Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности и методы, правовые формы





 

Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового права.

Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, т.е. независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства[79].

Итак, финансовая деятельность государства — это осу­ществление им функций по планомерному образованию (форми­рованию), распределению и использованию денежных фондов (фи­нансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономи­ческого развития, обеспечения обороноспособности и безопас­ности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (форми­рованию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовы­ми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых,в отличие от других сфер деятельности государст­ва она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует ра­боту государственных органов, а также предприятий, организа­ций, учреждений по реализации их задач, независимо от отрасле­вой принадлежности.

Во-вторых,осуществление государством финансовых функ­ций протекает в виде деятельности как представительных, так и ис­полнительных органов власти (государственного управления).

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию федеральных органов, органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[80].

Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами и субъектами с помощью разнообразных методов. Их различие опреде­ляется тем, с какими субъектами уполномоченные лица вступают в отноше­ния, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой дея­тельности методы ее осуществления принято делить на методы мо­билизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения).



Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.

 

При распределении денежных средств применяются два основных метода: финансирование(плановая, целевая, безвозмездная, безвозвратная выдача денежных средств из бюджета)и кредитование(плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств).

Формыфинансовой деятельности государства разнообразны, и по своему характеру могут быть:

ü правовыми(выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм);

ü не­правовыми(организаторская, подготовительная, аналитическая работа в области финансовой деятельности, предществующая принятию финансово-правовых актов).

Финансово-правовые акты — это принятые в предус­мотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре­кращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на:

· нормативные (акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы);

· индивидуальные(акты, в которых конкре­тизируются общие правила, установленные в нормативных актах; каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекраще­нию конкретных финансовых правоотношений).

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

· законодательные (законы, принимае­мые соответствующими представительными органами государст­венной власти: федеральные и субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);

· подзаконные (акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и приня­тые во исполнение закона: указы, постановления, приказы и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в об­ласти финансов на определенный период, т.е. являются пла­нами по мобилизации, распределению и использованию финансо­вых ресурсов.

Кфинансово-плановым актам относятся: основные финансовые планы государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты муниципальных образований; бюджеты государственных внебюджет­ных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуп­равления;

финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и организаций; бюджетные сметы бюджетных учреждений и др.

Юридическое оформ­ление финансово-плановых актов осуществляется принятием актов соответствующих государственных и муниципальных органов. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учрежде­ния — органом исполнительной власти, которому это учреждение подчинено. Ут­вержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические пос­ледствия, как любой финансово-правовой акт[81].

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.