Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 1. Профилактика правонарушений. Роль ОВД в предупреждении правонарушений.





Профилактика правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами профилактики правонарушений являются:
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

 

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

1. ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

2. участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

3. законность;

4. комплексность и системность;

5. многоуровневость;

6. приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

7. непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

 

 

Требование "Незнание закона не освобождает от ответственности" реализуются с учетом положений:

- государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

- развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

- профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

 

Видами профилактики правонарушений являются:

1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан.

Меры общей профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) социально-экономических мер по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, в том числе объявление руководителю организации, а также другим соответствующим лицам, обязательных для исполнения официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, а также мер по совершенствованию нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических и воспитательных мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы через формирование у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующих в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающих общую, бытовую и правовую культуру людей;

4) технических мер посредством использования достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов технических средств контроля за состоянием правопорядка и безопасности на улицах, объектах транспорта, в других общественных местах;

5) других правовых мер.

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

- сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

- анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

- прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

- создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

- выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;

- учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

- осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

- обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

- разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений.

Необходимо использовать:

- направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

- направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков

2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя;

4) профилактический учет и контроль;

5) принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;

6) установление судом административного надзора;

7) иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые в установленном порядке.

3) виктимологическая профилактика правонарушений (данный вид профилактики не всегда выделяется в качестве профилактической деятельности), заключающаяся:

- в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств;

- в устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений;

- в выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств;

- в разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.

Иными словами, виктимологическая профилактика - деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств;

Меры виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, осуществляются исключительно с целью снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств.

Меры общей виктимологической профилактики правонарушений могут включать в себя:

1) выявление криминальных ситуаций с лицами с повышенной виктимностью и принятие мер по их устранению;
2) информирование населения о криминальных ситуациях и о поведении граждан, обеспечивающее их защиту от преступных посягательств;
3) разъяснение категориям лиц, обладающим повышенной виктимностью, о направленности их поведения.

Меры индивидуальной виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, могут включать в себя:

1) выявление потенциальных жертв правонарушений;

2) информирование лиц о возможном совершении в отношении них правонарушений, оказание помощи в обеспечении сохранения их жизни, здоровья и собственности;

3) оказание помощи лицам с повышенной виктимностью с целью активизации их внутренних защитных возможностей, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности;

4) обеспечение личной безопасности лиц, профессиональная деятельность которых обусловливает их повышенную виктимность.


В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. 15.07.2016).

Законом определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и другиие вопросы.

Так, согласно данному закону, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

- органы управления социальной защитой населения,

- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы, осуществляющие управление в сфере образования),

- органы опеки и попечительства,

- органы по делам молодежи,

- органы управления здравоохранением,

- органы службы занятости,

- органы внутренних дел,

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.