Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 4. Бюджетирование и контроль затрат





План

4.1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Понятие бюджетирования, виды бюджетов. Бюджетный цикл

4.2. Генеральный и операционный бюджет производственного предприятия. Расчет прогнозируемого баланса, плана прибыли и убытков, прогноза движения денежных средств. Расчет бюджета продаж производственных и трудовых затрат

4.3Формировние бюджета затрат на персонал

4.4 Система бюджетирования и внутрихозяйственного контроля.

Формирование бюджета. Статические и гибкие бюджеты

4.5 Критерии оценки деятельности центров ответственности

 

Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Понятие бюджетирования, виды бюджетов. Бюджетный цикл

 

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план.

Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а действительности всего предприятия.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов(- сроком до года – и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3-5 лет, а в электроэнергетике и добывающих отраслях промышленности – и на более длительный период (20 лет).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития. Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1. планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию. Без наличия плана управляющему, как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода предыдущим можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты низкопроизводительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3. бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

4. бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

- планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценки этой деятельности;

- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

- корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

А) генеральные и частные;

Б) гибкие и статистические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1. операционного бюджета – включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

2. финансового бюджета – включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельной – определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:

1) содержать лишь данные:

а) о доходах,

б) о расходах,

в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

2) разрабатываться в любых единицах измерения – как стоимостных, так и натуральных;

3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение 1 квартала пересматривается смета 2 квартала и составляется смета на 1 квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим южно выделить такие основные его типы, как:

1) генеральный бюджет торговой организации;

2) генеральный бюджет производственного предприятия.

 

 

4.2. Генеральный и операционный бюджет производственного предприятия. Расчет прогнозируемого баланса, плана прибыли и убытков, прогноза движения денежных средств. Расчет бюджета продаж производственных и трудовых затрат

 

Генеральный бюджет производственного предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 1), как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.

Финансовый бюджет по своей структуре аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании – составление бюджета продаж. Он определяется не столько производственными, возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов:

- деятельность конкурентов;

- стабильность поставщиков и покупателей;

- результативность рекламы;

- сезонные и другие колебания спроса;

- политика ценообразования.

При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.

 

 

 


Рис. 5.1. Генеральный бюджет производственного предприятия

 

Исходя из бюджета продаж, разрабатывают производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов.

Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид:

 

План прибылей и убытков промышленного предприятия

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) – Производственная себестоимость реализованной (проданной) продукции (работ, услуг) = Валовая прибыль

Валовая прибыль – Операционные расходы (административно-управленческие, коммерческие) = Операционная прибыль.

 

Выручка от продаж определяется бюджетом продаж.

Себестоимость товаров, реализованных в торговле, рассчитать легче, чем себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии, которая исчисляется по формуле:

, (11)

где: Ср – себестоимость реализованной продукции, руб.;

Згпн – запасы готовой продукции на начало периода, руб.;

Спр – себестоимость произведенной за период продукции, руб.;

Згпк – запасы готовой продукции на конец периода, руб.

Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.

Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

1)бюджет производства;

2) бюджет закупок материалов;

3) бюджет затрат по прямой заработной плате;

4) бюджет общепроизводственных расходов.

 

Пример. Швейное предприятие АО «Красная заря» занимается пошивом дамских костюмов и платьев, используя два вида тканей – шерсть и фланель. Учетной политикой предприятия для оценки потребленных материалов предусмотрен метод ФИФО. Руководству предприятия необходимо разработать генеральный бюджет на 2012 г.

Решение поставленной задачи предполагало использование следующей информации (табл. 5.1).

Таблица 4.1- Баланс АО «Красная заря» на 01.01.2011 г., тыс. руб.

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Готовая продукция Запасы материалов Дебиторы Касса, расчетный счет   Уставный капитал Кредиторская задолженность Расчеты с бюджетом  
Итого   Итого  

 

Руководство предприятия определило его план развития на 2011 г. следующим образом (табл. 5.2. – 5.9).

 

Таблица 4.2 - Прогноз реализации на 2012г.

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Планируемые продажи, ед. Цена реализации 1 ед., руб.    

 

Таблица 4.3 -Планируемый уровень запасов готовой продукции на конец периода

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Планируемые запасы на конец периода, ед.    

 

Таблица 4.4 -Планируемая величина прямых затрат

Показатели Сумма
Стоимость материалов, руб./м. -
Фланель  
Шерсть  
Заработная плата производственных рабочих, руб./ч.  

 

Таблица 4.5 - Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Фланель, м    
Шерсть, м    
Труд производственных рабочих, ч    

 

Таблица 4.6 - Планируемые запасы материалов

Материалы Количество, м
Фланель  
Шерсть  

 

Таблица 4.7 - Планируемая величина косвенных (накладных) расходов, тыс. руб.

Статьи расходов Сумма Постоянные (П), переменные, (Пер)
Производственные накладные расходы - всего    
в том числе    
переменные:    
заработная плата вспомогательных рабочих   Пер
премии рабочим   Пер
Электроэнергия   Пер
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования   Пер
постоянные:    
Амортизация   П
налог на имущество   П
заработная плата мастеров   П
Электроэнергия   П
Расходы на конструирование и моделирование – всего    
Статьи расходов Сумма Постоянные (П), переменные, (Пер)
в том числе    
заработная плата   П
Материалы   П
Расходы на маркетинг – всего    
в том числе    
заработная плата   П
Реклама   П
командировочные расходы   П
Коммерческие расходы – всего    
в том числе    
заработная плата   П
аренда, налоги   П
Работа с клиентами – всего    
в том числе    
заработная плата   П
командировочные расходы   П
Административные расходы – всего    
в том числе    
заработная плата управляющих   П
содержание административных помещений   П
Разное   П

 

Таблица 4.8 - Данные о наличии материалов на складе на начало периода

Показатели Материалы
Фланель Шерсть
Запасы на начало периода, м    
Стоимость запасов, руб.    

 

Таблица 4.9 - Данные о наличии готовой продукции на складе на начало периода

Показатели Продукция
платья костюмы
Начальные запасы, шт.    
Начальные запасы, руб.    

 

Данные, необходимые для составления бюджета денежных средств.

Условия погашения дебиторской задолженности: поступления денежных средств составляют 10% всего объема продаж текущего месяца; 50% дебиторской задолженности текущего месяца ликвидируется в следующем месяце, а остальные 50% погашаются через месяц. Средства поступают на расчетный счет и в кассу предприятия.

Условия погашения кредиторской задолженности:

- выплата заработной платы производится один раз в месяц по его окончании и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности по заработной плате не возникает;

- оплата кредиторам – половина счетов оплачивается в месяц покупки, оставшаяся – в следующем месяце;

- накладные расходы оплачиваются в том месяце, в котором они были произведены.

 

Минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия устанавливается руководством и составляет 135 тыс. руб. на конец каждого месяца.

Внешнее финансирование: кредиты могут браться лишь в момент нехватки денежных средств в размерах, необходимых для покрытия возникшего дефицита. Размеры выплаты кредитов зависят от имеющихся свободных денежных средств. Кредиты берутся в начале месяца. Условие кредитования – 18% годовых.

Капитальные вложения: в июле 2012 г. планируется покупка швейного оборудования стоимостью 430 тыс. руб.

Процедура составления генерального бюджета заключается в разработке операционного и финансового бюджетов. Рассмотрим каждый из них.

Составление операционного бюджета начинается, как отмечалось выше, с разработки бюджета продаж. Определение общего объема реализации является компенсацией высшего руководства, которое формирует свое решение в процессе консультации с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж строятся бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах, выраженных в натуральных единицах измерения (количество людей, оборудования, производственных площадей, метров ткани и т.п.).

 

 

1. Разработка бюджета продаж.

Бюджет продаж является результатом обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела реализации, планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж – это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т.д.

На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж (табл. 4.10.).

 

 

Таблица 4.10 - Бюджет продаж

 

Продукция Количество, шт. Цена за единицу, руб. Итого, руб.
Платья      
Костюмы      
Всего - -  

Для того чтобы иметь возможность продать планируемое количество швейных изделий, АО «Красная заря» должно их изготовить. Следовательно, в этом случае необходим бюджет производства.

 

2. Разработка бюджета производства.

Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством.

Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.

Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:

 

Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года – Запас готовой продукции на начало периода.

 

Как отмечалось выше, начальные запасы платьев составили 100 шт., костюмов – 50 шт. (см. табл. 4.9.). Руководство в своих планах утвердило величину запасов готовой продукции на конец отчетного периода соответственно на уровне 1100 и 50 ед. (см. табл. 4.3.).

Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид (табл.4.11).

 

Таблица 4.11 – Бюджет производства в натуральных единицах

Показатели Продукция
платья костюмы
Продажи по плану    
+ Планируемые запасы на конец периода    
Всего необходимо    
- Запасы на начало периода    
Планируемое производство    

 

Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета – это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.

3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.

При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).

Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:

- Запасы материала на начало отчетного периода;

- Потребности в материалах для выполнения производственного бюджета.

 

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти (см. табл. 4.8.). Расход материалов (в метрах) на единицу продукции был представлен в таблице 4.5. На основе этих данных определяются затраты материалов при выполнении производственного плана (табл.4.12.).

Далее рассчитывается расход материалов в денежных единицах.

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти, стоимость которых была определена соответственно как 49 и 60 тыс. руб. (см. табл. 4.8.). Для оценки запасов материалов применяется метод ФИФО. Планируемая на 2012 г. цена материалов определена в таблице 4.4.

 

Таблица 4.12 – Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, м

Материалы Платья, шт. Костюмы, шт. Всего
       
Фланель          
Шерсть          

 

Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:

 

Количество материалов, необходимых для обеспечения плана производства = Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции – Запасы материалов на начало периода.

 

Расчет прямых материальных затрат, необходимых для производства запланированного объема продукции, представлен в таблице 4.13.

 

Таблица 4.13 – Бюджет прямых материальных затрат

№ строки Показатели Фланель Шерсть Всего
  Всего потребности в материалах, м. 42 000 22 000 -
  Использовано из запасов, м.     -
  Цена 1 м., руб.     -
  Стоимость имеющихся запасов материалов, использованных в производстве, тыс. руб.     49 000     60 000     109 000
  Объем закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр. 1 – стр. 2), м     35 000     16 000     -
  Цена 1 м., руб.     -
  Стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр. 5* стр.6), руб.     245 000     160 000     -
  Общая стоимость материалов (стр. 4+ стр. 7), руб.   294 000   220 000   514 000

 

Для того чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти (см. табл. 4.6).

Бюджет закупок основных материалов показан в табл. 4.14.

 

Таблица 4.14 - Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении

№ строки Показатели № таблицы Фланель Шерсть Всего
  Потребности в материалах для производства, м   5.12   42 000   22 000   -
  Запасы материалов на конец периода, м   5.6       -
  Всего потребности в материалах (стр. 1+ стр. 2), м   -   50 000   24 000   -
  Запасы материалов на начало периода, м   5.8       -
  Объем закупок (стр. 3 – стр. 4), м - 43 000 18 000 -
  Цена 1 м., руб. 5.4     -
  Объем закупок материалов, (стр. 5* стр.6), руб.   -   301 000   180 000   481 000

 

Разработка бюджета прямых трудовых затрат.

Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества (см. табл. 4.11) производимой продукции, ее трудоемкости (см. табл.5.5.), системы оплаты труда (см. табл.4.4.). Эти данные используются при составлении бюджета прямых трудозатрат (табл. 4.15).

 

Таблица 4.15 - Бюджет затрат труда в натуральном и стоимостном выражении

Показатели Количество производственной продукции, шт. Затраты рабочего времени на единицу продукции, ч Общие затраты рабочего времени, ч Почасовая ставка, руб. Всего, руб.
Платья Костюмы     24 000   480 000 120 000
Итого - - 30 000 - 600 000

 

Разработка бюджета накладных расходов.

Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема выпущенной продукции. Если накладные расходы не изменяются при сокращении или увеличении производственной программы, то такие расходы будут считаться постоянными. Если подобная зависимость существует, то это переменные расходы.

Базой распределения накладных расходов между отдельными видами продукции в соответствии с учетной политикой АО «Красная заря» является заработная плата основных производственных рабочих. Их планирование также осуществляется в соответствии с ожидаемым фондом времени труда основных производственных рабочих. Ниже приводиться бюджет, составленный исходя из прогнозируемых трудозатрат основных производственных рабочих в 30 000 ч (см. табл. 4.7).

 

Таблица 4.16 - Бюджет накладных расходов

Бюджет накладных расходов  
Накладные расходы Переменные накладные расходы – всего в том числе: заработная плата вспомогательных рабочих премии рабочим двигательная электроэнергия расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Постоянные накладные расходы–всего в том числе: амортизация налоги заработная плата мастеров электроэнергия на освещение Сумма, тыс. руб.    
Всего  

 

Таким образом, одному часу труда производственных рабочих соответствует 40 руб. накладных расходов (1 200 000 / 30 000).

Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении.

Запасы готовой продукции в натуральной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством.

Для того чтобы оценить запасы в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции. Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования и оценки запасов.

В соответствии с учетной политикой АО «Красная заря» применяется метод учета и калькулирования полной себестоимости, а запасы оцениваются по методу ФИФО. Это означает, что:

- в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и косвенные производственные и непроизводственные расходы;

- к концу отчетного периода на складе предприятия остается готовая продукция, изготовленная в данном отчетном периоде (табл. 4.17).

 

Таблица 4.17 - Расчет себестоимости готовой продукции в 2012 г.

Показатели Стоимость единицы затрат, руб. Затраты (платья) Затраты (костюмы)
натуральные единицы руб. натуральные единицы руб.
Фланель Шерсть Рабочее время Накладные расходы   6м 3м 4ч 4ч   6м 4м 6ч 6ч.  
Всего - -   -  

 

 

Таблица 4.18 - Бюджет запасов материалов и готовой продукции

на конец планируемого периода

Показатели единицы измерения Количество Стоимость единицы, руб. Итого тыс. руб.
Запасы материалов: фланели шерсти   Запасы готовой продукции: платьев костюмов   м м     шт. шт.               56,0 20,0 76,0   343,2 22,1 365,3
Итого - - - 441,3

 

На основании информации о стоимости накладных расходов (см. табл. 4.16) и данных о запасах материалов и готовой продукции в натуральном выражении (см. табл. 4.8 и 4.9) можно составить бюджет запасов на конец планируемого периода.

Для оценки запасов материалов необходимо знать величину запасов в натуральном выражении и стоимость единицы запасов. Величина запасов в натуральной оценке определяется в планах руководства. В данном случае запасы материалов на конец периода были определены как 8000 м фланели и 2000 м шерсти (см. табл. 4.6), их стоимость соответственно 7 и 10 руб. (см. табл. 4.4).

Таким же образом определяется величина запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (табл. 4.18).

 

Разработка бюджета себестоимости продаж.

В основе составления бюджета проданной продукции лежит следующая формула расчета:

 

Себестоимость проданной продукции = Запас готовой продукции на начало периода + Себестоимость произведенной за планируемый период – Запас готовой продукции на конец периода.

(12)

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции вычисляется следующим образом:

 

Себестоимость произведенной за планируемый период продукции = Прямые затраты материалов в планируемом периоде + Прямые затраты труда в планируемом периоде + Накладные расходы за планируемый период. (13)

Из приведенных формул следует, что к настоящему моменту имеются все данные, необходимые для составления бюджета себестоимости реализованной продукции (табл. 4.19).

 

Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других периодических расходов (табл. 4.20-4.24).

Информацией для планирования послужили сведения об ожидаемой величине накладных расходов (см. табл. 4.7).

Все рассмотренные виды затрат являются постоянными, не зависящими от объемов производства.

 

Разработка плана прибылей и убытков.

Составление операционного бюджета завершается подготовкой плана прибылей и убытков (табл. 4.25).

Таблица 4.19 - Бюджет себестоимости продаж

№ строки Показатели Источник информации Сумма, тыс. руб.
    Запасы готовой продукции на начало периода Затраты материалов Затраты труда Накладные расходы Себестоимость произведенной продукции Запасы готовой продукции Себестоимость реализованной продукции   табл. 5.1 табл. 5.13 табл. 5.15 табл. 5.7   стр.2+стр.3+стр.4 табл. 5.18   стр.1+стр.5-стр.6   64,0 514,0 600,0 1200,0   2314,0 365,3   2012,7

Таблица 4.20 - Бюджет производственных затрат, связанных с конструированием и моделированием, тыс. руб.

Показатели Сумма
Заработная плата Материалы  
Итого  

Таблица 4.21 - Бюджет расходов на маркетинг, тыс. руб.

Показатели Сумма
Заработная плата Реклама Командировки  
Итого  

 

Таблица 4.22 - Бюджет коммерческих расходов, тыс. руб.

Показатели Сумма
Заработная плата Аренда, налоги  
Итого  

 

Таблица 4.23 - Бюджет отдела работы с клиентами, тыс. руб.

Показатели Сумма
Заработная плата Командировки  
Итого  

 

Таблица 4.24 - Бюджет расходов на маркетинг, тыс. руб.

Показатели Сумма
Заработная плата управляющих Содержание административных помещений Разное  
Итого  

Таблица 4.25 - Прогноз прибылей и убытков

№ строки Показатели Источник информации Сумма, тыс. руб.
    Выручка от продаж Себестоимость продаж Валовая прибыль Операционные расходы: затраты на конструирование и моделирование затраты на маркетинг коммерческие затраты затраты отдела работы с клиентами административные затраты Итого операционных расходов Прибыль от основной деятельности табл. 5.10 табл. 5.19 стр.1 - стр.2     табл. 5.20 табл. 5.21 табл. 5.22 табл. 5.23 табл. 5.24 - стр.3 – стр. 4 3800,0 2012,7 1787,3     136,0 200,0 100,0 60,0 374,0 870,0 917,3

Предприятие имеет льготы по налогу на прибыль. После соответствующих корректировок ожидается, что налогооблагаемая прибыль составит 808 566,7 руб., а налог на прибыль –

808 566,7 * 0,20 = 194 056 руб.

В составлении финансового бюджета входят следующие этапы.

Разработка бюджета денежных средств.

При создании этого бюджета информация из плана прибылей и убытков анализируется с точки зрения реального выбытия и поступления денежных средств. Данный анализ предполагает знание условий погашения кредиторской задолженности, а так же порядка работы с дебиторами.

Ранее уже отмечалось, что своевременно, т.е. в месяц продажи, на расчетный счет и в кассу АО «Красная заря» поступает лишь 10% всего объема продаж, т.е. оставшиеся 90% выручки текущего месяца, предприятие получает в последующие периоды; 50% дебиторской задолженности погашается через месяц после продажи, а вторая половина – спустя два месяца после отгрузки продукции и выставления покупателю счетов.

Таким образом, чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам. Ниже выполнены расчеты ожидаемого поступления денежных средств от продаж на примере 3 квартала 2012 г. (табл. 4.26).

Таблица 4.26 – Ожидаемое поступление денежных средств в 3 квартале 2012 г., руб.

Показатели Май Июнь Июль Август Сентябрь Всего
Продажи:            
с отсрочкой платежа, 90%           -
без отсрочки платежа, 10%           -
Всего           -
Получение денежных средств от продаж:            
10% текущего месяца - -       -
50% задолженности предыдущего месяца - -       -
50% двухмесячной задолженности -





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.