расчет привлекательности ВЭД;

расчет конкурентного статуса ВЭД;

оценка имеющихся стратегических альтернатив;

выбор стратеги для каждой ВЭД.

4 этап. Формирование портфеля ВЭД. Выбранные стратегии развития фирмы служат основой для формирования портфеля ВЭД, для чего используется матрица баланса жизненных циклов и технологий (Раздел 4).

Именно эту методику используем при формировании стратегии развития организационной системы в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении».

Реализация этой методики – «Формирования стратегии развития предприятия по Ансоффу» представлена в [26].

Привлекательность ВЭД

Высокая «Звезды» «Звезды - Дикие кошки» «Дикие кошки»
  Средняя «Звезды - Дойные коровы» Средняя «Дикие кошки - Собаки»
  Низкая «Дойные коровы» «Дойные коровы - Собаки» «Собаки»
  Сильный Средний Слабый КСВ

Оценка будущего конкурентного статуса ВЭД делается на основе предположения, что в планируемых в настоящее время инвестициях, а также в стратегии и потенциале фирмы не произойдет никаких изменений. Если будущий конкурентный статус исключительно прочен и привлекательность ВЭД велика, тогда управляющие должны решать, увеличивать ли вложения в данную ВЭД или стараться удержать эту выгодную позицию.

Конкурентный статус ВЭД

 

Рис. 3.9. Факторы, определяющие конкурентную стратегию

 

На рисунке показаны два примера конкурентной стратегии. Первая из них, соединенных жирной линией, является классической стратегией успеха, предписываемая теорией фирмы. Как можно заметить, что эта стратегия сводится к захвату рынка, фиксирует доминирование на рынке, предлагает не

дифференцированное изделие по минимальной цене. Как упоминалось выше, эта стратегия "работает" в стабильных условиях в фазе ускоренного роста жизненного цикла.

Другая модель стратегии, иллюстрируемая простой линией, подобна той, которую придерживается фирма "Роллс-Ройс". Это стратегия: "сегментировать рынок", "занять доминирующую позицию в своем сегменте", "предложить послепродажное обслуживание" и "обеспечить надежность" - которые совместно создают устойчивое представление об своем изделии как о предмете роскоши, комфорта и рассчитанный на снобизм покупателей.

Эти две типовые стратегии иллюстрируют важный факт, что для того, чтобы стратегия была эффективна, компоненты её подстратегий должны быть взаимосовместимы и поддерживать друг друга [1, 26].

Эффективность существующей стратегии фирмы в будущем может быть оценена следующим образом:

1. Используя рис. 3.9, выбрать элементы каждой подстратегии, которые описывают существующую стратегию фирмы. Записать их во второй столбец см. табл. 4.2.1 … 4.2.8 практической части работы. Финансовые затраты на формирование этой стратегии представлены в пятой графе табл. 4.1. Эти фактические затраты для каждого ВЭД Sf представлены за 1в табл. 4.2.1 … 4.2.8.

2. Создать будущую стратегию успеха, используя рис. 3.9 и, выбирая набор непротиворечивых элементов, которые, будут использоваться главными конкурентами в ВЭД в течение следующих 5-7 лет.

3. Оценить увеличение затрат в разы относительно действующей подстратегии, например, S1, S2. Рассчитать коэффициент эффективности будущей подстратегии, например, Sf/S1, Sf/S2 в табл. 4.2.1.

4. Рассчитать средний коэффициент из четырех подcтратегий, чтобы получить общий коэффициент эффективности представленной стратегии Sf/Sopt.

Стратегия успеха, которая имеет коэффициент эффективности с самым высоким значением, самая близкая к действующей стратегии фирмы и, следовательно, является для фирмы оптимальной будущей стратегией.

Если коэффициент эффективности близок к единице, то действующая и оптимальные стратегии фактически идентичны и тогда немного надо приложить усилий по дополнению прекрасно действующей стратегии.

Если коэффициент эффективности намного меньше единицы, то требуются большие изменения в действующей стратегии, если регион планирует стать одним из лидеров среди конкурентов в ВЭД.

 

Оценка потенциала региона

 

Потенциал региона в целом (образование, профессиональный и интеллектуальный уровень) характеризуется , как и для отдельной фирмы, организации, пятью функциями: общее управление, финансовое управление, маркетинг, организация производственного процесса, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР).

Подробный перечень факторов, влияющих на функции потенциала региона, приведен в табл. 3.8.

1. Общее управление уделяет главное внимание росту и эффективности производства, а также минимизации издержек на единицу выпускаемой продукции.

2. Финансовое управление оперирует денежной наличностью и строго выполняет функции контролера финансовой деятельности.

3. Маркетинг занимается реализацией, сбытом продукции выпускаемой в регионе и их анализом.

4. Организация производственного процесса - главная функция в стратегии развития региона. Она связана общим управлением и сосредотачивает усилия на массовом производстве и автоматизации, дающей наилучшие результаты по критерию затраты - эффективность.

5. НИОКР – функция, которая сводится к улучшению технологии производственного процесса и постепенному усовершенствованию продукции. НИОКР должны быть организованы так, чтобы не являться источником потерь для экономичности производства [1, 26].

Таблица 3.8

Факторы, влияющие на потенциал региона (примеры).

Функция, отвечающие за потенциал Фактор, влияющий на потенциал
Общее управление   *Эффективность, *Диверсификация, *Многонациональная корпорация, Рост, Нововведения Степень риска, Социальные функции, Зрелость, Технология. *Управление проектами
Финансовое управление *Функции контроля, *Оперирование денежной наличностью, Распределение средств, Инвестиции, Получение кредита, *Выплата налогов, *Воздействие на инфляционные процессы
Маркетинг *Сбыт, Реклама, Исследования рынков, Пробный сбыт новой продукции, *Анализ продаж, Продвижение продукции на рынок, Расширение рынков. Международный маркетинг
Производство *Массовое производство, *Материально-техническое снабжение, *Автоматизация, Производство по индивидуальным заказам, Смена моделей продукции, Распределение продукции, Управление запасами, Адаптация технологии, Трудовые отношения
НИОКР *Исследования, *Постепенное развитие, Модернизация, Творческий потенциал, Проектирование промышленных зданий и сооружений, Нововведения, Имитация, Адаптация, Производственная технология

 

Подход, используемый при анализе стратегии на рис. 3.9, может быть использован сначала для выяснения текущего потенциала, затем для определения оптимальных возможностей и, наконец, для установления норматива возможностей региона. Результаты оценки потенциала региона представляются в виде таблицы, например, табл. 4.3.1 … 4.3.8 и заполняются в виде последовательности шагов:

во вторую графу вписываются характеристики текущих возможностей фирмы Cf;

в третью - характеристики возможностей, необходимых для поддержания оптимальной стратегии Copt, которая была выбрана из рис. 3.9.

в последней графе подсчитываются усредненный по группам функций общий норматив потенциальных возможностейCf/Copt.

 

Выбор стратегии

 

3.8.1. Характеристики фирмы на основе матрицы Дженерал электрик – Мак Кинзи"

 

Анализируя выше изложенные рассуждения, рассмотрим положение фирмы (вида экономической деятельности) в матрице "Дженерал электрик" - "Мак Кинзи" (вариант 3*3) в табл. 3.9.

В этой таблице:

· первая колонка представляет лидеров растущих фирм, во второй – третьей фазах кривой жизненного цикла и технологий на рис. 1.1 и отражены в категориях "Звезда" - "Дойная корова";

· вторая колонка - средняя точка по кривой жизненного цикла: с одной стороны, между "Звездой" и "Дикими кошками", когда фирма находится на подъеме; а с другой, "Дойными коровами" - "Собаками", когда фирма находится на спаде;

· третья колонка – представляет: начальную точку на кривой жизненного цикла - "Дикие кошки", и конечную точку, когда фирма находится на спаде - "Собаки".

Котлер, исходя из позиции фирмы, на рынке, выд









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.