Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применение норм права органами внутренних дел.





Правоприменительная и праворазъяснительная деятельности занимают значительное место в повседневной практике органов внутренних дел.

Выделить признаки, определяющие особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел, возможно исходя из анализа общих признаков правоприменения, осуществляемого органами государства. Особенности здесь обнаруживаются, начиная с объектов и субъектов, вовлеченных в правоприменительный процесс.

Во-первых, объектом правоприменения являются общественные отношения, составляющие определенную часть правопорядка в сфере деятельности органов внутренних дел.

Во-вторых, субъектами правоприменительного процесса являются компетентные органы внутренних дел и их должностные лица. Не все работники органов внутренних дел имеют право осуществлять правоприменительную деятельность (работники информационно-аналитической группы, секретариата, хозяйственного и финансового отделов и т. д. такого права не имеют), а у других — эти полномочия носят ограниченный характер (полицейский ППС, командиры взводов ППС, преподаватели специальных учебных заведений МВД и др.). Одни — осуществляют ее в связи с управленческой деятельностью (министры, начальники УВД, начальники горрайорганов, командиры строевых подразделений и т. д.); другие — фактически заняты лишь правоприменительной деятельностью, реализуя юрисдикционную форму. К таковыv относятся следователи, дознаватели, участковые уполномоченные и др.

В-третьих, эта деятельность осуществляется в диапазоне определенного круга задач (обеспечение личной безопасности граждан, охрана и защита их прав, свобод и законных интересов, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, обеспечение общественной безопасности и т. п.).

В-четвертых, органы внутренних дел осуществляют правоприменительную деятельность и в экстремальных ситуациях, связанных с массовыми беспорядками, землетрясениями, эпидемиями и т. п., обеспечением охраны общественного порядка в период проведения спортивно-массовых мероприятий, митингов, демонстраций и т. д. Эта деятельность осуществляется при непосредственном соприкосновении с большой массой людей.

В-пятых, правоприменение органов внутренних дел осуществляется в строгой процессуальной форме, в рамках специальных процедур и в границах закрепленных правовыми нормами дозволений и запретов. Особенностью является также и то, что работники органов внутренних дел сопровождают правоприменительную деятельность специфическими для них способами и методами (задержание, арест, производство дознания, предварительное следствие, обыск, сбор доказательств, составление протоколов допросов потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого и т. п.).

Праворазъяснительная деятельность органов внутренних дел носит многоаспектный характер:

а) направлена на повышение правовой культуры населения;

б) нацелена на конкретную личность;

в) преследует цель повышения профессионального правосознания и профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

Суть этой деятельности заключается в установлении (в пределах компетенции) точного, единообразного понимания и разъяснения смысла нормативно-правовых предписаний, в уяснении целей и социального предназначения норм права, в определении их места в системе действующего законодательства в интересах защиты прав свобод и законных интересов личности.

Итак, правоприменительная деятельность органами внутренних дел и их сотрудниками осуществляется в двух формах: правоохранительной и оперативно-исполнительной (организующей).

Особенности праворазъяснительной деятельности органов внутренних дел прежде всего определяются своеобразием объекта воздействия, а также формами и методами ее реализации в пределах компетенции самих субъектов, ее осуществляющих.

Адресатами праворазъяснительной деятельности могут быть субъекты разных социальных уровней и ролей, например, трудовые коллективы, члены общественных организаций, работники кооперативов и фермерских хозяйств, работники управленческого труда крупных фирм, иных органов и учреждений и отдельные граждане.

Значительные праворазъяснительные усилия затрачиваются на лиц с отклоняющимся поведением (стоящие на учете несовершеннолетние, поднадзорные и т. п.). Кроме того, процессуальное законодательство предусматривает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор должны разъяснять подозреваемому, обвиняемому их права и обязанности. Права разъясняются потерпевшим, понятым. Свидетелю же помимо прав напоминается об обязанностях давать правдивые показания об известных ему обстоятельствах и об ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний.

Правоприменительная и Праворазъяснительная деятельность тесно связаны, дополняют друг друга, обогащают, но иногда вступают в противоречие. Так, обязанность разъяснять задержанному по подозрению в совершении преступления его право обращаться к услугам адвоката вступает в противоречие с практической возможностью обеспечить участие адвоката в предусмотренные законом сроки. То же самое мы видим при осуществлении административного производства. Всему этому есть свои объективные и субъективные причины. Прежде всего сказывается низкий уровень профессиональной культуры сотрудников, чрезмерная их загруженность работой и ограниченность оперативно-технических возможностей.

Стремление к разрешению противоречий способствует совершенствованию названных видов деятельности, помогает уточнить их формы и методы. Меры по совершенствованию каждого вида деятельности органов внутренних дел помогают избежать перехода данных противоречий в антагонистическое состояние. Подтверждением сказанного могут служить примеры положительных результатов одновременной активизации правоприменительной и праворазъяснительной деятельности. Это относится к работе полиции по предотвращению нарушений дорожного движения, к мерам по усилению борьбы с правонарушениями в общественных местах. Некачественная Праворазъяснительная работа негативно влияет на эффективность правоприменения органов внутренних дел.

К сожалению, гражданам недостаточно разъясняется Закон «О полиции», они слабо знают нормы Кодекса об административных правонарушениях; нормативные акты о порядке проведения митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д., в целом Конституцию России и другое законодательство в правоохранительной сфере.

Вывод: Таким образом, праворазъяснительная деятельность осуществляется в пределах правоприменительной и относится к двум ее формам — правоохранительной и оперативно-исполнительной.

Вывод по занятию: Таким образом, нормы права существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.