Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ





Б. Соляникова

Управленческий учёт и учёт

Персонала

КРАСНОЯРСК 2014

Министерство образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра бухгалтерского учёта и финансов

 

 

Е.Б. СОЛЯНИКОВА

 

 

Управленческий учёт и учёт персонала

 

Курс лекций

 

 

для студентов направления подготовки 080400,62 Управление персоналом профиля подготовки « Аудит и контроллинг персонала» ,

квалификации бакалавр

очной, очной сокращенной, заочной, заочной сокращенной форм обучения

 

 

КРАСНОЯРСК 2014


Соляникова Е.Б. Управленческий учет и учёт персонала: Курс лекций для студентов направления подготовки 080400.62 «Управление персоналом» профиля подготовки «Аудит и контроллинг персонала» квалификации бакалавр очной ,очной сокращенной ,заочной ,заочной сокращенной форм обучения . – Красноярск: СибГТУ,- 2014. - 185 с.

 

Рассмотрены сущность и общие принципы построения управленческого учёта, методы и способы организации учёта ,современные управленческие технологии учёта и контроля, методы калькулирования, основные элементы метода бухгалтерского финансового учёта. Изложен порядок формирования бюджета затрат на персонал, вопросы учёта труда и заработной платы. Рекомендуется студентам бакалавриата по направлению Управление персоналом

 

 

Утверждён на заседании кафедры бухгалтерского учёта и финансов 06.11.2013 г. протокол №9

 

 

Рецензент: доцент, к.э.н. Е. В. Мельникова

 

© Е.Б. Соляникова, 2014

© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014


 

Содержание

Стр.

Введение...........................................................................................................
Модуль 1 Лекция 1. Управленческий учёт как элемент системы бухгалтерского учёта..............................................................................................................    
Лекция 2. Затраты, их поведение, учёт и классификация......................
Лекция 3. Калькулирование.....................................................................
Лекция 4. Бюджетирование и контроль затрат.......................................
Лекция 5. Принятие управленческих решений ......................................
Модуль 2 Лекция 6. Назначение и метод бухгалтерского учёта........................  
Лекция 7. Учёт капитала и обязательств ..............................................
Лекция 8. Учёт внеоборотных и оборотных активов...........................
Лекция 9. Учёт персонала и оплаты его труда..........................................
Лекция 10. Учёт и реализация готовой продукции (работ, услуг) и финансовых результатов............................................................................  
Лекция 11. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчётности....................................................................................................  
Заключение..............................................................................................
Библиографический список.....................................................................
Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов……………….
Приложение Б (рекомендательное) Унифицированные формы……

 



 

Введение

 

Подготовка бакалавров в области управления персонала требует включения в их учебные планы курса управленческий учёт и учёт персонала, в котором освещаются содержательные проблемы и информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. Бакалавры должны не только иметь представление о структуре информационных потоков, призванных обеспечить принятие управленческих решений, но и знать методы обработки и представления такой информации.

В ходе изучения дисциплины развиваются следующие компетенции –

ПК-32: владеть навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составление документации о поощрениях и взысканиях)

ПК- 63: способен провести исследование по всему кругу в своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.

Финансовый учёт и информация, получаемая пользователями финансовой отчётности, является источником получения данных для анализа общего финансового состояния организации. Управленческий учёт важен для внутренних пользователей, управленческого персонала организации. В настоящий момент управленческий учёт используется во многих странах. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учёта, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам анализа с целью формирования управленческих решений.

Сущность управленческого учёта заключается в объединении таких экономических наук как планирование, организация и управление производством, нормирование, бухгалтерский и управленческий анализ и др.

Установлению сущности управленческого учёта способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно - контрольную систему организации: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Цель данного издания состоит в приобретении студентами современных знаний в области управленческого учёта и учёта персонала.

Общая трудоёмкость дисциплины 144 час.(4 зач .ед.), по итогам обучения сдаётся экзамен. На лекционные занятия по очной и очной сокращенной формам обучения отводится 36 ч., заочной-12 ч., заочной сокращенной- 6 ч.

 

Модуль 1. Управленческий учёт как элемент системы бухгалтерского учёта. Использование учётной информации в процедуре калькулирования, планирования и контроля

Бухгалтерского учёта.

План

1.1 Место управленческого учёта в системе хозяйственного учёта

1.2 Сущность управленческого учёта, его цели и задачи

1.3 Предмет и объекты управленческого учёта. Производственный учёт

1.4 Организационная структура предприятия, центры ответственности

1.5 Сегментарное планирование, учёт и отчётность.

Информационное обеспечение в управленческом учёте. Процесс управленческого контроля.

1.6 Взаимодействие финансового и управленческого учёта

1.7 Влияние управленческого учёта на экономику организации

План

2.1 Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учёта. Понятие - затраты, расходы, издержки

2.2 Классификация затрат для определения себестоимости продукции, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

2.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования

2.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

Пример.

Руководство предприятия решает вопрос о модернизации производственной линии мощностью 50 000 ед. с целью экономии затрат прямого труда. На данной линии производится продукция, прямые материальные и трудовые затраты на единицу продукции составляют соответственно 8 и 20 руб.Затраты на модернизацию составляют 300 тыс. руб.В результате модернизации прямые трудовые затраты снизятся на 40 %.Цена реализации останется прежней.

Решение.

В данной ситуации имеем два альтернативных варианта: 1- не модернизировать линию; 2- модернизировать линию. Прямые материальные затраты остаются неизменными при обоих вариантах, поэтому они не являются релевантными.

Прямые материальные затраты (ПРМ)= 8 руб. х 50 000 ед.=400 000 руб.

Прямые трудовые затраты при этих вариантах будут релевантными. При 1 варианте прямые трудовые затраты (ПТЗ 1)

составят: 20 руб .х 50 000 ед.= 1000 000 руб.

При втором варианте( ПРТ 2) =20 руб . х 0,6 х 50 000 ед.= 600 000 руб.Затраты на модернизацию будут также релевантными. Совокупные реле- вантные затраты также будут являться релевантными: по 1 варианту они включают только заработную плату- 1 000 тыс. руб., по 2 варианту -включают заработную плату и затраты на модернизацию-900 тыс.руб.( 600 тыс. руб. + 300 тыс. руб.).

Разность между затратами по альтернативным вариантам определяет величину приростных затрат, равную 100 тыс. руб.

Безвозвратные затраты.

Это истекшие затраты ,которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Эти затраты не учитываются при принятии решений.

Вменённые затраты .

В управленческом учёте для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем.

Планируемые затраты.

Это затраты, рассчитанные на определённый объём производства. В соответствии номами и нормативами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Лекция 3. Калькулирование

План

3.1Роль калькулирования в управлении производством. Задачи калькулирования, понятие производственного учёта

3.2 Принципы калькулирования, его объекты и методы. Объекты учёта затрат, места возникновения затрат, калькулирование по полноте учёта ,объектам учёта затрат, оперативности учёта и контроля затрат

3.3 Попроцессный ,позаказный и попередельный методы калькулирования. Сущность этих методов. Отличие их по технике калькулирования, преимущества и недостатки

3.4 Калькулирования полной и производственной себестоимости. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции. Способы оценки и списание материалов в производство. Прямые затраты на оплату труда

3.5 Калькулирование себестоимости по переменным издержкам. Сущность системы «Директ-костинг»,расчёт маржинального дохода

3.6 Фактический и нормативный методы учёта затрат и калькулирования фактической себестоимости. Принципы этого учета и недостатки. Принципы, достоинства и недостатки нормативного метода учета затрат. Характеристика системы «стандарт-кост»

Таблица 3.1 - Расчет фактической себестоимости НЗП

 

Статьи калькуляции Сумма, руб.
Материалы
ТЗР (10%)
Возвратные расходы (2%) -10
Итого материалы
Заработная плата
Социальный налог
Общепроизводственные расходы (80% заработной платы)
Общехозяйственные расходы (90% заработной платы)
Всего фактическая себестоимость НЗП

При учёте по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия .Прямые материальные затраты включают фактическую себестоимость основных материалов ,израсходованных на производство. Списание материалов в производство оформляется записьюД-т20 «Основное производство» К-т10 « Материалы».

Прямые затраты на оплату труда оформляются следующим образом. При начислении заработной платы основным производственным рабочим с соответствующими начислениями на неё делается запись: дебет счёта 20»Основное производство»,кредит счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»,кредит счёта 69 «Расчёты по социальному страхованию».Эти затраты называются прямыми потому ,что могут прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приёмы.

Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек.

Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, комиссионные снабженческим организациям, расходы на транспортировку ,доставку силами сторонних организаций.

Определение фактической себестоимости основных материалов ,списываемых на носитель затрат, разрешено производить по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок(ФИФО).Оценка методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчётного года в последовательности их закупки .Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие утверждает в своей учётной политике. Отпуск материалов в производство ещё не означает их фактического потребления .Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции ,работ, услуг. Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. Результатом документального оформления движении и расходования основных материалов и выполненных расчётов становится проводка : Д-т 20»Основное производство» К-т 10»Материалы».

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих.
Для расчёта заработной платы работников ,находящихся на повременной оплате труда ,используются данные табелей учёта отработанного времени.
В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учёта выработки рабочих сдельщиков, в частности система пооперационного учёта выработки. Она предусматривает приёмку ,подсчёт и фиксирование информации о выработке рабочего в первичных документах контролёром ОТК или мастером после выполнения каждой операции.

В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учёту выработки является наряд на сдельную работу. В нём отражается задание, его выполнение, разряд работы, расценку сумму заработка по каждой операции.

В серийном производстве первичными документами по учёту выработки рабочих являются маршрутные листы или карты.

После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной зарплаты рабочего –сдельщика .Подобным образом выполненные и оформленные расчёты позволяют в бухгалтерском учёте составить следующую проводку: Д-т 20 «Основное производство» К-т 70»Расчёты с персоналом по оплате труда».Одновременно производятся отчисления во внебюджетные фонды Д-т 20»Основное производство» К-т 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».

В течение отчётного периода общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются по дебету счетов:25»Общепроизводственные расходы» и 26»Общехозяйственные расходы». В конце отчётного периода эти расходы включают в себестоимость конкретного вида продукции пропорционально определённой базе распределения( в качестве базы могут быть :зарплата основных рабочих ,сумма прямых затрат и т. п.). Распределение косвенных расходов оформляется записью :дебет счёта 20 кредит счетов 25 и 26.

Учёт по полной себестоимости особенно важен при определении финансового результата предприятии ,исчисления налоговых платежей ,для оценки перспектив развития производства. Основные достоинства данной системы: соответствие действующим в Российской федерации нормативным актам по финансовому учёту и налогообложению; корректировка оценки стоимости запасов незавершённой и готовой продукции.

Основные недостатки: включение в себестоимость продукции затрат, несвязанных непосредственно с её производством (в результате происходит уменьшение показателей рентабельности отдельных видов продукции);утрата объектами калькуляции индивидуальности из-за использования общих баз распределения при распределении косвенных расходов.

 

Пример.

Производственное предприятие планировало выпустить 1000 шт. изделий. Средний расход материалов за предыдущий год составил 5 кг, а средняя цена материала-100 руб. за 1 кг. Нормативные затраты предприятия на выпуск 1000 штук изделий составляют 5000 000 руб.(1000* 100 *5).Но в отчётном году расход материалов на одно изделие фактически снизился до 4,8 кг, а фактическая средняя цена материала повысилась до 120 руб. за кг. Фактические затраты предприятия на 1000 штук изделий составили 576 000руб (1000*120 *4,8) и превысили нормативные затраты на 76 000 руб.

Преимущества нормативного метода заключаются в следующем: 1)позволяет не дожидаясь конца месяца, получать данные о фактической себестоимости изделий, анализировать причины отклонений от норм, выявлять их виновников.; 2) позволяет внедрять в текущую деятельность организации прогрессивные нормы и нормативы, обеспечивать высокую связь этих нормативов с ценовой политикой ,повышает эффективность контроля и управления издержками.

К недостаткам можно отнести большую трудоёмкость учётных и вычислительных работ ,сложность учёта издержек(сверх норм, в пределах норм и т.д.).

Метод «стандарт- кост» является модифицированным аналогом российского нормативного учёта. «Стандарт- кост» является инструментом контроля ,направленным на регулирование и контроль над прямыми затратами в алгоритме расчёта стандартной себестоимости, который включает следующие этапы:

1)все операции ,связанные с изготовлением выпускаемых изделий нумеруются; составляется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на одно изделие;

2)расходы на повременную зарплату определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения каждой операции на стандартную часовую ставку;

3)стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход материалов на одно изделие;

4)самостоятельным расчётом является установление ставки распределения косвенных расходов.

Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно. На основе стандартов работники бухгалтерии в карты стандартной себестоимости вносят данные о затратах по изделию, подразделениям до начала процесса производства.

Цель системы «Стандарт- кост» своевременное выявление отклонений от стандартов и отражение их на счетах бухгалтерского учёта .В этой системе перед менеджерами стоит задача не фиксировать отклонения, а не допускать их, при наличии отклонений- выявлять существенные и анализировать затраты на производство.

Система «стандарт- кост» позволяет:

1) выявить потери, снижающие прибыль предприятия;

2)минимизировать учётную работу ,связанную с калькулированием;

3)предоставлять менеджерам предприятия информации о себестоимости продукции с целью планирования цены на продукцию и объём продаж.

Система «стандарт-кост» -это система управления прямыми затратами. Существуют несколько её вариантов:

1)затраты собираются на дебете счёта 20»Основное производство» и оцениваются по стандартной нормативной себестоимости, готовая продукция списывается с кредита этого счёта, незавершенное производство оценивается также по стандартной стоимости;

2)затраты на счёте20»Основное производство» оцениваются по фактической стоимости, с кредита счёта готовая продукция списывается по стандартной стоимости; незавершённое производство оценивают по стандартной стоимости с учётом сложившихся отклонений от фактических затрат; незавершённое производство оценивают по стандартной стоимости с учётом отклонений; отклонения фактических затрат от стандартных списывают на счёт 90 «Продажи».

Анализ выявленных отклонений, как правило, выполняется в три этапа.

На первом этапе анализируются отклонения по материалам.

Отклонение фактических затрат по материалам от стандартных анализируется следующим образов((*Ом):

- под влияние первого фактора –расхода материалов (*Рм):

, (7)

где: *Рм –отклонение фактического расхода материалов от стандартного на единицу изделия;

УРф и УРс -удельный расход материалов на единицу изделия фактический и стандартный соответственно;

ЦМф- фактическая цена материалов на одно изделие;

- под влиянием второго фактора- стандартной цены на материалы(*МЦ):

*МЦ=(ЦМф-ЦМс ) хУРс=Цмх УРс, (8)

где: Цмф и ЦМс- соответственно фактическая и стандартная цена на единицу материалов;

-общая сумма отклонений по материальным затратам (*ОМ) определяется как совокупное влияние обоих факторов:

(9)

Таким образом, совокупное отклонение по материалам- это разница между фактическими и стандартными затратами на материалы с учётом фактического выпуска продукции.

Вторым этапом расчётов является выявление отклонений фактических трудозатрат от стандартных и установление причин их возникновения .Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества отработанного времени и ставки оплаты труда за один час .Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных производственных рабочих от стандартной определяется также двумя факторами- отклонением по

ставке заработной платы и отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда:

, (10)

где: *ЗП- совокупное отклонение фактических от стандартных затрат на оплату труда ,т.е. под влиянием двух факторов;*ЗПст. и *ЗП пт.- соответственно отклонение фактических затрат от стандартных под влиянием изменения ставки заработной платы, в единицу времени и изменения производительности труда.

Величина *ЗПст. определяется как разница между фактической и стандартными ставками заработной платы, умноженной на фактическое время отработанных часов.

*ЗПст. =(Фактическая ставка заработной платы- стандартная ставка заработной платы) х Фактически отработанное время.

Отклонение по производительности труда(Зпт.) определяется так:

*Зпт. =(Фактически отработанное время( в часах)-Стандартное время на фактический выпуск продукции) х Стандартная почасовая ставка заработной платы.

Причины таких отклонений могут быть объективными ,не зависящими от работы цеха и субъективными ,связанными с работой менеджера(начальника цеха).Объективными факторами являются:1) низкое качество основных материалов, в результате возрастают трудозатраты основных рабочих: в этом случае ответственность ложится на начальника отдела снабжения;2)отсутствие квалифицированных рабочих кадров;3)низкое качество работ по ремонту оборудования ,его физический и моральный износ;4) недостатки в организации труда.

За все эти недостатки в производстве отвечает начальник цеха или администрация предприятия. Примерами субъективных причин могут быть нарушения трудовой дисциплины в цехе ,неудовлетворительная организация рабочих мест, несоблюдение техники безопасности и др.

Таким образом ,совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от её стандартной величины определяется с учётом фактического объёма производства.

На третьем этапе рассчитывают отклонения фактических накладных (косвенных) расходов от стандартных.

Конечный финансовый результат по предприятию в целом(прибыль) зависит не только от величины затраченных на производство продукции ресурсов, но и успехов работы другого центра ответственности-отдела сбыта.Поэтому расчёты третьего этапа заканчиваются анализом отклонений показателя выручки от продажи продукции от стандартного значения. Совокупное отклонение этого показателя(*П) исчисляется как разность между фактической прибылью, определённой на базе нормативных издержек, и стандартной(сметной) прибылью, рассчитанной на основе нормативных издержек.

Пример. Исходные данные по плану:

- стандартный удельный расход сырья (УРс.)-100 кг;

-стандартная цена за единицу сырья(ЦМс)- 20 руб.;

-материальные затраты составляют (МЗс)-20х100=2000 руб.;

-объём продаж-8 единиц готовой продукции.

Фактические данные:

-фактический удельный расход сырья(УР ф)-90 кг;

-фактическая цена за единицу сырья(ЦМф)-30 руб.;

-материальные затраты составляют (МЗф)-30х90=2700 руб. ;

-объём продаж-6 единиц готовой продукции.

Анализ отклонений материальных затрат(без корректировки на объём продаж)

*ОМ=2700-2000=700 руб.- перерасход,

Определение отклонения затрат на материалы под влиянием изменения расхода на материалы(*Рм)=*УР х*ЦФм=(90-100)х30= -300 руб.-экономия материальных затрат.

Определение отклонения затрат на материалы под влиянием цены на сырьё( * ЦМ):

*МЦ=*ЦМхУРс=(зо-20)х100=1000 руб.- перерасход материальных затрат под влиянием роста цены.

Общее отклонение составляет

*ОМ=-300 +1000 =700 руб. –перерасход ,вызванный ростом рыночных цен на сырьё.

Материальные затраты фактические составят:

МЗ=2000+700=2700 руб.

Эти расчёты сделаны без корректировки на изменения объёма продаж.

Отклонение по ставке заработной платы определяется как разница между фактической и стандартными ставками заработной платы умноженная на фактическое число отработанных часов: Отклонения по ставке зарплаты = (фактическая ставка заработной платы - стандартная ставка заработной платы) х фактически отработанное время. Неблагоприятное отклонение может зависеть от руководителя центра ответственности, если неквалифицированная работа выполняется в цехе высоко квалифицированными рабочими .Если администрация была вынуждена повысить уровень заработной платы персоналу в результате забастовки профсоюзов рабочих ,инфляции или по другим причинам , то не зависит.

Отклонение по производительности труда определяется следующим образом: отклонение по заработной платы, по производительности труда =(фактически отработанное время в часах - стандартное время на выпуск продукции) х стандартная почасовая ставка заработной платы.

Причины этих отклонений могут носить субъективный и объективный характер .Субъективный характер- нарушение трудовой дисциплины в цехе, неудовлетворительная организация рабочих мест и т.д. Объективные факторы- низкое качество основных материалов. Как следствие возрастают трудозатраты основных рабочих ,недостатки в организации труда. Наконец. определяется совокупное отклонение фактически начисленной зарплаты от её стандартной величины.

Отклонения по заработной плате = фактически начисленная заработная плата -стандартные затраты по заработной плате с учётом фактического объёма производства .

Однако конечный финансовый показатель зависит не только от величины истраченных на производство ресурсов , но и от успехов работы другого центра ответственности-отдела сбыта.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение себестоимости продукции., назовите её виды. Какие затраты включаются, какие не включаются в себестоимость продукции ( работ, услуг)?

2. Какова роль калькулирования в управлении производством?

3. Что такое производственный учёт , его связь с калькулированием?

4. Назовите принципы калькулирования, его объекты и методы?

5. Какова классификация методов учёта затрат и калькулирования?

6. В каких отраслях применяется попроцессный метод калькулирования, в чём его особенности?

7. В каких отраслях применяется позаказный метод калькулирования, в чём его особенности?

8. В каких отраслях применяется попередельный метод калькулирования , каковы его особенности?

9. Охарактеризуйте систему учёта по полной себестоимости, назовите её достоинства и недостатки?

10. Назовите особенности учёта сокращённой себестоимости, как рассчитывается маржинальный доход?

11. Назовите преимущества и недостатки системы « директ- костинг».

12. Как рассчитать точку безубыточности?

13. Охарактеризуйте фактический и нормативный методы учёта затрат на производство?

14. Назовите преимущества и недостатки системы « стандарт- кост»?

15. Что такое себестоимость продукции (услуг, работ)?

16. Дайте определение понятию калькулирование?

17. Какие существуют виды калькуляции?

18. Перечислите основные калькуляционные статьи затрат?

19. На каких счетах ведется синтетический учет затрат?

20. Как учитываются основные затраты? Назовите бухгалтерские проводки?

21. Что относится к общепроизводственным расходам, как они распределяются?

22. Что относится к общехозяйственным расходам, как они распределяются?

23. Из каких этапов состоит общая схема учета затрат на производство?

План

4.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Понятие бюджетирования, виды бюджетов. Бюджетный цикл

4.2. Генеральный и операционный бюджет производственного предприятия. Расчет прогнозируемого баланса, плана прибыли и убытков, прогноза движения денежных средств. Расчет бюджета продаж производственных и трудовых затрат

4.3Формировние бюджета затрат на персонал

4.4 Система бюджетирования и внутрихозяйственного контроля.

Формирование бюджета. Статические и гибкие бюджеты

4.5 Критерии оценки деятельности центров ответственности

 

Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Понятие бюджетирования, виды бюджетов. Бюджетный цикл

 

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план.

Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а действительности всего предприятия.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов( - сроком до года – и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3-5 лет, а в электроэнергетике и добывающих отраслях промышленности – и на более длительный период (20 лет).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном ( или сметном) бюджетировании.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития. Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1. планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию. Без наличия плана управляющему, как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода предыдущим можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты низкопроизводительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3. бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

4. бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

- планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценки этой деятельности;

- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

- корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

А) генеральные и частные;

Б) гибкие и статистические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1. операционного бюджета – включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

2. финансового бюджета – включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельной – определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:

1) содержать лишь данные:

а) о доходах,

б) о расходах,

в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

2) разрабатываться в любых единицах измерения – как стоимостных, так и натуральных;

3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение 1 квартала пересматривается смета 2 квартала и составляется смета на 1 квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим южно выделить такие основные его типы, как:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.