Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Калькулирования полной и производственной себестоимости. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции. Способы оценки и списание материалов в производство. Прямые затраты на оплату труда





Система учёта по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек предприятия, связанных с производством и реализацией продукции: прямых материальных и прямых трудовых затрат, косвенных расходов.

Сложность процесса производства, его значимости в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требует использования целой группы синтетических производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов». Для обеспечения учета затрат на производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируют по видам изготавливаемой продукции на счете 20 «Основное производство».

Счет 20 калькуляционный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов, выявления фактической себестоимости произведенной продукции (работ), сальдо на этом счете показывает размер незавершенного производства. На счете 23 определяют себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств (паросилового хозяйства, транспортного цеха и т.д.).

Для учета расходов, производственных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода используется счет 97 «Расходы будущих периодов».

Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по своему назначению собирательно-распределительные, сальдо не имеют, ежемесячно закрываются путем распределения собранных сумм между видами произведенной продукции.

Общепроизводственные (цеховые) расходы включают:

- амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

- затраты по ремонту оборудования;

- расходы по эксплуатации оборудования;

- зарплата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

- содержание аппарата управления цеха;

- содержание здание цеха и цеховых сооружений;

- охрана труда цеха;

- потери от брака в пределах норм.

На основании документов, подтверждающих факт и сумму произведенных общепроизводственных расходов, делают записи: Дт 25 Кт 02, 10, 70, по окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенных на счете 25 списывается. Сумма общепроизводственных расходов, приходящихся на себестоимость товарной продукции, распределяются между себестоимостью отдельных видов продукции пропорционально сумме основной зарплате производственных рабочих, прямым затратам материалов.

На основании такого расчета делается запись Дт 20 Кт 25.

Перечень общехозяйственных расходов:

- содержание аппарата управления;

- содержание прочего персонала;

- командировочные расходы;

- расходы на содержание зданий, сооружений общехозяйственного назначения;

- представительские расходы;

- содержание охраны;

- подготовка кадров;

- обязательные отчисления, налоги;

- расходы на охрану труда рабочих.

Все фактические затраты собираются и отражаются в Дт 26 Кт 02, 10, 60, 69, 70. Списание общехозяйственных расходов производится двумя способами на счет 20 «Основное производство» и 90 «Продажи», (это учитывают в учетной политике). Распределяются общехозяйственные расходы между готовой продукцией и незавершенным производством. Затем затраты, приходящиеся на готовую продукцию распределяются аналогично распределению общепроизводственных расходов. В конце отчетного месяца счет 26 закрывается и сальдо не имеет.

Если организация применяет нормативный метод учета затрат, то кроме счета 20 применяют счет 40 «Выпуск продукции». Синтетический учет затрат на производство ведется в журнале-ордере № 10 и журнале-ордере № 10/1.

Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность учетных работ. Все учетные работы можно условно поделить на 4 этапа. На первом этапе все фактические затраты в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению амортизации, основных средств и нематериальных активов, по расходам денежных средств отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах: Дт 20, 25, 26, 28 Кт 02, 10, 50, 51, 60, 69, 70. На втором этапе распределятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы: Дт 20 Кт 25, 26, Дт 90 Кт 26. На третьем этапе при наличии брака выявляются окончательные потери от брака на счете 28. Окончательные потери от брака в пределах норм списываются Дт 20 Кт 28. После завершения трех этапов на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции за отчетный месяц. На четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость, т.е. устанавливается и оценивается остатки незавершенного производства. По данным о фактических затратах за месяц, изменяющих остатки НПЗ, определяет фактическую производственную себестоимость. Эта сумма списывается на счет 20 и отражается записью при оприходовании на склад (в зависимости от выбранной организацией методики): Дт 40, 43 Кт 20.

Пример:

Организация имеет три передела. Запланировано и фактически изготовлено 200 изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 15 000 руб., а затраты на обработку сырья составили 8 000 руб., вторым переделом израсходовано на обработку 7 000 руб., третьим - 10 000 руб. Себестоимость по переделам составляет:

I передел - 23 000 руб. / 200 ед. = 115 руб.

II передел - 7 000 руб. / 200 ед. = 35 руб.

III передел - 10 000 руб. / 200 ед. = 50руб.
Итого 200 руб.

Фактическая себестоимость единицы продукции равна 200 руб.

(40 000 р> ' 200ед.).

Пример:

При следующих показателях: нормативная себестоимость единицы продукции -1200 руб., выпуск - 500 единиц, затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме12000 руб., экономию - в сумме 9000 руб.; незавершенное производство на начало месяца - 100 единиц с нормативной себестоимостью за единицу 1220 руб.

Требуется определить фактическую себестоимость всего выпуска и единицы продукции. При этом:

1. Нормативная себестоимость - 600 000 руб. (1200 руб. * 500 ед.).

2. Отклонение от норм: экономия - 9000 руб., перерасход + 12 000 руб.

3. Изменения норм составляют + 2000 руб., так как стоимость незавершенного
производства по старым нормам - 120 000 руб. (1220 руб. * 100 ед.), а по
новым нормам - 120 000 руб. (1200 руб. * 100 ед.).

4. Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила: 605 000 р
(600 000 + 12 000 - 9000 + 2000).

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.

_

Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм / Нормативная себестоимость выпуска)*100

Индекс экономии - (-) 1,5% (9000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Индекс перерасхода - (+) 2% (12 000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Индекс изменения - (+) 0,33% (2 000 руб. * 100: 600 000 руб.)

Фактическая себестоимость единицы продукции составила

1210 руб. [(1200 руб. + (2% от 1200 руб.) - (1,5% от 1200 руб.) - (033 % от 1200руб. = 1200 руб. + 24 руб. - 18 руб. + 4 руб.].

 

Пример:

Требуется рассчитать фактическую себестоимость НЗП (незавершенного производства) по изделию А, если затраты материалов составили 500 руб., ТЗР - 10 возвратные отходы - 2%. Начислена заработная плата в сумме 1000 руб., отчисления во внебюджетные фонды - в размере30 % заработной платы. Общепроизводственные расходы составляют по отношению к начисленной заработной плате 80% и общехозяйственные расходы - 90%.

Таблица 3.1 - Расчет фактической себестоимости НЗП

 

Статьи калькуляции Сумма, руб.
   
Материалы  
ТЗР (10%)  
Возвратные расходы (2%) -10
Итого материалы  
Заработная плата  
Социальный налог  
Общепроизводственные расходы (80% заработной платы)  
Общехозяйственные расходы (90% заработной платы)  
Всего фактическая себестоимость НЗП  

При учёте по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия.Прямые материальные затраты включают фактическую себестоимость основных материалов,израсходованных на производство. Списание материалов в производство оформляется записьюД-т20 «Основное производство» К-т10 «Материалы».

Прямые затраты на оплату труда оформляются следующим образом. При начислении заработной платы основным производственным рабочим с соответствующими начислениями на неё делается запись: дебет счёта 20»Основное производство»,кредит счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»,кредит счёта 69 «Расчёты по социальному страхованию».Эти затраты называются прямыми потому,что могут прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приёмы.

Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек.

Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, комиссионные снабженческим организациям, расходы на транспортировку,доставку силами сторонних организаций.

Определение фактической себестоимости основных материалов,списываемых на носитель затрат, разрешено производить по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок(ФИФО).Оценка методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчётного года в последовательности их закупки.Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие утверждает в своей учётной политике. Отпуск материалов в производство ещё не означает их фактического потребления.Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции,работ, услуг. Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. Результатом документального оформления движении и расходования основных материалов и выполненных расчётов становится проводка: Д-т 20»Основное производство» К-т 10»Материалы».

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих.
Для расчёта заработной платы работников,находящихся на повременной оплате труда,используются данные табелей учёта отработанного времени.
В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учёта выработки рабочих сдельщиков, в частности система пооперационного учёта выработки. Она предусматривает приёмку,подсчёт и фиксирование информации о выработке рабочего в первичных документах контролёром ОТК или мастером после выполнения каждой операции.

В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учёту выработки является наряд на сдельную работу. В нём отражается задание, его выполнение, разряд работы, расценку сумму заработка по каждой операции.

В серийном производстве первичными документами по учёту выработки рабочих являются маршрутные листы или карты.

После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной зарплаты рабочего –сдельщика.Подобным образом выполненные и оформленные расчёты позволяют в бухгалтерском учёте составить следующую проводку: Д-т 20 «Основное производство» К-т 70»Расчёты с персоналом по оплате труда».Одновременно производятся отчисления во внебюджетные фонды Д-т 20»Основное производство» К-т 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».

В течение отчётного периода общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются по дебету счетов:25»Общепроизводственные расходы» и 26»Общехозяйственные расходы». В конце отчётного периода эти расходы включают в себестоимость конкретного вида продукции пропорционально определённой базе распределения(в качестве базы могут быть:зарплата основных рабочих,сумма прямых затрат и т. п.). Распределение косвенных расходов оформляется записью:дебет счёта 20 кредит счетов 25 и 26.

Учёт по полной себестоимости особенно важен при определении финансового результата предприятии,исчисления налоговых платежей,для оценки перспектив развития производства. Основные достоинства данной системы: соответствие действующим в Российской федерации нормативным актам по финансовому учёту и налогообложению; корректировка оценки стоимости запасов незавершённой и готовой продукции.

Основные недостатки: включение в себестоимость продукции затрат, несвязанных непосредственно с её производством (в результате происходит уменьшение показателей рентабельности отдельных видов продукции);утрата объектами калькуляции индивидуальности из-за использования общих баз распределения при распределении косвенных расходов.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.