Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос - Роль Банка России как финансового агента Правительства России





Выполнение Банком России функции финансового агента Правительства вытекает из особого положения центрального банка:

1. как органа государственного регулирования экономики;

2. как банка Правительства со всеми присущими банку функциями и выполняемыми операциями.

Выполняя функцию финансового агента, Банк России сохраняет функциональную независимость от государства. Функциональная независимость выражается, прежде всего, в том, что Банк России наделен четко определенными и закрепленными в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» функциями, позволяющими ему достигать основных целей своей деятельности. В соответствии с этим законом федеральные органы могут уполномочивать Банк России осуществлять также иные функции, но при реализации своих функций и полномочий Банк России независим от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Цели деятельности Банка России как государственного органа регулирования экономики выражают стремление обеспечить устойчивое развитие не только банковского сектора, но и финансового, и, в конечном счете, обеспечить достижение макроэкономического равновесия и оптимальных для страны темпов экономического роста.

Денежно-кредитная и финансовая сферы экономики тесно взаимосвязаны. С одной стороны, деятельность центрального банка по разработке и реализации государственной денежно-кредитной и валютной политики в значительной степени влияет на состояние государственных финансов. С другой стороны, на динамику монетарных процессов, в первую очередь на динамику инфляции, влияют сбалансированность федерального бюджета, масштабы финансовой помощи бюджетам регионов и другие. Кризисы банковской системы могут быть спровоцированы финансовыми кризисами, в том числе кризисами на рынке государственных ценных бумаг. Следовательно, в рамках общей государственной экономической политики требуется взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики.

С учетом этого строятся взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Совместно с Правительством РФ Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику на соответствующий год, основываясь на данных анализа национальной и мировой экономики, на программах экономического развития в предстоящем финансовом году, в том числе в области развития государственных финансов.

Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга России с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации заключают специальные соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

В настоящее время одним из важнейших вопросов государственного регулирования экономики является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России как государственный орган регулирования экономики является активным участником этого процесса.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25 октября 2005 г. №132н создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в состав которой входят также представители Банка России.

В рамках задач, поставленных перед данной Комиссией:

- готовятся предложения по реализации утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- обеспечивается взаимодействие, в том числе информационное, федеральных органов исполнительной власти и Банка России по отдельным направлениям противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- вырабатывается согласованная позиция по вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разрабатываются предложения по совершенствованию системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как банк Правительства России Банк России выполняет следующие операции:

- обслуживание внутреннего государственного долга;

- ведение текущих счетов Правительства России и Федерального казначейства;

- надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и банкнот;

- перевод валютных средств при осуществлении расчетов Правительства РФ с другими странами;

- составление платежного баланса;

- управление средствами Стабилизационного фонда России.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Также Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе Банка России не означает первичного участия центрального банка в государственном долге. Государственные облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Таким образом, при регулировании государственного долга, Банк России действует именно как финансовый агент Правительства.

В настоящее время обеспечивается взаимосвязь между денежно- кредитной политикой и политикой управления государственным долгом Российской Федерации. Координация денежно-кредитной политики и политики управления государственным долгом осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства России и Банка России на соответствующий год. Координация проводится в рамках согласования между Министерством финансов России и Банком России политики в области регулирования денежной массы и процентной политики с политикой в области внутренних и внешних заимствований, а также согласования политики в области регулирования золотовалютных резервов и политики в области погашения и обслуживания государственного внешнего долга.

Выполняя функцию финансового агента Правительства России, Банк России осуществляет обслуживание счетов Правительства России и Федерального казначейства. Взаимодействие Банка России и Министерства финансов России по обслуживанию счетов Федерального казначейства осуществляется на основе Положения Центрального банка Российской Федерации и Минфина России от 13 декабря 2008 г. №298-П/173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства».

При выполнении функции банка Правительства Банк России систематически собирает, структурирует и анализирует информацию об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и произведенных расходах в бюджетной системе России.

Как банк Правительства Банк России открывает счета в валюте Российской Федерации центральным банкам иностранных государств, международным межгосударственным (межправительственным) организациям. Открытие Банком России счетов в валюте Российской Федерации центральным банкам иностранных государств, международным межгосударственным (межправительственным) организациям и проведение по ним операций осуществляется на основании соглашений (договоров корреспондентского счета), заключаемых Банком России с центральными банками иностранных государств, международными межгосударственными (межправительственными) организациями.

Правительством Российской Федерации Банку России предоставлены отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации. Министерство финансов России заключило от имени Правительства Российской Федерации с Банком России договор об управлении средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации, депозитарный договор и договоры об учете средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в иностранной валюте. Предметом договора об управлении средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации является управление инвестиционным портфелем, сформированным за счет средств Стабилизационного фонда.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.