Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА





А.С. Чуева, П.М. Курдюк

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

(ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для бакалавров

 

Краснодар

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

 

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

(ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

 

 

Учебное пособие

Для бакалавров

 

 

Краснодар

 

УДК

ББК

М

 

 

Рецензенты:

Ю.А. Агафонов–кандидат юридических наук,

доктор философских наук, профессор

(Контрольно-счетная палата Краснодарского края)

В.П. Камышанский– доктор юридических наук, профессор

(Кубанский государственный аграрный университет)

Л.П. Рассказов – доктор юридических наук,

доктор исторических наук, профессор

(Кубанский государственный аграрный университет)

Финансовое право (общая часть):учебное пособие для

бакалавров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк. – Краснодар, 2013. –141с.

 

В настоящем учебном пособии с учетом последних изменений в финансовом законодательстве Российской Федерации раскрыты темы, касающиеся финансовой системы, финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предмета, метода правового регулирования и системы финансового права, правового регулирования финансового контроля, а также многое другое. Учебное издание подготовлено на основе Конституции Российской Федерации 1993 г., Бюджетного, Налогового и Гражданского кодексов, других нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения в современной России.

Краткое изложение материала позволило акцентировать внимание на самых основных теоретико-правовых аспектах курса, в связи с чем, оно поможет студентам быстро и качественно подготовиться к сдаче экзамена по дисциплине «Финансовое право».

Данное учебное пособие предназначено для бакалавров, магистров, аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, работников финансовых, налоговых, других органов государственной власти (местного самоуправления), предпринимателей, а также для всех, кто интересуется основными тенденциями и особенностями развития финансового права в России.

 

© Чуева А.С., Курдюк П.М., 2013

© ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

аграрный университет», 2013.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………..6

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..7

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...9

1.1 Финансы Российской Федерации: понятие,

роль, сущность и функции…………………………………..9

1.2 Финансовая система Российской Федерации………….16

Вопросы и задания для самоконтроля………………………...34

Рекомендуемая литература (нормативная, учебная,

научная) к теме…………………………………………………….36

 



ФИНАНСОВОЕ ПРАВО – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ОТРАСЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА………...39

2.1 Понятие,предмет и метод финансового права как

отрасли российского права………………………………..39

2.2 Принципы финансового права…………………………...48

2.3 Источники финансового права…………………………..49

2.4 Система финансового права……………………………..55

2.5 Место финансового права

в системе права России…………………………………..56

Вопросы и задания для самоконтроля………………………...60

Рекомендуемая литература (нормативная, учебная,

научная) к теме…………………………………………………….61

 

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ

ПРАВООТНОШЕНИЯ…………………………………………..63

3.1 Финансово-правовые нормы:

общая характеристика ……………………………………..63

3.2 Финансовые правоотношения: понятие,

особенности, виды………………………………………….67

3.3 Субъекты финансового права.……………………………71

Вопросы и задания для самоконтроля………………………...73

 

Рекомендуемая литература (нормативная, учебная,

научная) к теме…………………………………………………..74

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ………………………75

4.1 Финансовая деятельность государства

и муниципальных образований: понятие, роль,

организационно-правовые особенности и методы,

правовые формы……………………………………………..75

4.2 Система и правовое положение органов власти,

осуществляющих финансовую деятельность…………...78

Вопросы и задания для самоконтроля……………………….106

Рекомендуемая литература (нормативная, учебная,

научная) к теме…………………………………………………..107

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………...109

5.1 Финансовый контроль: понятие, принципы, виды,

методы………………………………………………………109

5.2 Компетенция органов власти (государственных и

муниципальных) в области финансового контроля….114

5.3 Аудиторский финансовый контроль…………………….123

Вопросы и задания для самоконтроля……………………….131

Рекомендуемая литература (нормативная, учебная, научная) к теме…………………………………………………..131

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….134

 

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БВС – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации

БМД – Бюллетень международных договоров Российской Федерации

БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Ведомости РФ (СССР, РСФСР) – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (СССР, РСФСР)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

САПП – Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

СП СССР – Собрание постановлений Правительства СССР

ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерации

ТК ТС – Таможенный кодекс таможенного союза

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФЗ – Федеральный закон

ФКЗ – Федеральный конституционный закон

ФНС России – Федеральная налоговая служба

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Международные финансовые институты

 

БМР – Банк международных расчетов

ВТО – Всемирная торговая организация

ВЭК– Валютный и экспортный контроль

ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития

ЕВС –Европейская валютная система

ЕС – Европейский союз

ЕЦБ – Европейский центральный банк

 

Введение

Место и роль финансового права в структуре учебных юридических дисциплин определяется, во-первых, спецификой его предмета, охватывающего круг общественных отношений, возникающих в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера; во-вторых, особенность финансового права заключается в сочетании двух наук — финансы и право. В связи с этим, данная учебная дисциплина ставит своей цельюизучение основ правового регулирования финансовой сферы в целом.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства:

· формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями;

· обновляются методы финансовой деятельности;

· появляются новые виды финансовых отношений;

· растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.

Этим определяется актуальное значение освоения дисциплины финансового права.

Изучение финансового права призвано сформировать у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими служебных обязанностей в своей будущей практической деятельности, а также навыков:

· творческого подхода к разрешению правовых проблем и коллизий финансового законодательства;

· правового анализа предложенных спорных ситуаций;

· принятия необходимых мер, направленных на защиту прав субъектов финансовых правоотношений;

· работы с нормативными правовыми актами.

Изучение финансового права ориентировано не только на усвоение необходимых финансово-правовых знаний, владение общими понятиями и категориями финансового права, методикой правового анализа норм данной отрасли права, но и на повышение уровня финансово-правовой грамотности, что весьма актуально в современной России.

Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: 1) нормотворческая деятельность (участие в подготовке нормативно-правовых актов); 2) правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов); 3) правоохранительная деятельность (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); 4) экспертно-консультационная деятельность (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов); 5) педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).

Решение этих задач предполагает использование в учебном процессе компетентностного подхода, призванного обеспечить подготовку практико-ориентированного специалиста.

Процесс изучения дисциплины «Финансовое право» направлен на формирование общекультурных ипрофессиональных компетенций.

Овладение финансово-правовыми знаниями, умениями и навыками находится в тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами. Финансовое право во многом основывается на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в процессе изучения теории государства и права, конституционного права, международного права, административного права, муниципального права, гражданского права, уголовного права.

 

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Роль, сущность и функции

 

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги – это одно и то же, то зачем существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Рассмотрим этот вопрос через призму истории развития данной категории. Итак, термин «finansia»возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал:

- во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

- во-вторых,субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

- в-третьих,в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (т.е. эти отношения носили фондовый характер);

- в-четвертых,регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата[1].

Деньги – это экономическая категория, обозначающая всеобщий товарный эквивалент или общепризнанное средство обмена. Это означает, что деньги являются универсальным средством, которое может быть обменено на любой товар, предлагающийся на рынке. Деньги позволяют упростить обмен, снизив его издержки. Деньги обладают абсолютной ликвидностью, т.е. способны обмениваться на другой товар с минимальными потерями. Очевидно, что необходимой предпосылкой появления денег является открытие обмена. Таким образом, главное назначение денег – служить средством обмена, т.е. упрощать обмен товарами между людьми. Роль денегв экономике проявляется через выполнение ими ряда функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Деньги являются средством экономического расчета. Существование развитого общества с высоким уровнем разделения труда без денег невозможно[2].

Однако финансы охватывают не всю сферу денежных отношений, а лишь ту ее часть, посредством которой образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансовых механизмов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства (иными словами, финансы – финансовые ресурсы страны).

В качестве экономической категории финансы представляют собой экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, безопасности страны и удовлетворения социальных нужд[3].

В правовом смысле слова финансы – это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированных нормами права[4].

Сущность финансов проявляется в их функциях (иными словами, это та «работа», которую выполняют финансы).

По мнению Н.И. Химичевой, в качестве основных и определяющих финансам свойственны распределительная и контрольная функции.Так, посредством финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль производства и распределения материальных и социальных благ в стране[5].

Ю.А. Крохина отмечает, что роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

Так, посредством использования финансов государство осуществляет регулированиеэкономики, влияет на социальные и политические процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т.д.

Финансы помогают государству осуществлять и функцию контроля.Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т.е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов фи-нансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется в деятельности финансовых органов. Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства[6].

Таковы основные признаки и функции финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений.

Подведем итоги.

Итак, финансы и деньгиразличные стороны (элементы) экономики. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции.

В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов.

Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства (как органа управления). Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права[7].

Таким образом, все финансовые отношения являются денежными, но не все денежные отношения бывают финансовыми.

Так, например, отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми, так как возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.

Кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный, и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой заранее оговоренных процентов.

Отношения по заработной плате, являются денежными, однако в отличие от финансовых отношений, являются эквивалентными. Обусловлено это тем, что заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер.

Продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансы – это распределительные отношения, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения.

Финансы – это безэквивалентные отношения, так как на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной».

Таким образом, финансовые отношения от денежных отличаются и по признаку эквивалентности. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения.

Наконец, динамика финансовых отношений, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды[8].

Сущность государственных и муниципальных финансов,закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы –одновременно с возникновением местного самоуправления.

Основные средства государства и местного самоуправления концентрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порождающей появление финансов, являются потребности государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Данную ресурсопотребность без

финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство – итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не является совершенным механизмом. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собственный механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов.

В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, –государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей.

Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние (например, в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса и т.д.), которое служит не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

Таким образом, финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. В связи с этим, государственные (муниципальные) органы власти должны учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования (формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т.д.). В противном случае, отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приведет к негативным процессам (например, к инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам и т.д.).

Федеративная природа Российского государства обусловливает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов Российской Федерации. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответствующих региональных финансов.

Так,финансы субъекта Российской Федерации –это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах соответствующего региона.

Признание в России местного самоуправления и гаранти- рованность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую категорию – финансы муниципальных образований, которые представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.

Однако, несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы являются единой категорией, что подтверждается федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления; единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики и т.д.[9]

 

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

Отрасли российского права.

Принципы финансового права.

Система финансового права.

Отрасли российского права

 

В теории права среди ученых отсутствует единое мнение о том, какой фактор выступает основным для признания отрасли права самостоятельным правовым образованием. Так, одни авторы[40] полагают, что одна отрасль права отличается от другой предметом, методом и законодательством; другие авторы[41] выделяет три отличительных признака любой отрасли права: объект регулирования, метод правового регулирования, круг источников и структуру нормативного массива. Наконец, ряд авторов справедливо отмечают, что в основе понимания особенностей отдельной отрасли права лежит анализ предмета, а также метода соответствующей отрасли.

Представляется, что именно предмет правового регулирования выполняет роль первичного системообразующего фактора любой отрасли права, а метод правового регулирования – вторичного[42].

Современные авторы предлагают различные определения финансового права как отрасли российского права, а также предмета и метода правового регулирования данной отрасли права, которые хотя и отличаются в своих формулировках, тем не менее, близки по содержанию. Рассмотрим некоторые из них.

Так, по мнению В.Б. Алексеевафинансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь особенностями его предмета и метода правового регулирования и наличием системы финансового права.

Финансовое право, как отмечает данный автор, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач и функций, вытекающих из политики социально-экономического развития страны.

Предмет финансового права– это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию денежных средств с целью выполнения его задач.

Наконец, основным методом финансово-правового регулирования,по мнению В.Б. Алексеева, является императивный, носящий характер, выражающийся в обязательных предписаниях участникам финансовых отношений[43].

Е.Ю. Грачева справедливо отмечает, что рассмотрение специфики финансовых отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности органами государства и местного самоуправления, дает возможность охарактеризовать предмет и метод правового регулирования финансового права как самостоятельную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в целях реализации общесоциальных потребностей.

Специфика предмета правового регулирования финансового права, по мнению данного автора, обуславливает его самостоятельный характер. Финансовое право регулирует организационные общественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе публичной финансовой деятельности распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Важнейшие черты отношений,составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:

- во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;

- во-вторых, в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, субъекты, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они носят властный характер;

- в-третьих, объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву, которые заключаются в том, что это метод власти и подчинения.Однако, отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, по мнению Е.Ю. Грачевой, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения по вертикали. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности[44].

Ю.А. Крохинаотмечает, что современное финансовое право как самостоятельная отрасль права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)[45] от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (далее – НК РФ (ч.1)) правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д. По мнению данного автора, предмет финансового праванеобходимо рассматриватькак совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения. Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права, как отмечает Ю.А. Крохина, служит метод правового регулирования.Вопрос о методе финансового права весьма актуален: от его решения зависит практическое осуществление государством (муниципальными образованиями) права собственности на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Среди общих методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный методвоздействия на финансовые отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. Развитие Российской Федерации в новых экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного методаправового воздействия на финансовые отношения. Диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, поэтому его «проникновение» в сферу финансового права свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов. Безусловно, в силу специфики финансового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Относительно публичной финансовой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства. Наконец, под финансовым правом Ю.А. Крохина предлагает понимать отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций[46].

По мнению М.В. Карасевой«в самом общем виде предмет финансового права определяется через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований».

Основным методомфинансово-правового регулирования является метод вл









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.