Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 1. Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности. Определение государства.





 

Возникновение государства.

Предпосылки возникновения государства сложились еще
в первобытном обществе:

- запрет инцеста как условия воспроизводства рода;

- общественное разделение труда (отделение скотоводства от
земледелия; выделение ремесла; появление класса купцов);

- рост производительности труда и возникновение частной собственности;

- дифференциация общества по имущественному признаку;

- неспособность родоплеменной организации власти управлять обществом, содержащим классовые противоречия.

Государство возникает в результате перерождения родоплеменной организации в государственную.

В результате экономического развития общества, имущественной дифференциации возникла необходимость в появлении такой организации власти, которая бы смогла защищать интересы имущих и одновременно сохранять баланс между ними и экономически зависимыми слоями общества. Такой организацией стало государство.

Существует несколько теорий происхождения государства.

Теологическая теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский)
объясняет происхождение государства божественной волей. В своей основе
имеет мифы и поддерживает идею о том, что земные порядки есть
часть общемировых, божественных, а потому понять их сущность
и происхождение невозможно.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель) считает, что государство возникло из разросшейся семьи, глава которой стал главой государства (монархом). Таким образом, власть отца — государственная власть, а монарх — отец всех подданных.

Органическая теория (Г. Спенсер) проводит аналогию государства с биологическим организмом и возникновение государства видит в эволюции животного мира.

Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) возникновение
государства считает следствием завоевания, насилия, порабощения одним
племенем другого. Суть государства в данном случае — обеспечение подчинения слабого сильному.

Психологическая теория (Г. Тард, Л. И. Петражицкий) появление государства рассматривает как результат проявления человеческой психики, которой свойственно подчиняться, подражать, повиноваться.

Теория общественного договора (Д. Локк, Б. Спиноза, А. Н. Радищев). Государство возникает в результате заключения общественного
договора людьми на основе их сознательно выраженной воли, направленной на отказ от «свободного состояния» и передачу
функций управления обществом специально созданному образованию — государству.

Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле-
нин) государство возникает в результате естественного экономического развития общества, раскола общества на классы.

Особенности государства определенного исторического периода характеризуются состоянием и уровнем развития общества.

Традиционно рассматриваются два основных подхода к типологии государства.

1. Формационный подход является основой марксистско-
ленинской типологии государства. В его основе лежит понятие формации — исторического типа общества, основанного на определенном
способе производства, — отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности государства.

Естественно-исторический процесс смены одной общественно-
экономической формации другой определяет социальное развитие общества. Источником такого развития являются революционные изменения в производительных силах и производственных
отношениях.

Формационный критерий выделяет следующие типы государства:

- рабовладельческий (главной функцией такого государства является защита собственности рабовладельцев);

- феодальный (главной функцией такого государства является защита основных привилегий феодалов и подавление крестьянства);

- буржуазный (основан на капиталистической частной собственности на средства производства и классовой эксплуатации трудящихся буржуазией);

- социалистический (возникает в результате социалистической революции, следствием которой является уничтожение
частной собственности и создание общественной собственности на орудия и средства производства, политическая власть принадлежит народу);

- переходное государство (концепцию разработал В. И. Ленин, который считал, что в результате национально-освободительной
борьбы зависимых народов в некоторых государствах, при
поддержке мирового социализма, некоторые страны могут
перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию
развития).

2. Цивилизационный подход (А. Тойнби) учитывает не только
социально-экономические условия, но и религиозные, культурные, психологические и исторические особенности жизни общества
определенной цивилизации, которая влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. А. Тойнби выделяет 26 цивилизаций (египетскую, китайскую, западную, право-
славную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и т. д.).

В настоящее время широко распространено деление государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Главным критерием данной классификации является государственно-правовой режим.

Государство возникло в результате развития общества
и является его основной управляющей системой. На развитие государства влияет совокупность исторических, экономических, социальных, психологических факторов.

На формирование сознания и воли исследователя влияет состояние конкретной исторической эпохи, в которой таковой проживает, что находит отражение в множественности определений государства.

Так, в античном мире государство полностью поглощало человека, регулируя все сферы общественной жизни.

Аристотель определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей жизни.

Цицерон определяет государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Русские юристы также придерживались социологического подхода в определении государства, например Г. Ф. Шершеневич и Ф. Ф. Ко-
кошкин определяют государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Юридический подход к определению государства использовали Н. М. Коркунов и Г. Еллинек. Последний определяет государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта,
обладающее волей и являющееся носителем прав.

Философский подход (Гегель) трактует государство как порождение
особых духовных начал человеческого бытия.

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его
классовой сущности. В. И. Ленин определяет государство как машину для
угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Данный подход
долгое время был господствующим в отечественной правовой
науке.

Многогранность государства как общественного и правового явления, его историческая изменчивость не позволяют дать какого-либо единообразного универсального определения.

 

Определение государства помогает сформулировать сущность государства, его предназначение, трактуемые в рамках существующей исторической эпохи:

- государство всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;

- государство использует особый вид управления — государственную власть, которая обладает организующей функцией и функцией принуждения и осуществляется специальным аппаратом;

- государство обладает суверенитетом и территориально обособленно.

На основании этих признаков можно дать определение государства.

ГОСУДАРСТВО - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления,
издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Соотношение общества и государства

Общество возникает раньше государства, его истоки уходят
в самое начало истории человечества. Возникновение общества обусловлено социальной природой человека, его стремлением к
объединению, руководствуясь своим сознанием и волей и преследуя цель защиты жизненно важных интересов.

Общество объединяет людей на основе сходности их интересов
для решения насущных задач и достижения поставленных целей.

Внутренняя структура общества представляет собой устойивую систему связей и взаимоотношений его членов, которая
создается самими людьми в силу исторически сложившихся стереотипов и традиций. Данная система подвержена объективным
изменениям, вызванным изменениями условий жизни людей, с
которыми меняется и само общество.

Общество — самоорганизующаяся система, представляющая
собой среду существования его членов, которую они сами и создают.

На характер общества оказывают влияние экономические, политические, этнические, культурные, языковые, религиозные и
другие факторы, присущие определенной группе людей.

Таким образом, общество — это устойчивое сознательное и волевое объединение людей на основе их общих интересов и целей.

На определенном этапе развития общества, с усложнением
его внутренней структуры и с учетом внешних (взаимодействие с другими народами, угроза вторжения) и внутренних (необходимость единого управления многочисленными процессами в обществе, стремление к территориальной обособленности) факторов возникает потребность в объединении людей под единой властью, координирующей их интересы и организующей достижение поставленных целей. Так возникает государство.

Государство складывается и развивается на основе существующего общества, воспринимает многие его черты и характер.

Выделившись из общества, государство становится его основной политической организацией, которая руководит обществом
на основе властных полномочий. Государственная власть является главной силой в обществе, выполняющей функции объединения, организации и принуждения, ее действие распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства.

Следовательно, государство — важнейший социальный институт общества.

На отношения общества и государства влияют исторические
условия. Государство может как содействовать развитию обще-
ства, следуя демократическим принципам, так и подавлять его,
не считаться с его интересами (тоталитарное государство).

Государство — важнейший элемент политической
системы общества

Политическая система общества — это организованная совокупность взаимосвязанных общественных институтов (государственных и общественных организаций), участвующих в политической жизни государства и выражающих интересы различных
социальных классов и групп.

Помимо государства в политической системе действуют политические партии, профсоюзы, общественные объединения.

Государство занимает центральное место в политической
жизни любой страны, что обусловлено следующими факторами:

- государство является единственной всеохватывающей политической организацией общества, действующей на всей
территории страны;

- государство определяет основные направления развития
общества;

- государство использует специальный аппарат управления и
принуждения, которым не обладает ни один из элементов
политической системы;

- государство является официальным представителем страны
в международных отношениях;

- государство обладает суверенитетом; в отношениях внутри страны это проявляется в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и организациям, во внешнеполитических отношениях — в международном признании независимости и территориальной обособленности;

- государство располагает системой правовых средств, с помощью которых оно воздействует на общественные отношения.

На государство возложена особая роль, выполнение которой
выражается в следующем:

- государство является важнейшим объединяющим фактором, связывающим в единое целое политическую систему и
гражданское общество;

- государство обеспечивает целостность политической системы, обеспечивая при этом правопорядок в обществе;

- государство призвано решать общесоциальные задачи,
направленные на удовлетворение нужд всех и каждого,
на нем лежит обязанность обслуживания всех жизненно
важных систем общества (связь, транспорт, здравоохранение);

- государство является гарантом защиты прав и свобод граждан, обеспечивает эффективную судебную защиту;

- государство призвано поддерживать баланс в политической
системе общества, устанавливая общеобязательные нормы
для всех граждан и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая деятельность государства осуществляется посредством государственной власти, от уровня легитимности которой, методов реализации, принадлежности тому или иному
классу или группе людей зависит эффективность политической
системы.

Основные признаки государства

Признаки государства помогают раскрыть понятие государства как правового явления, позволяют выделить его из других
элементов политической системы общества, определить его отличия от негосударственных организаций общества.

Юридическая наука выделяет несколько классификаций признаков государства.

1. Представители социологической школы (Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин) выделяют следующие признаки государства:

- совокупность людей (народ);

- господствующую над ними власть;

- территорию как предел действия данной власти.

2. Марксистский подход выделяет следующие признаки государства:

- территориальная обособленность населения;

- учреждение публичной власти, не совпадающей с населением;

- содержание аппарата государственной власти за счет взимания с населения налогов и получения от него займов;

3. Современные исследователи, учитывая высокий уровень
развития общества, выделяют следующие общие признаки государства:

- государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Территориальная организация государства определяет центральную и местную власть, вертикальную и горизонтальную субординацию и административно-территориальное устройство (в этой связи выделяют унитарные и федеративные государства). Территориальный принцип помогает установить пространственные пределы государства — государственные границы, которые отделяют государства друг от друга. Государство обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту государственной власти на всей его территории;

- государство представляет собой особую организацию политической власти, располагающую специальным аппаратом управления обществом. Через систему своих органов государство осуществляет все свои функции и руководит обществом;

- государство объединяет на своей территории население —
человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства;

- государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Государству принадлежит исключительное право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых проводятся в жизнь через систему государственных органов;

- государство обладает суверенитетом, который выражается
в том, что государственная власть обладает верховенством и независимостью в отношении других властей внутри страны и в сфере межгосударственных отношений с учетом норм международного права.

Понятие государственной власти

Власть — это качество и степень возможности политического
деятеля (единоличного или коллективного) побуждать, до определенной степени и в течение определенного времени, одного или
нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-
либо (или не делать).

Государственная власть — это обусловленная объективными
условиями жизни общества способность официальных структур
подчинять поведение людей воле всего общества или его части
при помощи государственного принуждения.

Официальные структуры — это органы управления государства: государственный аппарат и система его органов.

Государственная власть реализуется во властеотношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.

Субъектами властеотношений являются государство в лице
его официальных органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, а также другие организации, находящиеся на территории данного государства, — с другой стороны.

Объектами властеотношений являются предметы и явления
окружающей действительности, по поводу которых складываются данные отношения.

Государственная власть обладает следующими характерными
признаками:

1) публичностью, т. е. общеобязательностью для всех, кто на-
ходится на территории, подвластной данному государству;

2) суверенностью, что означает ее верховенство на территории
определенного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на данной территории;

3) легитимностью, которая подчеркивает полномочность государства, т. е. то, что дает государству право осуществлять власть в отношении своих граждан, и степень, в которой эта власть признается как правильно реализуемая. В современном обществе источник легитимности государства заключается в
признании обществом власти правительства. Легитимность оценивается современными исследователями по следующим критериям:

- уровню принуждения, необходимому для проведения политики;

- состоянию общественного мнения и его отношения к власти и лидерам;

- наличию выступлений против власти.

Легитимность зависит от молчаливого согласия управляемых, а государство является легитимным в той степени, в какой его граждане признают таковым.

Государственная власть осуществляется особой категорией людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти.

Государственная власть подразделяется на самостоятельные и
независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти.

Понятие и структура формы государства

Форма государства непосредственно связана с его содержанием,
ее можно определить как такое устройство (строение) государства, в
котором проявляются все его основные признаки и характерные черты и которое обеспечивает системную организацию государственной власти, включающую методы, приемы и способы ее осуществления, административно-территориальную организацию населения.

Форма государства — сложное общественное явление, ее своеобразие определяется уровнем развития общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство на определенном этапе своего исторического развития.

На форму государства оказывают влияние следующие факторы:
культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания, характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными объединениями, церковью и др.).

Современные исследователи понимают под формой государства организацию политической власти и ее устройство.

Структура формы правления представляет единство трех взаимосвязанных элементов:

1) формы правления (отражает способ организации государственной власти и порядок ее образования);

2) формы государственного устройства (отражает способ территориального устройства государства, взаимоотношения органов государства и его частей, взаимодействие центральной, региональной и местной властей);

3) политического (государственного) режима (характеризуется совокупностью приемов и методов осуществления государственной власти).

Форма государства имеет практически-политическое значение, которое показывает, как организована власть в государстве какими методами она реализуется, какими органами осуществляется. На практике это отражается на эффективности управления государством, уровне легитимности государственной власти, рейтинге правительства, стабильности власти и общества, состоянии законности и правопорядка в стране.

Форма государства подвержена динамическим изменениям,
связанным с переменами в социально-экономическом, политическом, культурном состоянии общества.

В различных странах форма государства имеет свои особенности,
отражающие специфику национальной системы организации общества, однако для формы всех государств характерны общие признаки, характеризующие названные элементы формы государства.

Понятие и виды формы правления

Форма правления (ФП) представляет собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования и компетенцию.

ФП характеризуется следующими признаками:

1. порядком создания высших органов государства, их структурой;

2. взаимоотношениями между высшими и другими государственными органами;

3. взаимоотношениями между верховной государственной
властью и населением страны;

4. степенью обеспечения высшими государственными органа-
ми прав и свобод человека, их защиты.

Виды ФП различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом.

В связи с этим выделяют следующие виды ФП.

1. Монархия — это ФП, при которой верховная государственная власть осуществляется главой государства — монархом — единолично и переходит в порядке престолонаследия.

Виды монархии:

а) абсолютная монархия — ФП, при которой власть монарха не ограничена никакими законами и учреждениями;

б) ограниченная монархия — ФП, при которой власть монарха
сдерживает выборный государственный орган;

в) конституционная монархия — ФП, при которой власть монарха ограничена представительным органом, на основе конституции, утверждаемой парламентом, при этом монарх не вправе изменять конституцию.

 

Виды конституционной монархии:

- парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх
в ней «царствует, но не правит», его функции носят номинальный характер. Ни парламент, ни правительство не несут ответственности перед монархом;

- дуалистическая монархия характеризуется двойственностью государственной власти, которая разделена между
правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Правительство не несет ответственности перед парламентом, но подотчетно монарху. Монарх выражает интересы
феодалов, а парламент — буржуазии.

2. Республика — ФП, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются
общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими
правами.

Виды республик:

а) парламентарная республика — ФП, при которой парламент
является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти;

б) президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент является главой
государства и главой исполнительной власти.

 

Понятие и виды формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства определяет:

1. внутреннюю структуру государства;

2. правовой статус частей государства;

3. характер взаимоотношений центральных и местных госу-
дарственных органов;

4. степень защиты национальных интересов народов, прожи-
вающих на территории данного государства.

По форме государственного устройства выделяют следующие виды государства.

Унитарное государство — это единое, неделимое государство
административно-территориальные единицы которого подчинены центральным органам власти и не имеют государственного суверенитета.

Признаки унитарного государства:

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти, жесткое подчинение местных органов центральным органам;

- наличие единого законодательства, гражданства, денежной
системы, общей государственной политики;

- отсутствие у частей унитарного государства суверенитета;

- возможность существования самостоятельных автономных
образований по национальному признаку.

Федерация — это добровольное объединение нескольких государств в одно союзное государство.

Основные черты федерации:

- формирование территории федеративного государства из территорий его субъектов;

- наличие как федеральных высших органов власти и управления, так и высших органов власти и управления в каждом союзном государстве — члене федерации;

- принадлежность верховной государственной власти федеральным государственным органам;

- разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами на основе союзной конституции;

- наличие как союзного гражданства, так и гражданства субъектов федерации;

- наличие в федеральном парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации;

- принадлежность союзным государственным органам права
представлять федерацию в международных отношениях, формировать основные направления внутренней политики федерации.

Конфедерация — временное государственно-правовое объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедерация создается на определенный период времени, входящие в нее государства сохраняют свой суверенитет, осуществляют самостоятельно государственную власть, сохраняя независимость во внешней и внутренней политике.

Понятие и виды политического режима

Политический режим — это совокупность методов, приемов и способов осуществления государственной власти.

На политический режим оказывают влияние следующие факторы:

- метод реализации в государстве политической власти (убеждение, законность, правовое принуждение или насилие, устрашение, нетерпимость к инакомыслию);

- соотношение политических сил в государстве (стабильность
и устойчивость политического режима зависят от наличия баланса между различными политическими интересами, существующими в данном обществе).

В зависимости от метода осуществления политической власти
выделяют следующие виды политического режима:

1. Демократический режим. Складывается в правовых государствах, направлен на реальное обеспечение свободного развития личности, защиту прав и интересов человека.

Признаки данного режима:

- экономическая свобода личности;

- реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина;

- формирование органов государственной власти на основе
демократических выборов;

- эффективность органов правосудия, обеспечивающих реальную защиту прав и свобод личности;

- реализация принципа разделения властей;

- свобода действия различных партий, объединений, движений, ограниченная правовыми нормами, направленными на защиту конституционного строя, безопасности государства и личности (плюрализм);

- учет интересов большинства и меньшинства в равной мере;

- построение и реализация государственной политики на основе
законов, носящих общеобязательный характер, отражающих объективные потребности развития личности и общества.

2. Антидемократический режим. Характеризуется осуществлением государственной власти на основе произвола, без учета мнения как большинства, так и меньшинства.

Признаки данного режима:

- приоритет государства по отношению к личности;

- полный контроль государства над основными сферами общественной жизни;

- огосударствление всех общественных организаций;

- запрещение деятельности оппозиционных партий и объединений;

- допускается существование одной идеологии, которая возводится в ранг государственной;

- органы государственной власти формируются недемократическим путем;

- отсутствие демократических прав и свобод или невозможность их реализации и защиты;

- второстепенная роль права по отношению к государству, ликвидация правовых начал в жизни общества;

- игнорирование интересов меньшинства (нетитульных национальностей, национально-государственных образований).

Вывод: Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Вопрос 2. Понятие механизма государства. Понятие и признаки государственного органа. Принципы организации и деятельности государственных органов. «Разделение властей» в системе органов государственной власти. Функции государства как проявление его сущности и социального назначения. Функции российского государства на современном этапе.

 

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.

В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.

В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.

Государственный аппарат — это система специальных государственных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом, защиту его интересов и реализацию задач и функций государства.

Признаки государственного аппарата:

- представляет собой целостную иерархическую структуру
государственных органов и учреждений, построенную на единых принципах организации и деятельности, единых задачах и целях государственных органов и учреждений;

- состоит из людей (государственных служащих, управленцев), работающих в государственных органах и учреждениях и специально занимающихся управлением в разных направлениях государственной деятельности, обладающих определенными знаниями и профессиональной подготовкой в сфере управления;

- для реализации политики государства, его властных
велений аппарат обладает правом принуждения и специальными органами, обеспечивающими силовую поддержку государства, — вооруженной армией, органами охраны правопорядка, уголовно-исправительными учреждениями;

- государственные органы связаны отношениями субординации и координации, внутреннего (внутри каждого государственного органа) и внешнего (со стороны других контролирующих государственных структур) подчинения, их статус и полномочия определяются законом, их решения обеспечиваются принуждением;

- функционирование государственного аппарата обеспечивается финансовыми средствами, выделяемыми государством.

Назначение государственного аппарата — защищать интересы своих граждан на основе закона, максимально обеспечивая гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Государственный аппарат является основным субъектом осуществления государственной власти, через его органы государство осуществляет возложенные на него задачи и функции.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае - это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.

Одними из основных показателей эффективности функционирования государственного управления являются следующие критерии - экономическая мощь государства и уровень жизни населения. По оценкам Всемирного экономического форума в рейтинге 125 стран за 2006 год Россия занимала 114-е место по качеству государственных институтов и 110-е место по уровню развития судебной системы.

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящихся к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Не все государства воспринимают модель государственного аппарата с разделением властей на три ветви. Например, в Китае основным направлением совершенствования механизма государства, а с ним и всей политическо







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.