Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчет установок пневмотранспорта





Исходные данные:

производительность Q (т/ч) или V3/ч);

длина и конфигурация трубопровода;

физико-механические свойства транспортируемого груза.

В системах пневмотранспорта массовая концентрация аэросмеси в зависимости от характеристики транспортируемого груза и конфигурации трассы трубопровода достигает μ = 8–25, при транспортировании аэрированными потоками μ = 60–150.

Для предупреждения завалов должна учитываться крупность частиц груза и выполняться условие:

D ≥ 3 а, (3.36)

где а – размер типичных частиц груза.

Скорость воздуха в трубопроводе как в системе всасывания так и в системе нагнетания возрастает от начального пункта к конечному, поэтому расчет проводится по начальному участку трубопровода.

Критическая скорость:

 

, (3.37)

 

где С 2 = 0,1 – 0,35 – коэффициент, зависящий от физико-механических свойств груза.

При этом необходимо выполнение условия uu кр.

Потери давления в трубопроводе возникают из-за сопротивления движению аэросмеси по горизонтальным участкам, на закруглениях поворотных участков, инерционные потери р д, при подъеме на вертикальных или наклонных участках р п, в загрузочном устройстве р м.

Полное давление в транспортной системе:

 

р = р н + р д + р п + р м. (3.38)

 

Расход воздуха (для одной установки):

 

V ´в = k 2 V 0, (3.39)

 

где k 2 = 1,1–1,15 – коэффициент, учитывающий потери воздуха в воздухопроводе;

V 0 – необходимый расход воздуха, м3/с.

Необходимая мощность двигателя:

 

, (3.40)

 

где L м – теоретическая работа воздуходувной машины;

η = 0,65–0,85 – кпд воздуходувной машины.

 

 

Раздел 4

Грузоподъемные машины [3, 4, 5]

 

- Классификация и основные характеристики

- Основные элементы и механизмы ГПМ

- Грузозахватные приспособления (крюки, грейферы), барабаны, блоки, полиспасты, остановы, тормозные устройства

- Механизмы подъема груза, передвижения и поворота

 

4.1 Классификация ГПМ. Основные характеристики и параметры [3]

 

Грузоподъемные машины (ГПМ) обеспечивают механизацию определенной части погрузочно-разгрузочных работ технологических процессов при монтаже технологического оборудования, в производственных и ремонтных цехах предприятий.

Характерной особенностью ГПМ является цикличность их работы, которая осуществляется по принципу переменно-возвратных движений:

• в одном направлении - с грузом;

• в обратном без груза;

• процессы загрузки и разгрузки происходят во время остановки.

Безопасность эксплуатации ГПМ в значительной степени зависит от их конструктивной особенности. Разработка проектов и изготовление ГПМ осуществляется головными и специализированными организациями (предприятиями) по краностроению. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам.

Краны охватывают обширную группу более сложных ГПМ, имеющих не менее двух рабочих движений. Они имеют несколько механизмов, установленных на общем основании, выполненном в виде металлических конструкций, и служат для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Типовыми крановыми устройствами являются: механизм подъема груза, выполненный в виде лебедки в комбинации с полиспастом, несущим грузозахватное устройство; механизм передвижения крана или какой либо его части; механизм изменения вылета, изменяющий в стреловых кранах положение грузозахватного органа (крюка); механизм вращения поворотной части крана.

Одним из основных устройств ГПМ является механизм подъема. По назначению механизмы подъема ГПМ подразделяются на три типа:

грузовые;

стреловые;

тяговые.

Грузовые – предназначены для подъема и опускания грузов, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары;

Стреловые – предназначены для подъема и опускания стрелы у башенных и стреловых кранов, а также башенно-стрелового оборудования;

Тяговые – применяются для перемещения грузовых тележек башенных, козловых, кабельных и других кранов.

Крановые механизмы подъема подразделяются по грузоподъемности (массе поднимаемого груза, от 3 до 100 т.), роду привода (с механическим, электрическим, гидравлическим), количеству приводов (одномоторные и двухмоторные), числу рабочих скоростей (односкоростные, двухскоростные и многоскоростные), количеству барабанов (с одним или двумя барабанами), а так же по другим конструктивным признакам

 

4.2 Элементы ГПМ: тросы, барабаны, блоки, звездочки, полиспасты [3]

 

Тросы

Основным тяговым гибким элементом в механизмах подъема ГПМ являются стальные канаты, которые должны соответствовать требованиям государственных стандартов и иметь сертификат (свидетельство) предприятия изготовителя об их испытании. Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников. Конструктивные элементы каната представлены на рисунке 4.1 [3].

Рисунок 4.1 – Конструктивные элементы стального каната.

 

Стальные канаты классифицируются по следующим характеристикам:

• по механическим свойствам проволоки:

· марки ВК(В) - высокого качества;

· марки В - повышенного качества;

· марки I - нормального качества;

· марки II - повышенного качества.

• по прочностным характеристикам с маркировочными группами

временного сопротивления разрыву:

· 1370 Н/мм2;

· 1470 Н/мм2;

· 1670 Н/мм2;

· 1770 Н/мм2;

· 1860 Н/мм2;

· 1960 Н/мм2;

· 2060 Н/мм2;

· 2160 Н/мм2.

Канаты маркировочных групп 1370 Н / мм2 ÷ 1770 Н /мм2, изготавливаются серийно, остальные по согласованию.

• по виду покрытия поверхности проволоки, без покрытия с цинковым

покрытием:

· для особо жестких агрессивных условий работы ОЖ;

· для жестких агрессивных условии работы Ж;

· для средних агрессивных условий работы С (СС);

· для легких Л (ЛС).

• по назначению каната:

· грузолюдские ГЛ – для подъема и транспортировки людей и грузов;

· грузовые Г – для транспортировки грузов.

• по материалу сердечника:

· с органическим сердечником (о.с.) из натуральных или синтетических материалов;

· с металлическим сердечником (м.с.).

• по направлению свивки элементов каната:

· правой свивки;

· левой свивки (Л).

• по сочетанию направлений свивки каната и его элементов:

· крестовой свинки - направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок в прядях;

· односторонней свивки (0) - направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое. При односторонней свивке канаты обладают большей гибкостью и лучше сопротивляются износу, чем при крестовой, однако они более склонны к закручиванию, вследствие чего непригодны для поднятия грузов на большую высоту.

• по степени крутимости:

· крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками);

· малокрутящиеся (МК) - с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в многослойных, многопрядных канатах и в канатах одинарной свивки.

• по способу изготовления:

· нераскручивающиеся (Н) - элементы каната сохраняют свое

положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца;

· раскручивающиеся;

· рихтованные (Р).

• по типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

· с точечным касанием проволок между слоями (ТК- проволоки

одного слоя касаются проволок смежных слоев в одной точке);

· с линейным касанием проволок между слоями (ЛК - проволоки

одного слоя касаются проволок смежных слоев по всей длине проволоки);

· с комбинированным точечно-линейным касанием проволок между

слоями (ТЛК).

• по точности изготовления:

· нормальной точности;

· повышенной точности (Т);

· с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната.

Линейное касание проволок значительно повышает гибкость каната и уменьшает истирание проволок при эксплуатации. Основное преимущество канатов ЛК перед канатами ТК заключается в сочетании гибкости с высокой износоустойчивостью и большей прочностью при одинаковых прочих условиях. С учетом этого канаты ЛК следует в первую очередь применять на кранах и подъемных механизмах.

Пример условного обозначения каната 12-ГЛ-В-Л-О-Н-Т-1770 ГОСТ 2688-80, выполненного по ГОСТ 2688 приведены на рисунке 4.2, коды различных вариантов смазки в таблице 4.1.

Пример записи конструктивного исполнения канат по ГОСТ 2688:

 

Рисунок 4.2 - Условное обозначение каната по ГОСТ 2688

 

Таблица 4.1 - Коды различных вариантов смазки канатов

 

 

6 х 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. (4.1)

 

где 6 – количество прядей;

19 – число несущих проволок прядей;

1 - число несущих проволок прядей центрального слоя;

6 - число несущих проволок прядей внутреннего слоя;

6/6 - число несущих проволок прядей наружного слоя;

1 о.с. – кол-во и тип сердечника (о.с. – органический сердечник).

 

Область использования соответствующих канатов в различных ГПМ представлена в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 - Область использования канатов

Диаметры канатов в соответствующих стандартах имеют различные значения, для наиболее распространенных канатов, выпускаемых по ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668 соответственно представлены в таблице 4.3.

 

Таблица 4.3 - Диаметр канатов.

 

 

а – местное уменьшение диаметра в месте разрушения органического

сердечника; б – уменьшение ПС прополок; в – волнистость каната; г –корзино-образная деформация; д – выдавливание сердечника; е – выдавливание проволок в

одной I и нескольких II прядях; ж – местное увеличение диаметра; з – раздав-ливание; и – перекручивание; к – залом; л – перегиб.

 

Рисунок 4.3 - Характерные повреждения стальных канатов ГПМ

 

Перед началом работы, во время работы и после окончания работы необходимо периодически визуально осматривать канаты. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела, браковка осуществляется согласно рекомендаций на рисунке 4.3.

Браковка канатов ГПМ, находящихся в эксплуатации, должна производится в соответствии с руководством по эксплуатации крана:

• уменьшение диаметра каната в результате повреждения сердечника –

внутреннего износа, обмятия, разрыва на 3% номинального диаметра у некрутящихся канатов. Внутреннее истирание прядей и проволок происходит вследствие их перемещения относительно друг друга при сгибании проволочного каната, что вместе с поверхностным износом от движения каната по роликам и на барабане приводит к уменьшению диаметра каната. При уменьшении диаметра каната на 10% и более по сравнению с номинальным размером канат следует заменить, даже если не выявлено обрывов проволок (рисунок 4.3, а);

• потеря металлической части поперечного сечения каната (потеря

внутреннего сечения), вызванная обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 4.3, б). Для оценки состояния внутренних проволок канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется;

• волнистость каната, которая характеризуется шагом и направлением ее

спирали (рисунок 4.3, в). При совпадении направлении спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при:

 

dв ≥ 1,08× dк, мм (4.2)

 

где: dв - диаметр спирали волнистости, мм

dк - номинальный диаметр каната, мм

• несовпадение направлений спирали волнистости свивки каната и неравенство шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадение одного из параметров. Канат подлежит браковке при:

 

dв ≥ 4/3 dк, мм (4.3)

 

где: dв - диаметр спирали волнистости, мм

dк - номинальный диаметр каната, мм

• длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк:

· корзинообразная деформация (рисунок 4.3, г);

· выдавливание сердечника (рисунок 4.3, д);

· выдавливание или расслоение прядей (рисунок 4.3, е);

· местное увеличение диаметра каната (рисунок 4.3, ж);

· раздавливание участков каната (рисунок 4.3, з);

· перекручивание (рисунок 4.3, и);

· залом (рисунок 4.3, к);

· перегиб (рисунок 4.3, л);

· повреждения в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и др., должен производиться в соответствии с нормативными документами.

При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле:

 

F0 ≥ Zр × S, Н (4.4)

 

Где: F0 – разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату (свидетельству) об его испытании;

Zр – минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности), определяемый по таблице 4.4 в зависимости от группы классификации механизма;

S – наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.

 

 

Таблица 4.4 - Значения коэффициента запаса прочности каната.

 

 

Если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок каната, значение величины F0 может быть определено путем умножения суммарного разрывного усилия проволок на коэффициент 0,83.

Крепление и расположение канатов на ГПМ должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания, вследствие

соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

Петля на конце каната при его креплении, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов (рисунок 4.3 а, б) либо с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином (рисунок 4.3 в, г) путем заливки легкоплавким сплавом.

Могут быть применены и другие способы крепления в соответствии с нормативными документами. Не допускается применение сварных втулок (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Число проколов каната

каждой прядью при заплетке в зависимости от диаметра прокола приведено в таблице 4.5.

Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но их должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната (рисунок 4.4, б). Усилие (момент) в местах зажима каната на коуше в зависимости от диаметра болтового соединения приведено в таблице 4.6.

 

 

а – на коуше с заплеткой; б – на коуше с зажимами; в – в клиновой втулке;

г –в конусной втулке.

 

Рисунок 4.4 - Крепление конца каната

 

 

Таблица 4.5 – Число проколов каждой прядью в заплётке в зависимости от диаметра каната.

 

 

Таблица 4.6 - Усилие (момент) затяжки гаек в зависимости от диаметра

резьбы в коуше с зажимами.

 

 

Барабаны

Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. Для крепления конца каната на барабане наиболее часто, особенно при однослойной навивке каната на барабан, применяют накладки. Количество накладок определяется расчетом, но их должно быть не менее двух (рисунок 4.5, а) При необходимости сокращения длины барабана и многослойной навивке применяют прижимные планки и клиновое крепление (рисунок 4.5, б, в). В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли канат

под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не допускается.

 

 

а – накладными планками; б – прижимной планкой; в – с помощью клина.

 

Рисунок 4.5 - Крепление каната на барабане

 

Крановые блоки

Блок обводной (блок полиспаста) – один из основных элементов в грузоподъёмной технике. Блок полиспаста выглядит как колесо с проточенным ручьем (желобом) под стальной канат и используется для подъема груза с приложением меньших усилий (чем если подъём происходил напрямую) Обводные блоки используется в качестве рабочих органов подъемных машин (лебедок, талей, подъемных кранов), так и независимо от них.

Существует множество вариантов исполнения обводного блока (блока полиспаста) рисунок 4.6.

 

 

Рисунок 4.6.а – Блоки сплошного исполнения

 

Рисунок 4.6.б – Уравнительные блоки сплошного исполнения

Рисунок 4.6.в – Блоки сплошного исполнения с строповочными отверстиями

 

 

Рисунок 4.6.г – Разновидности обводных блоков

Полиспасты

Полиспаст – это система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким тяговым элементом (канатом). Бывают полиспасты прямого действия (рисунок 4.7, а), которые служат для выигрыша в силе, и обратного действия (рисунок 4.7, б) – для выигрыша в скорости.

По числу закреплений концов каната на барабане полиспасты прямого действия бывают одинарные (рисунок 4.7, а) и сдвоенные (рисунок 4.7, в). В ГПМ широкое применение нашли полиспасты прямого действия, где груз подвешен на i - ветвях гибкого элемента. Тяговое усилие, приложенное к свободному концу гибкого элемента, без учета сил сопротивления в блоках определяется:

 

F = g × G / i, Н (4.5)

 

где: F- тяговое усилие, приложенное к свободному концу гибкого элемента, Н

G – масса груза поднимаемого груза, (грузоподъемность) кг;

g – ускорение свободного падения (≈ 10 м/с2);

g×G – вес поднимаемого груза, Н;

i - кратность полиспаста.

 

а – для выигрыша в силе; б – для выигрыша в скорости; в – сдвоенный

полиспаст; 1 – уравнительный блок.

 

Рисунок 4.7 – Полиспасты.

 

При этом скорость vk каната и скорость перемещения груза связаны зависимостью:

 

vk = і× vГ, м/с (4.6)

 

где: vk – скорость передвижения каната, м/с

– скорость перемещения груза, м/с

 

Полиспаст обратного действия предназначен для выигрыша в скорости. В этом случае груз подвешен к свободному концу каната, тяговое усиление F приложено к оси подвижных блоков. Этот тип полиспастов применяют в гидравлических подъемниках, когда в результате проигрыша в силе стремятся уменьшить ход поршня. Кратность полиспаста «і» при различных грузоподъемностях представлена в таблице 4.7.

 

Таблица 4.7 - Кратность полиспаста «і» при различных грузоподъемностях.

 

При непосредственном подвешивании грузов к канату, а также в одинарных полиспастах прямого действия канат, перемещаясь на вращающемся барабане, создает изменяющиеся давления на его опоры. Это особенно нежелательно для механизмов, установленных на передвижных тележках, так как вызывает неравномерную нагрузку на колеса. Кроме того, при наматывании каната на барабан груз перемещается не строго вертикально, а получает горизонтальное движение, что обусловливает его раскачивание.

Эти недостатки устраняются при использовании сдвоенного полиспаста (рисунок 4.7, в). Для выравнивания натяжения обеих ветвей канат огибает уравнительный блок 1, который поворачивается только в момент, когда необходимо выровнить усилия в обеих ветвях каната. Сдвоенный полиспаст следует рассматривать как два независимых одинарных полиспаста с нагрузкой:

 

g×G/2, Н (4.7)

 

где: g – ускорение свободного падения, м/с

G – вес поднимаемого груза, кг

Вес поднимаемого груза на каждый, считая, что уравнительный блок является как бы местом закрепления концов каната. Недостаток сдвоенного полиспаста – вдвое меньше выигрыш в силе натяжения каната, что отражается на размерах механизма и передаточном числе промежуточных передач. Поэтому сдвоенные полиспасты применяют главным образом в механизмах, установленных на передвижных тележках кранов, где канат поступает с полиспаста непосредственно на барабан.

Натяжение ветвей каната полиспаста, на которых подвешен груз, в момент подъема неодинаково из-за сопротивлений, возникающих в блоках полиспаста. При подъеме груза в случае применения одинарного полиспаста натяжение (Н) в последней ветви каната определяется:

(4.8)

 

Где: Fi – натяжение ветви каната после полиспаста, Н

F1 – натяжение в ветвях каната в полиспасте, Н

- сумма сопротивлений вращению блоков полиспаста, Н

g – ускорение свободного падения, м/с

G – вес поднимаемого груза, кг

 

Если все блоки однотипны и КПД блока равен, можно записать:

(4.9)

(4.10)

 

Откуда:

(4.11)

 

 

где: Fi-1 - натяжение ветви каната с учётом КПД, Н

Fi – натяжение ветви каната после полиспаста, Н

g – ускорение свободного падения, м/с

G – вес поднимаемого груза, кг

– КПД подшипников качения

 

При расчетах для кратности полиспаста «і» = 2÷6 принимают = 0,96 ÷ 0,98 (для подшипников качения), = 0,9 ÷ 0,98 (для подшипников скольжения). При наличии отклоняющих блоков:

 

(4.12)

 

 

Где: Fi – натяжение ветви каната после полиспаста, Н

g – ускорение свободного падения, м/с

G – вес поднимаемого груза, кг

- КПД подшипников качения

 

При сдвоенном полиспасте в уравнения (3.5) и (3.6) следует подставить G/2 вместо G, понимая по-прежнему под i кратность одинарного полиспаста с нагрузкой:

 

g×G/2. (4.13)

 

где g – ускорение свободного падения, м/с

G – вес поднимаемого груза, кг

 

Звёздочки

Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и цепи, охватывающей звездочки и зацепляющейся за их зубья. Применяют также цепные передачи с несколькими ведомыми звездочками. Кроме перечисленных основных элементов, цепные передачи включают натяжные устройства, смазочные устройства и ограждения.

Цепь состоит из соединенных шарнирами звеньев, которые обеспечивают подвижность или "гибкость" цепи. Цепные передачи могут выполняться в широком диапазоне параметров. Широко используют цепные передачи в сельскохозяйственных и подъёмно-транспортных машинах, нефтебуровом оборудовании, мотоциклах, велосипедах, автомобилях.

 

Цепные передачи применяют:

а) при средних межосевых расстояниях, при которых зубчатые передачи требуют промежуточных ступеней или паразитных зубчатых колес, не вызываемых необходимостью получения нужного передаточного отношения;

б) при жестких требованиях к габаритам при необходимости работы без проскальзывания (препятствующего применению клиноременных передач).

Кроме цепных приводов, в машиностроении применяют цепные устройства, т. е. цепные передачи с рабочими органами (ковшами, скребками) в транспортерах, элеваторах, экскаваторах и других машинах.

К достоинствам цепных передач относят:

1) возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;

2) меньшие, чем у ременных передач, габариты;

3) отсутствие скольжения;

4) высокий КПД;

5) малые силы, действующие на валы, так как нет необходимости в большом начальном натяжении;

6) возможность легкой замены цепи;

7) возможность передачи движения нескольким звездочкам.

Недостатки цепных передач:

1) они работают в условиях отсутствия жидкостного трения в шарнирах и, следовательно, с неизбежным их износом, существенным при плохом смазывании и попадании пыли и грязи; износ шарниров приводит к увеличению шага звеньев и длины цепи, что вызывает необходимость применения натяжных устройств;

2) они требуют более высокой точности установки валов, чем клиноременные передачи, и более сложного ухода — смазывания, регулировки;

3) передачи требуют установки н картерах;

4) скорость движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек, не постоянна, что вызывает колебания передаточного отношения, хотя эти колебания небольшие. Разновидности цепных звёздочек указано в таблице 4.8.

 

 

Таблица 4.8 - Разновидности звёздочек применяемых в ГПМ

 

 

 

4.3 Грузозахватные приспособления [3]

 

Крюки и крюковые подвески

Способ соединения крюка с гибким элементом зависит от числа канатов, на которых подвешен груз. При одной ветви каната крюк в верхней части вместо хвостовика имеет кольцо, сквозь которое пропускают конец каната, образуя петлю (рисунок 4.8, а).

Для предохранения каната от истирания в петлю закладывают фасонное кольцо желобчатого сечения - коуш. Присоединить одну ветвь каната к крюку можно также при помощи конической втулки, клинового замка или вертлюга (рисунок 4.8, б).

При подвешивании груза на нескольких ветвях каната крюк соединяют с канатом при помощи подвески. Для защиты блоков подвески от ударов предусматривают кожух. Упорный шариковый подшипник, установленный между гайкой и траверсой, обеспечивает свободное вращение крюка вокруг вертикальной оси.

Различают нормальную и укороченную подвески. В нормальных подвесках, применяемых в стреловых кранах, грузовой крюк 1 (рисунок 4.9) располагают под блоками 5, опирают его на траверсу 2 через упорный шарикоподшипник 9 и закрепляют гайкой 8, зашплинтованной или надежно зафиксированной другими способами.

 

Соединение крюка с канатом посредством: а) петли; б) вертлюга.

 

Рисунок 4.8 – Способы соединения каната с крюком

 

 

1 - грузовой крюк; 2 - траверса; 3 - защитные щёки; 4 - ось блока; 5 -канатный блок; 6 - крышка подшипника; 7 - ограничивающие втулки; 8 - гайка

хвостовика крюка; 9 - подшипниковый узел.

 

Рисунок 4.9 - Нормальная крюковая подвеска

 

Траверса может свободно поворачиваться в обойме 3, состоящей из двух щек с накладками, скрепленными между собой болтами 7. На оси 4 устанавливают, преимущественно на шарикоподшипниках 6, блоки 5, число которых зависит от кратности грузового полиспаста.

В укороченных подвесках (рисунок 4.10) грузовой крюк 1 располагают между подвижными блоками 2, опирая его через подшипник 4 на ось блоков 3 как траверсу. При использовании укороченных подвесок значительно сокращается расстояние от крюка до грузового барабана, что в ряде случаев имеет существенное значение. Однако укороченная подвеска может быть применена только при чётном числе блоков.

Чтобы увеличить кратность полиспаста в рассмотренных подвесках, необходимо в них предусмотреть соответствующее дополнительное количество блоков и разместить их на одной оси с имеющимися. Параметры элементов крюковой подвески выбираются расчетным путем.

 

1 – грузовой крюк; 2 – подвижные блоки; 3 – ось блоков; 4 – подшипниковый узел.

 

Рисунок 4.10 - Укороченная подвеска

 

Стропы

Подразделяются по материалу изготовления:

• Стропы из стального каната;

• Стропы из цепей;

• Стропы из пенькового каната, текстильные и искусственного каната.

По конструкции:

• универсальные;

• одноветвевые;

• многоветвевые;

• бронированные.

Канаты, заделанные: а - в петлю; б - на коуш; в - гильзово-клиновым

соединением; г - разъемным соединением; д - то же, в муфту; е - на коуш с

использованием металлической гильзы; ж - клиновой зажим: 1 – канат; г – коуш;

3. 5, 12 – гильзы; 4 - клиновидный конец рычага; 6 - эксцентриковый рычаг; 7,

11 – оси; 8 - съемная скоба; 9 – муфта; 10 - щеки.

 

Рисунок 4.11 – Заделка канатов в коуши

 

Образование петли в стропах согласно правил должна быть выполнена:

• с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

• с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

• путем заливки легкоплавким сплавом;

• другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали). Способ заделки концов каната в коуш изображен на рисунке 4.11.

Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации грузовых стропов, должно соответствовать требований Ростехнадзора.

Преимущества канатных стропов:

• высокая прочность;

• относительная долговечность;

• простота в изготовлении;

• простота в эксплуатации;

• разрушаются не мгновенно;

• не боятся динамической нагрузки;

• невысокая стоимость.

Недостатки канатных стропов:

• при неправильной строповке могут повредить поверхность груза,

• относительно жесткие,

• достаточно большой вес и как следствие неудобство использования, канаты в смазке, могут загрязнять груз.

 

Стропы из цепей

Стропы из цепей одинаковой грузоподъемности со стропами из стального каната, имеют меньшую толщину, что намного удобнее в работе для строповке груза.

Преимущества:

• не боятся острых кромок груза;

• компактны;

• гибкие и удобные при погрузочно-разгрузочных работах;

• не имеют остаточной деформации после перегибов;

• долговечность в работе делают цепные стропы универсальными в

применении;

• они могут работать при повышенных температурах, поэтому применяются в горячих цехах;

• могут работать в агрессивных средах;

• не приходят в негодность от забоин, разрушения внешнего слоя;

• при износе звенья цепей удлиняются, что сразу является видимой причиной для выбраковки;

• безопасные в работе:

· так как рвущийся стальной канат непредсказуем и может травмировать близко находящихся стропальщиков;

· не имеют колков и заусенцев.

Недостатки:

• дороговизна;

• боятся динамических нагрузок

• значительный вес.

Для строп используются круглозвенные цепи с коэффициентом запаса

прочности не менее 4. Класс прочности из цепей Т(8) по ТУ 3150-001-52466920-2005. Класс прочности из цепей Т(10).

Все комплектующие цепей должны быть одного класса прочности. Зависимость грузо-подъёмности от калибра цепи и типа стропа приведена в таблице 4.9.

 

Таблица 4.9 – Разновидности цепных строп и маркировка

 

Стропы текстильные

Стропы на текстильной основе изображённые на рисунках 4.12 и 4.13, завоевали вначале «Запад», а потом постепенно стали применять и у нас.

 

 

Рисунок 4.12 - Текстильные стропа и пауки

Рисунок 4.13 - Текстильные стропа

 

Преимущества:

• компактность;

• не имеют опасных колков, как в стальном канате и с ними можно работать без рукавиц, при работе со стальными канатами, стропальщики должны работать в брезентовых рукавицах;

• не портят поднимаемый груз;

• малый вес;

• удобство работы;

• эстетичны и не имеют смазки.

 

Недостатки:

• высокая стоимость. В основном для изготовления строп на текстильной основе применяется импортный материал. Из наших синтетических материалов максимальная грузоподъемность строп 2.5 т, в то время как из полистеролового импортного материала стропы имеют г/п. 15 т.;

• малый срок службы. Гарантийный срок у них 1 месяц;

• малая упругость при эксплуатации стропы удлиняются, по сертификату на 6%;

• накапливают статическое электричество, и применять их при

транспортировке взрывоопасных грузов нельзя;

• повреждение строп об острые углы груза, заусенцы, шероховатости;

• абразивный износ – между нитей попадает пыль, что дает дополнительный износ;

• старение – под воздействием атмосферных осадков, солнца, поэтому запрещается стропы оставлять подвешенными на кране;

• сложно производить выбраковку строп на текстильной основе.

Изготовление и эксплуатация должна соответствовать РД 24-СЗК-01-01 « Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».

Данный руководящий документ разработан позднее Правил ПБ 10-382-00 и РД 10-33-93. Он включает требования международных требований к стропам на текстильной основе, имеет значительные расхождения с основными требованиями Правил.

Маркировка текстильных строп:

• товарный знак предприятия-изготовителя и его адрес;

• тип и условные обозначения;

• материалы ленты;

• грузоподъемность стропа (разрешается добавлять грузоподъемность при различных способах строповки);

• длина;

• дата испытания;

• порядковый номер по системе изготовления;

• обозначение РД в соответствии, с которым изготовлен.

Для увеличения службы текстильных строп применяются защитные чехлы, прокладки, уголки.

 

Остановы и то







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.