Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ





Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах - главный предмет: на изучение языка, как правило, отводится половина учебного времени (т.е. уроков). «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения...» – писал К.Д. Ушинский в статье «Родное слово».

Родной язык - величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его
фразеологией - меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образования форм и сочетания их в предложении - формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передаватьтончайшие оттенки мысли.

Постоянные занятия языком (и языками) обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение логических связей и обоснованности речи; это полноценное аудирование и чтение, это мир книг - чтение и перечитывание;это осмысление структуры и механизмов языка; и эстетика языка - выразительность речи, красивое, каллиграфическое письмо, первые опыты литературного творчества... К.Д. Ушинский и его последователи так определяли
цели школьного предмета «Родной язык»:

воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения илюбви к родному языку, формирование языкового вкуса, «чутья языка», высокой культуры речи;

развитие «дара слова» - практическое развитие речи - выражение своей мысли и понимание чужой;

формирование и отработка (автоматизация через тренинг)
языковых умений: аудирования – восприятия речи с полным пониманием, говорения - выражения своей мысли, письма – графической фиксации мысли и, наконец, чтения;

изучение, анализ образцов - всего лучшего, что создано мастерами слова, самим народом (литература, фольклор);

на основе работы по первым четырем целям - изучение, исследование, осознание языковой системы в функционировании; применение языковой системы для овладения нормами литературной речи и ее выразительностью.

Русский язык как учебный предмет в русскоязычной школе выполняет две функции:

1) является предметом изучения и обучения ему;

2) является средством изучения всех остальных предметов.

Начальный курс русского языка представляет собой важнейшую часть школьной программы, так как русский язык в школах с русским языком обучения является не только отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе определяются отраслью «Языки и литературы» Государственного стандарта начального общего образования (2011г.).

Основная цель курса – заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учетом их интересов и возможностей, что обеспечивается планомерным обучением всем видам речевой деятельности на основе определенного круга знаний по языку и языковых умений. Изучение русского языка также должно содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно учиться и ориентироваться в информационном потоке.

Достижение основной цели обучения русскому языку осуществляется в процессе решения следующих задач:

· развитие у детей положительной мотивации к изучению языка, коммуникативного мотива; желания знать русский язык, постигая его законы; воспитание бережного отношения к слову и уважения к языку как части русской национальной культуры;

· обеспечение гармонического развития всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, лингвистики текста;

· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

· обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

· обеспечение осознанного усвоения способов применения теоретических сведений и орфографических правил в речевой деятельности;

· воспитание языковой личности, которая заботится о качестве своей речи и умело пользуется ею;

· развитие этнического самосознания тех учащихся, которые являются носителями русского языка. При обучении русскому языку учащихся других национальностей – обеспечение – наряду с украинским – свободного владения одним из распространенных в Украине и в мире языков. Формирование у тех и других учащихся чувства принадлежности к многонациональному народу Украины; содействие становлению у них гражданских и патриотических чувств;

· приобщение к культурному наследию русского народа;

· воспитание у учащихся интереса друг к другу, уважения и внимания к мыслям и чувствам своих одноклассников;

· эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;

· становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям;

· воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры;

· формирование умения учиться.

Весь процесс обучения русскому языку подчинен развитию у младших школьников коммуникативной (языковой и речевой), социокультурной и деятельностной компетенции, при ведущей роли речевой содержательной линии обучения. При этом существенными показателями сформированности ключевых компетенций является демонстрация учащимися коммуникативно оправданного, свободного и правильного использования единиц русского языка не только на уроках непосредственной речевой направленности (русский язык, литературное чтение), но и при изучении других учебных предметов, а также в незнакомой ситуации и во внеурочное время.

Важный аспект изучения русского языка – развитие образного и логического мышления, познавательных интересов, морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие творческого потенциала школьников.

Обучение русскому языку должно содействовать укреплению психофизического и духовного здоровья учащихся, стимулировать воспитание и развитие у школьников личностных качеств, которые соответствуют требованиям информационного общества.

В ходе начального обучения русскому языку происходит слияние обучения, развития и воспитания школьников в единый органичный процесс.

Исходя из специфики предмета «Русский язык», он способен обеспечить формирование и развитие таких таких ключевых компетенций, как коммуникативная (языковая, речевая), социокультурная, деятельностная, общекультурная, умение учиться.

Курс русского языка в начальных классах строится в соответствии с такими основными линиями содержания: речевой, языковой, социокультурной и деятельностной.

Речевая линия содержания предполагает формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, их умений пользоваться языком как средством общения, познания и самопознания, влияния, саморазвития и самосовершенствования. Это умения воспринимать и понимать речь, самостоятельно создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания различных типов, стилей, жанров речи, в разных сферах жизни, пользоваться разными видами слушания и чтения, вести диалог с соблюдением требований речевого этикета, правильно и коммуникативно целесообразно высказывать свои мысли, анализировать тексты, оценивать и совершенствовать собственную речевую деятельность, овладевать риторическими навыками и т.п. С этой целью совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте. Реализацию речевой линии обеспечивает взаимодействие трех остальных линий содержания обучения русскому языку.

Содержание речевой линии включает 4 вида речевой деятельности: аудирование (слушание и понимание текста), говорение (диалог, монолог), чтение и понимание читаемого, письмо (построение письменных связных текстов разных типов).

Языковая линия содержания направлена на усвоение школьниками знаний о языке, формирование языковых умений и разрабатывается с учетом того, что начальный курс обучения русскому языку и формирования у учащихся умений выполнять определенные виды языкового анализа носит пропедевтичекий (подготовительный) характер. Эта работа должна быть подчинена интересам развития у ребенка орфоэпических, лексических, грамматических, правописных умений, т.е. усвоению норм литературного языка и культуры речи. Она осуществляется с учетом особенностей русской речи в Украине, которые определяются близостью и взаимодействием украинского и русского языков.

Содержание этой линии представляют единицы языковых уровней: текстологического (строение текста, типы и стили текстов); синтаксического (словосочетание, предложение); морфологического (части речи, их грамматические формы); лексического (значение слова, синонимы, антонимы, устойчивые выражения); состава слова (значимые части слова); фонетико-фонологического (звуки речи, слог, ударение, интонация), а также правописание, графический навык письма.

Социокультурная содержательная линия является обязательной составляющей работы над речевой и языковой линиями и предполагает формирование и расширение представлений учащихся о государстве Украина, в котором они живут, о государстве Российская Федерация, на языке которого обучаются в школе, о государственных символах обеих держав, о культуре русского и украинского народов; ознакомление с различными жанрами устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, загадки и др.); усвоение формул национального речевого этикета, правил общения и использование их в общении с представителями разных возрастных групп и статусов; освоение учащимися различных социальных ролей в соответствии определенными жизненными ситуациями. Это обеспечивается и реализуется в учебном процессе с использованием учебных текстов, тем для бесед, учебных диалогов, различных видов монологических высказываний, тематических групп слов и фразеологизмов, в которых отображаются особенности духовной и материальной культуры русского народа, его национального характера.

Содержание этой линии составляют: 1) тематические группы слов, государство, в котором дети живут, и то, на языке которого обучаются; столицы, государственную символику, реалии жизни народов; 2) фольклорные произведения большой и малой форм; 3) особенности национального русского речевого этикета, правила речевого общения; 4) социальные роли.

Деятельностная линиясодержания обучения направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умения учиться, включающего в себя учебно-организационные умения и навыки (уметь организовать свое рабочее место; решать учебные задачи во взаимодействии с одноклассниками в паре, в малой группе; ориентироваться во времени, учиться его распределять и беречь; планировать последовательность выполнения задания; прогнозировать результаты деятельности; доводить работу до конца); учебно-информационные (уметь работать с учебником, учебными пособиями, пользоваться дополнительной и справочной литературой, сосредоточенно слушать, формулировать вопросы, доказательно давать ответы); учебно-интеллектуальные (анализировать языковые и речевые объекты, сравнивать их, выделять в них главное, обобщать, делать выводы; устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным; высказывать и доказывать собственное мнение; уметь моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, преобразовывать материал); контрольно-оценочные (знать разные способы проверки и контроля своей деятельности, знать способы исправления ошибок, оценивать свои действия и действия других), что непосредственно связано с развитием у детей мотивации учения.

Содержание деятельностной линии составляют: 1) учебно-организационные умения и навыки; 2) учебно-информационные умения и навыки; 3) учебно-интеллектуальные и творческие умения и навыки; 4) контрольно-оценочные умения и навыки.

В новой программе 2012 года содержание социокультурной и деятельностной линий четко обозначено для каждого этапа обучения, указаны требования к уровню образовательной подготовки школьников 1-4 классов по усвоению содержания этих линий обучения русскому языку.

Названные содержательные линии обучения русскому языку в их совокупности формируют речевую компетентность школьника, способствуют становлению его как языковой личности.

Организация изучения начального курса русского языка должна базироваться на следующих принципах:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· преемственность и перспективность дошкольного, начального и основного общего образования;

· развитие каждого ребенка как субъекта отношений с окружающими людьми – ровесниками и взрослыми;

· реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его индивидуальных способностей и темпа развития;

· разнообразие организационных форм обучения, которые обеспечивают мотивацию изучения русского языка, раскрытие творческого потенциала детей, формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных мотивов, обогащение стилей сотрудничества со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной деятельности;

· активное использование жизненного опыта каждого ученика в процессе развития всех видов речевой деятельности;

· сохранение и укрепление психофизического и духовного здоровья учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к окружающим, любви к членам семьи, бережного отношения к природе;

· целесообразность использования форм, методов и приемов обучения.

Достижение образовательной цели обучения русскому языку возможно при оптимальном и комплексном применении методов и приемов классической методики обучения родному языку и инновационных образовательных технологий развивающего обучения.

Планомерное речевое развитие учащихся осуществляется во взаимосвязи с усвоением ими языкового материала и развитием мышления. В каждый урок включаются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные ответы по теме изучаемого материала, изложения, сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям, оценивание); создаются речевые ситуации, которые естественным образом рождают мысль и побуждают к реализации ее в речи, в творческой деятельности.

 

Учебное время в программах для 2-4 классов распределяется с учетом необходимости выделения в учебном процессе 10-12 специальных часов для формирования и развития устных и письменных видов речевой деятельности.

В целом распределение часов в программе осуществляется так: из общего количества часов, отведенных на русский язык в каждом классе (105 – во 2 классе, 87,5 – в 3 и 4 классах), вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 7 часов выделено для повторения в начале года, в конце каждого учебного периода и в конце года.

Программа построена на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что требует чёткого определения результативности усвоения содержания начального курса языка, языковых и речевых умений.

В программе начального обучения русскому языку выделены такие разделы: «Речевая содержательная линия», «Языковая содержательная линия», «Социокультурная содержательная линия», «Деятельностная содержательная линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ». В программу 1 класса введен раздел «Обучение грамоте», который представляет особый и очень ответственный период обучения первоклассников элементарному чтению и письму как видам речевой деятельности, формирующимся в неразрывной связи с аудированием (слуховым восприятием чужой речи), говорением (передачей мыслей и чувств в устном высказывании); графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ формируются и осваиваются в процессе обучения детей письму.

Основой формой обучения русскому языку остается урок. На современном этапе в начальной школе чаще всего используются такие типы уроков:

комбинированный урок, имеющий такую структуру

I. Организационно-мотивационный (мотивация деятельности учащихся).

ІІ. Проверка домашнего задания (приемы работы: опрос (индивидуальный, фронтальный), выполнение тестовых письменных работ, упражнений, заданий. Оценивание знаний учащихся).

ІІІ. Актуализация опорных знаний (воспроизведение знаний, умений, навыков, которые должны стать основой усвоения новых понятий).

IV. Сообщение нового материала (методы и приемы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, создание проблемных ситуаций; демонстрация наглядного материала).

V. Закрепление изученного материала. Выполнение устных, письменных упражнений (использование заданий аналитического, синтетического характера, на абстрагирование, сравнение, конкретизацию, обобщение).

VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок усвоения новых знаний:

1. Организация для работы.

2. Актуализация опорных знаний (повторение ранее изученного).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.

4. Восприятие и осознание учащимися нового материала:

а) наблюдение и анализ языкового материала под руководством учителя;

б) выводы формулировка правил учащимися;

в) работа с учебником (уточнение формулировок правил по учебнику, изучение правил, подбор новых примеров для его иллюстрации);

г) проверка понимания нового материала (повторение изученного материала).

5. Осмысление новых знаний в процессе практической деятельности:

а) формирование умений пользоваться знаниями в процессе выполнения разнообразных упражнений под руководством учителя;

б) самостоятельная творческая работа.

6. Домашнее задание: объяснение задания и способа выполнения.

7. Итого урока.

Урок осмысления новых знаний, формирования на их основе необходимых умений и навыков:

1. Организационный момент.

2. Словарная работа. Работа над ошибками.

3. Проверка домашнего задания.

Способы проверки:

-проверка всего задания с развернутым объяснением;

- проверка всего задания с частичным объяснением;

- выборочная проверка с пояснением трудных мест в задании;

- проверка выполнения отдельных фрагментов задания.

4. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.

5. Тренировочные упражнения на осмысление знаний, формирование умений и навыков в определенной системе с постепенным усложнением форм работы, организация самостоятельной и творческой работы. Повторение определений правил.

Требования к подбору тренировочных упражнений:

- упражнения подбираются так, чтобы на одном уроке учащиеся выполнили максимум заданий разного характера;

- количество упражнений должно быть таким, что позволит регулировать нагрузку детей с учетом получения определенных результатов;

- постепенно увеличивать упражнения для самостоятельного выполнения учащимися;

- чередовать упражнения устные с письменными, причем письменные упражнения должны преобладать;

- использовать алгоритмические предписания, определяющие ход рассуждений и умственных действий учащихся (различные памятки).

6. Творческие упражнения.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Урок проверки знаний, умений, навыков ( контрольный диктант):

 

1. Организационный момент.

2. мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа:

а) чтение текста диктанта;

б) выяснение как поняли содержание;

в) словарная работа.

4. Контрольный диктант.

5. Ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время написания контрольного диктанта.

6. Домашнее задание.

Урок анализа письменных работ:

1. Проверка домашнего задания.

2. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы урока.

3. Общая характеристика результатов проверки знаний и навыков, показанных учениками во время выполнения контрольной работы, диктанта:

а) результаты выполнения работы;

б) анализ позитивных моментов в работах отдельных учеников;

в) анализ типичных недочетов в работах.

4. Работа над типичными ошибками:

а) пояснение орфограмм, повторение правил;

б) запись аналогичных примеров;

в) составление предложений со словами, в которых допущены ошибки.

5. Домашнее задание.

6. Работа над индивидуальными ошибками.

Урок обобщения и систематизации знаний (обобщающий урок):

1. Проверка домашнего задания.

2. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы урока.

3. Повторение, обобщение, систематизация теоретического материала по теме, обобщение отдельных языковых явлений.

4. Выполнение разных видов творческих работ.

5. Задание домой творческого характера.

6. Итог урока. Анализ степени усвоения материла по теме, разделу. Четкое выделение, повторение учителем основных сведений по теме.

Обобщающие уроки часто проводятся в нестандартной форме. Среди них выделяют урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-аукцион, урок-сказка, урок-отчет, урок-игра и др.

Используются также интегрированные уроки, уроки с использованием интерактивных технологий обучения.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Дайте определение предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.

2. Охарактеризуйте учебный предмет «Русский язык» в начальной школе.

Список литературы

Львов М.Р. Русский язык в школе: история преподавания. Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М., 2007.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб., 1999.

Львов М. Р., Рамзаева Т. Г.. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пединститутов.— М., 1987.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.,2002, 2007.

Львов М. Р.Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988, 1997.

Преемственность иперспективность в обучении русскому языку/ Сост.
А. Н. Матвеева. — М., 1982.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. Соловейчик М.С. –М.,1998.

Гудзик И.Ф.Новое в предмете требует новых способов его усвоения. Характеристика методов обучения русскому языку с учетом компетентностной направленности образования// Рус. словесность в школах Украины.– 2007. – № 1.

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты образования. – М.– Воронеж, 2002.

Пономарьова К. Засоби реалізації діяльносної змістової лінії початкового курсу української мови //Поч..шк. – 2013. – № 11.

 

 

Лекция 2







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.