Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ





Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ПЛАН:

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

2. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основ­ные концепции следующие:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиций психологии и человеческих отношений;

- управления с позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы науч­ного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Орга­низация в целом выигрывает, если каждая группа работников со­средоточится на том, что она делает успешнее всего.

Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.

• Научный подбор рабочих. Эффективное производство требу­ет подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки спо­собностей разрабатываются тесты.

• Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изуче­ние затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.

• Специализация работы. Производство должно быть разделе­но на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

• Важность побудительных мотивов (заработной платы).

• Справедливое распределение ответственности между рабочи­ми и управляющими.

Крупнейшими последователями Тейлора были его соотече­ственники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менед­жмент был признан самостоятельной областью научных исследо­ваний. Было доказано, что методы, используемые в науке и техни­ке, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления направлена на разработ­купроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

- технической — осуществление производственного процесса;

- коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;

- финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;

- бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;

- административной — оказание воздействия на работников;

защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, органи­зации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования орга­низации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов ад­министративного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмер­сон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности.

В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомо­бильный король начала XX в. Генри Форд.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецко­го ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:

- глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;

- четкое построение по иерархическому принципу;

- система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;

- подбор кадров по формальным признакам на конкурентной ос­нове с последующим продвижением в зависимости от старшин­ства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результа­тов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.

Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделе­ния: гигантским неповоротливым предприятиям первой полови­цы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила управления как «обеспечение выпол­нения работы с помощью других лиц». Исследования, проведен­ные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономи­ческие силы, как считали сторонники научного управления, а раз­личные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочи­ми и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наиболь­шее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важней­шем положении, что применение приемов управления межлично­стными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повыше­ния его производительности.

Концепция управления с позиций науки о поведении — теория по­лучившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эф­фективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных ас­пектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орга­низациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь ра­ботнику в осознании своих возможностей путем применения по­ложений поведенческих наук к построению организации и управ­лению ею.

Таким образом, все четыре концепции менеджмента направле­ны на совершенствование стратегии отдельных предприятий с це­лью получения намеченной прибыли.

Современная зарубежная наука управления представлена са­мыми различными течениями, школами, направлениями, концеп­циями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все на­правления, концепции, взгляды объединяет стремление соеди­нить научные исследования организационно-технических про­блем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: дости­жение стабильности экономического развития, преодоление со­циально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повы­сить практическую значимость теоретических исследований в об­ласти менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоре­тических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной те­ории менеджмента.

На современном этапе важнейшее значение в теории управле­ния приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориента­ции предприятия в сложившихся условиях.

Концепция адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы — это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, то есть стратегия маневрирова­ния в распределении и перераспределении производства и това­ров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабо­чей силы, темпов экономического роста, политической стабиль­ности страны.

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию Щ деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необхо­димость выработки единой стратегии, направленной на оптимиза­цию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Су­ществуют разные направления этой концепции:

- теория множественных целей, когда глобальная стратегия на­правлена на реализацию многих целей и отрицается максимиза­ция прибыли в качестве главной цели;

- оптимизация осуществляется в целях максимизации прибыли;

- оптимизация направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структу­ры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

- оптимизация осуществляется путем совершенствования ос­новных функций управления, в частности долгосрочного плани­рования.

Концепция целевой ориентации базируется на том, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.

Воснове менеджмента как концепции управления лежит объек­тивная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших предприятий появляется возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на ха­рактер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем. Менеджмент по этой кон­цепции направлен на совершенствование организации управле­ния деятельностью отдельных предприятий. В ней больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений, обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться
полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические
процессы.

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Решения обычно принимают на базе собственного или коллек­тивного опыта, эксперимента, анализа научных исследований.

Опыт. Утверждение «опыт — лучший учитель» оправдано лишь в том случае, если этот опыт тщательно анализируется, а не слепо повторяется, и если выявляются причины успеха и неудач, учиты­вается конкретная ситуация.

Эксперимент основан на апробации на практике одной или не­скольких альтернатив с целью их оценки. Существуют решения, которые не могут быть приняты без проведения эксперимента, подтверждающего правильность выбора. Например, решение о се­рийном выпуске машин, станков, бытовых приборов и т. д. может быть принято только после испытания одной или нескольких мо­делей. Эксперимент широко используется для принятия марке­тинговых, организационных и кадровых решений. Но следует принимать во внимание его высокую стоимость. Эксперимент мо­жет быть использован только в том случае, если доход (или полез­ность) от результатов принятого решения будет значительно пре­вышать затраты. Существуют математические методы, позволяю­щие провести такую оценку.

Анализ научных исследований. Этот метод все шире применяет­ся в управлении. Он гораздо дешевле эксперимента. Одной из главных отличительных черт этого метода является разработка мо­дели, имитирующей проблему. «Имитационное моделирование» позволяет выявить такие варианты последствий решений, о кото­рых принимающий решение (руководитель) мог и не подозревать. Однако применение этих методов возможно только с использова­нием ЭВМ.

При изучении управленческих проблем используются научные и математические методы: исследование операций, теория вероят­ностей, теория игр, теория очередей, управление запасами, ли­нейное программирование, стоимостной анализ, сервотеория (принцип обратной связи в процессе управленческого контроля, служащий для устранения отклонений).При изучении проблемы в условиях неопределенности, харак­терных для современной ситуации в России, применяются такие методы, как анализ степени риска, дерево решений, платежная матрица и теория предпочтения (полезности), позволяющие по­высить качество решений.

Надо иметь в виду, что выбор конкретного метода определяется как объективными (решаемая проблема), так и субъективными (руководителем и специалистами — системными аналитиками) факторами, а также конкретными факторами внешней и внутрен­ней среды на момент принятия решения.

Не существует единого оптимального метода обоснования ре­шений, так же как и самых лучших методов планирования или руководства. Главная задача — определить, что нужно делать, и най­ти эффективные пути решения, то есть следует идти от задачи к выбору адекватных методов ее решения, а не наоборот. Е. П. Голубков в Практикуме хозяйственника «Какое принять решение» так определяет задачу выбора: «Как, располагая опреде­ленными ресурсами и рядом методов, определить метод, который может дать наилучший результат к требуемому моменту време­ни?». Для решения этой задачи он рекомендует использовать сле­дующие критерии: практическая применимость метода; сбаланси­рованность его с другими методами; стоимость использования; эффективность применения; достоверность; стабильность. Здесь же он отмечает: «Обычно при выборе методов обоснования реше­ний приходится идти на компромисс. Чтобы добиться более высо­кой достоверности, приходится соглашаться с более высокой сто­имостью решения. Однако требования применимости и сбаланси­рованности должны быть выполнены до того, как будут рассмот­рены остальные четыре, поскольку они являются ограничениями по отношению к ним. Обеспечив применимость и сбалансирован­ность, следует перейти к рассмотрению остальных критериев от­бора».

Следует учитывать, что оптимальное решение всегда имеет комплексное обоснование: экономическое, техническое, техноло­гическое, организационное, социально-психологическое.

Тема: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ПЛАН:

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

2. ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.