Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.2. Информационные системы (ИС) и информационные технологии





1. Основные понятия и определения информационных систем.

2. Классификация ИС

3. Структура и составные элементы информационных систем, принципы их организации и функционирования.

4. Состояние развития информационных систем в коммерческой деятельности

 

Вопрос 1-2

Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте. Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

Подсистема - часть любой системы.

Свойства системы (в т.ч. ИС):

сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;

делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;

целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое; многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;

структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;

адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области; интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (табл.1.1).

 

Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации

Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

 

 

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

 

Свойства информационных систем:

любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

при построении ИС необходимо использовать системный подход;

ИС является динамичной и развивающейся системой;

ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

 

· Процессы в информационной системе:

· ввод информации из внешних и внутренних источников;

· обработка входящей информации;

· хранение информации для последующего ее использования;

· вывод информации в удобном для пользователя виде;

· обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

 

С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

 

· В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются:

· ИС фондового рынка;

· страховые ИС;

· статистические ИС;

· ИС в налоговой сфере;

· ИС в таможенной деятельности;

· финансовые ИС;

· банковские ИС (БИС);

· ИС промышленных предприятий и организаций (в этот контур входят бухгалтерские ИС - БуИС).

 

Этапы развития информационных систем.

 

Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл.

В 70-х - начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

 

Соотношение между ИС и ИТ.

Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

 

Вопрос 3

Независимо от классификационных признаков любая ЭИС организационно состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть ЭИС определяется совокупностью решаемых задач, выделенных по определенным видам деятельности различных хозяйствующих объектов. В хозяйственной практике производственных объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак декомпозиции информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая и другие виды деятельности.

Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида (методологических, технических, организационных), которые обеспечивают функционирование системы в целом или отдельных ее частей. В составе ЭИС предусмотрены информационное, программное, техническое, математическое и организационно-правовое обеспечение.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой систему показателей и средств их описания (классификаторы и коды, экономическая документация и соответствующим образом организованная информационная база).

Основной целью разработки ИО является формирование системы экономических показателей, наиболее полно удовлетворяющих потребности органов управления на основе единства классификации и кодирования экономической информации и совершенствования форм ее представления, а также рациональных методов организации баз данных, обеспечивающих минимизацию их ввода и многократное использование при решении задач.

 

При формировании системы экономических показателей

 

 

выполняются работы, связанные с выявлением полной, актуальной и своевременной информации, необходимой для решения задач в функциональных подсистемах для нужд управления.

Программное обеспечение (ПО) представляет собой комплекс программных средств (приложений), реализующих автоматизированное решение экономических задач.

Оно состоит из общего ПО, в которое входят операционная система и программы технического обслуживания, и прикладного ПО, ориентированного на непосредственное решение различных экономических задач в конкретной предметной области.

К специальному ПО относятся комплексы программ общего назначения, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации, и пакеты прикладных программ, реализующие обработку информации в конкретной предметной области. Пакеты прикладных программ представляют собой комплекс программных средств, имеющий четко выраженную модульную структуру и стандартные средства связи между ними.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для реализации технологического процесса сбора, передачи, обработки, хранения, размножения и выдачи экономической информации на всех уровнях ЭИС.

В комплекс технических средств входят:

 

компьютеры любых моделей;

 

устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

устройства передачи данных и линий связи;

 

оргтехника и устройства автоматического съема информации.

 

Техническое обеспечение должно обеспечивать необходимую достоверность и качество обработки данных на всех этапах технологического процесса, а также эффективное функционирование информационно-вычислительной сети в процессе решения различных экономических задач.

 

Математическое обеспечение (МО) это совокупность эко-номико-матема-тических методов, моделей и алгоритмов, необходимых для решения экономических задач с использованием современных вычислительных средств.

 

В МО входят описание типов^іх экономических задач, средства моделирования бизнес-процессов, методы оптимизации, экономико-математические модели и другие средства моделирования.

 

Организационно-правовое обеспечение (ОПО) состоит из совокупности действующих в ЭИС нормативных документов, определяющих и регламентирующих деятельность персонала при решении задач в условиях ее функционирования.

 

По структуре ОПО подразделяется на общесистемное, включающее нормативные и нормативно-технические документы, регулирующие вопросы деятельности системы в целом, и ОПО различных функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС.

 

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

 

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ЭИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

 

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ЭИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

 

разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

 

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

 

· статус информационной системы;

 

· права, обязанности и ответственность персонала;

 

· правовые положения отдельных видов работ процесса управления;

 

· порядок создания и использования информации и др.

 

· Определяющими принципами создания и функционирования ЭИС являются:

 

· системность разработки ее элементов;

 

· единство организационной структуры;

 

· единство информационной базы;

 

· единство технической базы;

 

· интегрированная обработка данных;

 

· типизация проектных решений;

 

· развитие системы и ее преемственность.

 

В основе всех принципов создания ЭИС как единой информационно-вычислительной системы лежит системный подход, заключающийся в рассмотрении всех ее элементов в единстве и взаимодействии.

Принцип единства организационной структуры состоит в общем подходе к построению функциональной и обеспечивающей частей ЭИС. Применение этого принципа обеспечивает возможность типизации проектных решений, технологических процессов обработки данных, программного обеспечения и т.д.

Единство информационной базы обеспечивает полноту информационного отображения, однократный ввод исходных данных в систему обработки и их многократное использование для решения различных задач, что существенно повышает эффективность функционирования ЭИС.

Единство технической базы предполагает применение единой технической политики по развитию технической базы. Этот принцип проявляется в технической, информационной и программной совместимости используемых технических средств и служит основой для разработки проектных решений и применения типовых технологических процессов обработки информации.

Интегрированная обработка данных предполагает единство информационной базы, независимость используемых данных от их принадлежности к различным формам документов, исключение дублирования данных, взаимную увязку данных в процессе их обработки.

Типизация проектных решений состоит в разработке однотипных проектов для различных частей ЭИС. Такие проекты ориентированы обычно на стандартную технологию обработки данных, единые форматы сообщений, типовые способы их подготовки и передачи.

Применительно к технологическим процессам обработки данных типизация позволяет многократно использовать универсальные эффективные технологии и сокращать проектные и эксплуатационные затраты. Ориентация при этом делается на применение типовых пакетов прикладных программ для решения экономических задач в определенной предметной области.

Принципы развития и преемственности определяют стратегию поэтапного создания системы, ориентируют разработчиков на ее последовательное развитие и совершенствование, и тем самым, закладывают определенные требования к решению организационных, методологических, информационных, программных и технических вопросов проектирования и внедрения системы в направлении ее дальнейшего развития и качественного совершенствования.

Вопрос 4

Информация — совокупность сведений, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.

Коммерческая информация — совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности — система сбора, обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.

 

Дня обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:

 

· информация о потребителях и мотивах их покупок;

 

· информация о товаре;

 

· информация о конкурентной среде;

 

· информация о конъюнктуре рынка;

· информация о потенциальных возможностях торговой фирмы.

 

Главным источником получения коммерческой информации является комплексное изучение рынка путем проведения маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торгового предприятия.

 

Информация, полученная в результате комплексного исследования рынка, должна отвечать следующим требованиям:

 

необходимость и достаточность по объему;

 

своевременность получения и передачи;

достоверность;

полнота;

сопоставимость.

 

Эти требования выполняются при создании информационной системы обеспечения данных коммерческой деятельности, представляющей собой систему сбора, накопления и обработки коммерческой информации о рынке товаров и услуг, для обеспечения эффективной деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики.

Это позволяет упорядочить поток коммерческой информации.

 

Коммерческая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных.

 

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной проблемы полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых (выборкой), а также в результате устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров.

 

Под вторичными данными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников информации для целей, отличных от целей проводимого маркетингового исследования. Это, главным образом, сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического, прогностического характера.

 

К внутренним вторичным источникам получения коммерческой информации относятся данные статистической и бухгалтерской отчетности торгового предприятия, а также оперативного учета результатов коммерческой работы и др.

 

Из внутренних источников информации можно получить сведения об общем объеме товарооборота, его структуре, динамике, объеме закупок, размере товарных запасов, товарооборачиваемо- сти, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, выполнения договоров поставки, издержках обращения, рентабельности и т. д. На основании этой информации выявляются проблемы в коммерческой работе торгового предприятия, вырабатываются направления по ее совершенствованию.

 

К внешним источникам вторичной информации относятся сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики; статистическая информация и результаты ее обработки, публикуемая министерствами и ведомствами; материалы обследования домашних хозяйств; периодической печати; платная информация коммерческих исследовательских организаций и др.

 

При сборе коммерческой информации используют два основных метода: •

 

метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.; •

 

метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.

 

Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы, может требовать особой защиты.

 

Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны.

 

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.