Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы предоставления государственной и муниципальной собственности во владение и использование другим организациям





Государственная и муниципальная собственность могут передаваться во владение и использование другим организациям на правах аренды, доверительного управления, оперативного управления, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования.

Выбор той или иной формы определяется рядом факторов, из которых главный – достижение целей управления. Например, передача в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование позволяет реализовывать цели, связанные с комплексным развитием территории муниципального образования за счет создания муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями и другими имущественными комплексами, а также имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Аренда допускается при осуществлении любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности, т.е. в качестве объектов аренды могут быть взяты, в том числе у государства:

1.Земельные участки и другие обособленные природные объекты;

2.Предприятия и другие имущественные комплексы;

3.Отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент;

4.Сырье, продукция, другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;

5.Права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и др.

Законом могут быть установлены ограничения или конкретные объекты, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается.

Право сдачи в аренду принадлежит собственнику объекта аренды или же лицу, уполномоченному законом или собственником заключать договор аренды.

На начальном этапе формирования арендных отношений в России, когда собственником являлось, в основном, государство, государственным предприятиям и организациям предоставлялось право сдавать в аренду имущественные комплексы, отдельные здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, находящиеся в их полном хозяйственном ведении или оперативном управлении. Это позволило производить серьезную реструктуризацию государственных предприятий, предоставлявших в аренду юридическим лицам и гражданам, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям все, что подлежало аренде, и за счет этого получать значительные средства на основную деятельность.

Исключением были участки земли, которые сдавались в аренду соответствующими органами государственного управления. В настоящее время, после принятия в 2001 г. Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) в области земельных отношений произошли существенные изменения. Арендаторами земельных участков считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды.



По существу, вопрос аренды государственной собственности в основном возникает на первоначальном этапе предпринимательской деятельности и отходит на второй план на этапе ее становления, поскольку при этом возникают хозяйственные отношения, в том числе и арендные, связанные с иными обстоятельствами: инновационной деятельностью, интеллектуальной собственностью, ноу-хау, лизингом и др., но это уже вопросы не аренды как формы договорных отношений, а кадровой и научно-технической политики, в том числе государственной.

В системе управления муниципальной недвижимостью аренда и субаренда занимают особое место. Общим основанием для передачи недвижимости в аренду является превышение арендной платой (без амортизации и налога на имущество) прибыли на капитал при использовании объекта непосредственно собственником.

Целесообразность передачи недвижимости в аренду определяется следующими факторами:

- недвижимость не используется собственником в текущей хозяйственной деятельности, т.е. не приносит дохода;

- недвижимость используется собственником, но приносит убытки по структурно-технологическим причинам;

- недвижимость не может быть вовлечена в хозяйственный оборот по экономическим причинам (например, не хватает оборотных средств для организации производства).

Преимущества аренды как формы управления заключается, во-первых, в стабильности получения дополнительного дохода, во-вторых, в возможности использовать недвижимость в будущем для развития собственной хозяйственной деятельности, когда изменятся внешние условия. Вместе с тем денежные поступления от использования объектов распределяются в долгосрочном периоде.

Объекты муниципальной недвижимости могут быть переданы в аренду, как правило, любому физическому или юридическому лицу на основании торгов. Передача может осуществляться:

- по конкурсу, когда использование недвижимости предполагает наличие определенных условий, связанных с функциональным назначением выставляемых на конкурс нежилых помещений;

- на аукционе, когда от арендатора не требуется выполнения никаких дополнительных условий, кроме внесения арендной платы и использования имущества в соответствии с его назначением;

- по факту пользования – при изменении или прекращении вещных прав, приведших к необходимости оформления договора аренды: а) при приватизации муниципального имущества, б) при окончании срока действия правоустанавливающих документов, в) в порядке правопреемства. Договор заключается на основании имеющихся условий пользования;

- как внеконкурсная передача – в исключительных случаях, перечень которых, как правило, содержится в местных нормативных актах, регулирующих процесс передачи прав на недвижимость.

На условиях хозяйственного ведения нежилые помещения передаются муниципальным унитарным предприятиям на основе постановления главы местной администрации. Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, самостоятельными хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с целью удовлетворения потребностей города и получения прибыли. Вопросы создания муниципальных унитарных предприятий, определения предмета и целей их деятельности, реорганизации и ликвидации, назначения директоров (руководителей) предприятий, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью недвижимости решает собственник имущества – орган местного самоуправления. Решение о передаче недвижимости в хозяйственное ведение, как правило, принимается одновременно с решением о создании муниципального унитарного предприятия. Право собственности на недвижимость унитарным предприятиям не передается. Если право собственности на муниципальное предприятие как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то за предприятием сохраняется право хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Право хозяйственного ведения не может быть передано предприятием другим юридическим или физическим лицам. Права хозяйственного ведения не могут равняться правам собственника, совпадать с ними полностью, а всегда являются ограниченными по содержанию прежде всего волей самого собственника либо прямыми предписаниями закона. Значит, осуществление этих прав происходит не по усмотрению их владельца (во всяком случае не только по его усмотрению), а в пределах, установленных собственником.

На праве оперативного управления имущество передается муниципальным учреждениям на основе постановления главы местной администрации. Решение о создании учреждений – некоммерческих организаций, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности, принимает местная администрация, на основании которого происходит заключение договора о порядке использования муниципального имущества и об условиях его изъятия. Собственник финансирует учреждение, которому передает имущество на праве оперативного управления. Право оперативного управления еще более ограничивает субъекта, им обладающего. Это право подразумевает необходимость использовать имущество с той целью, с которой оно было передано, и в соответствии с заданиями собственника (чаще всего здесь имеется в виду необходимость строгого соблюдения сметы расходов). Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете или целевым назначением. Право оперативного управления возникает, как правило, у муниципального учреждения с момента передачи имущества. Имущество, закрепленное за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, остается в муниципальной собственности. Право оперативного управления не может быть передано учреждением другим юридическим или физическим лицам. Имущество может быть изъято из права оперативного управления решением органов, уполномоченных осуществлять передачу или наделять таким правом.

Гражданский кодекс РФ определяет договор безвозмездного пользования как договор ссуды. Нежилые помещения могут быть переданы в безвозмездное пользование:

- муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям и организациям в случае нецелесообразности передачи им данного недвижимого имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление;

- юридическим лицам – некоммерческим организациям и физическим лицам, которым муниципальное образование в соответствии с законом обязано оказывать содействие в организации их деятельности;

- муниципальным бюджетным организациям, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах жителей муниципального образования;

- органам государственной власти и местного самоуправления.

По представлению главы местной администрации представительный орган утверждает перечень недвижимого имущества, а также организаций или физических лиц, которым имущество передается в безвозмездное пользование либо разрешено переоформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки договора и оценки потерь бюджета. В указанный перечень не включаются объекты, передаваемые в безвозмездное пользование по требованию федерального законодательства.

Право собственности не переходит к пользователю муниципальной недвижимости. По окончании действия договора безвозмездного пользования решение о дальнейшем использовании недвижимого имущества принимает собственник.

Одним из способов использования государственного и муниципального имущества является передача его по договору на определенный срок в доверительное управление. Объектами доверительного управления могут быть имущественные комплексы предприятий, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги и другое имущество.

Учредителем доверительного управления является собственник имущества. Доверительное управление имуществом осуществляется в его интересах или в интересах лица, указанного им в договоре (выгодоприобретателя). В качестве доверительного управляющего могут выступать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Передача госимущества в доверительное управление не влечет одновременного перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Законодательно установлено, что срок доверительного управления госимуществом не должен превышать пять лет.

На период осуществления доверительного управления заключается в письменной форме договор доверительного управления имуществом. В таком договоре должны быть указаны следующие существенные условия:

- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

- наименование юридического лица (органа или представителя государства), в интересах которого осуществляется управление имуществом;

- размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет.

Формой контроля доверительного управляющего является представляемый им отчет о своей деятельности в сроки и порядке, установленных договором доверительного управления имуществом. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы, либо действий учредителя управления.

Наиболее перспективным направлением управления госсобственностью в АО, где государство имеет 100% собственности или контрольный пакет, является передача государственных акций в доверительное управление непосредственному руководству акционерных предприятий, которое по итогам конкурса назначается на условиях контракта.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.