Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансово-правовые санкции: понятие, особенности, виды, основание и порядок их применения.





Санкция как обязательный элемент любой правовой нормы представляет собой прежде всего указание на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям данной нормы. "...Основная цель санкций — предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкции направлены на осуществление задач общей и частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление во всех возможных случаях нарушенного правопорядка"[1]. Таким образом, ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права — санкции, обязательном элементе любой нормы права. Правовые веления не могут быть без санкции, так как подобное веление — ничто без силы, способной обеспечить его исполнение. Без санкции нормы нрава растворились бы среди других видов социальных норм, так как потеряли бы свое специфическое государственно-принудительное значение[2]. При этом не следует отождествлять санкцию и юридическую ответственность. Санкция, являясь элементом нормы права, существует независимо от ее применения, тогда как юридическая ответственность наступает лишь при совершении неправомерного деяния, при нарушении той нормы права, в которой содержится санкция.

Санкция финансово-правовой нормы — это структурный элемент, который указывает на неблагоприятные последствия, которые должны наступить для нарушителя нормы финансового права.

Понятие "финансовые санкции" в советской научной литературе появилось в 1940 г. в учебнике М. Л. Гурвича, который подразумевал под ними наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользованием. Применялись эти санкции в тот период к нижестоящим органам власти, которые "своевременно не выполняют плана мобилизации государственных средств, задерживают их перечисление на текущий счет союзного бюджета или допускают нарушения и злоупотребления в расходовании государственных средств". В учебнике "Финансовое право" 1996 г. под редакцией О. Н. Горбуновой отмечалось, что "санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка".

На законодательном уровне термин "финансовые санкции" впервые был упомянут в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", а понятие "финансовая ответственность" — в Указе Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (в настоящее время утратившем силу).



Финансовые санкции — меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами. Иными словами, финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение финансового законодательства, в связи с этим она обладает рядом характерных черт, обусловленных спецификой механизма финансово-правового регулирования.

Основные признаки финансово-правовых санкций:

• являются частью нормы финансового права;

• могут устанавливаться только на федеральном уровне;

• в основном так или иначе предусматривают неблагоприятные последствия имущественного характера для нарушителя финансово-правовой нормы;

• фактическим основанием их применения выступает совершение финансовых правонарушений.

Финансовыми законодатель называет три санкции — взыскание недоимок, пеню и штраф. Их особенности заключаются в том, что они, во-первых, применяются в связи с нарушениями финансового законодательства, во-вторых, являются имущественными, в-третьих, взыскание производится всегда в денежной форме, в-четвертых, суммы финансовых санкций направляются в бюджет и, в-пятых, как правило, применяются компетентными органами.

Распространенной является классификация финансово-правовых санкций в зависимости от их функционального предназначения на карательные и восстановительные.

Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. К указанным санкциям принято относить пеню,которая как правовосстановительная санкция имеет свои особенности.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня определяется как денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству и муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, пеня — это дополнительное обременение для правонарушителя.

Санкционная природа пени более отчетливо следует из ст. 57 НК РФ ("Сроки уплаты налогов и сборов"), где сказано, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Следовательно, пеня связана с неблагоприятными последствиями для своего адресата и установлена на случай нарушения диспозиции — обязанности уплаты налогов.

Статья 11 НК РФ определяет недоимку как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога либо сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд. Недоимка также является результатом противоправных действий налогоплательщика, а принудительное изъятие сумм налогов и сборов — санкцией (правовосстановительной). Тем не менее недоимку можно отнести к санкциям условно, поскольку это прежде всего сумма налога, не уплаченная в установленный срок.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"" указано, что "неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона". Таким образом, Конституционный Суд РФ установил различие в правовой природе штрафа и пени, обосновав невозможность бесспорного взыскания первого и допустимость бесспорного взыскания второго. Следует указать, что недоимки и пени взыскиваются до полного возмещения причиненного государству ущерба.

Карательные (штрафные) финансово-правовые санкцииустанавливаются за финансовые правонарушения с основной целью -наказания правонарушителя. Штрафыза нарушения финансового законодательства, являясь единственной карательной финансово-правовой санкцией, взыскиваются по принципу сложения, только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

Штраф как финансово-правая санкция отличается от административного штрафа по трем основным позициям:

1) финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием;

2) уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;

3) финансовым законодательством предусмотрен особый процессуальный порядок наложения штрафа.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.

Отдельные виды финансово-правовой ответственности наглядно иллюстрируют видовые особенности, цели и задачи ответственности в сфере публичных финансов, а также особенности, присущие каждому виду финансового правонарушения и санкциям, применяемым внутриотраслевыми нормативными правовыми актами.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.