Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ПОЛНОЦЕННОГО ЧТЕНИЯ





Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепризнанных знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях (при письме) записываются (кодируются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливаются, воспро­изводятся, декодируются. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук — фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак — буква.

В процессе чтения сначала надо произвести с подобными общеустановленными знаками определенные операции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает, и т.д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключенное в ней содержание. Читать можно, только специально этому научившись.

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный, 2) речедвигательный, 3) речеслуховой, 4) смысловой.

Начинается чтение со зрительного опознания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. В головном мозге |импульсы "зрительных восприятий расшифровываются (декодируются), соотносятся с хранящимися в памяти эталонами (графическими образами букв, звуками-смыслоразличителями, их артикуляторными свойствами, словами и т.д.), преобразуются в звуки, звуковые формы слов, фразы и т.д. И даже если чтение протекает в режиме так называемого чтения про себя, молчаливого чтения, то речедвигательные и слуховые механизмы практически действуют так же, как и при громком чтении. Правда, эти действия, когда голос «отключен», протекают в скрытом виде. Так, речевые органы (язык, губы, гортань) совершают микродвижения, которые читающий практически не улавливает, но приборы их отчетливо фиксируют. Слух при молчаливом чтении как бы обращен внутрь. Но во всех случаях (и при громком, и при молчаливом чтении), как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие.

Первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком или звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декодируя буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребенка требуется понимание значения каждого прочитываемого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении. Последующие этапы обучения знаменуют собой восхождение на более высокую ступень овладения чтением, когда появляются умения постигать подтекст произведения, вести мысленный диалог с автором и образами-персонажами, ощущать красоту языка, совершенство композиции произведения и т.д.

Чтение — один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение предоставляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эсте­тического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком — техника чтения плюс понимание прочитанного. Мы будем рассматривать термин «чтение» во втором значении: чтение как вид речевой деятельности, и которой во взаимосвязи выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова, б) перевод ее в звуковую форму, в) понимание прочитанного (слова — словосочетания — предложения — текста). В период обучения грамоте первоклассники овладевают техникой чтения, т.е. вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

Развивая навык чтения, учитель исходит из сущности этого навыка. Психологи рассматривают чтение как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанных стороны: одна из них -находит свое выражение в движении глаз и речедвигательных процессах, другая — в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием читаемого. Иначе говоря, чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения происходит сближение указанных компонентов, возникает взаимодействие между ними.

Дальнейшее совершенствование у младших школьников умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей его автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воссоздающего и творческого воображения, ассоциативности мышления: формирование способности вести внутренний диалог с писателем; живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации; соотносить образный мир, возникающий а ходе чтения, с собственным опытом жизни; пристально вглядываться в литературных героев; раздумывать над их рассуждениями, отношением к окружающей жизни, другим людям, с тем чтобы лучше разобраться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, — одним словом, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произведении.

Итак, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон; смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. В развитых формах процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за ним протекает на подсознательном уровне. Смысловая же сторона проявляет себя как сложное умение. Оно связано с Переработкой и усвоением содержания читаемого текста, который чаше всего предстает перед читателем как нечто новое по лексике, по расположению слов, построению фраз и предложений, по смыслу и т.д. Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот и даже достичь «потолка», т.е. существующих физических пределов (это скорость от 140 до 180 слов в минуту для чтения вслух и 160—280 слов в ми­нуту для молчаливого чтения). Смысловая же сторона чтения не знает ограничений в уровнях развития, не имеет пределов для совершенствования и углубления. Даже если читаемый текст оказывается знакомым и читается повторно, то мотив и целевая установка подобного чтения будут связаны с нахождением в данном тексте каких-то не замеченных ранее элементов, деталей, ситуаций, поворотов мысли и т.п.

Младшим школьникам присуще наивно-реалистическое восприятие литературы. Они воспринимают лишь событийную, сюжетную канву произведения, не улавливая глубинного смысла, ради которо­го создавалось литературное произведение. У наивных реалистов под влиянием того или иного произведения появляется стремление воспроизвести в игре или в жизненных обстоятельствах конкретные поступки героев, которые им понравились, и избегать повторения действий отрицательных персонажей. Воздействие литературы на таких читателей весьма примитивно в силу несовершенства их восприятия. Задача учителя — помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведе­ния, воплощенный автором при помощи образных средств худо­жественной литературы.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение уча­щиеся переходят в III (IV) классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Чтобы исключить разное толкование термина «навык чтения», важно оговорить, какое содержание вкладывается в него. Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», может быть представлен в общем виде такой схемой:



Осознанность. Понимание

 

Темп. Скорость чтения

 

 

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык — как умения, достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон (составляющих навык), которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слово, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически.

Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определенный путь развития, образуют еще более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определенного класса важно стремиться к тому, к чему настоятельно призывал еще в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Николай Александрович Корф. Он писал, что каждый учитель должен «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов — чтения и уразумения читаемого» (Корф Н. А. Русская народная школа. — СПб, 1874. - С. 182).

Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.

Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т. д.

Смысл предметного плана — это то, о чем все это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения — способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, так или иначе влияющие на весь процесс чтения.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа — продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.

В программе 2012 г. четко выделены способы чтения, которыми должны владеть учащиеся начальной школы: 1 класс – комбинированное чтение целыми словами и слогами с переходом на устойчивое чтение целыми словами; 2 класс – устойчивое чтение целыми словами; 3 класс – чтение целыми словами; 4 класс – продуктивное чтение целыми слова.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: I класс — 25 — 30 слов в минуту; II класс — 35 - 45 слов в минуту (в конце первого семестра), 50 — 60 слов в минуту (в конце второго семестра); III класс — 65 — 70 слов в минуту (в конце первого семестра), 75 — 80 слов в минуту (в конце второго семестра); IV класс — 80 — 85 слов в минуту (в конце первого семестра) и 90 — 95 слов в минуту (в конце второго семестра). Если результаты ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

 

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; перестановки, г) добавления; д) искажения; е) повторы (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно ошибочно делает ударения в словах. 'Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания. Скажем, ученик верно опознал и расшифровал (декодировал) буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку, случаются ошибки, которые продиктованы желанием ученика утвердиться в верности первоначально прочитанного слова или какой-то его части. Достигается это повторным чтением части или всего слова. Подобные повторы нежелательны, но их вряд ли можно расценивать как ошибочные.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

Особо обратим внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином — выразительность чтения.

Между тем выразительность как компонент навыка чтения — эта одно. Несколько иное — выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чте­ние в школьных условиях.

Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности — то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т. п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности — темп, интонацию, паузы, логические ударения — естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде — это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую им этим знаком.

Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимание, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялсяза чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, он имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассматривается, проанализирован и понят учениками.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон.. Судитъ о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выяснить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов,при соотнесении данных по смысловой и технической сторонами чтения и учета ведущей роли первой.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий.

1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока — урока чтения, но и как одну из задач других уроков.

4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

5. Необходимо преодолеть крен урока чтения в техническую сторону в ущерб художественной. Технические упражнения по формированию навыка следует выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счет на занятиях по математике) и для этого использовать тексты, не имеющие большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства.

Выделяются пять этапов развития техники чтения:

I — начальный (0—10 слов в минуту),

II — развитие кратковременной памяти (10—50 слов в минуту),

III — совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50—80 слов в минуту),

IV — уверенное чтение адаптированных текстов (80—120 слов в минуту),

V — беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).

При этом практикуются следующие виды упражнений:

1) аудирование, прослушивание чтения учителя,

2) чтение за диктором,

3) чтение в паре,

4) пересказ с опорой на текст,

5) многократное чтение,

6) убыстрение темпа чтения,

7) переход на незнакомый текст,

8) чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское чтение) приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения».

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке:

1-й раз — медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз — повторное прочтение без учителя;

3 -й раз — плавное слитное чтение слов;

4-й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу);

5-7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8—10-й разы — темп чтения доводится до скороговорки.








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.