Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема лекции № 1. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории





ЛЕКЦИИ

 

учебной дисциплины Риторика

 

для специальности 31.05.01 Лечебное дело

 

курс 2 семестр 3

  Составитель: Гринько Е.Н., к.культурологии, доцент ______________________________________     Рецензент: Беньковская О.П., к.м.н. ______________________________________  

 

Владивосток – 2014 г.


 

Тема лекции № 1. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории

Мотивация.

Данное занятие направлено на осмысление сущности классической риторики, её связи с современной.

3. Учебная цель:

Изучить основные понятия классической риторики.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на этической, интеллектуальной и эстетической стороне риторики, её гуманистическом потенциале.

5. Задачи лекции:

Дать знания о классической риторике, её структуре, об особенностях каждого из структурных элементов, формировать способность к речемыслительной деятельности.

6. План лекции:

1. Истоки риторики: риторика Древней Греции

2. Вклад в риторику Древнего Рима

3. Основные категории классической риторики

4. Классический риторический канон: понятие, структура.

5. Связь с современной риторикой

 

Литература

1. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Тимошенко Т. Е. Риторика. Практикум. - М.: Флинта, 2009 / Университетская библиотека on-line

4. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-lain

5. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

6. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

Тема лекции № 2. Инвенция. Топика в организации речемыслительной деятельности

Мотивация.

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

3. Учебная цель:

Изучить смысловые модели, лежащие в основе умения думать.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности.

5. Задачи лекции:

Дать знания об основных смысловых моделях – топах, по которым человек думает.

6. План лекции:

1. Содержание и структура инвенции

2. Понятие смысловой модели (топа)

3. Содержание и структура основных смысловых моделей (топов)

 

Содержание и структура инвенции. Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти.

Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность. Речь идёт прежде всего об этической стороне речи об этосе).

В инвенции описываются риторические способы обоснования своего мнения (размышления, аргументации), различные виды умозаключений, например, такие, как:

1) силлогизм (две явно выраженные посылки, один вывод):

«Всё, что развивает ум, полезно изучать. Математика развивает ум. Следовательно, математику полезно изучать»;

2) энтимема (вид силлогизма, в котором одна посылка остается неявной, «в уме»): «Математику полезно изучать хотя бы потому, что она развивает ум»;

3) эпихейрема (развернутый силлогизм): «Полезно изучать всё, что развивает наш ум, делает его более гибким. Всякий согласится, что изучение математики - прекрасный способ развития ума, что изучать математику полезно и необходимо»;

4) дилемма (разновидность силлогизма, в котором есть две противоположные посылки): «Выполнить требование начальника - пойти против своих убеждений, не выполнить - вызвать его гнев»;

5) сорит (цепочка связанных положений, при развитии которых следующее положение вытекает из предыдущего): «Учение помогает нам развивать ум. Развитый ум помогает правильно решать трудные проблемы в нашей жизни. Правильное решение жизненных проблем содействует нашему счастью и благополучию. Следовательно, учение содействует нашему счастью и благополучию».

Третья часть инвенции - наука о страстях (патетика), она учит оратора, как вызывать у аудитории необходимые эмоции и чувства. При этом рекомендуется осторожное обращение с патетикой, высмеивается злоупотребление страстями.

Общие правила инвенции требуют гармонии нравов, аргументов и страстей.

В инвенции существовал раздел топики, который обучал моделям речемыслительной деятельности.

Понятие смысловой модели (топа). Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-и модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род, вид, определение, целое, части, свойства, сопоставление, причина, следствие и другие).

Содержание и структура основных смысловых моделей (топов). Рассмотрим 10 наиболее важных смысловых моделей (топов).

Топ «род – вид»

Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая о породах собак, мы понимаем, что общим (родовым) понятием по отношению к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.

Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные подвиды. Например, осмысляя понятие «игра», мы выделим игру как детское развлечение, как творческий, актёрский акт, как манипулирование и т.д.

Топ «определение»

Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».

Топ «целое – части»

Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое – части». Это значит, что явление действительности, предмет речи можно рассмотреть:

а) как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;

б) как целое, состоящее из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.

Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.

Части предмета речи могут служить характеристикой целого. Вспомним портрет Базарова, который даёт Тургенев в романе «Отцы и дети». Одежда-балахон и красные большие руки Базарова подчёркивают сущность этого человека и противопоставляют его миру Кирсановых. Часть может гиперболизироваться (преувеличиваться) в целях создания выразительного образа, достижения комического эффекта:

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице.

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

Топ «свойства»

Под топом «свойства» подразумеваются очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Умение вычленять свойства, определяющие предмет, а не только перечислять равнодушно всё подряд, без разбора – главное и второстепенное, важное и неважное – это умение свидетельствует о субъективном, личностном взгляде на предмет речи, с одной стороны, и о грамотном, объективном, аналитическом подходе к явлениям действительности, - с другой. Таким образом, чтобы правильно применять топ «свойства», необходимо избирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушающих, и выражать собственное мнение, собственную оценку. Для большей выразительности можно прибегать к топу «свойства» в изменённом виде, например, как бы замещая этим единственным свойством весь предмет. Это происходит, когда мы даём персонажам «говорящие» фамилии: Правдин у Фонвизина, Коробочка у Гоголя и т.п.

Топ «сопоставление»

Смысловая модель «сопоставление» отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение – это механизм познания. Одно познаётся через другое: «Голос любимой подобен флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары огромного тамбурина».

Противопоставление часто реализуется через специальную фигуру речи – антитезу: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь». Обыгрывание сравнения и противопоставления в одном и том же отрывке даёт интересную, образную картину, помогает глубже понять явление: «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой» (так писал о себе М.Ю. Лермонтов).

Топ «причина и следствие»

Это один из универсальных топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях: в виде веера и в виде цепочки.

Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:

причина

следствие причина

причина

 

причина

причина следствие

причина

Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

«Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:

 

причина следствие следствие следствие.

 

причина причина

 

Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

Топ «обстоятельства»

Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

Топ «пример»

Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

Топ «свидетельство»

Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.

Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

Топ «имя»

Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

Мы лучше поймём, что такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя на две составляющие: владеть и Восток, владеть Востоком.

7. Оснащение лекции. Лекция проводится в режиме электронной презентации.

Литература

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-lain

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

4. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)


 

Мотивация.

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

3. Учебная цель:

Изучить особенности риторического текста и правила его создания.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности.

5. Задачи лекции:

Дать знания о сущности и специфических особенностях риторического текста, его функционально-смысловых типах, правилах его создания; формировать способность самостоятельно создавать тексты – описание, повествование и рассуждение.

6. План лекции:

1. Понятие и специфические особенности риторического текста

2. Строение текста

3. Функционально-смысловые типы текста

4. Этапы и трудности создания текста

5. Отличие от современного текста

Понятие и специфические особенности риторического текста. Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

Риторический текст, по выражению Ю.М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст.

В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Н.Н. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» (М.,1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

· идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

· конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

· структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

· композиционный, от введения до заключения;

· стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

Строение текста. Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении - концовку.

Способы развёртывания основной части могут быть различными. Так, Н.Н.Кохтев называет следующие способы:

· транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

· экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но приблизительно, в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается, в конце речи оратор возвращается к основной идее;

· параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

· интегральный, или смешанный (с.65).

Содержательную структуру текста (его основной части) А.Н. Васильева (Основы культуры речи. - М.,1990) описывает иначе – в соответствии с функциональным стилем языка – и выделяет такие структуры:

1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах.

3. структуру свободного образно-ассоциативного типа. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства.

Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится к его письменным формам, но может быть применима и к текстам монологической устной речи.

Функционально-смысловые типы текста. Приведенные композиционные схемы весьма абстрактны и не учитывают того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и рассуждении.

Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией (подготовка к рассказу), завязкой (начало), развитием действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

1. начало (приступ, то есть объявление темы);

2. парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

3. причина (на основе нескольких топов причина и следствие);

4. противное (используется топ противопоставление);

5. подобие (тема подтверждается с помощью топа сравнение);

6. пример;

7. свидетельство;

8. заключение.

Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

Этапы и трудности создания текста. Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

Риторический текст создаётся в несколько этапов:

1) подготовительный. На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;

4) этап самоэкспертизы;

5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

8. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.

Таким образом, создание риторического текста подчиняется определённым правилам.

Примеры.

Пример развёртывания основной части транзитивным способом:

Мартынов, убийца Лермонтова.

(вступление) Мартынов Николай Соломонович (1815-75).Сын пензенского помещика. (основная часть) Вместе с Л. учился в Школе юнкеров, выпущен в дек. 1835 корнетом в Кавалергардский полк (где тогда же служил Ж. Дантес). В 1837, командированный на Кавказ, М. останавливался в Москве и почти ежедневно встречался с Л. Возвратившись в Кавалергардский полк, М. В Петербурге в 1838 продолжал общаться с Л, равно как и на Кавказе летом и осень 1840. В февр. 1841 вышел в отставку в чине майора и в апреле приехал в Пятигорск. По воспоминаниям современников, М. был красивый, но незначительный молодой человек, обманувшийся в надеждах на быструю военную карьеру. 13 июля 1841 на вечере у Верзилиных М. вызвал Л. на дуэль после ссоры, возникшей по ничтожному поводу. 15 июля у подножия горы Машук в 6 ч. вечера убил поэта. Воен. суд требовал, чтобы М. был лишён чинов и прав состояния. Но по приказу Николая I был посажен на гауптвахту в Киевской крепости на три месяца и предан церковному покаянию. Св. Синод в 1843 сократил строк покаяния с 15 до 5 л. (заключение) В последние годы жизни М. писал воспоминания, в которых пытался оправдать себя.

Пример развёртывания основной части экстенсивным способом:

Поэзия Лермонтова: поиск цели жизни. (вступление) Пафос лермонтовской поэзии коренился в постоянном искании Л. высшей цели бытия и своего назначения. (основная часть) Искание цели и смысла жизни никогда не покидает героя Л. Доминирующей интонацией при этом является вопрошание. Вопрос «лермонтовского человека» о цели равнозначен вопросу о смысле жизни вообще и каждого заключённого в ней мгновения. Ему нужна уверенность, что такая цель существует, что жизнь имеет хотя бы и недоступный ему смысл. Чаще вопрос не разрешается, но через него просвечивает работа возрастающего самосознания.

Для героя Л. цель жизни «неизъяснимая» и м.б. «страшная», но всегда «желанная». Она проявляется в устремлённости к «небесному», в «полёте души», в стремлении к чему-то «тайному» и «высокому».

У героя раннего Л. есть надежда, что цель достижима, что он мог бы её постичь. Он хотел бы верить, что «мир для счастья сотворён», но сама жизнь его разуверяет: «вере тёплой опыт хладный противуречит каждый миг, и ум, как прежде безотрадный, желанной цели не достиг». (И т.п.)…. (заключение) Итак, поиск …

Пример развёртывания основной части параллельным способом (при наличии основной идеи темы развиваются самостоятельно):

Литература

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи.. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.


 

Мотивация.

Данное занятие направлено на привитие интереса к воздействующей стороне речи.

3. Учебная цель:

Изучить изобразительно-выразительные средства речи, способствующие эффективности речевой деятельности.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности, на эстетической стороне речи.

5. Задачи лекции:

Дать знания об изобразительно-выразительных речевых средствах – о фигурах и тропах, о видах фигур и тропов; формировать способность использовать данные средства при построении текста речи.

6. План лекции:

1. Средства придания речи выразительности

2. Фигуры. Фигуры мысли

3. Фигуры. Фигуры речи

4. Тропы

5. Периоды

6. Устойчивые выражения

7. Советы по использованию средств выразительности

 

Средства придания речи выразительности. Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы

Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figura – образ, вид) – форма речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. В классической риторике принято деление на тропы и фигуры (фигуры мысли и фигуры речи или слова). Существуют разные культурные традиции выделения и описания изобразительно-выразительных средств языка, к настоящему времени единой общепринятой классификации нет. Большинство русских риторик ХУ111-Х1Х вв. строило свою классификацию на французской традиции.

Кроме указанных средств, используют также крылатые слова и выражения (созданные конкретными поэтами и писателями), цитаты, пословицы, поговорки, устойчивые выражения и образы из Библии, из арсенала древнегреческой мифологии т.п.

Фигуры. Фигуры мысли.

Фигуры мысли отличаются от фигур слова тем, что не меняются от пересказа своими словами. Они представляют собой способ концентрации смысла высказывания, выделения смысловых центров речи, уточнения позиции оратора, формирования определенных мнений и чувств у слушателей, установление эмоционального контакта с аудиторией и т.п.

И в античности, и в более поздние времена предпринимались различные попытки классифицировать фигуры мысли по разным основаниям. Например, Н.Ф. Кошанский в «Частной риторике» 1829 г. делил фигуры мысли на три вида: убеждающие разум, действующие на воображение, пленяющие сердце.

М.Л. Гаспаров в статье в Литературном энциклопедическом словаре пишет, что в античной традиции фигуры мысли делились на уточняющие позицию оратора, смысл предмета, отношение к предмету и устанавливающие контакт со слушателями.

В современных пособиях по риторике делаются попытки уточнить старые классификации, дать новые. Поскольку единства в этом вопросе нет, просто назовём наиболее употребительные сегодня фигуры мысли коммуникативного типа, которые способствуют диалогизации речи и вовлечению аудитории в процесс совместного осмысления информации, усиливают её коммуникативную сторону и делают общение более эффективным.

1. Одобрение адресата: «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моему подзащитному» (из судебной речи).

2. Ободрение адресата: «Материал, который мы рассмотрим сегодня на лекции, довольно труден, но, я думаю, вы с ним справитесь».

3. Уступка, допущение (соглашаемся на противное, но для того, чтобы подтвердить своё мнение): «Ну хорошо, пусть Владимир взял Сашу за руку. Разве это давало последнему право обрушить на голову Владимира сокрушительный удар, валить его на пол?» (из судебной peчи).

4. Признание своих ошибок: «Товарищи судьи! Я должен покаяться - слишком много мы, стороны, вносили горячности в допрос подсудимого и потерпевшей» (из судебной речи).

5. Умаление своих достоинств: «Если я в какой-то мере, судьи, обладаю природным даром слова (его незначительность я признаю) или навыком в произнесении речей…то Авл Лициний более, чем кто-нибудь другой, должен, можно сказать, с полным правом требовать от меня плодов всего этого» (Цицерон. Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия).

6. Предупреждение (возражаем сами себе, предупреждая возможное возражение слушателей, и опровергаем это возражение): «Судебная хроника - хорошее средство для расширения гласности правосудия, но она не должна вмешиваться в работу следователя. Возможно, мне возразят, что следователь не связан мнением собраний и позицией корреспондента. Да, конечно, один не связан, а другой возьмёт и поддастся искушению» (из судебной речи.).

7. Поправка (мысль, сказанную как будто нечаянно, заменяем другой, более сильной и точной): «Курение вредит нашему здоровью... нет, лучше сказать, разрушает наше здоровье».

8. Риторический вопрос. Существует два типа таких вопросов:

- вопрос к предмету речи или к самому себе, обычно не один, а несколько, как, например, в речи Цицерона: «Доколе же ты, Катилина, будешь испытывать терпение наше? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.