ФИГУРЫ РЕЧИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИГУРЫ РЕЧИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА





Выразительность, образность придают речи не только лексические, но и грамматические средства, а также приёмы их использования. Важное место среди них занимают фигуры (лат. figura — образ, вид).
Фигуры — это формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям. К фигурам относятся антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, инверсия, многосою- зие и бессоюзие и др.
Антитеза (от греч. antithesis — противопоставление, противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами, например:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт... (П.) Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — соединение противоположных по смыслу слов, например:
...Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (П.)
Градация (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, например: При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз! (Дост.)
Параллелйзм (греч. parallelos — идущий рядом) — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей, например:
Там — солнца луч и в зной оливы сень, А здесь — и гром, и молния, и слёзы. (А. Фет)
Параллелизм — одна из наиболее характерных черт поэтической речи. Сходство в построении предложений подчёркивает связь образов. Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.
Анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх, повторение), или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте, например:
Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И верной правды торжеством... (JI.)
Эпйфора (от греч. epiphora — концовка) — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. Ср.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.) Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи, ср.: Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? ...Время придёт — и будет Россия новая. (Шм.)
Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной, например:
Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (П.)
Во втором случае — при многосоюзии — речь, напротив, замедляется, повышается смысловая значимость перечисляемых элементов, например: Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и ничего нет, и опять в дороге. (Г.)
Различные фигуры речи могут сочетаться в одном тек-сте и взаимодействовать с тропами, они позволяют глубже понять смысл произведения, увидеть изображаемое многоплановым.
82. Прочитайте. Найдите фигуры речи и определите их тип.
1) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (П.)
3) Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна... Это всё — весна. (А. Фет) 4) Тишина стоит из века в век — синяя, громовая, густая. (Ю. Кузнецов) 5) Не отведав горького, не узнаешь сладкого. (Поел.) 6) «Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? (Аст.) 7) Забывается быстро плохое, а хорошее долго живёт.



(К. Ваншенкин) 8) Горячий снег. (Ю. Бондарев)
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Ночь». Какие выразительные средства в нём используются? Как они связаны друг с другом? Какую роль в построении текста играют фигуры?
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина,
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Найдите предложение, в кото-ром выражена основная мысль высказывания. Определите стилевую принадлежность текста. Продолжите синонимический ряд, подобрав свои примеры перифраз: Санкт-Петербург — Северная Пальмира, ; Пушкин — основоположник русского литературного языка
65
3 — В. Ф. Греков
Перифраза средство выразительности языка. Это оборот речи который сост..ит в замене слова описательным сочетанием содержащем элемент характеристики подчеркивания какой(либо) стороны качества признака описываемого предмета явления или лица и являясь синонимическим средством языка помогает избежать (не)оправ-
да..ых повторов в тексте. Одни перифразы отражают (общепринятую (обще)извес(?)ную характеристику об..екта и благодаря этому они понятны и (не)завис..т от контекста (сатиры смелый властелин — Фонвизин; создатель жанра высокой комедии — Мольер; туманный Альбион — Англия; Страна восходящего солнца — Япония и др.).
В тексте могут употребляться и контекстуальные перифразы которые вне контекста становят(?)ся многозначными. Так словосочетание великий сатирик может быть отне- се..о и к Мольеру и к Фонвизину; великий поэт и к Данте и к Петрарке и к Пушкину и к Лермонтову и к ряду других мастеров мировой литературы.
Такие перифразы пр..обр..тают конкретное значение лиш(?) в контексте.
Свойство перифразы кратко и ёмко характеризовать об..ект широко использует(?)ся как средство выразительности языка и в художестве..ых и в публицистических тек-стах. (По Д. Степановой)
Прочитайте ряд обозначений автора «Горя от ума» — автор пьесы, Грибоедов, современник Пушкина, выразитель идей декабризма, Александр Сергеевич, драматург, один из образованнейших людей своего времени. Какие перифразы из указанного ряда могут быть использованы в сочинении: а) с целью избежать повтора; б) для характеристики, подчёркивания каких-либо качеств; в) для указания на направление творческой деятельности Грибоедова? Подберите и запишите возможно большее число перифраз к имени одного из представителей русской культуры, истории (по выбору: Ломоносов, Радищев, Жуковский, Суворов и др.).
Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Озаглавьте его и составьте план. Приведите примеры, доказывающие основные положения текста. Объясните употребление знаков препинания в последнем абзаце. Подготовьтесь к пересказу этого текста.
Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, глубже понять смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различия.
Троп — это изменение основного значения слова, пере-нос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.
Фигура, напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Её главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста. (По JI. А. Новикову)

СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Удивительно богатая и разнообразная лексика и фразеология русского языка собрана в словарях.
Среди толковых словарей особенно выделяется «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Да- л я, насчитывающий свыше 200 ООО слов, в том числе большое количество диалектных. Этот словарь впервые был напечатан более ста лет назад, но неоднократно переиздавался. Для нас словарь Даля — интересный исторический памятник , широко охватывающий народную речь первой половины XIX в. (в нём, например, приводится свыше 30 ООО русских пословиц и поговорок).
В 1935—1940 гг. был издан четырёхтомный «Толковый словарь русского языка», составленный выдающимися учёными В. В. Виноградовым, Г. О. Винокуром, Б. А. Лариным, С. И. Ожеговым, Б. В. Томашевским и Д. Н. Ушаковым под редакцией Д. Н. Ушакова. Помимо объяснения значения слов, в словаре используются стилистические пометы, например: разговорное, просторечное, книжное, областное, шутливое и т. п. Такие пометы помогают правильному употреблению слов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова до сих пор является ценным справочником, хотя при пользовании этим словарём надо учитывать, что объяснение значений ряда слов уже устарело и правописание некоторых слов не соответст-вует установленным сейчас нормам.
з* 67 93. Общеупотребительная лексика и фразеология современного русского литературного языка представлена в четырёхтомном «Словаре русского языка», подготовленном Институтом русского языка РАН (первое издание вышло в 1957—1961 гг., второе — в 1981—1984 гг.). В словаре помещена также и та часть широкоупотребительной лексики русского литературного языка от Пушкина до наших дней, знание которой необходимо при чтении книг писате- лей-классиков, публицистических и научных произведений XIX в. Значение слова раскрывается в словаре путём краткого толкования и сопровождается, как правило, разнообразными примерами. Кроме толкования значения слова, имеются грамматические указания, даются стилистические пометы, устанавливающие сферу и границы употребления слова (областное, просторечное, разговорное, книжное, устарелое и т. п.), отмечается ударение. При иностранном слове указывается, из какого языка оно пришло в русский язык. Если слово входит во фразеологические обороты, то они приводятся и разъясняются.
Особенности «Словаря русского языка» достаточно ясно видны, например, из толкования в нём слов долгий и винегрет.
ДОЛГИЙ, -ая, -ое; долог, долга, долго; дольше и долее. 1. Продолжительный, длящийся в течение значительного времени; длительный. Долгая разлука. Долгий взгляд. ? Финке остаётся, но с условием, что обед будет продолжаться не долее (нареч.) десяти минут. Чехов, Обыватели. Августовские вечера становились темнее и дольше. Короленко, Современные картинки. Долог летний день, да коротка неделя. А месяц мелькнёт, и не заметишь. Лаптев, Заря. || Устар. Протяжный, медленный. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика. Пушкин, Зимняя дорога.
Устар. и прост. То же, что длинный (в 1-м знач.). Волос долог, да ум короток. Поговорка. Верный конь, узды не чуя, Шагом выступал: Гриву долгую волнуя, Углублялся вдаль. Пушкин, Казак.
Лингв. Произносимый длительно (о звуках, словах). Долгий гласный.
О Долгие годы — о большом отрезке времени. Прошли долгие годы. Долгая песня — о продолжительном, скучном деле, занятии. На долгих (ехать, путешествовать и т. п.) (в знач. сущ., устар.) — совершать пе-реезд на дальнее расстояние на одних и тех же (бессменных) лошадях. Отложить в долгий ящик — отложить исполнение какого-либо дела на длительное, на неопределённое время.
ВИНЕГРЕТ -а, м. 1. Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей с уксусом, маслом и другими приправами. 2. Переносно. Разг. О смеси, смешении раз-нородных предметов [От франц. vinaigrette — соус из уксуса, масла и пр.] Удобными и полезными пособиями по лексике современного русского литературного языка являются «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, насчитывающий 70 ООО слов, и «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, насчитывающий 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений (первое издание вышло в 1992 г.). Вот пример толкования слова в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова:
МЕДВЕДЬ, -я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Белый м. Бурый м. Делить шкуру неубитого медведя (шутл. по- гов. о преждевременных расчётах). М. на ухо наступил кому н,(шутл. о человеке, лишённом музыкального слуха). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). прил. медвежий, -ья, -ье. О Медвежий угол — захолустье. Наиболее полным толковым словарём является академический «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (издавался в 1948—1965 гг.), включающий более 120 000 слов. В словаре широко представлена лексика литературного языка XIX—XX вв. Текстовой материал отличается богатством и разнообразием. Важная особенность словаря — наличие кратких справок, указывающих на время фиксации слова в предшествующих словарях. Вот, например, как дано толкование слова эрудит:
ЭРУДИТ а, м. Человек, обладающий эрудицией. [Публицист] спешит зарекомендовать себя перед читателем в качестве эрудита. Салт. Письма к тё-теньке, 13. Исключительный полиглот и необыкновенный эрудит... Тромбетти пользовался на западе широкой известностью. Немировск. А. Тромбетти. Вадим и Алексей хорошо знали старую и текущую литературу... чему немало способствовал отец — незаурядный эрудит. Козаков. Девять точек, I.
Слов, иностр. слов 1937: эрудйт. — От лат. eruditus — образованный, учёный. В настоящее время выходит второе издание этого словаря в 20 томах.
Существует несколько школьных толковых словарей. Как пособие для учащихся в 1999 г. вышло второе издание «Школьного толкового словаря русского языка» М. С. Ла- патухина, Е. В. Скор л у повской, Г. П. Снетовой, а в 2005 г. — второе издание «Школьного толкового словаря русского языка» А. А. Семеню к и М.А.Матюшиной. В этих словарях даётся толкование лексического значения слов, отмечаются их необходимые формы, указывается словоупотребление, например:
АБЗАЦ, сущ. м. р., р. п. -а, мн. ч. им. п. -ы, р. п. -ев. 1. Отступ вправо в начале строки, красная строка. Начать писать с а б з аца. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый абзац. // аб- зац-н-ый, прил. Абзацная строка.
АБЗАЦ, -а, м. 1. Отступ в начале строки текста, красная строка. Писать с абзаца. 2. Текст между двумя такими отступами, представляющий собой смысловое единство.

Юлия Сергеевна, развернув газету, с любопытством пробежала статью глазами и начала читать уже внимательно, изучая абзац за абзацем. Проскурин. [Нем.Absatz] Краткое объяснение иноязычных слов и терминов, встречающихся в нашей публицистической, научно-попу-лярной, технической и художественной литературе, даётся в «Школьном словаре иностранных слов» Л. П. Крыси- на, например:
ГУМАНИЗМ, мн. нет, м. [< лат. humanus — человеческий, человечный] — человечность в общественных отношениях, между людьми.
Для учащихся общеобразовательных учреждений издан также «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. В. Иванова (первое издание — 1983 г.).
В «Кратком этимологическом словаре русского языка», составленном Н. М. Шанским, В. В. Ивановым, Т. В. Шанской под редакцией С. Г. Бархударова, дано объяснение происхождения более 7000 наиболее употребительных в нашем языке слов. Впервые словарь вышел в свет в 1961 г. и затем неоднократно переиздавался.
Значительный интерес представляет и «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шан-ского, Т. А. Бобровой (издан в 2000 г.), в котором в доступной форме приводятся сведения об этимологии слова.
Справочником по русской фразеологии может служить «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (первое издание вышло в 1967 г.). В словаре собрано более 4000 фразеологизмов, даётся их толкование (иногда — этимология), приводятся варианты. Употребление фразеологических оборотов иллюстрируется большим текстовым материалом. В 1980 г. для учащихся был выпущен «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова (второе и последующие издания этого словаря подготовили В. П. Жуков и А. В. Ж у к о в).
В 1995 г. вышел двухтомный «Фразеологический словарь русского литературного языка», составленный А. И.Фёдоровым. Словарь включает более 12 000 фразеологических единиц. В нём приводится толкование фразеологизмов и даются примеры-иллюстрации.
Богатая синонимика нашего языка наиболее полно представлена в «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой (1970 г.). В двухтомном словаре помещено более 4000 словарных статей, дающих объяснение значения и особенностей употребления каждого из синонимов и иллюстрирующих это хорошо подобранным текстовым материалом. На основе этого словаря был создан и в 1975 г. издан как справочное пособие одно-томный «Словарь синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой.
В «Словаре синонимов русского языка» 3. Е.Алек-сандровой (первое издание — 1968 г.; переиздавался несколько раз) собрано более 9000 синонимических рядов (гнёзд синонимов). Каждый ряд представляет собой перечень синонимов, значение которых, однако, специально не истолковывается и не иллюстрируется текстовым материалом. Словарь рассчитан на людей, в достаточной мере вла-деющих нормами русского литературного языка.
В последние годы изданы «Учебный словарь синонимов русского языка» JI. П. Алекторовой, В. И. Зимина, О.М.Кима (1994 г.) и «Русский синонимический словарь» К. С. Горбачевича (1996 г.).
Наиболее употребительные антонимы современного русского литературного языка представлены в «Школьном словаре антонимов русского языка» М. Р. Львова (первое издание вышло в 1980 г.).
Значительно расширить общекультурный кругозор, воспитать интерес к истории слов, показать, сколько ещё неизвестного таит в себе русское слово, поможет «Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв.» Р. П. Р о г о ж н и- ковой, Т. С. Карской (1996 г.). В этом словаре объяснены прежде всего историзмы и архаизмы, которые встречаются в произведениях, являющихся гордостью нашей отечественной литературы.
Используя школьные толковые словари русского языка (или другие толковые словари), определите лексическое значение данных слов. Составьте с каждым из слов по одному словосочетанию и запишите их.
1) Беззаветный, искренний, откровенный, священный.
Мировоззрение, деятельность, доблесть, обязанность, честь, вдохновение. 3) Обусловить, претворить, чтить.
Используя школьные словари иностранных слов, определите лексическое значение данных слов. Составьте с каждым из них по одному словосочетанию и запишите их.
1) Инициатива, перспектива, проблема, ресурсы, тенденция. 2) Интенсивный, мобильный, эффективный.
Анализировать, ориентировать, популяризировать, форсировать.
Спишите, подбирая к иноязычным словам подходящие русские синонимы (при затруднении справляйтесь в словаре иностранных слов или в толковом словаре).
1) Сентиментальная (...) женщина. 2) Полная апатия (...). 3) Древняя легенда (...). 4) Говорить с большим пафосом (...). 5) Получить анонимное (...) письмо. 6) Быть оптимистически (...) настроенным человеком. 7) Воздвигнуть монумент (...). 8) Массивное (...) здание. 9) Массовые (...) демонстрации. 10) Привести необходимые аргументы (...). 11) Читать мемуары (...).
Прочитайте. Расскажите, как этимология объясняет написание выделенных слов. К каким словарям нужно обратиться, что-бы получить такую информацию?
Из биографии слов и фразеологизмов
Латинский корень терр(а) — «земля» — содержится в ряде исторически родственных слов.
Территория — пространство земли с определёнными границами; терраса — 1) насыпь, площадка; 2) летнее открытое помещение в доме; террариум — место в зоопарке, где содержатся мелкие пресмыкающиеся и земноводные; терракота (буквально «обожжённая земля») — род глины жёлтого или красного цвета или изделие из этой глины, не покрытое глазурью; терракотовый цвет — красно-коричневый. Слово заимствовано из французского языка (букв, «на земле»); партер — нижний этаж зрительного зала.
Объясните значение следующих фразеологических оборотов. Составьте с ними восемь предложений.
Пиррова победа, или ...; перейти Рубикон, или ...; пожинать лавры, или ...; дамоклов меч, или ...; дойти до геркулесовых столпов, или... .
Проходить красной нитью, или ...; сжечь свои корабли, или ...; оказаться первой ласточкой, или ...; принять сражение, или ...; стать в тупик, или ...; стоять грудью, или ...; ручаться головой, или ...; согласиться скрепя сердце, или ...; добиваться во что бы то ни стало, или ...; класть под сукно, или ...; лежать под сукном, или... .
Напишите сочинение-миниатюру по одной из данных тем:
Словари — наши друзья и помощники.
«Словарь — это книга книг». (А. Франс)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.