Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример эпидейктической речи.





Ответное слово Ю. Меньшовой при вручении премии "Тэффи" передаче "Я сама«

«Неожиданно! За три года, что мы являемся номинантами этого замечательного приза, нам показалось, что для большинства членов академии, которые в подавляющем большинстве являются мужчинами, наша передача стала некоторым талисманом в проведении церемонии "Тэффи". Эта роль была нам очень приятна, но и расстаемся с ней мы не без удовольствия. И передаем эту эстафетную палочку тем нашим конкурентам, которые не вышли сегодня на эту сцену. Ребята! Говорят, обещанного три года ждут. У вас еще все впереди.

Не нарушу традиции и, конечно же, хочу поблагодарить тех, кому обязаны мы как программа и я лично.

Во-первых, огромное спасибо каналу ТВ-6 и Эдуарду Сагалаеву, который пять лет назад, когда я пришла на телевидение, поверил, что это не пустые амбиции дочери знаменитых родителей.

Ивану Демидову, который запустил этот проект и доверил его мне, хотя оснований для этого в тот момент у него не было никаких.

Огромное спасибо всем тем женщинам, которые за эти годы были героинями наших программ и всем тем зрителям – и мужчинам, и женщинам – которые приходили на нее, поскольку без вас мы бы не стояли на этой сцене так победоносно.

И наконец, я хотела бы сказать огромное спасибо команде, которая работает над этой передачей. Я знаю, что некоторые ребята в зале, телевизору. Я хочу сказать вам, что я счастлива, так как все эти годы я ни разу не стояла перед дилеммой: профессионализм или человеческие качества. Ваш профессионализм безупречен, и вы все удивительные люди. Я думаю, что это имеет огромное значение именно для этой передачи. Спасибо вам, ребята, это наша победа!»

Таким образом, первый этап подготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.

Второй этап подготовки к выступлению с ораторской речью. Второйэтап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaталовым), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т.п.

Завершается второй этап подготовки к выступлению репетицией. Начинающему оратору репетиция нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних воздействий, улучшить контроль над эмоциями. Хронометраж, проводимый в момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней и раскованней будет чувствовать себя оратор в аудитории, тем легче ему будет донести свою мысль до слушателей, выполнить коммуникативную задачу. Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного жеста, интонации, ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.

Третий этап подготовки к выступлению с ораторской речью. Запоминание. Третий этап подготовки – время непосредственно перед выступлением. На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от важных качеств оратора, в первую очередь от волевых. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с вниманием. Внимание - это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.

В подготовке к выступлению следует отметить еще один важный момент, связанный с памятью как особым психическим феноменом. Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания. Чтение по бумажке заранее подготовленного текста допускается в таких жaнрово-ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст, или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения. Мнемонические приёмы, то есть приёмы, облегчающие запоминание, использовали ещё античные ораторы. На протяжении веков мнемоническая техника совершенствовалась.

Мнемонические приёмы использовали ещё античные ораторы. Назовём некоторые приёмы.

1. Метод мест. Автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис (500 года до н. э.). Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы. Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет.

2. Метод слов-вешалок

Метод слов-вешалок похож на метод мест тем, что основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов.

Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один — пингвин, два — дрова, три — монастыри, четыре — дырка в сыре и т. д.

Сделав это, вы готовы запомнить десять не связанных между собой слов (предположим, вам нужно запомнить перечень, состоящий из следующих слов: линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль).

Возьмите слово «пингвин» — первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», — и представьте себе пингвина, взаимодействующего каким-то образом с линкором (например, можно представить, что линкор проходит вдоль берега, на котором обитают пингвины).

Затем возьмите второе слово-вешалку — «дрова», рифмующееся со словом «два», — и представьте себе дрова, взаимодействующие со свиньей (возможно, это будут дрова, на которых лежит свинья).

Сделайте то же самое с остальными словами, создавая для каждого подходящий визуальный образ.

Закончив эту работу, вы сможете воспроизвести весь перечень в правильном порядке, не потратив на его запоминание много времени.

3. Вербальные мнемонические приемы

3.1. Если нужно запомнить порядок цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый), взяв первые буквы цветов (КОЖЗГСФ), вы составляете фразу: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Будущие английские медики, изучающие анатомию, заучивают

названия черепных нервов на уроках анатомии с помощью следующего стишка:

On Old Olympia’s Towering Top A Finn and German Vault And Hop.

(На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут.)

Названия нервов по первым буквам стишка: обонятельный (olfactory), зрительный (optic), блоковидный (trochlear), тройничный (trigeminal), отводной (abducens), лицевой (facial), слуховой (auditory), языкоглоточный (glossopharyngeal), блуждающий (vagus), придаточный (accessory), подъязычный (hypoglossal).

3.2. Метод, основанный на составлении рассказов.

Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Этот метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений.

Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, воспользуемся десятью словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.

Произнесение речи. Марк Туллий Цицерон говорил, что наилучший оратор тот, который своим словом и учит слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Классические риторики определяли красноречие как дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Произнесение речи, таким образом, требует от оратора прежде всего психологических умений, то есть умения одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, умения поддерживать определенный эмоциональный настрой (у себя и у аудитории), умения чувствовать время, не затягивать выступление, умения гасить негативные эмоции и т.п. В обобщенном виде психологические умения оратора можно свести к следующим умениям:

· управление собственным поведением;

· учет особенностей конкретной аудитории (уровень готовности к восприятию материала, интерес к излагаемой проблеме и т.д.);

· выбор вида общения;

· сочетание эмоциональных и рациональных факторов воздействия на аудиторию и их варьирование в зависимости от особенностей аудитории,

· организация внимания слушателей;

· использование наряду с убеждением механизма внушения;

Большая роль в организации общения принадлежит первому впечатлению, поэтому следует продумать и первую фразу, и интонацию первой фразы, и выбор приветствия, и степень громкости голоса, и мимику, и жест, и костюм, и прическу.

Психологический настрой перед началом речи поможет также преодолеть возможный страх, связанный с публичным выступлением. Откуда берется этот страх? В книге «Искусство делового общения» известный американский специалист по риторике Фрэнк Снелл объясняет это рядом обстоятельств, с его точкой зрения можно согласиться.

Во-первых, участвуя в обычном разговоре, вы знаете, что в любую минуту вы можете отказаться от продолжения разговора, если он вас затрудняет. Это позволяет вам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей. Другими словами, ответственность за успех или неуспех общения распределена между всеми участниками. В монологе – большая часть ответственности на ораторе.

Во-вторых, в разговоре вы можете остановиться, и собеседник подхватит разговор, в ораторском выступлении на это рассчитывать не приходится.

Третьим немаловажным фактором является то, что человеком, как и всеми живыми существами, управляет мощный инстинкт быть частью объединения себе подобных. Он - часть семьи, член общества, гражданин страны. Все, что он делает, он делает будучи частью большого объединения людей, поддерживающих друг друга. Оказавшись без привычной поддержки окружающих, человек испытывает ряд трудностей, ему тяжело идти в одиночку. И наконец, дискомфорт монологического выступления связан с отсутствием реакции на ваши высказывания, вы сами должны улавливать отношение к тому, что вы говорите, и корректировать свою речь. Вот почему так важны все речевые, логико-грамматические, семантичеcкие средства организации текста, его предъявления, обеспечивающие коммуникацию (вопросно-ответное единство, размышление вслух, прямое обращение и т.п.).

К важнейшим психологическим умениям оратора относится умение управлять аудиторией, прежде всего ее вниманием. Для этого существуют разнообразные приёмы: прямое требование внимания от слушателей; пауза; употребление вставных предложений; риторическая фигура apostroph - обращение к слушателю с неожиданным вопросом; уловка, а именно - сочинитель старается затянуть изложение и подразнить любопытство слушателя; намек на то, о чем предстоит говорить впоследствии, и другие.

Основными психологическими способами воздействия на людей в процессе общения являются заражение и внушение. Заражение - это бессознательная, невольная подверженность людей определенным психическим состояниям. Наиболее ярким примером заражения является паника. Заражению предшествует общность оценки ситуации или информации. Во время публичного выступления аплодисменты служат стимулом для включения механизма заражения. Страх, агрессия, повышенная эмоциональная возбудимость легко и быстро передаются в толпе, лишая людей осознанного контроля за своими действиями.

Внушение представляет собой эмоциональное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей в результате некритического восприятия информации внушаемым. Особенно подвержены внушению дети. В механизме внушения центральная роль принадлежит авторитету человека, который оказывает психологическое воздействие. Вера, доверие нередко содержат в себе внушение.

Произнесение речи - это не только слова, не только вербальное выражение мыслей, но это и комплекс вербальных и невербальных компонентов. В первую очередь следует сказать об интонации, выполняющей многообразные функции в речи оратора: передачи субъективной оценки, эмоционального состояния оратора, экспрессивно-эмоционального воздействия на слушателя и т.п. Интонация сложна по своей природе и включает высоту, силу, темп и тембр звучания. Многое могут сказать оратору глаза слушателей. Взгляд, по мнению психологов, выполняет при общении функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на своего партнера, больше концентрируясь на содержании своего высказывания. Беда многих начинающих ораторов - взгляд, устремленный в некое пространство, в окно, в свои записи. Слушающий считывает информацию, и его отношение к говорящему проявляется во взгляде.

Мимика и жесты - важнейшие средства коммуникации. Мимика - динамическое движение мышц лица, с помощью мимики передается вся палитра человеческих чувств. Жесты могут замещать речь или сопровождать ее. Сопровождающие жесты акцентируют внимание, заполняют паузу, ритмизуют речь, поддерживают контакт. Жесты обычно делят на указательные (они сопровождают указательные слова), изобразительные (воспроизводят отдельные качества, величину предметов и явлений), символические (напримep, пионерский салют, честь у военных и т.п.), ритуальные (сопровождают, например, религиозный обряд), эмоционально-экспрессивные (выражают чувства и эмоции). Овладение искусством жестикуляции также необходимо оратору, как и овладение богатством языка.

В монологическом и диалогическом общении невербальные средства коммуникации проявляют себя с разных сторон, по-разному обеспечивая успех беседы или публичной речи.

Одним из существенных элементов ораторского мастерства является техника речи. Техника речи включает правильное дыхание, хороший голос (гибкий, подвижный, способный передавать мысль во всей ее полноте, выносливый, не теряющий своих основных качеств при длительном звучании, полетный, слышимый в любой аудитории, богатый и разнообразный по высоте, тембру и силе звучания), хорошую дикцию и орфоэпию (нормативное воспроизведение фонетической стороны языка - звуков и ударения), интонационное богатство, уместные и разнообразные жесты и мимику.

4.2. Техника речи

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.

В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Для оратора правильным считается диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота.

В древности придавали большое значение технике ораторской речи. К настоящему времени накоплен большой опыт в постановке певческих голосов, в профессиональном обучении актеров. Этот опыт с успехом используется для обучения и самообучения ораторов, вообще людей, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью много говорить.

Звуки речи образуются при выдохе. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.

Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

Качества ораторского голоса:

Адаптивность – способность голоса подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и форме помещения, количеству и пространственному расположению слушателей. Адаптивность включает сформированность навыков в градации громкости голоса, его тембров, мелодического диапазона.

Благозвучноть – чистота звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т.п.). Умение придать голосу благозвучности воспринимается слушателями как признак воспитанности, интеллигентности, требовательности к себе.

Выносливость – способность выдерживать длительную нагрузку без вредных физиологических последствий. Повышается при правильной постановке голоса.

Гибкость (подвижность) – способность голоса по воле говорящего быстро и непринуждённо переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, переключать и смешивать регистры.

Громкость – субъективное слуховое ощущение интенсивности, силы звука. Профессиональное владение голосом предполагает умение использовать в общении множество градаций силы звука, большого диапазона.

Полётность - способность голоса легко улавливаться слухом, преодолевать расстояния и помехи. Достигается правильным формированием тембра, наличием высоких обертонов в голосе.

Важной частью техники речи является хорошая дикция. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы».

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла».

Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Существенной частью речевой культуры оратора является орфоэпическая грамотность -нормативное воспроизведение фонетической стороны языка-звуков, ударения, интонационно-мелодического строя речи.

Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его.

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под уда

Ударение в русском языке разноместное, свободное, т.е. оно не закреплено за каким-либо слогом, как, например, в языках

французском (на первом) или польском (на втором слоге). Оно может быть и на первом, и на втором, и на третьем слогах: маркетинг, агентство, договор.

Я стою на берегу,

Не могу поднять ногу.

- Не ногу, а ногу.

- Всё равно не могу.

Русское ударение подвижное, т.е. оно может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова: деньги – деньгам; должности – должностей.

А может позволять иметь варианты:

Шёл я по мосту, по мосту, по широкому мосту.

Особо следует сказать об интонации. Под интонацией понимают ряд средств организации звучащей речи, это мелодика, динамика (сила) звучания отдельных слов, темп речи, тембр речи и пауза. Она способна передавать разнообразную гамму чувств, эмоций, волеизъявлений человека.

Интонация выполняет многообразные функции в речи оратора:

1. передача субъективной оценки,

2. передача эмоционального состояния оратора,

3. средство экспрессивно-эмоционального

4. воздействия на слушателя

5. средство концентрации внимания слушателей

6. средство выделения основного смысла и т.п.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.