Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТОВАРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА





 

Этапы товароведческого анализа различны в зависимости от целей анализа. При проведении товароведческого анализа в учебных целях ограничиваются довольно простым планом, исходя из доступных ис­точников информации. При этом планы проведения товароведческо­го анализа медикаментов и медицинской техники различны. Напри­мер, план проведения товароведческого анализа лекарственных препаратов в учебных целях может быть следующим:

· название лекарственного средства (торговое и международное не­патентованное);

· класс и подкласс товара;

· классификационная группа;

· вид товара;

· химический состав действующего вещества;

· название фармакотерапевтической группы;

· основное фармакологическое действие;

· применение;

· виды лекарственных форм;

· упаковка;

· маркировка;

· хранение;

· товародвижение ЛС от поставщика к потребителю, порядок от­пуска из аптеки;

· виды контроля качества ЛС при приемке на аптечном складе, в аптеке, в ЛПУ (органолептические и инструментальные, в соот­ветствии с ФС).

А план проведения товароведческого анализа медицинской техни­ки в учебных целях таким:

· название товара;

· класс и подкласс товара;

· классификационная группа;

· вид товара;

· назначение;

· сырье (марка сплава, его коррозионная стойкость);

· товарные разновидности, типоразмеры;

· функциональные свойства;

· конструктивные особенности;

· упаковка;

· маркировка;

· хранение;

· дезинфекция;

· стерилизация;

· товародвижение от поставщика к потребителю, порядок отпуска из магазина медицинской техники или аптеки;

· виды контроля качества при приемке на складе, магазине меди­цинской техники, в аптеке или ЛПУ (органолептические и инст­рументальные в соответствии с ГОСТ или ТУ).

В разных институтах разработаны свои подходы к проведению товароведческого анализа.

Кафедрой маркетинга и товароведения в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова предложена общая поэтапная схема проведения товароведческого анализа для специалистов, работающих в ЛПУ и аптечных учреждениях. При этом порядок выполнения товароведчес­кого анализа следующий:

1. отбор товара для анализа;

2. выбор потребительных свойств и технических показателей, кото­рые будут анализироваться;

3. анализ потребительных свойств и технических показателей.

Последний вид анализа в зависимости от целей проводится одним илинесколькими методами:

a) органолептическим методом по показателям, указанным в государственном стандарте;

b) методом экспертных оценок с помощью специалистов-экспер­тов;

c) методом анкетирования потребителей (пациентов, врачей, меди­цинских сестер);

d) инструментальными методами в лабораториях и испытательных центрах.

При проверке органолептическим методом анализ состоит из сле­дующих этапов:

1 этап. Определить классификационную группу и подгруппу то­варов (на основании сведений о назначении товаров, потребитель­ных свойствах, методе изготовления, особенностях внешнего вида и др.)

2 этап. Определить и расшифровать коды товаров.

2.1. Определить и расшифровать цифровые коды по классифи­кационной части ОКП.

2.2. Определить и расшифровать штриховые коды на таре или упаковке (если имеется групповая тара или упаковка).

3 этап. Определить вид товаров, торговые наименования.

3.1. Исследовать внешний вид товара:

Для медицинской техники, инструментов: количество деталей, ха­рактер соединения деталей, вид замка, характер изогнутости ра­бочей части: по плоскости или вертикально, по ребру или гори­зонтально, по радиусу, под углом, вид насечки, вид и качество зубцов, конструкция кремальеры и др.;

Для медикаментов: фармакотерапевтическая группа, состав, ле­карственная форма и т.п.

3.2. Определить геометрические размеры и характеристики раз­новидности товара.

Для медицинской техники, инструментов: длину, ширину, высо­ту, диаметр, вместимость и др.;

Для медикаментов: номер, массу, дозировку, количество единиц одной лекарственной формы и т.п.).

4 этап. Установить технологические характеристики товара.

4.1. Определить материал, из которого изготовлены товары или отдельные детали.

Для медицинской техники, инструментов: металл или сплав — углеродистая сталь, нержавеющая сталь, титан, латунь; полимерный материал, резина, термостойкое или химическое стекло и др.;

Для лекарственных средств: действующее вещество, и другие компоненты, входящие в состав конкретной лекарственной формы.

4.2. Установить метод изготовления товаров.

5 этап. Осуществить приемку товаров в соответствии с требовани­ями нормативной документации.

5.1. Оценить внешний вид товаров путем внешнего осмотра.

Для медицинской продукции (техники, инструментов и т.п.): из­мерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей и отсутствие недопустимых дефектов: царапин, трещин, забоин, раковин, выкрошенных мест, заусенцев на по­верхности, отслоения защитного покрытия (для товаров, имеющих защитное покрытие из металлов), следов коррозии, переко­са рабочих частей, люфта в замке, неисправности кремальеры и пружины, механических деформаций, неисправности винтового соединения составных частей, помутнения стекла и нечеткости градуировки (у шприцев).

Доя лекарственных средств: цвет таблеток или растворов, отсут­ствие осадка, включений и т.п. примесей в растворах, отсутствие дефектов на первичной упаковке и т.п.

Доя других товаров: измерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей, отсутствие недопустимых дефектов и заводского брака (разрывов, проколов, признаков старения, посторонних включений и запахов, негерметичности укупорки и др.).

5.2. Оценить комплектность путем внешнего осмотра.

Для медицинской техники, инструментов: установить соответствие комплектующих принадлежностей (например, для электрокар­диографа — электродов; для инструментов — съемных лезвий, ложек и др.) и запасных частей к товару, указанному в норма­тивной и эксплутационной документации (ГОСТ, ТУП, паспор­те, техническом описании, инструкции и др.).

Для лекарственных средств: установить соответствие количества лекарственных средств в первичной упаковке, во вторичной упа­ковке; наличие, например, лезвий для вскрытия ампул, наконеч­ников для аэрозольной упаковки и т.п.

5.3. Исследовать функциональные свойства товаров.

Для медицинской техники, инструментов:

- установить соответствие функциональных свойств, указан­ным в нормативной и эксплуатационной документации (на пример, для прибора — работа на предусмотренных режимах; для режущих инструментов: острота и способность ее сохранения (стойкость); для зажимных инструментов: автоматичность и прочность удерживания тканей и т.п.);

- расширяющие инструменты: упругость, прочность;

Для лекарственных средств:

- подлинность;

- в аэрозольной упаковке: распыляемость.

Для других товаров:

- установить соответствие функциональных свойств указан­ным в нормативной и эксплуатационной документации (на­пример, для шприцов: термостойкость, протекаемость; для шовных материалов: прочность, одинаковый диаметр по всей длине и др.; для перевязочных материалов: поглотительную способность, капиллярность, реакцию среды в водной вытяжке и др.; для изделий санитарии и гигиены из резины: герметичность, механические показатели и др.).

6 этап. Оценить упаковку товаров.

6.1. Установить наличие первичной, вторичной, групповой и транспортной упаковок.

6.2. Оценить качество упаковок внешним осмотром (поверхность не должна иметь перекосов, трещин, надрывов, складок и др.).

6.3. Оценить защитные, потребительные и эстетические свой­ства упаковок.

6.4. Проверить наличие консервационного масла на товарах (только для инструментов и приборов), наличие парафинированной или ингибиторной бумаги.

7 этап. Провести анализ маркировки товаров.

7.1. Установить наличие маркировки на товарах (для приборов, медицинских инструментов, изделий санитарии и гигиены из резины), расшифровать ее, дать оценку соответствия требованиям нормативной документации.

7.2. Оценить соответствие маркировки на упаковках всех видов требованиям нормативной документации.

7.3. Определить пригодность товаров по сроку годности (стерильности, гарантийному сроку): установить с помощью маркировки (на товарах или упаковках) дату изготовления товаров; посмотреть срок годности (стерильности, гарантийный срок) по нормативной документации; дать заключение о пригодности товаров по этому показателю.

8. этап. Организовать или проверить правильность организации хранения и транспортирования товаров.

8.1. Определить группу хранения товаров по приказу МЗ РФ№ 377 от 13.11.96 (для аптечных учреждений) или приказу МЗ № 747 от 2.06.87 (для ЛПУ).

8.2. Проверить правильность хранения в соответствии с приказами.

8.3. В случае необходимости дать рекомендации по хранению, переконсервации (только для инструментов общехирургических) и транспортированию исследуемых товаров.

9 этап. Выбрать или рекомендовать методы дезинфекции и стерилизации товаров (если это необходимо).

Как правило, производители медицинских изделий должны да­вать рекомендации по очистке и стерилизации изделий в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. При составлении данных ре­комендаций отечественные производители используют устаревшие нормативные документы, что может привести к порче изделия и не­надлежащему выбору методов и средств очистки и стерилизации. По­этому необходимо взвешенно подходить к выбору методов и средств очистки и стерилизации, исходя из особенностей материала и конст­рукции изделия, а также имеющихся возможностей. При этом необ­ходимо пользоваться Государственными стандартами и методически­ми указаниями отраслевого министерства. Например, ГОСТ Р ИСО 11607-2003 Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования; Методические указания по дезин­фекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий ме­дицинского назначения МЗ РФ 2000 г. и др.

10 этап. Проверить сопроводительную документацию на правиль­ность ее оформления.

11 этап. Оформить акт приемки товаров по количеству и качеству.

Инструментальные методы контроля качества медицинских инструментов определяются в первую очередь их потребительными свойствами.

Инструментальные методы оценки качества лекарственных средств изучаются в курсах фармацевтической химии и фармакогнозии. Ос­тальные методы чаще используются при проведении маркетинговых исследованиях товаров.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.