Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансово-правовые нормы: общая характеристика





 

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма – это простейший элемент, «клеточка» финансового права, которая обладает всеми общими чертами правовой нормы, но имеет и характерные особенности. Каждой финансово- правовой норме присущи следующие общие признаки нормы права:1)она содержится в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства, органами местного самоуправления или должностными лицами; 2) она имеет общеобязательный характер; 3) она обеспечена принудительной силой государства.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет собственное, только ей присущее содержание, свои специфические признаки, совокупность образующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т.е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права для функционирования в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, проявляющиеся:а) в ее содержании; б) в характере установленных в ней предписаний; в) в мерах ответственности за нарушение предусмотренных в ней правил; г) в способах защиты прав участников финансовых отношений.

Содержаниефинансово-правовых норм составляют правила

поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний, функционирования публичных денежных фондов и сопутствующих финансовых инструментов, обеспечивающих реализацию государственных задач. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспе­чивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (до­ходов) государства и органов местного самоуправления, других публичных денежных фондов соответст­венно их задачам в каждый конкретный период времени, вытека­ющим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер.Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Имеются также особенности юридических свойств прав и обя­занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти осо­бенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуп­равления, организации и учреждения, компетенция которых оп­ределяется в положениях и уставах. При этом их финансово-пра­вовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, ис­пользование бюджетных средств на реализацию социально-экономических и других программ соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей.



Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово­го права) — это установленное государством и обеспеченное ме­рами государственного принуждения строго определенное прави­ло поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юри­дические обязанности их участников.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация, которую можно провести по нескольким основаниям.

Итак, в зависимости от содержания финансово-правовые нормы могут быть:

· материальными (закрепляют со­став финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и т.п., то есть материальное (денежное) со­держание юридических прав и обязанностей участников финан­совых отношений);

· процессуальными(устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных фондов (доходов), то есть устанавливают порядок применения и действия норм материального права).

По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:

· обязывающие(регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, обязывающие финансово-правовые нормы предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сро­ках предстоящих платежей, а гражданам – уплатить своевре­менно эти платежи);

· запрещающие(регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Так, например, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков);

· уполномочивающие(предоставляют участникам финансовых отношений возможность принятия самостоятельных решений, но в строго установленных границах).

В зависимостиот вида регулируемых отношенийфинансово-правовые нормы подразделяются на:

· бюджетные;

· налоговые;

· финансового контроля;

· страховые;

· банковские;

· валютные и др.

В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть разделены на:

· нормы законов;

· нормы подзаконных актов.

В структурном отношении финансово-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Так, гипотеза представляет собой условия действия финансово-правовой нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения финансовых правоотношений. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, что оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.

В свою очередь диспозиция представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция определяет права и обязанности участников финансовых отношений, содержит предписание того, как они должны поступать.

Наконец, санкция представляет собой меру юридической ответственности, которая применяется в случае нарушения финансово-правовых норм. Таким образом, основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение). Например, нецелевое использова­ние средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, не­уплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета до­ходов и расходов и объектов налогообложения и т.п.[70]

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.